Аппаратные средства компьютера 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Под структурой компьютера понимают модель, которая определяет состав, порядок и принципы взаимодействия элементов компьютера.

Архитектура компьютера — общее описание его структуры и функций.

В основу архитектуры современных компьютеров положен магистральномодульный принцип.

В соответствии с магистрально-модульным принципом компьютер представляет собой набор блоков, взаимодействующих с общим каналом для обмена данными — системной шиной (магистралью). Каждый блок выполняет специализированные операции.

Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.

Слоты — разъемы для вставки карт расширения. Карта расширения — специальная плата, которую устанавливают в слот расширения материнской платы с целью добавления компьютеру дополнительных функций.

Системная шина выполняет роль информационной магистрали, связывающей все устройства компьютера друг с другом.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала

Организация учебного процесса на данном этапе:

Как вы думаете, что значит это выражение? (Учащиеся высказывают свои предположения). Ребята, давайте разгадаем ребусы, связанные с информатикой (См. слайд 2,3, приложение 2).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация

Цель этапа: актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала; актуализация мыслительных операций, необходимых для восприятия нового материала;мотивирование к выполнению учебных действий

Организация учебного процесса на данном этапе:

Ребята, как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? Чему мы должны научиться? (Учащиеся высказывают свое мнение) Да, вы правы. Мы с вами должны обобщить и систематизировать ваши знания поданной теме, научиться слушать друг друга и работать в команде.

Итак, начинаем наш КВН.

Сейчас вы должны разделиться на команды, на прошлом уроке, мы с вами договаривались об этом, выбрать капитана, название, девиз и эмблему команды. Члены жюри также были выбраны заранее. Нам предстоит выполнить задания семи конкурсов и подвести итоги игры, поделиться впечатлениями.

4. Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа: закрепить ранее полученные знания об устройстве компьютера, и применение знаний на практике; мотивирование к выполнению учебных действий

Организация учебного процесса на данном этапе:

Ход игры

Итак, первый конкур – Приветствие команд (5 баллов)

Команды представляются, сообщают свое название, девиз, показывают эмблему. Жюри выставляет оценки и подводит итоги.

Следующий, второй конкурс - Блиц-опрос (Каждый правильный

ответ – 1 балл)

Каждой команде по очереди я буду задавать вопрос, ответ должны обсуждать все участники команды, отвечать капитан. Начинает команда с наибольшим количеством баллов, если команда не знает ответ, то данный вопрос переходит другой команде. За нарушение дисциплины, будем вычитать баллы. Итак, начинаем…


1. Назовите устройство, которое позволяет пользователю вводить информацию в ПК.

2. Назовите совокупность устройств, которые используются для хранения информации.

3. Назовите устройство, которое предназначено для вывода символьной информации на бумагу.

4. Электронный блок, либо интегральная схема (микропроцессор), исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера – это…

5. Назовите программу, которая играет роль связующего звена, между подключенным к компьютеру устройством и операционной системой.

6. Назовите совокупность программ, которые хранятся на всех устройствах долговременной памяти ПК.

7. Назовите наименьшую единицу памяти.

8. Как называется элемент интерфейса пользователя, который позволяет выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.

9. Назовите совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

(См. слайд 4,5, приложение 2).

От каждой команды я приглашаю по одному участнику. Задание выполняется за компьютером в графическом редакторе Paint — изобразить и представить компьютер будущего. Члены команды могут, выдвигать свои идеи, помогать словом, не нарушая при этом дисциплину, подходить к участнику за компьютером нельзя. После завершения конкурса, капитаны представляют свои работы. Жюри выставляет оценки и подводит итоги.


  1. Командам предстоит подобрать к слову синоним, обсуждают все участники команды, отвечает капитан.

— Гибкий магнитный диск — … дискета

— Лазерный диск — … CD-ROM

— Печатающее устройство — … принтер

— Винчестер — … жесткий магнитный диск


  1. По данным определениям отгадать компьютерный термин или понятие, которое является многозначным словом. Команды отвечают по очереди. Например: текстовый, графический, программный, системный, исполняемый, командный, архивный, скрытый … (Файл). Итак, поехали

(См. слайд 7,8, приложение 2).

(См. слайд 9, приложение 2).

(См. слайд 10, приложение 2).

Жюри выставляет оценки и подводит итоги.

Итак, мы с вами подошли к последнему 7-му конкурсу, это конкурс капитанов. Для прохождения конкурса приглашаются капитаны. С помощью мимики и жестов вы должны изобразить: (капитаны вытягивают задание)

Вот и подходит к концу наш увлекательный урок. Вы молодцы, потрудились на славу. Я увидела, что вы умеете работать в команде, у вас есть чувство ответственности, взаимовыручки, также вы неплохо на данном этапе разобрались с устройством компьютера.

(Ребята высказывают свои мнения)

Спасибо за работу. Урок закончен. До свидания.

План-конспект урока №2


  • Научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы по составлению алгоритмов; закрепить умения вычленять проблемы.

  • Совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения ; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

  • Вовлечь в активную деятельность; формировать культуру и гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

  1. Формировать понимание личной ответственности за будущий результат Регулятивные:

  2. Определяет цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своѐм задании).

  3. Выдвигает версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные:

  1. Излагает свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

  2. Различает в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  3. Корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, может достойно признавать его ошибочность. Познавательные:

  1. Умеет находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

  2. Владеет смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

4. Умеет представлять информацию в разных формах


  1. Организационный момент (2 минута);

  2. Актуализация знаний (7 минут);

  3. Мотивация и постановка целей урока (4 минуты);

  4. Обобщение и систематизация знаний (20 минут);

  5. Постановка домашнего задания(2 минуты);

  6. Подведение итогов(4 минуты); 7. Рефлексия (1 минута).

Включение учащихся в учебную деятельность Организация учебного процесса на данном этапе:

Организация учебного процесса на данном этапе:


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

Организация учебного процесса на данном этапе:

Смотритель оценит ваш правильный ответ в 9 бит, если ответите неправильно – вычтет столько бит, сколько соответствует количеству очков на кубике. Чтобы перейти на следующую станцию нужно правильно ответить на вопросы смотрителя. Если Команда, отвечавшая первой, ошибается, то право ответа переходит к другим командам. В этом случае при правильном ответе они получают сумму бит, соответствующую количеству очков на кубике, а при неправильном ее теряют. Каждой команде я даю стартовую сумму в 29 бит. Выигрывает та команда, у которой сумма бит в конце игры будет больше. (Отвечать на вопросы должны разные участники команд)

4. Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа: закрепить ранее полученные знания об алгоритмах и исполнителях, свойствах, видах алгоритмов и применение знаний на практике; мотивирование к выполнению учебных действий

Организация учебного процесса на данном этапе:

Ход игры

Красная станция “Информационные реки ” Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.

Смотритель:

Я смотритель красных станций, которые находятся на алгоритмических реках страны Информатика.

Синяя станция “Алгоритмические просторы” Определения. Исполнитель алгоритма.

Смотритель:

Я смотритель синих станций, которые покоряют алгоритмические просторы страны Информатика.

Зеленая станция “Компьютерные леса”

Практическое задание. Выполнение алгоритма за компьютером.

Смотритель:

Я смотритель зеленых станций, которые находятся в компьютерных лесах страны Информатика.

Вопросы-задания Красная станция “Алгоритмический берег” Остановка 1. Задание 1.

(См. слайд 4, приложение 2).

Остановка 2. Задание 2.


  1. Подходим к светофору.

  2. Смотрим на сигнал светофора.

  3. Он должен быть зеленым (это условие).

  4. Если условие выполняется, мы переходим дорогу.

    1. Если нет – ждем, пока загорится зеленый.

    2. Переходим дорогу. 5. Конец алгоритма.

    1. Берем число 1.

    2. Проверяем, меньше ли оно 100.

    3. Если да, проверяем простое ли это число.

    4. Если условие выполняется, записываем его.

    5. Берем число 2.

    6. Проверяем, меньше ли оно 100.

    7. Проверяем, простое ли оно. …. Берем число 3

    8. Проверяем, меньше ли оно 100. Проверяем, простое ли число. Нет, пропускаем его. Берем число 4

    9. Таким образом, перебираем все числа, до

    (См. слайд 5, приложение 2).

    Остановка 3. Задание 3

    Исправь алгоритм злоумышленника.

    Проснувшись утром, школьник почувствовал недомогание. Находившийся рядом злоумышленник тут же составил для него следующий алгоритм:

    Если температура выше 38 0 , то:

    Несмотря на недомогание, школьник исправил этот алгоритм, добавив всего две строки. Какие строки добавил школьник? (См. слайд 6, приложение

    Синяя станция “Алгоритмические просторы”


    • принятия решения

    • выполнения действия

    • начала и конца алгоритма

    • ввода или вывода данных

    (См. слайд 7, приложение 2).

    Кто первый тому 2 смайлика, следующий 1 смайлик.

    Остановка 2 Задание 5

    (См. слайд 8, приложение 3).

    Зеленая станция “Компьютерные леса” На этой станции у нас будет только одна остановка.

    Я попрошу вас пройти за свои компьютеры, запустить графический редактор и выполнить практическое задание на карточках. Т.к. мы с вами сегодня работаем в командах, а за компьютером вы сидите по одному, поэтому данное задание ещѐ и на скорость, каждый должен выполнять его как можно быстрее. После того как вы его выполните нужно поднять руку, победит та команда, члены который первыми выполнят задание.

    А сейчас, откройте свои дневники и запишите домашнее задание:


    На уроке учащиеся закрепляют знания о классификации различных периферийных устройств, знакомятся с достоинствами и недостатками тех или иных устройств.

    Описание разработки

    Цель урока:

    познакомить учащихся с устройством компьютера, повторить основные периферийные устройства персонального компьютера;

    Задачи:

    закрепить полученные знания и понятия классификаций различных периферийных устройств ПК;

    научиться различать достоинства и недостатки тех или иных устройств;

    научиться четко формулировать функциональное назначение каждого устройства.

    развивать умения строить аналогии, обобщать и систематизировать;

    развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

    способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

    способствовать формированию бережного отношения к окружающим предметам, взаимного уважения друг к другу.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1. Проверка готовности учащихся к уроку.

    2. проверка отсутствующих.

    II. Проверка знаний учащихся.

    Мет. ук. : Учитель проводит фронтальный опрос учащихся:

    Что такое информация?

    Какие виды информации вам известны?

    Что изучает наука Информатика?

    Мет. ук. : Учащиеся отвечают на вопросы.

    Информация - это сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

    По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию

    Наука Информатика изучает всевозможные способы ввода, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера.

    III. Постановка учебной задачи.

    Мет. ук. : Учитель задает вопросы и подводит учащихся к объявлению темы урока, и совместно ставят цели урока.

    - Где в повседневной жизни можно встретить компьютеры? (Сегодня компьютеры - обычное явление в учреждениях, банках, магазинах)

    - В чем нам помогает компьютер? (С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое. )

    - Что же такое компьютер? (Компьютер - это электронная машина для обработки информации. )

    - Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? (Сегодня на уроке мы рассмотрим устройство ПК. Основные устройства ПК - системный блок, монитор, клавиатура, мышь, периферийные устройства к компьютеру в классе: принтер, сканер, колонки, наушники, микрофон, web-камера. )

    IV. Работа по новой теме.

    Мет. ук. : учитель задает вопросы учащимся на которые они пытаются ответить, при затруднении учитель помогает, формулирует правильные определение, которые записываются в тетрадь.

    - Что представляет собой аппаратное обеспечение компьютера?

    Аппаратное обеспечение компьютера – группа взаимосвязанных устройств, предназначенных для приёма, передачи, преобразования, хранения и выдачи информации.

    - Что означает аббревиатура ПК? Из чего состоит персональный компьютер?

    Персональный компьютер (ПК) состоит из взаимосвязанных устройств, каждое из которых выполняет определённую функцию.

    - Все устройства, которые возможно подключить к системному блоку ПК, можно разделить на 4 основные группы в соответствие с их функциональными возможностями:

    – ввод информации (клавиатура, мышь) ;

    – вывод информации (монитор) ;

    – обработка информации (процессор) ;

    – хранение информации (память ПК).

    Исключение составляют устройства, которые могут совмещать в себе 2 функции, например, ввод и вывод информации (дискета, флэш-карта, камера).

    - назовите основные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура).

    - Пользователи подключают к ПК дополнительные устройства, называемые периферийными. Например, принтер, сканер, наушники.

    - Какие устройства возможно дополнительно подключить к системному блоку?

    Давайте вспомним и перечислим все устройства ввода и вывода, которые мы знаем.

    V. Самостоятельная работа.

    Мет. ук. : заполнение таблицы в тетрадях.

    VI. Закрепление изученного материала

    Мет. ук. : Закрепление изученного материала представлено в виде диктанта. Ответы записываются на листочках и сдаются учителю для проверки

    1. Назовите основное устройство ввода информации в ПК?

    2. Назовите основное устройство вывода информации в ПК?

    3. Устройство ввода информации, которое относится к основным устройствам ПК.

    Цель урока: повторить основные периферийные устройства персонального компьютера, закрепить изученный материал с помощью мультимедийного диктанта.

    • Образовательные:
      • закрепить определение термина "компьютер";
      • научиться различать минимальную и свободную конфигурацию ПК;
      • закрепить полученные знания и понятия классификаций различных периферийных устройств ПК;
      • научиться различать достоинства и недостатки тех или иных устройств;
      • научиться четко формулировать функциональное назначение каждого устройства.
      • развивать умения строить аналогии, обобщать и систематизировать;
      • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
      • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
      • способствовать формированию бережного отношения к окружающим предметам, взаимного уважения друг к другу.
      1. Организационный момент.
      2. Постановка темы и цели урока.
      3. Повторение изученного материала.
      4. Физкультминутка.
      5. Закрепление изученного материала.
      6. Подведение итогов урока.
      7. Домашнее задание.

      Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

      Программно-дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация в форме диктанта на тему: "Аппаратное устройство ПК. Периферийные устройства ПК".

      Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

      • Проверка готовности учащихся к уроку.
      • Приветствие.
      • Отметка отсутствующих.

      2. Постановка темы и цели урока

      3. Повторение изученного материала

      Устный опрос:

      Компьютер – многофункциональное, программно – управляемое устройство, предназначенное для автоматической работы с различными видами информации.

      2. Что представляет собой аппаратное обеспечение компьютера?

      Аппаратное обеспечение компьютера – группа взаимосвязанных устройств, предназначенных для приёма, передачи, преобразования, хранения и выдачи информации.

      3. Что означает аббревиатура ПК? Из чего состоит персональный компьютер?

      Персональный компьютер (ПК) состоит из взаимосвязанных устройств, каждое из которых выполняет определённую функцию.

      4. Представьте сравнительную характеристику функциональных возможностей устройств ПК и функциональные возможности мыслящего человека?

      Все устройства, которые возможно подключить к системному блоку ПК, можно разделить на 4 основные группы в соответствие с их функциональными возможностями:

      – ввод информации (клавиатура, мышь);
      – вывод информации (монитор);
      – обработка информации (процессор);
      – хранение информации (память ПК).

      Исключение составляют устройства, которые могут совмещать в себе 2 функции, например, ввод и вывод информации (дискета, флэш-карта, камера).

      Рис. 1

      5. Что такое конфигурация ПК?

      Состав и характеристики устройств определяют конфигурацию ПК.

      6. Как устроен ПК? Какие конфигурации ПК мы различаем?

      7. Минимальная конфигурация рассматривается с точки зрения самых необходимых устройств для работы пользователя за персональным компьютером.

      Рис. 2

      8. Свободная конфигурация рассматривается уже с точки зрения комфортной работы пользователя за компьютером.

      Рис. 3

      9. Какие устройства принято называть периферийными?

      Для расширения минимальной конфигурации пользователи подключают к ПК дополнительные устройства, называемые периферийными. Например, принтер, сканер, наушники.

      Рис. 4

      10. Какие устройства возможно дополнительно подключить к системному блоку?

      Давайте вспомним и перечислим все устройства ввода и вывода, которые мы успели рассмотреть на предыдущих уроках:

      Рис. 5

      Учащимся предлагается с помощью конспекта вспомнить и сформулировать основные функциональные характеристики и классификации устройств ввода и вывода.

      4. Физкультминутка

      5. Закрепление изученного материала

      Диктант сопровождается показом презентации.

      6. Подведение итогов урока

      В конце диктанта учащимся предлагается просмотр новостной странички, пока преподаватель собирает листы с ответами. В заключение учащимся предлагается обобщить весь материал, рассмотренный на уроке и назвать основные понятия (термины), которые встречаются на протяжении всего курса информатики.

      7. Домашнее задание

      Список используемой литературы:

      О.Ю. Заславская, И.В. Левченко. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы: – М.: АПКиППРО, 2005.

      Читайте также: