Конспект пунктуация в простом предложении

Обновлено: 05.07.2024

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то: И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но):Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что. ”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Содержание:

В простом предложении (ПП), ничем не осложненном, не требуются никакие знаки препинания. Об осложненном ПП говорят, если в структуре есть:

  1. Однородные (ОЧП), второстепенные или входящие в грамматическую основу.
  2. Обособленные ЧП. Это второстепенные – определения (выражены прич. оборотом или прилагательным), обстоятельства (в структуре это деепричастие, одиночное или в обороте), дополнения. Приложения как разновидность определения тоже требует обособления в ряде случаев.
  3. Сравнительные обороты.
  4. Уточняющие ЧП, главные или второстепенные.
  5. Вводные слова, предложения.
  6. Вставные конструкции.

Осложненное ПП анализируют, чтобы правильно расставить знаки препинания. При однородных ЧП ставят или не ставят запятую. На выбор влияет компоновка ОЧП и союзное/бессоюзное соединение элементов перечисления.

Однородные члены предложения

ОЧП относятся к одному слову, если это второстепенные ЧП, отвечают на один вопрос. По сути, представляют собой перечисление, количество элементов которого не ограничено. В одном ПП возможно несколько рядов однородных ЧП. Каждая цепочка требует отдельного анализа для расстановки знаков препинания.


В примере – три ряда ОЧП (определения, подлежащие, сказуемые).

Ставить запятую надо

ОЧП разделяют запятыми, когда:

  • между элементами перечисления нет союзов (веселые, азартные, легкие на подъем);
  • служебное слово повторяется (руководителиштаба, иактивисты, извеньевые);
  • бессоюзное соединение ОЧП сменяется перечислением с повторяющимся союзом (руководители штаба,начальникиотрядов, иактивисты, извеньевые);
  • используют составные союзы (не толькоруководителиштаба иактивисты, но и звеньевые);
  • Если связка ОЧП с союзом в предложении повторяется, то между блоками знаки ставят так же, как между простыми ОЧП, а внутри блока запятая не нужна (веселые и азартные, легкие на подъем и трудолюбивые).

Все случаи постановки знаков препинания при ОЧП с примерами.

В окно виден широкий луг, речка и лес позади неё.

Принёс он смертную смолу да ветвь с увядшими листами…

Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

На бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

Бегут говорливые дроги ни шатко ни валко, как встарь.

Запоминай!

  • ни то ни сё,
  • и так и этак,
  • ни тот ни другой,
  • ни да ни нет,
  • и день и ночь
  • и стар и млад,
  • и смех и горе,
  • ни жив ни мёртв,
  • ни взад ни вперёд,
  • ни рыба ни мясо,
  • ни дать ни взять.

Запятая не ставится также между двумя однородными членами предложения, соединенными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое единство.

Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов, например: Были и лето и осень дождливы.

Отдельные правила оформления для слов, являющихся ОЧП или подобных им:


Определения: однородные и неоднородные

Запятые между определениями вызывают затруднения, так как не всегда эти ВЧП однородные:


Другие знаки препинания

ОЧП, при которых есть обобщающее слово (ОС), оформляют с помощью двоеточий или тире. Эти знаки зависят от взаимного расположения ряда ОЧП и (ОС), а запятые между элементами перечисления ставят строго по правилам, приведенным выше.

Двоеточие ставится:

  1. После обобщающего слова перед однородными членами.
    • Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев.
  2. Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речи.
    • Собрание постановляет: а) отчёт утвердить; б) внести в решение соответствующие дополнения.
  3. При перечислении, находящихся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно.
    • Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н. Гоголь)

Тире ставится:

  1. Обобщающие слова, стоящие поле ОЧП, отделяются от них ТИРЕ: Поручни, компасы, бинокли – всё это было медное.
  2. Если перед обобщающим словом имеется вводное слово, то запятая перед вводным словом опускается: В вестибюле, в коридоре – словом, всюду толпились люди.
  3. ТИРЕ ставится после ОЧП, если ими предложение не заканчивается: Повсюду: в клубе, на улицах, в домах – происходили шумные разговоры.

Не так часто, но встречаются предложения, в которых ОЧП выражены парой слов – контекстуальных антонимов. Это противопоставление подчеркивает тире между ОЧП: Не рощица – непроходимая чаща стояла на пути.

В таких предложениях тире (для проверки) заменяют противительным союзом (не рощица, а непроходимая чаща).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Знаки препинания в простых предложениях.

В простом предложении можно встретить почти все существующие знаки препинания (кроме точки с запятой – этот знак чаще всего используется в сложном предложении). Для того, чтобы их расставлять правильно, нужно знать случаи, когда в простом предложении появляются какие-либо знаки препинания:

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах.

Знаки препинания при обращении.

Обособление вводных и вставных конструкций.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Между подлежащим и сказуемым в простом предложении может ставиться тире в следующих случаях:

1) Когда подлежащие и сказуемое выражены именем существительным:

2) Когда главные члены предложения выражены существительным и инфинитивом (начальной формой глагола):

Быть мамой – лучшая профессия в мире.

3) Когда подлежащее и сказуемое выражены двумя инфинитивами (начальной формой глагола):

Жить – Родине служить.

4) Когда подлежащее и сказуемое выражены числительными:

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

1) Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным или прилагательным:

Она учительница. Она красива.

2) Подлежащее и сказуемое выражено любыми частями речи, но перед сказуемым имеются слова как, точно, будто, как будто, словно и др. или отрицание не:

Глаза как небо. Бедность не порок.

Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах предложения.

Пояснительные обороты, в которых обычно используются слова то есть, а именно, особенно, даже, в том числе, главным образом, например, и притом и другие, в предложении выделяются запятыми:

Я смогу приехать летом, например в июле.

Иногда вместо запятой для обособления пояснительного оборота ставится тире:

В жизни бывает только одно настоящее счастье – любить и быть любимым.

Сравнительные обороты с союзами точно, как, чем, будто, словно, нежели, что и др. обосабливаются запятыми в простом предложении:

Голубые, как небо, глаза смотрели прямо и невинно.

На улице было теплее, чем вчера.

Не нужно выделять запятыми сравнительные обороты, которые стали устойчивыми фразами:

Красный как рак, черные как смоль, бледный как смерть, льет как из ведра и т.д.

Обращение в предложении.

Обращение в предложении всегда выделяется запятыми:

Дорогой Ваня, любимый мой мальчик, здравствуй!

Частица о, которая используется для усиления перед обращением, не выделяется запятыми:

Тебя, о Великий, мы молим!

О, дорогой дневник! Как много мне нужно тебе рассказать!

Вставные и вводные конструкции в простом предложении.

Вставные и вводные конструкции также всегда выделяются на письме:

— вставные конструкции, которые имеют значение дополнения или пояснения, могут выделяться скобками или тире:

Тузик – так звали пса – весело бежал им навстречу.

— вводные слова, словосочетания или предложения выделяются запятыми:

К счастью, ранение не было серьезным.

Иногда вводное слово или конструкция может выступать в роли члена предложения. В таких случаях запятая не ставится:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 им.А.И.Покрышкина Учитель начальных классов Соколова Т.А.

Страна языка Русского [ Н ] [ Н ] Ска з ка № 10 , . Сущ Прил. Глагол , , . [ ]

[ т р а д ’ и ц ы й а ] [ р а й ал ’] [ к а р ’ и д о р ] [ с в а б о д а ] [ р ’ и ш э н ’ и й э ] [ а л м а с ] [ в ы р а ж а т ’] [ д ’ и с ’ э р т ] [ п р а ц э с ] Традиция, рояль, коридор, свобода, решение, алмаз, выражать, десерт, процесс.

Алгоритм постановки запятой в предложениях с однородными членами Прочитай предложение и найди слова, которые произносятся с интонацией перечисления. Найди слово, к которому они относятся . От этого слова задай вопросы к словам. Слова отвечают на один и тот же вопрос? Да Нет Это однородные члены. Запятую ставь между ними. 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг: 4шаг: 5шаг: 6 шаг : 7 шаг: Есть одиночный союз и Запятую не ставь Есть союзы а, но, повторяющийся союз и Нет союзов Это не однородные члены

Слушай внимательно учителя на уроке и после уроков не задерживайся в школе. Собери игрушки и ложись спать.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - это простое предложение . Предложение, в котором две и больше грамматические основы, - это сложное предложение .

Мама встала рано утром. Она поставила чайник на плиту. Чайник быстро вскипел. Леночка достала чашки из шкафа а папа расставил стулья .Все сели завтракать.

Алгоритм постановки запятых в простом и сложном предложении Прочитай предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу (основы). Сколько в предложении грамматических основ? Если одна. Если две и больше . Предложение простое. Предложение сложное. Есть ли однородные члены? Да Нет Есть одиночный союз и. Запятую не ставь . Ставь запятую, если есть союзы а , но , повторяющийся союз и , если нет союзов. 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг Ставь запятую между частями сложного предложения

, Леночка достала чашки из шкафа а папа расставил стулья.

Простое предложение Сложное предложение 1 2 , ,а 1 1 1 2 2 2 ,но Простое предложение ,и

, И ,а ,но Простое предложение ,И Сложное предложение 1 1 1 1 2 2 2 2 И Простое предложение Простое предложение Простое предложение , ,и ,а ,но

Мама – самый близкий любимый родной человек. Она разделяет вместе со мной все мои победы и неудачи. Я очень люблю свою маму и она отвечает мне тем же. , , ,

Просыпаюсь я полвосьмого . Я убираю свою кровать одеваю маленькую сестрёнку. Вечером я читаю Оле книгу а мама готовит ужин.

Просыпаюсь я полвосьмого . Я убираю свою кровать одеваю маленькую сестрёнку. , Вечером я читаю Оле книгу а мама готовит ужин. ,

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то: И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но):Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Сложноподчинённые предложения

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что. ”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о знаках препинания в конце и внутри простого предложения.

Планируемые результаты:

знать правило постановки знаков препинания в конце и внутри простого предложения;

уметь находить в простых предложениях однородные члены, обращения, вводные слова;

уметь выделять на письме сравнительный оборот;

уметь объяснять употребление знаков препинания в конце и внутри простого предложения;

уметь строить простые осложненные предложения по опорным схемам.

Метапредметные:

формировать умение учащихся самостоятельно формулировать тему и цели урока;

ставить и находит пути решения проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

умело пользоваться учебником, выбирая необходимый материал для решения проблемы;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

способствовать формированию интереса к изучению языка.

Ведущие виды деятельности: творческая, конструирование простых осложненных предложений.

Пунктограммы – знаки завершения, выделения, разделения.

Опознавательный признак – смысловой отрезок предложения.

Формы организации работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, работа в паре, устная, письменная.

Методы и приемы: проблемный, творческий, репродуктивный, рефлексивный.

Технологии: игровые, коллективные, информационные, здоровье сберегающие.

Оборудование: карточки для слабо успевающих, сигнальные карточки, карточка- рефлексия, схемы предложений, древо целей урока, рабочий лист ученика, компьютер, буква для составления слова, экран, призы для поощрения деятельности учащихся.

1. Мобилизующий этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, но для этого нужно проверить, все ли готовы, ведь оно будет нелегким.

Давайте проверим. Тетради есть? Учебники есть? Ручки есть? Дневники есть? Молодцы! Теперь я вижу, что все хорошо подготовились преодолевать все трудности нашего с вами путешествия.

Учитель: А куда же мы с вами отправимся, в какую страну? Это вам предстоит узнать, 1-я подсказка – это схемы на доске, а вторую подсказку послушайте:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей- тире, в остальных многоточья,

Черточки, точки, кавычки и прочее…

-Что изучает пунктуация? (подсказка с.176- учебник)

-На какие группы делятся все пунктуационные правила? Вы можете воспользоваться подсказкой, которую найдете на странице 179 в учебнике.

-Сформулируйте тему и цели урока.

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.

Цели: повторить и обобщить знания об употреблении знаков препинания в конце и внутри простого предложения. СЛАЙД 1

3.Актуализация опорных знаний.

Блиц- опрос. Приобретение билетов на паровозик знаний. СЛАЙД 2

- Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, восклицательными. (НЕТ) СЛАЙД 3

- Обращения, вводные слова, сравнительные обороты на письме выделяются запятыми.(да) СЛАЙД 4

- Если два однородных члена предложения соединены одиночным союзом и, то запятая ставится.(Нет) СЛАЙД 5

- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. (Да) СЛАЙД 6

- Обращение-это слово (или словосочетание),называющее того, к кому обращаются с речью. (Да) СЛАЙД 7

- Вводные слова – это слова (или сочетание слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. (Да) СЛАЙД 8

- Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется со строчной буквы. (Нет)

- Сравнительный оборот используют для сравнения предмета или признака с другим предметом, признаком. (Да) СЛАЙД 10.

-Ребята, поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? А кто справился с половиной заданий блиц- опроса? Молодцы! Вы все получаете билетики, можете на них подписать свою фамилию. Билетики сохраняем до конечной остановки!

4.Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Задание 1. Спишите, разделяя текст на предложения и расставляя знаки препинания.

Какие знаки вы использовали в конце предложений и почему?

Вы любите слушать весенний дождь медом пахнут луговые цветы и травы как чудесно весной СЛАЙД 11

[ ]? –первый ряд [ ]!- второй ряд [ ].- третий ряд (выполняют устно)

Задание 2. На какую тему даны эти предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. Работа в паре.

Ум одежда, которая никогда не износится.

Знание родник, который никогда не исчерпаешь.

Чтение вот лучшее учение.

Найди схему на доске, которая относится к этому правилу.

1.Гимнастика для глаз. (Смотрим вправо, смотрим влево, смотрим прямо, смотрим вверх, смотрим вниз) Презентация- разминка

Подпрыгнем, если в конце предложения ставим восклицательный знак.

Присядем, если в конце предложения ставим точку.

Встанем, если в конце предложения ставим вопросительный знак.

(Как хорошо весной! На речке начался ледоход. Весь снег растаял? На улице прекрасная погода! В лесу распустились цветы. Ласточка перелётная птица?)

Что нужно помнить при составлении текста? Как будем его строить?

По типу- это текст описание. Какие члены предложения называются однородными?

-Какие схемы предложений, помещенные на доске, вы использовали в своем тексте?

Задание 4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение, сравнительный оборот (знаки препинания не расставлены). Работа в парах.

1.Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?

2.Отговорила роща золотая…

3. Расцветай наш край родной.

4.Золотые лучи словно стрелы сквозь клокастые тучи прошли.

Задание 5. Учебник с.182 , 494- Найдите и выпишите вводные слова, которые обозначают отношение говорящего к высказываемой мысли. Осуществи взаимопроверку.

[ Вв, ]. [ ,вв, ].- 1-й вариант письменно по 1-ой схеме, 2-й - по второй схеме.

Вот мы с вами и оказались на конечной станции. Многое повторили, вспомнили. Проверим свои силы: смогли ли вы достичь всех поставленных целей в начале урока или нет. Приступаем к выполнению задания.

Задание 7. Заполни данными примерами таблицу в своих рабочих листах.

У всех все получилось? Проверяем.

Пунктуационное правило

Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение- вот лучшее учение.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах.

Знаки препинания в предложениях с обращением

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Мы, конечно, верим в чудеса.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

Мерцают, как живые, росинки на луне.

5. Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 18.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.

Познавательные: Дать понятие о том, что знание теоретического материала по теме и практическое усвоение темы урока взаимосвязаны.

Воспитательные: воспитывать интерес к пунктуации текста; воспитание внимательного, вдумчивого чтения. Воспитание взаимопомощи, сотрудничества; способствовать ориентации в мире знаний.

Развивающие: повышать внимание учащихся к пунктуации текста; совершенствовать пунктуационную грамотность; развивать навыки пунктуационного анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Оборудование: слайды, карточки,

Технология развития критического мышления

МБОУ “Маттинская средняя общеобразовательная школа им.Е.Д.Кычкина”

Тема открытого урока:

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Выполнила: Черкашина Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

План-конспект

урока русского языка в 11 классе

Тема урока: Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Тип урока: обобщение, закрепление и применение знаний на практике

Цели и задачи:

Образовательные: закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.

Познавательные: Дать понятие о том, что знание теоретического материала по теме и практическое усвоение темы урока взаимосвязаны.

Воспитательные: воспитывать интерес к пунктуации текста; воспитание внимательного, вдумчивого чтения. Воспитание взаимопомощи, сотрудничества; способствовать ориентации в мире знаний.

Развивающие: повышать внимание учащихся к пунктуации текста; совершенствовать пунктуационную грамотность; развивать навыки пунктуационного анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Оборудование: слайды, карточки,

Технология развития критического мышления

Организационная часть. Целеполагание.

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала по пунктуации.

"Знаки препинания - это как нотные знаки,

они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться".

Сегодня в рамках педагогического субботника буду вести урок русского
языка я, учитель МСОШ им.Е.Д. Кычкина Екатерина Николаевна. Мне очень приятно познакомиться с вами.

1. Мобилизующий этап

- Что вы скажете по этому поводу?

- Прочитайте. Чего не хватает?

- Поставим знаки препинания. Нам теперь понятна мысль высказывания.

Тема: Пунктуация в простом и сложном предложениях.

- у каждого своя цель на этом уроке. Но основные цели сформулируем с помощью слов:

Цели: Вспомнить правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Узнать для себя новые сведения о пунктуации

Закрепить навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; умения работы по пунктуации текста.

11. Актуализация знаний. Теоретическая часть.

Пунктуация русского языка - это очень объемная, серьёзная тема. Многие ученики допускают ошибки, недочеты. Есть такие, которые совершенно не ставят знаки препинания, как это было до 15 века на Руси. А как у вас дела обстоят?

- Вот интересно, каким образом вы ставите знаки препинания? Что надо знать и уметь, чтобы правильно ставить знаки? Мозговую атаку сделаем.

(ответы записываются на доске. По смыслу, интонации, правилам).

- Вы совершенно верно назвали все принципы пунктуации. Давайте, повторим

Принципы пунктуации (слайды 1, 2,3,4).

• Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом, ставятся по правилам.

(Знаки в конце предложения, в неполном предложении, между подлежащим и сказуемым, при обособленных членах, вводных словах, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами и т.п.).

• Интонационный принцип. Знаки в предложении ставятся в соответствии с особенностями интонации.

Интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

• Смысловой (логический) принцип. Знаки в предложении ставятся в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда возможны варианты смысла.

- Какие знаки можно ставить по смысловой нагрузке в этом предложении? (Работа на карточке. Проверка по слайду)

Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем.

Этот человек, не раз говорил брату Антон, никогда не был учителем).


Слайд 5. Функции знаков препинания

смыслоразличительная.

Слайд 6. Разделительные знаки - одиночные, их роль - обозначать границы между однородными членами предложения; простыми предложениями в составе сложного; отделить слова автора от прямой речи; одно независимое предложение от другого.

Слайд 7. Выделительные знаки - двойные (парные), их роль - выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:

вставные и вводные конструкции;

приложения.
Слайд 8. Эмоционально-экспрессивная функция знаков

выражает вопрос или сомнение;

подчеркнуть внезапность события;

Подчеркнуть интонационную паузу;

внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием;

подчеркнуть двойное значение слов, ироническое значение,

противоположное значение и т.п.

Слайд 9. Смыслоразличительная функция знаков

Тире в БСП помогает передать различные смысловые оттенки (быструю смену событий, время, следствие, условие, противопоставление). Многоточие обозначает пропуск в части цитируемого текста. Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.

Вывод. Таким образом, мы повторили теоретические сведения о пунктуации. Они важны, нужны нам? Для чего? Составим синквейн.

Завершают, выделяют, разделяют.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

111. Практическая часть

1. 15, 16, 17, 18, 19 задания экзамена по русскому языку на правильную постановку знаков препинания. На какие правила?

15 задание - пунктуация в ССП и простое предложение с однородными членами.

16 задание - знаки препинания в предложениях с обособленными членами

17 задание - знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически

не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения; обращения, междометия.

18 задание - знаки препинания в СПП

19 задание - знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

- какой пунктуационный принцип в основном преследуется в этих заданиях? (грамм. принцип)

- какие функции знаков подчеркиваются в этих заданиях (Выделительные, разделительные).

2. Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, которые составляют трудности. Поработаем в парах. 7 пар - 7 заданий на различные правила по пунктуации.

Почему не ставится запятая? (карточки)

Ни свет ни заря

Ни шатко ни валко

ни себе ни людям

ни жив ни мертв

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы матч.

Когда состоится заседание кафедры и какова повестка дня?

Пусть кончится зима и наступит весна.

Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

Мальчик бежал по коридору сломя голову.

Будем работать засучив рукава

Эпоха, начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершив работами Исаака Ньютона, обозначила важный поворот в истории человечества.

Его работа действительно интересна. (Действительно (=в самом деле), его работа интересна.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим, то придёт память на правила хорошего поведения…

Вывод. Ученик делает общий вывод, когда знаки не ставятся.

3. Работа по тексту. Проанализируем пунктуацию художественного текста из рассказа И.А.Бунина

- Сделайте, пожалуйста, общую пунктуационную характеристику текста.

Какие пунктуационные особенности текста вы подметили? Назовите примеры.

- Порядок пунктуационного разбора

Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.

Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).

Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные)

Сформулировать правило постановки знаков препинания.

Работаем в парах. Текст И.А.Бунина имеет непростую пунктуационную организацию. Найдите в нем предложения простые; осложненные обособленными членами предложения; однородными членами.

Промежуточная рефлексия. Обсудите полученные результаты. С какими проблемами вы встретились? Можно использовать такую работу как один из видов работы по подготовке к экзаменам.
- Показ работы в парах.

Д.З. Составьте по аналогии задания 15, 16, 17, 18, 19

1V. Рефлексия:

Что повторили и закрепили?

Что вам более понравилось на уроке?

Что более запомнилось?

Над чем нужно поработать?

Что же нового вы открыли для себя?

Каким вы увидели себя на уроке?

Мне понравилось с вами работать. На уроке работали старательно. Поддержали меня очень. Видно, и чувствуется, что вы хорошо готовитесь к экзаменам. Я желаю вам больших успехов на экзаменах и поступить в этом году в желаемые учебные заведения.

Читайте также: