Конспект распознающего наблюдения за растениями с детьми старшего дошкольного возраста

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт), используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним.

Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация).

Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь:

«На веранде, где цветочки,

Я сижу в своём горшочке.

Я, конечно, не велик,

Но смотри- ужалю вмиг!

Ты не веришь, мальчик?

Дети: Это кактус!

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать?

Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки.

Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель) ?

Дети: Это стебель.

Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он?

Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета.

Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут.

На мониторе появляется картинка.

Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1) Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко.

Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2).

Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3).

Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности . (Слайд 4).

Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета . (Слайд 5).

Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры . (Слайд 6).

Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7).

Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.

Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев?

Дети: Колючки, иголки.

Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они?

Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус?

Дети: Его поливают редко.

Воспитатель: Да, ребята. Его нужно поливать один раз в неделю, можно в понедельник, когда мы приходим в садик после выходных. А почему кактус надо поливать редко?

Дети: Потому что у него очень толстый стебель.

Воспитатель: Ребята, внешний покров кактуса жилистый. У некоторых кактусов жилы стягиваются и растягиваются, как аккордеон. Они растягиваются, когда наполняются водой, и стягиваются, когда вода израсходована. Поэтому у кактуса толстый стебель из-за находящейся внутри воды. Кто мне напомнит, где родина кактусов?

Дети: Мексика, пустыня.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. А сейчас немного отдохнём. Проводится физминутка:

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.

Воспитатель: Хорошо, продолжаем. Кто знает, как надо приготовить почву, чтобы растение росло в комнатных условиях?

Дети: Надо смешать землю с песком и посадить кактус, а сверху ещё посыпать песка, чтобы влага быстро не испарялась. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает с ответом).

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, кактус светолюбивое или темнолюбивое растение?

Дети: Светолюбивое, потому что живёт в жарких странах.

Воспитатель: Значит, где мы его должны поставить?

Дети: На солнечной стороне.

Воспитатель: Вы знаете, что все комнатные растения требуют ухода. Как вы ухаживаете за комнатными растениями нашего уголка природы?

Дети: Растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения, опрыскивать, протирать листочки от пыли.

Воспитатель: Хорошо. Но ухаживать за разными растениями нужно по- разному. Как вы будете ухаживать за этим растением (показываю сансевьеру) ? Как называется это растение?

Дети: Это сансевьера. Её надо поливать, рыхлить землю, протирать листья влажной тряпочкой.

Воспитатель: Хорошо. А как вы будете ухаживать за этим растением (показываю традесканцию) ? Что это за растение?

Дети: Это традесканция. Листья нельзя протирать тряпочкой, их надо опрыскивать.

Воспитатель: Да, ребята. Листочки у традесканции хрупкие, могут легко сломаться, поэтому это растение мы будем опрыскивать. Хорошо, мы с вами вспомнили способы ухода за растениями. Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем убирать пыль с кактуса, у которого вместо листьев колючки? (Выслушиваю мнение детей, затем вызываю ребёнка для показа, действия сопровождаю словами.) Сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой между колючками и снимаем пыль. А что мы ещё забыли сделать? Пыль вытерли, но что-то забыли…

Дети: Нужно взрыхлить песочек и полить.

Воспитатель: А как часто будем поливать? Каждый день, через день?

Дети: Нет! Поливать будем один раз в неделю.

Воспитатель: Умницы! Вы всё правильно сказали и запомнили! Так с каким растением мы сегодня познакомились?

Дети: С кактусом.

Воспитатель: Хорошо. Вы узнали, что кактус- растение пустыни, что вместо листьев у него колючки. Его надо поливать редко, это растение любит солнце. Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём.

(Проводится гимнастика для глаз).

Глазкам нужно отдохнуть. дети закрывают глаза

Нужно глубоко вздохнуть. ( глубокий вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыть, движение зрачком по кругу)

Много- много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легко коснуться пальчиком закрытых глаз)

Увидят мои глазки всё! (глаза распахнуты, на лице улыбка).

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать кактус. Давайте сядем за столы, откроем свои альбомы и будем рисовать пустыню и кактусы.

Рисование кактуса, как закрепление материала. На мониторе картинка с изображением пустыни и растущими кактусами.

Цель:
Образовательные:
- формировать представление о многообразии неживой природы;
- учить любоваться растущими цветами.
Развивающие:
- развивать умение обобщать по существенным признакам;
- развивать речь, активизировать словарный запас;
- расширять представление о частях растений.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Ход прогулки.
Загадка.
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.



Дети. Летом.
Воспитатель.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять и посмотреть на наши клумбы.
(Дети идут к клумбам.)

Воспитатель.
- Ребята, послушайте загадку.
Загадка .
Л истики в спирали гнутся,
И друг к другу жмутся,
А над ними те цветы,
Не бутоны, а духи,
Что же это за цветы?

Дети. Лилия
(Предложить детям рассмотреть цветы и вспомнить названия.)



Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутри клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую разетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными чёрными пятнами) и т. д. Корень у лилии — луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, - они большие и оранжевые; большие чёрные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.



Найти одинаковые цветы (лилии и петунии) и цветы, собранные в соцветия.
(Дети находят цветы).



На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)




Рассмотреть отличия этих цветов.
Воспитатель .
Все цветы радуют глаз и украшают окружающее пространство.
Давайте вспомним стихи.
1.Мы цветочки все польём
Жарким ясным летним днём.
Будем мы беречь цветы,
Чтоб они всегда цвели.

2. Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле — полевые,
Душистые, красивые, живые.
Поэтому не рву цветы.
А ты?

Воспитатель.
- Ребята, вспомним приметы.
1. Перед дождём не раскрывают своих цветов роза, ноготки.
2. К 8 часам утра открывают свои соцветия бархатцы.
3. Ноготки не раскрывают своих цветов — к дождю.



Вывод: растениям необходима вода.

Труд на участке . Полив клумб.




Воспитатель. Нам пора возвращаться в группу.
- Что нового вы сегодня узнали?

Назначение: Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Цель: Формировать интерес к комнатным растениям.

Задачи: Уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни. Сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Материал: комнатные растения, лейка, грабельки, салфетки.



Воспитатель:
Хрустит за окошком
Морозный денек.
Стоит на окошке
Цветок-огонек.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.



Воспитатель:
Он – на ёжика похож,
Но цветок он, а не ёж.
Знаю точно, кактус тоже
Зацвести красиво может.



Воспитатель: Дети, давайте сравним эти два растения. Чем они похожи?
(Они зелёные, им нужна вода, земля)
Воспитатель: А теперь, чем они отличаются друг от друга.
(По-разному выглядят)
Воспитатель: Главное отличие в том, что их надо по-разному поливать. У огонька тонкие мягкие листья. Ему требуется много воды – это влаголюбивое растение. Поливать его надо часто - через день. А вот у кактуса толстый, сочный стебель. В нем большой запас влаги, а вместо листьев иголочки. Это засухоустойчивое растение, которому надо мало воды. Поливать его надо немного и редко. Дети, а сейчас мы с вами пройдемся по группе, посмотрим, какие растения у нас есть. Определим, какие из них влаголюбивые, а какие засухоустойчивые и поухаживаем за ними. Но перед этим напомните мне, пожалуйста, правила ухода за комнатными растениями.
(Их нужно рыхлить, поливать, протирать, опрыскивать, чистить листики, раз в году пересаживать.)
Воспитатель отправляется с детьми на экскурсию по группе. Дети осматривают растения, определяют к какой группе, они относятся и как их следует поливать. Переходя от растения к растению, дети по очереди поливают их, опрыскивают, рыхлят землю, протирают листочки.




Дети садятся на места.
Воспитатель: Дети, мы хорошо поухаживали за нашими растениями, а сейчас я предлагаю Вам стать художниками и нарисовать наш цветок огонек.



В заключении воспитатель говорит: Мы теперь хорошо знаем, что требуется нашим обитателям уголка природы. Они живые, радуют нас своим присутствием, нам интересно за ними наблюдать. Растения улучшают воздух в группе – выделяют кислород. Они помогают нам быть здоровыми.

С детьми подготовительной группы выходим на прогулку на свой участок.
Ребята, давайте вспомним, какое же время года наступило? (осень).
Какие признаки осени знаете? (дождь моросит, небо хмурое, холодно становится, листья на деревьях меняют цвет и опадают, отцветают цветы)
Верно, наступила золотая осень с ее неповторимой красотой в убранстве деревьев и цветов!
Мы с вами весной сажали цветы на клумбу. Зачем люди сажают цветы, как вы думаете? (цветы радуют, повышают настроение).
А можно ли рвать цветы с клумбы? (лучше не рвать, а смотреть и любоваться). Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
(Т. Собакин)

А как изменилась наша клумба с приходом осени, давайте посмотрим? (подходим к клумбе).



Давайте вспомним, какие цветы растут на нашей клумбе? (однолетние и многолетние).
Какие многолетние цветы растут и почему они так называются? (многолетние не сажают весной, они зимуют в почве)
За счет чего они зимуют в земле и не погибают? (корень глубоко прорастает в земле).
Какие многолетники у нас растут? (примула, хосты, папоротник).
Молодцы, а однолетние цветы почему так называются? (растут от весны до осени, не могут зимовать).
Какие цветы мы сажали весной на нашей клумбе? (петунью, бархатцы, цинии).



Что можно про них сказать, как они изменились к осени? (отцвели, засохли, повяли).
Какие еще цветы мы посадили весной? (герань, бальзамин).
Верно, герань и бальзамин очень хорошо переносят пересадку. Им очень комфортно расти на клумбе. Посмотрите, какая пышная герань, как цветет обильно!
Бальзамин тоже прекрасно себя чувствует, кустик просто не узнать! Но этим цветам пора вернуться в группу, на подоконник и радовать нас дальше своим цветением. Что нам понадобиться для пересадки? (горшки с землей, совок)
Вместе пересаживаем цветы, сопровождаю подробным описанием)[/i] Молодцы, ребята, очень славно потрудились!



Послушайте стихотворение:
Да здравствуют цветы
Всех видов, всех расцветок-
И яркой красоты.
И скрытые меж веток…
Да здравствуют цветы!
Все, все они прекрасны!
(Ш. Мгшвили)

Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать с цветами, которые уже отцвели и пожухли? (собрать семена, убрать с клумбы).
Давайте этим и займемся, берите коробочки и будем вместе собирать, чтобы весной посеять их снова.
А как быть с завядшими цветами? (выкопать вместе с корнем)
Правильно ребята, мы их выкопаем и отнесем на участок, куда относим и листья, чтобы к весне получить перегной и вновь сажать цветы!

Читайте также: