Конспект развитие выносливости 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект урока 10 класс Тема урока: Развитие силовой выносливости.

Тип урока: комбинированный.

Раздел: Лёгкая атлетика.

Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся.

Задачи: Образовательная: обучить технике бега на средние дистанции, развитие двигательных качеств: быстроты, скорости.

Воспитательная: прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом, воспитывать чувство коллективизма, ответственности, сплоченности. Развивать силу, быстроту, ловкость, координацию движений.

Оздоровительная: способствовать всестороннему развитию организма, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать технику бега на средние дистанции.

- познавательные: использовать общие приемы решения поставленных задач, определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятие физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми;

- регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные УУД: ориентироваться на самоанализ и контроль результата.

Основные понятия: бег на средние дистанции, бег 1000м.

1. Метапредметнные связи: физика;

2. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

3. Ресурсы: методическая и специальная литература по теме урока, УМК по физической культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках физической культуры одной из задач является развитие общей выносливости. Данный урок направлен на совершенствование техники перемещений с выполнением сложнокоординационных упражнений. Урок способствует повышению функциональных возможностей организма.

План-конспект урока

Предмет. Физическая культура.

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока. Развитие общей выносливости как одного из основных показателей здоровья человека.

Задачи урока.

Образовательные:

- совершенствовать технику перемещений с выполнением сложнокоординационных упражнений на основе простых движений;

развивающие:

- развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, силовые и координационные качества;

- развивать умение контролировать свои двигательные действия и давать им оценку;

воспитательные:

- воспитывать силу воли, выдержку, терпение, умение выигрывать и проигрывать;

- воспитывать уважение друг к другу;

оздоровительные:

- способствовать повышению функциональных возможностей систем организма;

- соблюдать технику безопасности, особенно в игровой деятельности.

Место проведения. Спортивный зал.

Оборудование и инвентарь. Гимнастические маты-16 щт., мяч резиновый, блины от штанги или гантелей – 2шт., свисток, ноутбук с аудиозаписями.

I. Вводная часть урока (13 мин):

а) оргмомент; б) разминка.

II. Основная часть урока (27 мин):

III. Заключительная часть урока (5 мин):

а) оргмомент; б) релаксация.

I. Вводная часть урока (13 мин)

Оргмомент: построение и приветствие. (Целевая установка урока).

Учитель - Здравствуйте, друзья!

Я очень рад тому, что мне предоставилась возможность встретиться с вами и прожить вместе 45 минут. Для кого-то время урока – это мгновенье, для кого-то – целая жизнь. А что такое жизнь? (пауза). Простой вопрос, но не так-то просто на него ответить.

Жизнь не прогулка, не роман,

Не вечный отдых созерцанья,

Есть у судьбы один изъян –

Она нам дарит испытанья.

Но лишь преодолевая трудности, человек становится человеком с большой буквы.

Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. А как вы считаете, какие способности и физические качества необходимы для того, чтобы преодолевать различные трудности?

(ответы учеников)

Учитель - И сегодня, мы будем продолжать работать над тем, чтобы воспитать такие качества как сила воли, выдержка, терпение, внимание и развивать такие качества как координация, ловкость и особенно – выносливость, так как общая выносливость является одним из важнейших показателей здоровья человека.

Готовы? Тогда вперед на преодоление трудностей! (включить музыку)

Разминка: (в движении, поточный метод)

упражнение на формирование правильной осанки: руки через стороны поднять вверх, задержать, ходьба на носках (руки прямые до отказа назад);

ходьба на пятках, руки за спину (спину держать прямо, подбородок выше);

ходьба на внешнем своде стопы (руки в стороны ладонями вверх, выполнять пронацию и супинацию, корпус держать прямо, подбородок выше);

обычная ходьба. С вращением рук вперед (10 раз), назад (10 раз); правая вперёд – левая назад (10 раз), левая вперёд – правая назад (10 раз), (амплитуда вращений максимальная);

медленный бег с вращением рук вперед (10 раз), назад (10 раз); правая вперёд – левая назад (10 раз), левая вперёд – правая назад (10 раз), (амплитуда вращений максимальная);

бег спиной вперед (руки вперед, пятками не касаться пола);

бег с подскоком и вращением рук вперед одновременно;

тоже, но с продвижением спиной вперед;

бег с подскоком и вращением рук – правая вперед, левая назад;

тоже, но поменять вращения рук.

прыжки поочередно на левой - правой ноге, с вращением тела в правую сторону и с вращением рук правая вперед, левая назад и наоборот (корпус держать прямо, амплитуда вращений максимальная, по 3 вращения в каждую сторону – 3-4 серии);

бег с ускорением 1 круг (держать дистанцию 3 метра);

бег с постепенным ускорением 2-3 круга и финишным ускорением;

обычный бег 2-3 круга с восстановлением дыхания;

переход на ходьбу, руки вверх – вдох, вниз - выдох (восстановление дыхания).

II. Основная часть урока (27 мин.)

– упражнение на сопротивление – в парах, упираясь прямыми руками в плечи друг друга, один толкает, другой сопротивляется, но продвигаются вперед (не спешить, выполнять без резких движений);

– упражнение на координацию – стоя лицом друг к другу правым (левым) боком по ходу движения, взявшись за руки, осуществлять вращение с продвижением вперед (руки не разрывать);

– упражнение на растяжку – ходьба широким шагом. (таз как можно ниже к полу, плечи до отказа назад, руки – упор на бедро, сзади нога прямая).

– упражнение на ловкость и координацию – стоя, лицом друг к другу в полуприседе правым (левым) боком по ходу движения, взявшись за правые руки друг друга, не разрывая захвата, выполнять перелазание через руку и продвигаться вперед (руки не разрывать).

(Правила игры – объяснение 3-4 мин).

Играют две команды по 3-4 человека в каждой. В начале игры игроки выстраиваются на коленях на лицевых линиях. По свистку судьи по одному игроку с каждой команды перемещаются к центру поля, где лежит мяч, для того, чтобы овладеть им. Игрок, овладевший мячом первым, передает его игрокам своей команды, после чего и начинается игра.

(подготовка площадки и инвентаря, одеть манишки и снять обувь – 2 мин)

















- игроки


- мяч


- ворота

(Игра два тайма по 9 мин с перерывом 2 мин)

III. Заключительная часть урока (5 мин.)

Подведение итогов игры и урока.

Дать возможность детям принять исходное положение наиболее удобное для них (И.П. – лежа, сидя и т.д.) (спокойная музыка для релаксации).

Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните. Вы замечательно поработали. Несмотря на то, что игра была достаточно трудной, это не стало для вас препятствием. Благодаря этим трудностям вы не только закалили силу-воли, но и способствовали развитию общей выносливости. Но не останавливайтесь на достигнутом. Дальнейшая работа в данном направлении гарантирует для вас стабильное здоровье.

И не важно, кто сегодня победил, ведь победа не всегда означает – быть первым, победа – это когда ты стал лучше, чем был. Дерзайте, идите всегда только вперед.

Выносливость – это способность организма противостоять утомлению. Развитие этого физического качества является важным условием сохранения нормального двигательного образа жизни. Выносливость играет решающую роль в определении работоспособности. Данное качество имеется у каждого человека, но уровень развития разный. Выносливость передается на генном уровне, поэтому она может быть как врожденная, так и приобретенная.

специальная выносливость

Виды выносливости

Существует огромное множество дисциплин, где выносливость играет важную роль в достижении результата. Марафонец и тяжелоатлет имеют достаточно развитое данное качество, однако специфика выполняемых ими упражнений абсолютно разная. Это наталкивает на мысль, что существует несколько видов выносливости, которые отвечают за разные группы мышц и выполнение различных действий.

В зависимости от рода деятельности выделяют общую и специальную виды выносливости.

Под общей выносливостью принято считать физические возможности организма направленные на выполнение неспецифического рода деятельности. Интенсивность выполнения находится на нормальном уровне, задействованы в основном крупные и средние группы мышц. Этот вид определяет уровень общей работоспособности в спортивной и профессиональной деятельности.

Такой вид выносливости имеет прямое отношение к аэробной мощности организма, то есть способность организма работать в комфортных условиях без образования кислородного долга и включения в работу мелких мышечных групп.

Развитие общей выносливости носит всеобъемлющий характер. Под этим сложным словом скрывается косвенное развитие результата в иной деятельности.

Если в результате регулярных занятий бегом удалось увеличить уровень аэробной мощности, значит, улучшение этого качества коснется и других аэробных упражнений. То есть с помощью бега можно косвенно влиять на результат в плавании, поскольку общая выносливость не имеет специфической направленности.

Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии. Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга.

Специальная выносливость является более сложным физическим качеством, поскольку заставляет работать мелкие группы мышц. Выполнение такой работы требует тренировки двигательных качеств и хорошо развитию координацию, а также правильный психический настрой.

выносливость

Именно специальная стойкость организма является различием между легкоатлетической и тяжелоатлетической выносливостью.

Специальной она называется из-за конкретных умений и навыков, которые характерны определенному виду деятельности во время работы или выполнения физического упражнения. Например, бег на короткие дистанции и ультрамарафон имеют хорошо развитию специальную выносливость, однако у каждого она отличается набором умений и навыков, а также разной развитостью больших, средних и мелких групп мышц. А также разную степень развития аэробной и анаэробной мощности.

Проводя параллель между общей и специальной выносливостью можно заметить, что специальная в отличие от общей не дает дополнительный эффект при выполнении других видов деятельности. Помните, что тренируя аэробную мощность бегом, мы можем косвенно влиять на результат в плавании. Так вот, в случае со специальной выносливостью такой прием имеет слабый эффект или отсутствует вообще. Тренировка специальной выносливости приводит к развитию качеств свойственных конкретной дисциплине: бег, прыжки, метание, толкание.

Поэтому специальную выносливость разделяют еще на несколько отдельных видов:

  • Скоростная
  • Скоростно-силовая
  • Координационная
  • Силовая. В свою очередь силовая выносливость делится еще на динамическую и статическую.

Скоростная характеризуется способностью человека в течение длительного времени выполнять быстрые движения без утомления и нарушения техники. Развивается при указанной направленности упражнений. Например, выполнение ускорений.

Скоростно-силовая имеет подобное определение, что и скоростная выносливость. Существует лишь небольшая разница. Скоростно-силовая способность характеризуется выполнением действий высокой активности силового характера в течение длительного времени. То есть, если скоростная выносливость – это выполнение быстрых движений, то скоростно-силовая тоже самое, только выполнение силовых упражнений.

Координационная выносливость проявляется при неоднократном повторении сложных технических и тактических действий. Особенно проявляется в спортивных играх и гимнастических упражнениях. В беге имеет меньшее значение, поскольку характер движений преимущественно циклический.

Силовая выносливость указывает на мышечную способность выполнять тяжелые упражнения в течение длительного времени без видимых технических нарушений. Такой вид выносливости показывает способность мышц к повторному сокращению через минимальный отрезок времени.

  • Динамическая силовая выносливость характеризуется выполнением тяжелых мышечных упражнений в относительно небыстром темпе, но достаточно продолжительное время.
  • Статическая выносливость позволяет поддерживать мышечные напряжения достаточно долгий период без изменения позы. Обычно работают лишь отдельные группы мышц и чем выше степень напряжения, тем меньше продолжительность выполнения.

При раскрытии вопроса о видах выносливости достаточно много внимания уделялось аэробной и анаэробной мощности организма.

Аэробная и анаэробная выносливость

Выполнение каждого упражнения включает в работу аэробную и анаэробную мощность, степень развития которой во многом определяет соотношение продолжительности и правильности выполнения физического, технического или тактического элемента.

Аэробная выносливость (кислородная) – это тип работы организма, который происходит с активным использованием кислорода в качестве топлива. В тоже время потребление кислорода примерно равняется скорости его подачи в организм занимающегося. В результате образуются отходы, которые легко выходят через потовые отделения.

Существует несколько типов аэробной работы:

  • Короткая (длится до 8 минут)
  • Средняя (длительностью от 8 до 30 минут)
  • Длинная (продолжается более 30 минут)

В зависимости от длительности аэробной работы растет процент кислородного долга. Иначе его называют ПАО или порог аэробного обмена. Аэробным порогом называют точку, превысив которую организм переходит в анаэробный режим, то есть начинает потреблять больше кислорода. Наступает примерно при 60-70% от максимальной частоты сердечных сокращений (132-154 удара в минуту).

аэробная мощность

Тренировка аэробной выносливости происходит путем интервальных и непрерывных упражнений. В качестве интервальной тренировки может выступать бег отрезками или несколько подходов челночного бега. Беспрерывной тренировкой является обычный бег на протяжении максимально длительного времени.

Анаэробная выносливость (без кислородная) – тип работы организма, который превышает потребление кислорода относительно его подачи. То есть организм начинает работать в долг.

Такой тип может наступить в результате длительной работы в аэробном режиме или при выполнении упражнения анаэробной направленности (спринт). В результате анаэробной работы в мышцах начинает накапливаться молочная кислота, что является причиной их утомления (мышцы забиты).

Анаэробная выносливость имеет несколько типов:

  • Короткая (до 25 секунд)
  • Средняя (от 25 до 60 секунд)
  • Длинная (от 60 до 120 секунд и более)

Как видно анаэробная работа имеет меньшую продолжительность, но кислородный долг появляется и растет гораздо быстрее, чем при аэробной работе. Причина заключается в высокой интенсивности выполняемой работы.

Порог анаэробного обмена или ПАНО наступает при количестве сердечных ударов 80-90% от максимального значения (176-198 уд/мин.). При анаэробной работе сердце и организм в целом работают на грани возможностей.

анаэробная мощность

Если после аэробной выносливости включается анаэробная, тогда что происходит после преодоления ПАНО в почти 200 ударов? Происходит замедление работы всех функций организма, которые способствуют высокоинтенсивной работе. Таким образом, работа в максимальном темпе возможна не более чем в течение 10 секунд. В редких случаях, если организм находится под воздействием стимулирующих препаратов (адреналин), может наступить “разрыв сердца” вследствие слишком высокой частоты сокращений.

Тренировка анаэробной выносливости важна для бегунов на короткие и средние дистанции, где нужно держать высокий темп. Развивать ее можно путем повторения упражнений высокой интенсивности, сокращая время на восстановление. Например, переменный бег с ускорениями или спринтерский бег с сокращенным временем на восстановление.

Пороги аэробного и анаэробного обмена лучше высчитывать из процентов, а не принимать данные приведенные в скобках как свои личные. Поскольку каждый имеет разный уровень развитости сердечно-сосудистой системы, количество сердечных сокращений высчитанных из процентов может отличаться от приведенных в качестве примера. Примерное количество ударов высчитано из средних показателей максимального ЧСС в 220 ударов в минуту.

Способы развития выносливости

Развитие выносливости необходимо для улучшения спортивных результатов, а также комфортного самочувствия в профессиональной и повседневной жизни. Выносливый человек способен дольше выполнять тяжелую физическую и монотонную работу. Ощущение сонливости приходит гораздо позже. Человек с высоким уровнем выносливости может бодрствовать в течение 24 часов, выполняя разные виды нагрузки.

тренировка выносливости

Поскольку видов выносливости множество, существует столько же способов развить ее. Разберем основные направления развития стойкости организма к утомлению:

Во многом аэробика включает в себя кардионагрузку. К кардионагрузкам относятся бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт. Занятия аэробикой должны быть наиболее продолжительными в отличие от других видов тренировки. Минимальное время, которое уделяется кардио – 30 минут 3 дня в неделю.

Эффективное развитие выносливости невозможно без силовых упражнений. Посетите тренажерный зал и выполните одинаковую нагрузку на верхние и нижние конечности, а также пресс. Если нет возможности посещать зал попробуйте заменить тренажеры на физические упражнения дома, также заставляя работать максимальное количество мышц. Большое внимание уделяйте проработке больших и средних мышечных групп.

Развивая выносливость необходимо менять характер нагрузки. Если вчера или на прошлой неделе преобладала силовая тренировка, то в этот раз выполните кардио. Чередование силовых и кардио тренировок хорошо развивает выносливость и способствует равномерному развитию мышечных групп.

Выделить продукты, которые помогают развить выносливость сложно, но существует правило, которому необходимо следовать. Контролируйте свой пищевой режим, не переедайте, старайтесь употреблять только полезную пищу. Тренировать выносливость куда проще с “легким животом”, чем с ощущением тяжести.

Выносливость играет большую роль в нашей жизни. Во многом именно она определяет, насколько мы будем успешны и счастливы или сонны и угрюмы. Уделяйте ее развитию должное внимание и улучшайте свою жизнь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Воспитательная - воспитать потребность и умения заниматься физическими упражнениями и навыками, применять их в целях отдыха и тренировок, воспитать чувство коллективизма в игре.

3.Оздоровительная - укрепление здоровья и развития опорно-двигательного аппарата.

Конспект открытого урока по физической культуре.

Тема урока: Кроссовая подготовка, развитие выносливости. Челночный бег 3х10м.

Задачи урока:

1.Образовательная - развитие общей выносливости.

2.Воспитательная - воспитать потребность и умения заниматься физическими упражнениями и навыками, применять их в целях отдыха и тренировок, воспитать чувство коллективизма в игре.

3.Оздоровительная - укрепление здоровья и развития опорно-двигательного аппарата.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: свисток, скакалки, гимнастические лестницы, набивные мячи.

Читайте также: