Конспект различие частицы не и приставки не

Обновлено: 07.07.2024

Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.

Значения частицы НЕ

1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

"Различение частицы и приставки НЕ"

Цель. Обобщить и закрепить правила правописания НЕ с различными частями речи.
Задачи. Отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ - приставки и НЕ – частицы;

уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий.

I . Организационный момент.

Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.

(русская пословица)

1. Фронтальный опрос:

- Что такое частица?

- На какие разряды делятся частицы ? (формообразующие, смыслоразличительные – смысловые или модальные).

- Расскажите о правописании смысловых частиц. Что мы должны помнить?

2. Раскройте скобки и объясните правописание слов. СЛ

Кто(либо), откуда(то), поехал(бы), кем(нибудь), кое(кто), подойди(ка), может(ли), прибежал(таки).

Кто-либо, откуда-то, поехал бы, кем-нибудь, кое-кто, подойди-ка, может ли, прибежал-таки.

3. Запись под диктовку у доски.

Объяснить правописание и указать частицы и союзы.

Стоило ли тебе тоже ехать в лес?

Этому человеку как будто все равно .

II . Актуализация знаний.

- Подумайте и скажите, как пишется НЕ в данных предложениях?

(Ни)кто (ни)кого (не)слушает.

Его слушали (не)перебивая.

Мы бредём по дорожкам, где (не)кошена трава.

-Чем является НЕ в речи?

- Определите тему урока.

- Какие цели мы перед собой поставим?

Цель. Обобщить и закрепить правила правописания НЕ
с различными частями речи.
Задачи. Отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ - приставки и НЕ – частицы;

уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий.

IV . Изучение нового.

Частица НЕ - упрямая частица
Все повернуть по-своему стремится
Ты хочешь счастья,
А она придет -
И выйдет все
Как раз наоборот.

- Запишите схематично на листках всё, что вы знаете о правописании НЕ

с различными частями речи.

- Обладаете ли вы достаточной информацией для работы с новой темой?

В две колонки пишем правила СЛИТНО, РАЗДЕЛЬНО

Написание НЕ с разными частями речи

Без не не употребляются

не ряха

Противопоставление с союзом а

не жарко, а холодно

Без не не употребляются

ненавидящий

не завершена

Без не не употребляются

Можно подобрать синоним

не правда, а ложь

вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

непрочитанная книга

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

не прочитанная дедушкой книга

Приставка НЕДО – слитно

недо едают

С наречиями степени, признака:

очень, чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

совершенно непрочитанная книга

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а начатая картина.

С наречиями, которые пишутся через дефис

не по-летнему

Наличие отрицательных наречий: негде,
никуда

не имеют полной формы: не рад ,

V . Закрепление

СЛ. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика

1) вовсе не 1) да

3) недол 3) ливый

4) неле 4) строит

5) неправ 5) а злой

7) невеж 7) соко, а низко

8) не ту 8) красиво

10) не добрый 10) го

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи. (да)

2. Не с глаголами пишется всегда раздельно. (нет)

3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными. (нет)

4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами. (да)

5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на - о, - е( да)

6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА(нет)

7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно. (нет)

Добились ли вы поставленной цели?

Учитель: Я считаю, что мы сегодня поработали над развитием навыков исследования: работали с информацией, сравнивали, анализировали, доказывали свою точку зрения, делали выводы, применяли различные методы исследования.

-Что вы теперь можете сказать по поводу эпиграфа нашего урока?

VI . Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых непростых тем в русском языке – Правописание НЕ с различными частями речи. Но, как известно, отрицательных частиц в русском языке две. На следующем уроке мы с вами узнаем о различении этих частиц на письме. А самые любознательные могут дома уже ознакомиться с материалом учебника по этой теме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 227 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Различение частицы не и приставки не-

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.05.2018 4626
  • DOCX 26.2 кбайт
  • 276 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Колмакова Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  1. Обучающая:
    • обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи;
    • формирование умения систематизировать изученные правила;
  1. развивающая:
    • развитие устной речи учащихся;
    • обогащение словарного запаса;
    • умение анализировать, сопоставлять;
  1. воспитательная: обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе. теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо.

Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо.

I. Слово учителя.

На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не с этими словами.

(Проверяем д/з путем взаимопроверки.)

(Работу у доски проверяет сильный ученик).

Класс отвечает на вопросы:

  1. Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница?
  2. Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры.

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

III. Закрепление темы.

Учитель читает предложение, записанное на доске.

Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года?

– Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья?

(2 ученика рассказывают).

– Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра.

(Ученик отвечает. Эпитет – кротким румянцем; метафора – не пылает пожаром.

– Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению).

– Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,

– А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).

– Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не.

2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы.

– Чем является не в этом предложении? Докажите. (Приставкой. Слова с не можно заменить словами – синонимами без не).

– Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-.

(Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-).

– Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не- ?

(Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь).

1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.

– Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении.

(Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить; болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор).

– Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы).

– Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра).

Обозначаем условия выбора данной орфограммы.

– Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными.

– Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения?

(Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это предложение со скобками).

(Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не- в словах).

– Раскроем скобки и объясним, чем является не- в этом предложении.

– Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся).

В словаре Ожегова незадача (разг.)– неудачное стечение обстоятельств, незадача. А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы!

– Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на -о, -е?

  1. Смотрим, употребляется ли слово без не. (Не употребляется – пишу слитно).
  2. Если употребляется – решаю, какая это часть речи.
  3. Вспоминаю правило.

– Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не- определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не.

IV. Практическое занятие.

– А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант.

Частица не / приставка не-

– Выписывать только слова с не.

– Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока.

2. Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною.

3. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.

– Какими частями речи являются выписанные слова? (Ребята называют).

Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии).

Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание.

Не озаренном лучами

– Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см. приложение).

V. Графический (кодовый диктант).

– Ну, а теперь – на практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Я читаю предложения из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры: 1 – раздельно; 2 – слитно.

У нескольких учеников спрашиваю их код, оцениваю, остальные ученики сдают листочки, проанализируем на следующем уроке.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 1 1 2 2 2 1 1 2

VI. Итог урока.

– Что же мы повторили сегодня на уроке?

– Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не- и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая – и такая важная! – частица не и приставка не.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 7-х классов на тему: "Различение на письме частицы не и приставки не-".

Тема: Различение на письме частицы не и приставки не-.

Цель: Научиться различать частицу Не и приставку НЕ.

Задачи урока:

Обучающая: Актуализация и углубление имеющихся знаний учащихся по теме написания не с разными частями речи; отработать приёмы разграничения НЕ - приставки и НЕ - частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;

Развивающая: Совершенствование последовательно выполняемых действий при исследовании как универсального способа получения новых знаний; развитие у учащихся умения действовать по алгоритму при исследовании частей речи; способствование развитию универсальных учебных действий: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения; формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательная: Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим через привитие навыков самостоятельной деятельности, формирование умения слушать и слышать друг друга, признавать право каждого на собственное мнение.

Формируемые компетенции:

- прочное овладение русским языком и каким-либо иностранным языком, эффективное его применение в различных сферах общения;

- умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них;

- способность к социальной адаптации, соблюдение норм речевого этикета, умение работать в сотрудничестве;

- умение отстаивать собственную позицию, уважая мнение собеседника, умение убеждать его;

- умение в противоречивых ситуациях сохранять самообладание, принимать конструктивные решения проблем или разногласий.

- умение работать с различной документацией в повседневной жизни (писать поздравления, заполнять анкеты, заполнять листы данных о себе в гостиницах и др.).

Компетенция личностного самосовершенствования.

- стремиться в течение жизни обучаться, постоянно работать над повышением уровня своих знаний, опыта;

- умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть честным, правдивым.

Оборудование: учебники по русскому языку 7 класс, презентация, оценочные листы, карточки, раздаточный материал.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости.

Повторение пройденного материала.

- Ребята, я буду читать предложения, если высказывание верное, поднимите синие карточки, если нет – красные.

1. Частицы – это служебные части речи. (да)

2. В предложении частица является дополнением. (нет)

3. По значению частицы делятся на 3 разряда: формообразующие, отрицательные, модальные. (Да)

4. Частицы бы, б относятся к формообразующим. (да)

5. Частица пусть относится к модальным частицам. (нет)

6. Частицы не, ни – отрицательные частицы. (да)

7. Частица ли относится к формообразующим частицам. (нет)

8. Частицы бы, ли, же пишутся со словами через дефис. (нет)

9. Частица –то пишется со словами через дефис. (да)

10. Частица –ка со всеми словами пишется раздельно. (нет)

Б) Цифровой диктант.

- Ребята, сегодня на протяжении урока мы будем работать по оценочному листу (приложение). Сейчас я вам буду диктовать словосочетания, если в данном словосочетании надо написать частицу не, то вы ставите цифру 1, если частицу ни – цифру 2. Полученные цифры нам очень понадобятся в дальнейшем, поэтому будьте внимательны.

1. В доме ни кусочка; 2. Не раз опаздывал; 3. Откуда ни возьмись; 4. Не сдал экзамены; 5. Не жаль денег; 6. Как ни трудно; 7. Недозрелое яблоко.

Читайте также: