Конспект про куликовскую битву 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Сражение, в котором принимали участие русское войско и армия Золотой Орды, во многом предопределило дальнейшую историю Русского государства.

События, предшествовавшие сражению

Причиной Куликовской битвы стал ряд важных событий. Шестью годами ранее отношения у Руси с Ордой начали серьезно обостряться. Именно в 1374 году Дмитрий, Великий князь Московский, разрывает отношения с Мамаем, который в то время от имени монгольских ханов управлял западной частью Золотой Орды. Русские князья уже чувствовали собственную силу и были готовы дать решительный отпор врагу, который долгое время разорял их земли и требовал уплаты дани.

За два года до исторического сражения по Руси распространилась весть, что татаро-монголы выдвинулось большим войском, чтобы расквитаться с непокорными русскими. Дмитрий со своей дружиной направился навстречу неприятелю и встретил его на берегах реки Вожи, впервые углубившись так далеко в южные земли. Манёвр застал противника врасплох, и русский отряд сравнительно легко одержал победу. Это окончательно убедило в том, что Орда не является всесильной. К тому же и внутри нее уже полным ходом развивалась междоусобица.

Подготовка к сражению

Орда стремилась к реваншу. К началу лета 1380 года Мамай подготовил к походу войско численностью свыше 100 тысяч человек. Быть союзником хана изъявил желание Великий князь Литовский Ягайло. Получив сведения о готовящемся объединении Орды и Литвы для войны с Русью, Дмитрий спешно собрал почти такое же большое войско. В конце августа его многотысячная рать из Коломны стремительным ходом направилась на юг. Основная цель быстрого маневра принесла успех: союзники Мамая не успели присоединиться к нему.

В ночь накануне битвы войско Дмитрия переправилось через Дон и вышло к Куликову полю. Место для сражения было выбрано удачно: роща позволяла укрыть засадный полк, а глубокие овраги, невидимые противнику, не давали его коннице возможности проводить атаки с флангов.

Ход битвы


Вначале состоялся поединок двух богатырей. Монах Александр Пересвет представлял русскую сторону, его противником стал богатырь Темир-Мурза, более известный как Челубей. В результате их противостояния они оба поразили друг друга копьями. Такой исход означал, что главная битва станет кровопролитной.

Как только Челубей оказался на земле, конница Мамая ринулась в атаку и сразу же оттеснила передовой полк русских. Однако введенный в бой резерв остановил дальнейшее продвижение татаро-монголов по центру их атаки. Мамай активизировал атаку на левом фланге, где какое-то время ему удавалось теснить русские ряды. Но перелом в сражении, как это часто бывало в старину, принес засадный полк, ударивший в тыл и фланг вражеской коннице.

На исход боя в значительной мере повлияли несколько тактических военных ходов русской дружины:

  • Князь Дмитрий предварительно изучил место предстоящей битвы и расставил войска так, словно их можно было без труда разбить;
  • Копья русских воинов имели разную длину, что помогло затруднить атаки противника;
  • Прорвавшиеся к штабу Дмитрия враги убили, как им казалось, самого Великого князя. На самом же деле это был его верный боярин, специально надевший княжеский кафтан. Увидев спустя некоторое время, что Дмитрий жив, татаро-монголы получили серьезный психологический удар.

Считается, что Мамаева рать была разбита за 4 часа. Князь Ягайло, получив об этом весть, развернул свое войско в обратную сторону. Сам Мамай, ставка которого была захвачена, успел ретироваться. Куликовская битва, в которой татаро-монголы были наголову разгромлены, впоследствии получила название Мамаево побоище. А Великий князь Дмитрий за блестящую победу в этом сражении получил уважительное прозвище Донской.

Итоги и роль Куликовской битвы

Значение баталии для истории страны огромно. Впервые был развеян миф о несокрушимости армии Орды. Куликовская битва позволила русским людям поверить в себя и в свою силу. Около двух лет после Мамаева побоища Русь не платила Орде дань, что в конечном итоге приблизило полное освобождение народа от ненавистного ига и усилило роль Москвы в объединении русских земель в единое и сильное государство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по истории в 6 классе

hello_html_m121668b8.jpg

Учитель истории и обществознания Тырченкова М.А.

Тема: Куликовская битва

Цели: знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;

уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Презентация, карточки, тест.

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока. (2 минуты)

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события , с которыми мы с вами уже познакомились на предыдущих уроках.

II . Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

1. Два человека будут работать по карточкам. После выполнения задания они отдадут свои карточки на проверку эксперту. Им сегодня будет. За свою работу он так же получит отметку.……

2. А устно о правлении Ивана Калиты и причинах возвышения Москвы мы послушаем .

А теперь проведем нашу традиционную интеллектуальную физкультминутку.

- Работа с датами и определениями. Проверка, получение смайликов за каждый правильный ответ. (5 минут)

III . Постановка проблемы урока.

( Слайд 2). Проверка слайд 3.

А все ли битвы , года , сражения вам знакомы? А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. (Ответы детей Куликовская битва) Слайд 4.

Это Куликовская битва.

Целеполагание.

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?

IV . Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

( Слайд6) В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, девятилетний внук Ивана Калиты. Воспользоваться такой ситуацией попытался суздальско-нижегородский князь. Именно он получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Но митрополит Алексий и московские бояре поддержали Дмитрия. Он был очень смышлёным и не по годам развитым ребёнком. Нижегородский князь, хоть и не сразу, но смирился с потерей престола, а потом в знак примирения выдал свою дочь за повзрослевшего Дмитрия.

Но борьба за власть на этом не закончилась. Тверской князь Михаил Александрович, вступив в союз с литовским князем Ольгердом, пытается заполучить власть. Ольгерд три раза осаждал Москву, но все попытки закончились неудачей. В 1371 году Михаил добился ярлыка на великое Владимирское княжение, но владимирцы не признали его своим правителем. Они уже привыкли к московским князьям. Не подчинился ханской воле и Дмитрий Иванович, сказав, что никого не пустит на великое княжение. Пришлось смириться с этим и тверскому князю.

А в 1374 году Дмитрий отказался платить дань Орде . Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.

( Слайд 8) Прочитайте части предложений из первого столбика и най дите их продолжение во втором.

1. В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…

… русские уже сами собирали дань со своих земель.

2. Со времён Ивана Калиты…

… стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

… дань собирали монгольские баскаки.

Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли.

В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник).

Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить дани, которую платили прежде московские князья.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве. На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татрам.

( Слайд 9) Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

а) боязнь, страх, испуг, ужас;

в) удивление, недоумение;

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Первая встреча состоялась в августе 1378 года на р. Воже. Битва закончилась поражением монголо –татар. Но Мамай не мог и не хотел мириться с поражением и потерей дани. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

А теперь, давайте обратимся к документу

Документ :В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.

Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:

Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…

Из “Новгородской Четвёртой летописи”

Вопросы к документу:

Кто такой Мамай?

Кто выступил на стороне Мамая?

С какой целью он готовился к походу на Русь?

Почему Мамая поддержал рязанский князь?

Зачем победа нужна была Мамаю?

V . Изучение новой темы.

( Слайд12) - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

2. Сергий Радонежский. Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку.

Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского.

( Слайд13) -Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

( изображение Сергия Радонежского на интерактивной доске )

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

- Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско. Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?

Подойдя к Дону, мнения князей разделились: одни предлагали перейти реку Дон и сразиться с противником, другие - остаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение было за Дмитрием Ивановичем.

Какое решение приняли бы вы на месте князя?

- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це лью это было сделано?

( Мнения детей.)

Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско му войску.

( Ответы детей.)

Сражение на Куликовом поле.

- Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.

“ Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

( Слайд14-15) - Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Картина “Утро на Куликовом поле

Что вы видите на картине? ( Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?

Какие чувства людей передаёт художник?

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Позади у воинов Непрядва,

Слева - затуманившийся Дон,
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.


Вот сейчас - не в дальней дали где-то-

Здесь сойдутся, как гроза с грозой.
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темир - Мурзой.


До земли поникли травы луга,

И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, и - кони на дыбы!


Копья устремив ожесточенно,

Оба пали под ноги коней.
И тогда сошлись полки у Дона -
Кто из них отважней и сильней?
( Ник. Старшинов)

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

( Слайд 20 Анимированная карта “Куликовская битва”.

После поединка монгольская конница ринулась на передовой полк русских. Полк понёс большие потери, но никто из его воинов не отступил. Наступила очередь сражаться большому полку. Несмотря на бешеный натиск ордынцев полк устоял. Тогда Мамай перенёс удар на полк левой руки, и ценой больших потерь ордынцам удалось потеснить его. Они стали обходить большой полк подставляя свой фланг и тыл засадному полку. Выбрав удачный момент, засадный полк, обрушился на врага. Ордынцы, не ожидавшие появления свежих сил русских, стали постепенно отступать. Вскоре и остальные полки Дмитрия перешли в наступление и ускорили разгром полчищ Мамая. Ордынский полководец бежал с поля боя

— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.

— А что же великий князь?(Слайд 21-)

— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

Итоги Куликовской битвы.

( Слайд 22) - Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве . К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

( Слайд 22) В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

( Слайд23) III. Контроль и коррекция знаний.

Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?

Полководческий талант князя, его умелые действия

Мужество, храбрость русских войск

Объединение сил русских княжеств

Ослабление Орды и усиление Московского княжества

Поддержка русской православной церкви.

В чём значение Куликовской битвы?

Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.

Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела.

Сделала Москву – центром объединения Руси.

Разбив силы противника, народ поверил в неизбежность скорого падения монголо – татарского ига

Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.

( показ на интерактивной доске портрета князя ) Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

VII . Первичное закрепление нового материала

- А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие.

1. Работа с кроссвордом

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами стихотворения:

Тип урока : комбинированный урок с элементами проблемного обучения и дискуссии.

Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

1.Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы, и на этой основе анализ фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

2.Развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, применять школьные умения.

3. Воспитание чувства любви к Родине, осознание моральных качеств, необходимых ее защитникам.

На данном уроке запланировано развитие познавательной компетенции (учебно-организационные умения, учебно-логические) и коммуникативной

Подробный конспект урока

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека

Ход и содержание урока

Слайд 1. Тема. Куликовская битва.

1.Организационный момент. Подготовка обучающихся к уроку Куликовская битва. Мотивация: повышенный (особый) интерес к данной теме уроков

Добрый день, ребята. Все ли сегодня присутствуют, кого нет? Я уверена, что все настроены на работу, на уроке будете активными. Надеюсь, что результаты работы на уроке удовлетворят и вас и меня!

II. Изучение нового материала.

У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Он поможет вам ориентироваться в материале урока. Ваша задача – в течение урока заполнить его, а сделать это хорошо возможно, только если вы будете внимательны и активны. Как всегда, результат зависит от вас, надеюсь, что он будет хорошим и отличным.

Беседа. Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? (основные действующие лица, оружие, итог битвы, герои, значение). Что вы считаете наиболее важным? Безусловно, практически все эти вопросы сегодня будут освещены.

Цель: Итак, сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

Спокойно катят свои волны Дон и впадающая в него Непрядва, тянутся вдаль необозримые поля, пересеченные кое-где руслами старых, пересохших рек. Куликово поле! Одно из древнейших полей сражений, навечно вошедших в героическую историю борьбы за честь и независимость нашей Родины.
На высоком Красном холме возвышается громадный памятник, сооруженный руками благодарных потомков - это стройная, сверкающая золоченой главкой чугунная 28 метровая колонна. Этот памятник посвящен Куликовской битве и славному полководцу Дмитрию Ивановичу Донскому.

Слайд 3. (задание)

В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска)

Перелистаем в памяти славные страницы истории, связанные со знаменитой Куликовской битвой.

Слайд 4. (эпиграф)

"Туда! За Дон!. настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.

К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"

Отсчет движения Руси к Куликовской битве можно начать с 1362 года. (Что это за дата, почему не 1359 год?). На великом княжении окончательно утвердился Дмитрий Иванович и в это время летописцы заметили в Золотой Орде темника Мамая (что вам известно об этом человеке?). Развитие русско-ордынских отношений во 2-й половине XIV в. свидетельствует о приближении решительного сражения между Русью и Золотой Ордой. В чем заключалась сложность этих отношений? (отказ Дмитрия в уплате дани, разгром татар в битве на р. Воже)

Дмитрий, благодаря своим бесстрашным “сторожам”, был хорошо осведомлен о состоянии войска Мамая и его планах. Видя возвышение Москвы, татары решили нанести удар по главному противнику.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (каково значение деятельности С.Р) Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению. День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой туман.
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских - Пересвет, а со стороны татар - Челубей.

Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

Заполнение рабочего листа

Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. Как вы думаете, за какие заслуги Владимир получил свое прозвище?

Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве?

1.​ Москва стояла во главе борьбы против врагов.

2.​ Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин.

3.​ Умелые действия разведки русского войска.

4.​ Правильный выбор места битвы.

5.​ Умелое построение русского войска.

6.​ Ожесточенность битвы.

7.​ Русские воины стоят насмерть.

8.​ Своевременный удар засадного полка.

Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве?

Вероятнее всего, вы считаете, что победа в этой битве означала окончательный разгром ига. Но, как оказалось, эта битва не положила конец нападкам Орды, так как уже через 2 года татары вернулись на Русь.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (отвечают)

1.​ Битва имела огромное политическое и психологическое значение:

2.​ еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

3.​ вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.

4.​ впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

5.​ разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

Какова роль Дмитрия Донского в Куликовской битве.

сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей перед решающей схваткой, примирить самые острые противоречия, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско.

Кто еще на ваш взгляд внес неоценимый вклад в исход битвы.

Сергий Радонежский, Владимир Храбрый, Пересвет.

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков.

У вас в рабочих листах есть еще одно задание.

Впишите правильные ответы.

Подготовиться к тесту. § 17-18

К § 18: Письменное задание: Каково значение Куликовской битвы? (4-5 пунктов)

Прочитать документ в конце параграфа, устно ответить на вопросы к нему.

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Причины Куликовской битвы ___________________________________________________

Что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу над монголами? Перечислить причины победы.


Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.
  2. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
  3. Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Содержимое разработки

Конспект урока истории для 6 класса по теме

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.

Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой)

Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником)

Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач)

Обобщить полученные знания, сделать выводы

Оборудование и материалы:

Иллюстрации учебника с.169-176

Использованные источники:

В.Г. Петрович, Н. М. Петрович. Уроки истории. 6 класс. М. Сфера, 2002

Н. С. Борисов. Сергий Радонежский. М., 2001

В. Ю. Захаров. История России. М. Дрофа, 2007

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. Вспомните:

а) Когда выделилось Московское княжество?

(В 1276 году Московское княжество было выделено младшему сыну Александра Невского – 15 летнему Даниилу Александровичу)

б) В чем заключалась главная цель московских князей?

(Московское княжество занимало небольшую территорию, поэтому главной целью московских князей стало расширение своих владений – с. 1594 (показать на карте):

Даниил: у рязанского князя – Коломну и Переяславское княжество;

Юрий: у смоленских князей – Можайск)

в) Какими методами они добивались своих целей?

(Военным и мирным)

г) Дайте оценку деятельности Ивана Калиты.

д) Что представляла собой Москва при Иване Калите?

- центр торгового сотрудничества с Ордой;

переселилось много греческих монахов;

расширил Кремль, обнес его дубовыми стенами и башнями;

в Кремле стали строить каменные церкви)

е) Итак, обобщим причины возвышения московского княжества:

выгодное географическое положение: находилась на перекрестке торговых путей и была защищена от нападений густыми лесами и землями других княжеств;

умелая политика московских князей;

поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву;

случайные факторы: мало детей; избежала дробления.

III. Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами продолжим разговор о возвышении Московского княжества и рассмотрим как Москва, после победы на Куликовом поле превратится в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Запишите число, тему нашего урока: Куликовская битва.

Русь накануне Куликовской битвы

В 1359 году великим князем московским стал девятилетний Дмитрий Иванович. Запись в тетрадях: 1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского. Нижегородский князь воспользовался ситуацией и завладел ярлыком на великое владимирское княжение. Митрополит Алексий, от имени 9-летнего Дмитрия управлявший Москвой, при поддержке московских бояр добился возвращения ярлыка в Москву. Это событие произошло в 1362 году. Дмитрий Иванович продолжил политику своего деда Ивана Калиты по собиранию (т.е. объединению) русских земель вокруг Москвы. Что было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.;

Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей;

Опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы;

А вскоре и весь русский народ, глядя на московского князя, стал готовиться к борьбе за свою свободу.

- . Подумайте, почему именно в это время Русь стала готовиться к борьбе за свою свободу?

Со времен Ивана Калиты прекратились нашествия и опустошения Руси, народ стал отвыкать от страха перед ордынцами; платить дань и подчиняться ханским распоряжениям стало казаться унизительным.

Произошел перлом в сознании народа, люди стали понимать, что, только объединившись, смогут избавиться от ненавистного владычества. Свои надежды связывали с московским князем, который проводил политику объединения.

Москва теперь могла опираться на военную мощь зависимых от нее земель.

В это время Орду продолжали сотрясать внутренние усобицы. Фактическая власть принадлежала темнику (военачальнику) Мамаю. Но он не имел права на престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он обратился за помощью к московскому князю. Получив отказ, Мамай направил на Русь войско, разбитое на реке Воже. Запишите в тетрадях:

11 августа 1378 г. – победа Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Воже

Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

- нанял тяжелую итальянскую пехоту в генуэзских колониях Крыма;

- заключил союз с великим литовским князем Ягайло;

- заключил союз с рязанским князем Олегом;

. почему Олег пошел на этот шаг?

(У рязанского князя не оставалось иного выхода, т.к. московские войска могли встретить ордынцев на рубеже Оки, а владения рязанского князя остались бы без защиты)

- общая численность войска – 150-200 тысяч человек

- увеличилось постоянное войско князя;

- Дмитрий собрал и объединил дружины и ополчения большинства русских земель;

- общая численность войска – более 70 тысяч человек

Сергий Радонежский

Куликовская битва

Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.

. Почему Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Руси? (Чтобы предупредить грозящее Руси нашествие, разорение)

. А чем объяснить быстроту действий Дмитрия Ивановича, ускоренность продвижения его войск? (Стремился не допустить соединения ордынских войск с рязанскими и литовскими войсками)

6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы.

Работа с картосхемой на странице 173: откройте страницу 173, найдите схему Куликовской битвы. Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка. Откройте страницу 145, найдите схему Ледового побоища. Давайте, попробуем сравнить тактику Дмитрия Ивановича с тактикой Александра Невского.

. В чем сходство тактики?

1. Выбор удачных мест для сражений: Александр Невский – лед Чудского озера, где трудно было передвигаться тяжеловооруженным рыцарям, а русским дружинникам и ополченцам действовать было легче. Дмитрий Иванович - преимущества Куликова поля, фаланги русских были прикрыты реками, которые лишали монгольскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава на левом фланге была использована для размещения резервов.

Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.

Быстрота принятия решений, действий.

. В чем отличие тактики? (Дмитрий Иванович использовал засадную тактику)

. Как вы считаете, верно ли русский поэт XX века передал настрой наших далеких предков?

Нашествие Тохтамыша

. Подумайте, в чем значение Куликовской битвы? Запишем в тетрадях.

Русский народ поверил в свои силы

Возрос авторитет Москвы

Ускорился процесс объединения русских земель

Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества

Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими

Учитель: Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские могли помнить о своих победах над монголами, они знали, что победить их вполне возможно. Отныне мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.

Обобщение изученного материала

Сколько лет правил Дмитрий Донской?

Когда произошла Куликовская битва?

Определите роль Москвы в организации борьбы против Золотой Орды?

В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

Что изменилось в моих убеждениях после данного урока?

Был ли мне данный урок интересен? Чем?

VI. Домашнее задание: параграф 26, ответить на вопросы; работа с документом на странице 177.


-75%

Читайте также: