Межличностные конфликты их конструктивное разрешение конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Межличностный конфликт, пути его разрешения.

Цели: Научиться находить оптимальные пути разрешения конфликтов на примере конкретной проблемной ситуации, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

формирование представления о субъектах конфликтов и их роли;

формирование представления о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Развивающие:

способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

развитие навыков анализа ситуаций;

развитие коммуникативной способности.

Воспитывающие:

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

План урока:

Особенности межличностного конфликта

Способы разрешения конфликтов

Организационный момент

Введение в новый материал

(Сл. 1) Постановка темы урока

В наше время участились школьные драки… Вы, наверно, слышали историю, когда Красноярские школьницы избили свою одноклассницу, которая, сначала, впала в кому, а потом скончалась… Конфликт возник из-за молодого человека… Сегодня эта тема очень актуальна. Скажите, как бы вы поступили на месте этих школьниц?

Давайте сформулируем тему и задачу нашего урока.

Как вы считаете, что такое межличностный конфликт?

Запись в тетрадь:

Сл. 3)Межличностный конфликт – это столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями.

Запись в тетрадь:

Виды конфликтов:

Работа по теме урока

Запись в тетрадь:

Межличностный конфликт – это столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями.

(Сл. 4) Причины возникновения межличностного конфликта:

Предметно – деловые разногласия.

Расхождение личных интересов

Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознается обеими сторонами конфликта. В случае, если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, то участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

У вас на столах лежат листы с информацией (Приложение №1), обратите внимание на первую таблицу. Давайте разберем виды конфликтов.

(Сл. 5) Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:

1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;

2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.

Теперь, давайте разберем фазы конфликта:

(Сл. 6)Фазы конфликта

1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Распад дружеских связей между людьми.

Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок.

На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.

Но, здесь указаны не все возможные последствия, давайте запишем еще 2 варианта.

В пособии не все указаны стратегии поведения. Давайте запишем еще 2…

Способы разрешения конфликтов

Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своём.

Приспособление – сглаживание противоречий, в том числе в ущерб своим интересам.

Соперничество – открытая борьба за свои интересы.

Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Сейчас порешаем задачи:

Рабочий лист №1

Вам даны пословицы, вы должны сказать, к какой стратегии поведения они относятся

Рабочий лист №2

(Сл. 8) Верны ли следующие суждения о способах преодоления межличностного конфликта?

А. К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания обсуждению совпадающих позиций.

Б. К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания разногласиям в подходах и установках

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:

у меня не было затруднений;

я только слушал предложения других;

я выдвигал идеи.

Подведение итогов урока

Послушайте одну притчу.

Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая мысль – выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму – чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.

И в заключении хочется вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.

Домашнее задание

hello_html_m108fac44.jpg

Рабочий лист №1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание:

1. Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

2. Обсудите в группе значение пословиц.

3. Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

3.Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

Кто ударит и убежит, тот может драться хоть каждый день.

Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

Кто спорит – ни гроша не стоит.

Лучший способ решать конфликты – избегать их.

На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

Рабочий лист №1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание:

1. Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

2. Обсудите в группе значение пословиц.

3. Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

3.Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

Если вы не можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

Кто сильнее, тот и правее.

Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

Кто не отступает – тот обращает в бегство.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

Рабочий лист №1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание:

1. Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

2. Обсудите в группе значение пословиц.

3. Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

3.Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

Мягко стелет, да жестко спать.

Не подмажешь – не поедешь.

Убивай врагов своей добротой.

Добро слово победит.

Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

Кротость торжествует над гневом.

Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

Рабочий лист №1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание:

1. Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

2. Обсудите в группе значение пословиц.

3. Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

3.Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Честная сделка не вызывает ссоры.

Ты – мне, я – тебе.

Кто дарит – друзей наживает.

Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

Взаимные уступки прекрасно решают дела.

Рабочий лист №1

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задание:

1. Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

2. Обсудите в группе значение пословиц.

3. Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

3.Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

Ум хорошо, а два лучше.

Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все бают.

Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Копай и копай без устали – докопаешь до истины.

Рабочий лист №2

Верны ли следующие суждения о способах преодоления межличностного конфликта?

А. К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания обсуждению совпадающих позиций.

Б. К способам преодоления межличностного конфликта относится необходимость уделять больше внимания разногласиям в подходах и установках

План:

2. Причины возникновения конфликта. Предупреждение конфликта.

3. Стили разрешения конфликта. Правила поведения в конфликте.

Наивно полагать, что в коллективе никто ни с кем не вступает в спор, что не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. В любом коллективе, организации, все новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия не следует считать чем-то ненормальным. Они во многом способствуют развитию общества, росту личности, иначе наступит застой. И все же чаще всего мы воспринимаем конфликтную ситуацию как серьезную неприятность.

1.Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных целей, действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей. Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения.

В психологии выделяют следующие виды конфликта.

Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, целей, потребностей.

Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Конфликты бывают конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт способствует выявлению и разрешению противоречий, содействуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Разрешение конструктивного конфликта объективно повышает качество отношений между членами группы, приводит к улучшению деятельности, знаменует собой новый этап в развитии группы.

Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех или отдельных элементов социальной группы, к деформации отношений между ее членами, нарушает эффективное взаимодействие и приносит вред обеим сторонам. Деструктивный конфликт сказывается на работе, на настроении и самочувствии членов коллектива, затрудняется или становится невозможной совместная деятельность.

2. Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам. Например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе.

- стремление к превосходству ( прямые проявления превосходства, приказы, угроза, критика, насмешка, издевка, снисходительный тон, хвастовство, нарушение этики поведения, навязывание своих советов)

- проявление агрессивности ( природная или ситуативная агрессивность от неприятелей, плохого настроения, фрустраций)

- проявление эгоизма

Чтобы предотвратить возникновение конфликта необходимо:

1) не употреблять конфликтогенов, не говорить, не делать того, что может задеть, обидеть собеседника;

2) не отвечайте конфликтогеном на чужой конфликтоген: если не остановитесь сразу, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфликтогенов;

3) проявляйте эмпатию к собеседнику, поймите его состояние;

4) делайте как можно больше доброжелательных обращений к собеседнику: дружеская улыбка, поддержка, уважительное отношение, сочувствие, похвала и т.д.

3. В конфликтной ситуации люди сознательно или неосознанно выбирают определенный стиль поведения. Существует 5 основных стилей поведения (или пять основных стратегий разрешения конфликтов)

1. Приспособление (уступка) – это такой стиль поведения, который предполагает изменение своей позиции, перестройку своего поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим собственным интересам.

2. Сотрудничество – это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон.

3. Избегание – это уклонение уход от конфликта.

4. Соперничество (конкуренция) – это открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

5. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

В любом конфликте можно выделить основные стадии развития:

1) Возникновение объективной конфликтной ситуации.

2) Осознание участниками наличия конфликтной ситуации.

3) Переход к конфликтному поведению.

4) Разрешение конфликта.

Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.

Для конструктивного разрешения конфликта следует придерживаться некоторых рекомендаций:

2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Определите, что действительно является предметом разногласий. Старайтесь быть максимально объективным. Говорите как можно детальнее.

3. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

5. Старайтесь выслушать противоположную сторону. Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте. Покажите собеседнику, что вы действительно серьезно относитесь к его словам и стремитесь прийти к соглашению.

6. Акцентируйте свое внимание на тех вопросах, относительно которых ваши мысли, чувства и действия совпадают, а не на тех проблемах, которые вас разделяют.

В настоящее время теория и практика разрешения конфликтных ситуаций выделилась в отдельную дисциплину – конфликтологию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит необходимую информацию по теме в соответствии с кодификатором, а также несколько тестовых заданий, необходимых для закрепления изученного материала.

ТЕМА I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, мнений, позиций, взглядов людей

ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ

ОСОБЕННОСТИ

Сотрудничество

Поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, конфликт может возобновиться

Приспособление

Одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

ОСОБЕННОСТИ

Одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной, уступившая сторона может стремиться взять реванш

Обоюдные уступки приводят к устранению конфликта и его причин

Возможно по желанию сторон или в связи с исчерпанием причин, а также в случае объективного разделения конфликтующих сторон (переход в другой класс, переезд в другой город)

В процессе конфликта обе стороны сделали выводы для изменения позиции, сформировалось единое мнение

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

Конструктивное

Неконструктивное

Стороны не выходят за рамки деловых аргументов, не переходят границ приличия, не допускают грубости и оскорблений

Стороны используют недостойные средства для достижения цели, последствия могут быть драматичными

Решаем задания в формате ОГЭ

1. Иван узнал, что Артём пригласил на свой день рождения всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артёмом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) посредничество 2) сотрудничество

3) уход из конфликтной ситуации 4) уступку противоборствующей стороне

2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Человек, который постоянно ссорится с окружающими, наверняка обладает неустойчивыми взглядами. (Б)Опыт показывает, что межличностные и социальные конфликты способны разрушить коллектив, причинить вред обществу и государству. (В)Думается, что людям надо быть внимательнее к интересам и достоинству других людей, сдерживать свои эгоизм.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

3. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести нахождение компромисса.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной межличностных конфликтов чаще всего становится отсутствие умения прислушиваться к мнению друг друга.

Б. Межличностный конфликт можно разрешить конструктивным путём.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми нередко становится отсутствие умения слушать другого человека.

Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса интересов сторон.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Учёные страны Z исследовали, как ведут себя в межличностных конфликтах мужчины и женщины. (Б)Было установлено, что женщины стремятся найти компромисс и чаще готовы идти на уступки. (В)Нет ничего удивительного в том, что мужчины стремятся продемонстрировать силу и принципиальность в отстаивании своей позиции.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

7. Марина и Андрей узнали, что Галя пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них. Андрей не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Галей. Марина же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Гали, почему она так поступила. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Андрея?

1) уход от конфликтной ситуации

8. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение интересов личностей в процессе их взаимоотношений.

Б. Межличностные конфликты могут возникнуть как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду.

Компромисс - это взаимные уступки, сделка.

Избегание - отказе или уход от конфликтной ситуации.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Энциклопедия для детей / гл. ред. М. Аксенова. –Москва: Мир энциклопедий Аванта+.Т. 18: Человек, Ч. 2: Психология.-2008. -636с.: ил.
  3. Энциклопедия для детей / гл. ред. М. Аксенова. –Москва: Мир энциклопедий Аванта+.Т. 18:Человек, Ч. 3. Духовный мир человека. -2006. -606 с.: ил.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события. Развиваясь, конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубления конфликта, разрешение конфликта.

Все начинается с причины конфликта. Это его самая первая ступень. Например, у вас оказались разные взгляды по поводу проведения мероприятия в классе. Часть ребят показывает свое недовольство. Зарождается повод для взаимного спора, разногласий, и раздражения.

В основе конфликта чаще всего лежат противоположные интересы или предпочтения. Причинами конфликтов являются смысловые барьеры в общении, основанные на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл. Например, учитель поставил плохую оценку ученику, не учитывая усилия, которые им были потрачены на выполнение работы. Учитель хотел побудить ученика лучше учиться, а ученик считает оценку как несправедливую, так как для него главный смысл заключается в том, что он старался. И оценка теряет свою побудительную силу.

Эмоциональный барьер возникает на фоне разницы чувств, что ведёт к непониманию. Эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.

Моральные барьеры являются причиной самых острых конфликтов. Если у вас разное представление о правилах или нормах поведения, то конфликт неизбежен, потому что в основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего события.

У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведет вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить? Если у вас возникнет желание понять другого, то такое поведение называется сотрудничество.

Компромисс, как один из вариантов поведения близок к сотрудничеству. Но отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.

Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешен, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Иногда упорство бывает полезным.

Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят на рамки деловых аргументов, а отношения не переходят границы приличия, нет оскорблений или грубости. Неконструктивное разрешение конфликта приводит к тому, что обе стороны не выслушивают друг друга, в итоге конфликт не приводит к положительному результату. Поэтому последствия этого конфликта могут быть самыми драматическими.

Но конфликт в любом случае когда-то заканчивается. Наступает последняя его стадия – полное или частичное разрешение. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

При подчинении одна сторона полностью или частично принимает правила другой стороны. Такой конфликт может возобновиться снова, потому что уступившая сторона постарается взять реванш.

Обязательно рассмотрите ситуацию со всех сторон и, если даже ваша позиция покажется вам более правильной, тем не менее попытайтесь принять точку зрения другого участника конфликта, войдите в его положение и не идеализируйте себя. Может быть, тогда конфликт покажется менее острым, а собственные действия – совсем неидеальными?

Если вам все же трудно понять и простить другого человека, но сделать это обязательно надо, можно воспользоваться нейтральным посредником. И третий будет совсем не лишний. Человеку, не втянутому в конфликт, легче помочь установить контакт с каждой стороной конфликта. Но к сожалению практика посредничества, редко используется в межличностных конфликтах.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1, если утверждение отражает факт, и 0, если утверждение выражает мнение.

В любой ситуации, насколько бы тупиковой она ни выглядела, существуют возможности разрешения межличностных конфликтов.

Конфликт затрагивающий личные мотивы всех сторон называется межличностным.

Стратегии ненападения – оптимальная для выхода из любой конфликтной ситуации.

Совместные действия в поисках оптимального выхода из конфликта относятся к стратегии компромисса.

Пояснение: Первые два утверждения, согласно теории, не содержат ошибок. А вот стратегии ненападения среди стратегий поведения в конфликте не существует. Последнее утверждении тоже ошибочно, т.к. компромисс – это взаимные уступки с обеих сторон.

Задание 2. Установите соответствие.

Читайте также: