Конспект природа тихого и индийского океанов виды хозяйственной деятельности в океанах

Обновлено: 05.07.2024

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские, Гавайские, Тасмания.

Индийский океан: Австралия, Антарктида, Евразия, Африка

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява.

2. В каких полушариях и в каких климатических поясах расположены эти океаны?

Тихий океан: расположен в западном полушарии во всех климатических поясах, кроме арктического.

Индийский океан: расположен в восточном полушарии, климатические пояса — с тропического до антарктического.

3. Котловина какого из океанов более древняя?

Тихий океан имеет самую древнюю котловину.

Вопросы и задания после параграфа

1. Назовите особенности природы каждого из океанов.

Природа Индийского океана имеет много общих черт с природой Тихого океана, особенно много сходства в органическом мире двух океанов. Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит на Южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном. Берега океана изрезаны слабо. Островов сравнительно мало. Крупные острова расположены лишь на границе океана. В океане есть вулканические и коралловые острова.

Главные особенности Тихого океана – большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

2. Какие материки оказывают наибольшее влияние на природу каждого из океанов? В чем оно проявляется?

Из-за того, что Тихий океан находится под воздействием океанических течений и сезонного понижения давления, он оказывает влияние на Австралию и Евразию.

Индийский океан наибольшее влияние оказывает на природу Африки. Над Индийским океаном создаются пассатные ветры и они идут на Африку, из-за этого в Африке мало дождей.

3. Назовите виды хозяйственной деятельности в океанах. В каком из них она наиболее развита? Почему?

Тихий океан интенсивно эксплуатируется людьми. Со дна океана добывают полезные ископаемые; береговая линия меняется при строительстве портов; происходит расширение рекреационных зон. Морские соляные промыслы. Из морской воды добывают поваренную и каменную соль, магний, бром. Этот промысел развит в Японии, Китае, на Филиппинах.

Тихий океан играет огромную роль в развитии морского транспорта, в осуществлении экономических и культурных связей между странами, расположенными на его побережьях.

Хозяйственная деятельность привела в последние годы к сильному загрязнению акватории океана, истощились запасы рыб, китов и других животных.

В Индийском океане у берегов Австралии и Шри-Ланка промыслы жемчуга, на шельфе у Австралии – олово, золото, фосфориты. В бассейне Персидского залива, у Индии и Австралии – нефть, газ, железо, марганец.

4. Назовите и покажите на карте самые большие портовые города на берегах изученных океанов.

Крупные порты Индийского океана: Аден, Калькутта, Мумбаи, Мадрас, Карачи, Фримантл, Рангун, Дурбан, Момбаса, Могадишо, Читтагонг.

Крупные порты Тихого океана: Владивосток, Находка, Шанхай, Сингапур, Сидней, Ванкувер, Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Уаско.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;

Результат обучения

планируемые образовательные результаты:

личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.

метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.

предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Как то один из поэтов сказал:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

Готовность к уроку.

2.Мотивация учебной и познавательной деятельности

Погружение в тему.

Вступительное слово учителя



Океан - это необъятная стихия, которую изучают всем миром.

- Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)

сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого

-Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

Отвечают на проблемный вопрос.

3.Новая тема

Слово учителя

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —

А буйный, глубокий и самый великий!

С какими строками стихотворения вы согласны?

А с какими не согласны?

-Какие океаны мы сегодня будем изучать?

Открыли тетради, записываем число и тему урока.

Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

План характеристики

Названия океанов

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан

Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет

3. В каких климатических поясах расположен океан

Во всех, кроме арктического

С тропического до антарктического

4. Наибольшие моря и заливы

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,

Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский

Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский

Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский

6. Особенности океанических течений

Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское

Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров

Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное

Холодные: Сомалийское, Западных Ветров

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия

Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания

Австралия, Антарктида, Евразия, Африка

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м

10. Температура воды в поверхностном слое, °С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.

Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полуша­рии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.

Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.

Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами

На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.

Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.

Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.

Индийский океан

Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;

его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;

в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;

характерны муссонные ветры и муссонные течения.

Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С. Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 %, а в Красном море – 41 %.

В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 - 30° с.ш. - только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают - 1‰.

Беседа. Как кажды й из изучаемых ок еанов взаи модействует с сушей?

Как это взаимодействие отражается на природе с уши и океан а?

Беседа. Актуализация лично го опыта и знаний учащихся: как

называются виды деятельности людей в океане? какие из этих видов

наиболее развиты в Тихом, какие – в Индийском океане? почему?

Рассказ учителя. Загрязнение вод океанов, истощение некоторых

видов биологических богатств; м еры по восстановлен ию и о хране

Практическая работа. Создание на контурной карте картографич еской

модели, отражающей главные черты природы каждого океана,

природные ресурсы, виды хозяйственной деятельности и районы

Сравните географическое положени е Тихого и Индийского океана,

Природа какого из двух океанов наиболее разнообразны? Почему?

В каком из океанов хорошо проя вляется широтная зональность?

Каковы че рта сходства и различия в поверхностных т ечениях двух

Покажите крупные порты в каждо м из океанов. Где их боль ше?

Какие акватории каждого из океанов особенно загрязнены? Почему?

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: