Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, бумага, ручки, цветные карандаши.

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Елена Александровна, мама Иванова Вани”.

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).

Наша группа называется речевой или логопедической.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин “логопедия” образован от греческих слов “логос” (речь, слово), “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”), называется логопедом. В нашей группе, помимо воспитателей с детьми занимается логопед.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

- занятия по формированию лексико-грамматического строя;

- занятия по формированию связной речи;

- занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах. Словах, фразах и предложениях.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

- формирование грамотной, выразительной речи;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.

2.Развивать желание у каждого родителя решать речевые проблемы своего ребенка.

3.Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей через игру.

Форма проведения: Семинар-практикум

ВложениеРазмер
Семинар-практикум для родителей 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатели группы компенсирующей

Саломахина Елена Владимировна

Попова Любовь Станиславовна

Пушечкина Татьяна Викторовна

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.

2.Развивать желание у каждого родителя решать речевые проблемы своего ребенка.

3.Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей через игру.

Форма проведения: Семинар-практикум

Участники: воспитатель, родители, учитель-логопед, дети.

Повестка собрания:

Информация учителя - логопеда Т.В. Пушечкиной

Из опыта работы воспитателей – Саломахиной Елены Владимировны и Поповой Любовь Станиславовны

Информация воспитателя Саломахиной Елены Владимировны

Ход собрания

Одной из главных задач нашей работы логопедической группы является задача развитие речи дошкольника. До школы осталось немного времени-1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, необходимо обратить особое внимание на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает. Как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребенка.

Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (педагог пишет на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, богатая и т.д.)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой ?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

  • составление рассказов по сюжетной картине
  • составление рассказов по серии картин
  • составление творческих рассказов
  • составление рассказов из личного опыта
  • составление рассказов об игрушке
  • пересказу и т.д.

А помогают нам в этом схемы.

Показ фрагмента НОД по развитию речи – Гуляева Е.П.

Очень важно научить детей выделять звуки в словах, подбирать на заданные звуки слова, определять место звука в слове. Еще способствуют улучшению звукопроизношения скороговорки и чистоговорки.

Показ фрагмента НОД по ЗКР – Бутакова Л.Н.

Учимся с детьми составлять предложения с заданным словом, записывать схему предложения, называть слова в предложении.

Показ фрагмента НОД по работе над предложением – Бутакова Л.Н.

ПАМЯТКА для родителей

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит,

выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

  1. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела.

Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.

  1. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  2. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Анкета для родителей

Ваши дети посещают старшую логопедическую группу.

Теперь Вы имеете представление об особенностях режима, организации жизнедеятельности детей в речевой группе. Мы предлагаем Вам заполнить анкету.

Цель этой анкеты: определить приоритетные направления в совместной работе педагогов и родителей; выяснить, что осталось не понятым и на что обратить внимание.

Обведите предполагаемый ответ: да, нет, затрудняюсь с ответом.

1. Исправляете ли вы ошибки в речи ребенка?

* Не обращаю внимание на них

2. Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?

* 1-2 раза в неделю

3 . Знаете ли вы требования к речи, предъявляемые детям 5 лет.

* Не в полном объеме

* Не знаю
4 . Какие речевые игры у вас есть дома? (прошу перечислить)________________________

5. Довольны ли Вы работой логопеда?

* Затрудняюсь ответить
6. Чем ребенок больше всего любит заниматься? _________________________________

7 . Заметили ли Вы изменения в развитии речи Вашего ребенка?

8 . Какие трудности вы отмечаете во время занятий с ребенком?

* ребенок не проявляет интереса

* не понимаю цель и содержание заданий

* не испытываю трудности

9 . Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация).

10 . Я считаю, что при необходимости нужно обращаться за помощью и к другим специалистам

(психологу, невропатологу, массажисту…).

  • Да.
  • Нет.
  • Затрудняюсь с ответом
  • Другое_________________

11 . Я не считаю, что заниматься по рекомендациям учителя- логопеда нужно ежедневно, достаточно занятий в детском саду:

  • Да.
  • Нет.
  • Затрудняюсь с ответом
  • Другое_________________

12. Подчеркните, какое направление в коррекционной работе считаете важным:

-развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

-развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, фонем.представлений;

-развитие лексико- грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

13 .Я имею полное представление о речевом дефекте своего ребенка.

  • Да.
  • Нет.
  • Затрудняюсь с ответом________________________
  • Другое ______________________________________

14 .Я понимаю, что вовремя не оказанная помощь повлечет ряд проблем в будущем моего ребенка (трудности в обучении в дальнейшем, ограничение в выборе профессии…)

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему :

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.

Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи.

- Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;

- Вовлечение родителей в коррекционный процесс;

-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;

- Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.

- познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики провести мастер — класс по развитию мелкой моторики.

• анкетирование родителей по теме собрания;

• заучивание стихов об осени, съемка их прочтения;

• съемка части занятия учителя-логопеда по проведению с детьми артикуляционной гимнастики;

Плакаты с высказываниями:

Листы бумаги с контурами; нитки, акварель, клей ПВА с носиком дозатором, салфетки, ножницы, ёмкости с водой, кисти.

-Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

-Мультимедийная установка для показа слайдов;

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание-практикум.

План собрания :

III. Выступление учителя логопеда. Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

V Разминка рук и пальцев.

VI. Творческая мастерская.

VIII. Подведение итогов собрания - рефлексия.

Ход родительского собрания.

Все вы пришли с работы и немножечко устали, а чтобы снять усталость настроится на восприятие информации я предлагаю вам сделать упражнение и немножечко расслабиться.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И нам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, сохранили у себя. Тёплое чувства и хорошее настроение будут по - прежнему с вами.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите другу другу добрые мысли.

Всего вам доброго.

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы? Составление схемы.

- эмоциональное общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

- общение ребёнка со сверстниками

- строение артикуляционного аппарата

- речь взрослых (как образец для детей)

- развитие мелкой моторики

- чтение детям художественной литературы

- речевые игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. Итак основными целями развития речи детей дошкольного возраста являются следующие:

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

Об этом мы сегодня и будем говорить на нашем собрании.

Ш. Выступление учителя - логопеда:

1. Показ съемки прочтения коротких стихов об осени детьми.

2. Беседа с родителями о нарушениях речи при ОНР Ш уровня у детей.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики вместе с родителями. Показ съемки части логопедического занятия - проведение артикуляционной гимнастики.

Беседа с родителями о значении артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.

Чтобы говорить правильно, ребё нку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

Сегодня я познакомлю вас с ещё одним нетрадиционным методом рисования – рисование верёвочкой. Рисунки с помощью верёвочки отличаются мягкостью получаемых форм. Ваши дети с удовольствием рисую верёвочкой, так как полученный рисунок можно не только увидеть, но и потрогать руками, потому что наша волшебная верёвочка придаёт ему объём.

Такие занятия успокаивают детей, развивают чувство прекрасного, совершенствуют зрительное восприятие, развивают зрительно-моторную координацию; формируют плавность, ритмичность и точность движений; закрепляют навыки рисования; готовят руки к письму; развивают мелкую моторику и воображение. В дальнейшем ребёнок сможет выкладывать большие картины из нескольких верёвочек разного цвета.

Если вы захотите со своим ребёнком порисовать верёвочкой дома, то контур вы можете нарисовать сами, перенести нужный образец с помощью копировальной бумаги, взять любую раскраску или скачать чёрно- белый рисунок с интернета.

Перед вами лежат рисунки с контурным изображением предметов. У каждого контура есть начало и конец. Поставьте указательный палец правой руки на начало рисунка и проведите пальцем по контуру. А сейчас мы с вами проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы - дружная семья. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и

Друг без друга им нельзя. разжимаем их).

Вот большой! А это - средний. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук

Безымяный и последний – кверху)

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять (Каждый палец руки соединяем

и движенья выполнять. поочередно к большому).

Теперь возьмём клей ПВА с носиком-дозатором и нанесём тонкой линией на контур. Затем наложим верёвочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая её лёгким движением пальцев. Лишний кусочек верёвочки отрезать.

Пока сохнет клей на ваших рисунках, я предлагаю вам провести разминку – упражнение на координацию речи с движением. Предлагаю вам выйти из-за столов и встать в круг.

Жарким днём лесной тропой (спокойно идут друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком

Сейчас я приглашаю вас снова занять места за столами и раскрасить получившиеся рисунки красками. Чтобы работа получилась завершённой, вокруг нужно сделать фон.

А теперь давайте порадуем наших деток и устроим для них выставку.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисовано дерево пожеланий ки цветные листочки если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный листочек, если частично - желтый, а если не удовлетворены – красный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Цель:подвести итоги образовательной работы за учебный год. Задачи:способствовать.

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе

Конспект итогового родительского собрания в старшей группе Задачи: 1. Способствовать формированию коллектива группы; 2. Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление родителей с особенностями организации работы в логопедической группе

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений,

-движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Это: - коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.


Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.


Слайд 1
- Важнейшим компонентом речи является словарь. А что представляет из себя словарь ребенка в 5 лет?
Посмотрите на следующий слад и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны (слайд 2).


Слайд 2
Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами (Слайд 3).






Слайд 7
На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими
конструкциями ни уже овладели к 5 годам (Сдайд 8):


Слайд 8
- А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде (Слайд 9):



Слайд 10
4. – В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (Слайд 11). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.


Слайд 11
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, вот такой домик на рисунке. И услышите в ответ примерно такое (Слайд 12):


Слайд 12
- Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие (Слайд 13):


Слайд 13
Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью интерактивной игры попробуем восстановить последовательность истории (Слайды 14,15):




Читайте также: