Конспект природа тихого и индийского океанов виды хозяйственной деятельности в океанах
Обновлено: 05.07.2024
Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).
Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.
Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские, Гавайские, Тасмания.
Индийский океан: Австралия, Антарктида, Евразия, Африка
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява.
2. В каких полушариях и в каких климатических поясах расположены эти океаны?
Тихий океан: расположен в западном полушарии во всех климатических поясах, кроме арктического.
Индийский океан: расположен в восточном полушарии, климатические пояса — с тропического до антарктического.
3. Котловина какого из океанов более древняя?
Тихий океан имеет самую древнюю котловину.
Вопросы и задания после параграфа
1. Назовите особенности природы каждого из океанов.
Природа Индийского океана имеет много общих черт с природой Тихого океана, особенно много сходства в органическом мире двух океанов. Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит на Южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном. Берега океана изрезаны слабо. Островов сравнительно мало. Крупные острова расположены лишь на границе океана. В океане есть вулканические и коралловые острова.
Главные особенности Тихого океана – большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.
2. Какие материки оказывают наибольшее влияние на природу каждого из океанов? В чем оно проявляется?
Из-за того, что Тихий океан находится под воздействием океанических течений и сезонного понижения давления, он оказывает влияние на Австралию и Евразию.
Индийский океан наибольшее влияние оказывает на природу Африки. Над Индийским океаном создаются пассатные ветры и они идут на Африку, из-за этого в Африке мало дождей.
3. Назовите виды хозяйственной деятельности в океанах. В каком из них она наиболее развита? Почему?
Тихий океан интенсивно эксплуатируется людьми. Со дна океана добывают полезные ископаемые; береговая линия меняется при строительстве портов; происходит расширение рекреационных зон. Морские соляные промыслы. Из морской воды добывают поваренную и каменную соль, магний, бром. Этот промысел развит в Японии, Китае, на Филиппинах.
Тихий океан играет огромную роль в развитии морского транспорта, в осуществлении экономических и культурных связей между странами, расположенными на его побережьях.
Хозяйственная деятельность привела в последние годы к сильному загрязнению акватории океана, истощились запасы рыб, китов и других животных.
В Индийском океане у берегов Австралии и Шри-Ланка промыслы жемчуга, на шельфе у Австралии – олово, золото, фосфориты. В бассейне Персидского залива, у Индии и Австралии – нефть, газ, железо, марганец.
4. Назовите и покажите на карте самые большие портовые города на берегах изученных океанов.
Крупные порты Индийского океана: Аден, Калькутта, Мумбаи, Мадрас, Карачи, Фримантл, Рангун, Дурбан, Момбаса, Могадишо, Читтагонг.
Крупные порты Тихого океана: Владивосток, Находка, Шанхай, Сингапур, Сидней, Ванкувер, Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Уаско.
учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;
Результат обучения
планируемые образовательные результаты:
личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.
метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.
предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Как то один из поэтов сказал:
Считай, ты потерял день,
В который не улыбнулся.
Готовность к уроку.
2.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Погружение в тему.
Вступительное слово учителя
Океан - это необъятная стихия, которую изучают всем миром.
- Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)
сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого
-Сколько океанов на Земле?
Показ на карте океанов и ответ учащихся.
Отвечают на проблемный вопрос.
3.Новая тема
Слово учителя
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —
А буйный, глубокий и самый великий!
С какими строками стихотворения вы согласны?
А с какими не согласны?
-Какие океаны мы сегодня будем изучать?
Открыли тетради, записываем число и тему урока.
Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.
План характеристики
Названия океанов
1. Площадь, млн км2
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана
Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан
Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет
3. В каких климатических поясах расположен океан
Во всех, кроме арктического
С тропического до антарктического
4. Наибольшие моря и заливы
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский
Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами
Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский
Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский
6. Особенности океанических течений
Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское
Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров
Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное
Холодные: Сомалийское, Западных Ветров
7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан
Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия
Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания
Австралия, Антарктида, Евразия, Африка
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява
8. Средняя глубина, м
9. Максимальная глубина, м
10. Температура воды в поверхностном слое, °С
11. Солёность воды, ‰
12. Представители растительного и животного мира
Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.
Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.
Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами
На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.
Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.
Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.
Индийский океан
Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;
его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
характерны муссонные ветры и муссонные течения.
Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С. Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 %, а в Красном море – 41 %.
В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 - 30° с.ш. - только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают - 1‰.
Беседа. Как кажды й из изучаемых ок еанов взаи модействует с сушей?
Как это взаимодействие отражается на природе с уши и океан а?
Беседа. Актуализация лично го опыта и знаний учащихся: как
называются виды деятельности людей в океане? какие из этих видов
наиболее развиты в Тихом, какие – в Индийском океане? почему?
Рассказ учителя. Загрязнение вод океанов, истощение некоторых
видов биологических богатств; м еры по восстановлен ию и о хране
Практическая работа. Создание на контурной карте картографич еской
модели, отражающей главные черты природы каждого океана,
природные ресурсы, виды хозяйственной деятельности и районы
Сравните географическое положени е Тихого и Индийского океана,
Природа какого из двух океанов наиболее разнообразны? Почему?
В каком из океанов хорошо проя вляется широтная зональность?
Каковы че рта сходства и различия в поверхностных т ечениях двух
Покажите крупные порты в каждо м из океанов. Где их боль ше?
Какие акватории каждого из океанов особенно загрязнены? Почему?
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Читайте также: