Конспект родительского собрания профилактика неуспеваемости

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.

Ход собрания

I. Подготовительная этап

Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей (дополнительный материал для учителя к собранию дан в приложении).

Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированное™ познавательных интересов, взаимоотношений в классе и в школе.

Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, альбомы для рисования, поделки, изготовленные на уроках труда.

Изучить межличностные отношения методом социометрии. С помощью социометрического метода можно определить степень сплоченности группы, привлекательность одного человека для другого, выяснить позицию каждого ученика, узнать о существовании подгрупп внутри группы.

II. Знакомство с темой собрания

(Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.)

(Далее идет выполнение следующего задания: родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого можно сесть за парты.)

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

• те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

• те, кто и не могут, и не хотят;

• те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5. Ригидность психики, т. е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8. Нарушения зрения, слуха.

9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

1. Они совершенно не знают, для чего это нужно.

4. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) - подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.

6. Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

(Родители делятся своим опытом. Мнения родителей выслушиваются, принимаются.)

Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

V. Подведение итогов собрания

Возможное решение собрания

1. Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.

2. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

Приложение. Причины неуспеваемости младших школьников

Термином неспособность к учению обычно обозначаются трудности широкой категории детей, между которыми часто нет ничего общего, кроме самого этого ярлыка. В современных школах неспособными учиться нередко называют детей с нормальным умственным развитием, без сенсорных и моторных отклонений, требующих, однако, особого к себе внимания на уроках, т. е. таких, которым плохо дается чтение, письмо или арифметика. 80% объявленных неспособными к учению детей - мальчики.

Все эти дети разделяются на две основные группы. К первой группе относятся дети с дислексией (испытывающие трудности при обучении чтению). Для многих таких детей характерна также и дисграфия (трудности с письмом). У других может отмечаться дискалькулия (трудности со счетом и вычислением). Ко второй группе относятся дети, отличающиеся дефицитом внимания - неспособностью долго сосредоточиться на предмете для его изучения. Для многих таких детей характерна еще и гиперактивность - они не могут долгое время сидеть спокойно и постоянно попадают в затруднительное положение. Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети с дефицитом внимания, при наличии или отсутствии гиперактивности, как правило, плохо успевают по многим предметам по той простой причине, что не уделяют достаточно времени учебной задаче.

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим, кажется, дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учению дети с таким же трудом осваивают социальные навыки, как и учебные. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие - хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева и раздражения. Уверенность в способности хорошо учиться играет главную роль в самооценке детей в первые годы школьной жизни. Нелегко отыскать возможности, воспользовавшись которыми ребенок мог бы развить уверенность в своих силах и, в результате, испытать успех в других сферах. Неспособность детей к учению оказалась сложной задачей для специалистов и породила множество противоречивых мнений относительно ее причин, симптомов и методов коррекции. Если в чем и существует некое единодушие, так это в том, что неспособность к учению связана с нарушением одного или более основных психических процессов. Например, такие дети могут испытывать трудности с процессами внимания, памяти, восприятия и внутреннего контроля.

У дислексиков имеются проблемы и за пределами школы. Фактически, многие из них имеют более общую проблему, связанную с овладением языком. Они могут позднее начать говорить или их речь может быть менее развита, чем у сверстников. Им бывает трудно не только называть буквы или написанные слова, но также предметы и цвета. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двухсложном слове или установить, что слово куст начинается со звука к и заканчивается звуком т.

Лечение дислексии обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом (логопедом). Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие придают большее значение быстрому достижению успеха. Есть психологи, которые ставят на первое место необходимость создания у ребенка чувства уверенности в своих силах при использовании любого подхода. Хотя ни одну из учебных коррекционных программ нельзя назвать универсальной, приемлемой для работы со всеми детьми, большинство из них все же оказывают детям существенную помощь. Многие из детей, прошедших курс обучения в классах компенсирующего обучения, страдающих дислексией, где используется одна из наиболее удачных коррекционных программ, вполне успешно заканчивают школу и способны поступить в техникум. Дети же, занимавшиеся по другим, менее эффективным программам или обучающиеся в обычных классах, часто не могут закончить даже среднюю школу. Дети-дислексики, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут возродить пошатнувшуюся веру в себя и стать преуспевающими взрослыми. Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер и Ханс-Кристиан Андерсен - все они в детстве страдали дислексией.

Памятка учителю

Неспособность к учению - чрезвычайные трудности в усвоении таких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных или моторных дефектов.

Дислексия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении чтением.

Дисграфия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении письмом.

Дискалькулия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении арифметическими навыками.

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени.

Гиперактивность - чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.

2. Помочь родителям искоренить эти причины.

1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Оборудование: классный журнал, тетради учащихся, табеля с отметками за 1 полугодие.

Ход собрания:

1. Слово классного руководителя.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех : и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям

Я бы выделила следующие причины неуспеваемости :

• СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

• ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрим каждую из причин.

Социальные причины

• Социальная среда, в которой воспитывается ученик

• Низкий уровень жизни родителей

• Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей

• Особенности домашнего воспитания

• Систематические прогулы занятий

• Чрезмерная робость, стеснительность

• Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения

• Врождённая неспособность к умственному труду

Как установить контакт с ребенком?

• устранить все, что порождает конфликт;

• перестать читать нотации;

• не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

• нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

• относиться сдержанно к школьным неудачам;

• интересоваться, чем живет ваш ребенок;

• постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

• выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

• совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

• ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

• создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

• никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

• родители должны сами предлагать помощь;

• помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

• добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

• относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

• нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

• добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

• добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

• не позволять отвлекаться на посторонние дела.

2. Общие рекомендации

• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов

• Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю

• Приучайте его к самостоятельности постепенно (В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)

• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;

• Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;

• Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;

• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;

• Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;

• Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;

• Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;

• Учите ребё нка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;

• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;

• В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

И в завершении нашей встречи давайте попробуем определить для вас и вашего ребенка цель этого учебного года.

Памятка для родителей

1. Установить контакт с ребенком.

2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

4. Иметь четкий распорядок дня.

5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников При правильной организации воспитательного процесса у большинства родителей дошкольника устанавливаются положительные отношения с педагогами,.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности

Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он.

Упрямство — что это такое. Их причины. Способы преодоления. Упрямство – самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться взрослым. Зачастую, нам не хватает терпения разобраться в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отправляя детей в школу, каждый родитель ждет хороших успехов. Но эти ожидания не всегда сбываются. Цель данной разработки – это формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости. Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителе с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.

Пояснительная записка

Автор (ФИО, должность)

Кириленко Надежда Андреевн, учитель начальных классов

Цель и задачи ресурса

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителе с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office PowerPoint 2007 ; Word

Методические рекомендации по использованию ресурса

Данные материалы помогут учителям начальных классов в подготовке и проведении родительского собрания.

Источники информации (обязательно!)

Богданова,О.С.,Петрова, В.Н. Методика воспитательной работы в начальных классах.-М.,1989.

Дьяченко,Г.Т. Родительские собрания в начальной школе.-В.,2005

Макаренко,А.С. Книга для родителей.-М.,1983.

Макаренко,А.С. C емейное воспитание.-В7т.Т.4-М.,1957

Автор: Кириленко Н. А., учитель начальных классов

Родительское собрание

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителе с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.

I .Подготовительный этап.

Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей.

Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе.

Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, поделки, рисунки, выполненные на уроках.

Изучить межличностные отношения методом социометрии.

II . Знакомство с темой.

( Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.)

( Далее родители по очереди зада ют вопрос, который они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого можно сесть за парты.)

III . Этап педагогического всеобуча.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

Те, кто не могут и не хотят;

Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет от позиций учителя, и от терпения родителей, и от самого ученика.

Почему же учиться трудно?

Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

Специфические расстройства. Дислексия- трудности с овладением чтением( путает похоже буквы – Е, З). Дисграфия – путает парные звонкие и глухие согласные. Дискалькулия – трудности в овладении арифметическими знаниями. Дефицит внимания- неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени. Гиперактивность- чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.

Нарушения зрения, слуха.

Преобладание у ребенка одного канала получения знаний, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Как ни странно это прозвучит для старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

1 .Они совершенно не знают для чего это нужно.

4. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные , и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им просто не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае ( если ребенок действительно одарен) – подыскать специальную школу.

Нередки случаи, когда причиной школьных бед становится семейная ситуация, дефекты семейного воспитания и это не обязательно в неблагополучных семьях. Детский психолог М.И. Буянов выделяет такие типы дефектов семейного воспитания:

Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к детям, предъявляя к ним повышенные требования, не давая нужной ласки и теплоты. Это дети забитые, робкие, вечно боящиеся избиений.

Воспитание по типу кумира семьи. В таких семьях все требования детей выполняются, вся жизнь семьи сосредоточена только вокруг их желаний и прихотей. Дети растут капризными, своевольными, упрямыми, не признающими запретов. Не понимающими ограниченности возможностей родителей. Эгоизм. Наплевательское отношение к своим обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – следствие такого воспитания.

Гиперопека., Ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными. Слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли. Что за них кто-то все будет решать и делать.

6. Эти и многие другие ситуации объясняют одно – неумение ребенка наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях , здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться ( например, ребенок прекрасно общается со сверстника на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочери. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том в обвинить его самого и других .

( Родители обсуждают проблему, делятся опытом)

Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять , что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка ( пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный , встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Подведение итогов.

Классный руководитель

Возможные решения

Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.

Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интереснее, богаче.

Формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей. Причины возникновения трудностей в обучении. Зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов. Категории неуспевающих учеников. Причины биопсихического характера.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.12.2012
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Родительское собрание. Причины школьной неуспеваемости

студент заочного отделения

Третьяк Ирина Ивановна

Как редко ребенок бывает таким,

как нам хочется… (Я. Корчак)

Мы возлагаем слишком большие надежды

на способности наших детей.

Надо стараться выяснить не кто знает

больше, а кто знает лучше.

Форма проведения: собрание - беседа.

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей.

Задачи: познакомить с понятием школьной неуспеваемости, рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении, дать рекомендации по оказании помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении.

Вопросы для обсуждения:

- анализ учебных результатов школьников;

- зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов;

- проанализировать причины учебных неудач школьников;

- как родители могут помочь ребенку избежать школьных трудностей.

Участники собрания: учитель, психолог (по желанию), родители.

Ход родительского собрания:

1. Организационный момент.

Классный руководитель сообщает родителям о теме собрания, его целях и задачах; вопросы для обсуждения.

2. Вступительное слово учителя.

Известно, что нет ребёнка, который шёл бы в школу с намерением учиться плохо. Но уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

(Каждому родителю отдаёт учитель листик, на котором написал ответ его ребенок).

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

· те, кто не могут хорошо учиться, но хотят,

· те, кто и не могут, и не хотят,

· те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

Социальные -- материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное -- недостатки в семейной жизни.

Причины биопсихического характера -- это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.

Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей. (5, ст. 153-154)

В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет на необходимом уровне осуществлять учебные действия. Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т.д. К таким малоэффективным способам относится механическое (без логического осмысления) заучивание материала, поспешное выполнение упражнений без предварительного усвоения необходимых правил и т. п. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении.

Недостатки психических процессов, лежащие в основе неуспеваемости, далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они выступают проявлением недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями.

Первая психологическая причина неуспеваемости - недостаточность мобилизации всех ресурсов: внимания, памяти и мышления.

Вторая психологическая причина - несформированные у ребёнка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для новых знаний.

Третий психологический фактор неуспеваемости - недостаточность или нарушение мотивации.

Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность - отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению.

Еще одной из причин школьной неуспеваемости является общая ослабленность организма - частые простуды или длительные хронические заболевания.

Также к причинам школьных неудач можно отнести и задержку психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие ребёнка.

4. Работа в группах.

Родители рассказывают о своих проблемах, делятся своим опытом по устранению проблем в обучении детей.

Анализ педагогической ситуации:

Желание (или нежелание) учиться в школе может формироваться под влиянием разных факторов. Многое зависит от позиции и мудрости родителей. А если в семье несколько детей, то школьный опыт старших также может повлиять на мотивационную готовность к школьному обучению…

— Не, я в школу не пойду.

— А что же ты будешь делать после детского садика? -- спрашивает мать.

— Буду на работу ходить, как папа. Алину ты ругаешь, а папу никогда. Да и у папы на работе учительницы нет и ему никто не ставит плохие оценки. (4, ст. 81)

Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

а) Организационные вопросы.

б) Ответы на вопросы родителей.

7. Подведение итогов.

Каждый из вас получил памятки по предупреждению школьной неуспеваемости. Обсудить их дома, в кругу семьи. Сделать серьёзный вывод по данной проблеме.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый ребенок уникален. Вы должны объяснить ребенку, что он должен быть знающим, трудолюбивым, красивым и у него есть все возможности реализовать себя. Мы (и педагоги, и родители) - сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.

8. Решение родительского собрание.

Ш Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.

Ш Напоминать о возможных формах общения с детьми (памятки).

Ш Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимоотношение с детьми?

3. Интересуетесь ли вы учебой вашего ребенка, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

4. Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6. Знаете ли вы друзей ваших детей?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы, телевизионные передачи и фильмы?

11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

12. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Сделайте вывод: какие отношения с ребенком у вас преобладают: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные.

Более 20 баллов. Отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

неуспеваемость ученик родитель

1. Безруких М.М. Почему учиться трудно. М.: Семья и школа, 1995. - 204 с.

2. Безруких М.М. Проблемные дети М.: Изд-во УРАО, 2000. -- 312 с.

4. М.А. Дыгун Конспект лекций по возрастной и педагогической психологии: пособие для учащихся шк. отделения пед. колледжей - Мн.: Жасскон, 2006. - 179 с.

Подобные документы

Внешние и внутренние причины школьной неуспеваемости. Типы неуспевающих учеников. Индивидуальный подход в обучении. Школьные перегрузки. Мотивация – движущая сила в учении. Семья – первоосновный институт воспитания. Изучение работоспособности учащихся.

реферат [154,5 K], добавлен 14.05.2008

Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Понятие школьной неуспеваемости. Причины неуспеваемости. Типология неуспевающих школьников. Организация педагогической поддержки учащимся 7-9 классов с трудностями в обучении.

дипломная работа [84,0 K], добавлен 12.04.2006

Понятие и теоретические аспекты обучения. Причины возникновения неуспеваемости школьников, пути и направления ее преодоления. Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся, анализ и интерпретация его результатов.

курсовая работа [83,5 K], добавлен 21.12.2011

Сущность и причины неуспеваемости детей. Понятие неуспеваемости глазами психолога и педагога. Пути преодоления неуспеваемости школьников. Использование диагностических методик "Веселые картинки", "Лабиринт", "Палочки", "Змейка" при проведении уроков.

курсовая работа [247,9 K], добавлен 23.03.2011

Анализ понятия "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе. Психологические особенности неуспевающих школьников. Пути устранения школьной неуспеваемости и способы их реализации. Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста.

Читайте также: