Конспект правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: развивать умение определять падеж имен прилагательных женского рода; учить правильно писать окончания имен прилагательных женского рода в родительном ,дательном , творительном и предложном падежах

К-ини циативное сотрудничество с учителем и сверстниками,контроль ,оценка действий партнера.

Р- Формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат.

Л- Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

I. Мотивация обучающихся.

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
На уроке не скучать,
А работать и писать!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

На доске: д*орога, м*шина, па*ажир, б*лет, в*окзал, шо*е, в*гон.

а) Прочтите. Какие это слова?

б) Красиво спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Назовите слова с безударной О .

Назовите слова с удвоенной согласной.

Какая безударная гласная в слове билет ?

Все эти слова связаны с движением. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.

Я сейчас прочитаю текст. Послушайте.

- Какие знакомые слова, связанные с движением, вы услышали? Назовите их. (Расстояние, километр.)

- Что такое расстояние? Где раньше мы встречали это слово? (На уроках математики, в задачах на движение.)

Расстояние – пространство между пунктами. 5сл. 10б. 10зв.

- Какими синонимами можно заменить слово расстояние ? (Дистанция, дальность, интервал.)

Проговаривание, запись слова. Поставьте ударение, подчеркните трудные орфограммы.

Сколько слогов, букв, звуков в слове? В каких единицах измеряется расстояние?

Проговаривание, запись слова.

- Сколько в слове слогов, букв, звуков?

Подчеркните трудные орфограммы.

Составьте устно предложения с новыми словами.

III. Постановка проблемы.

А теперь прочитайте четверостишие:

Я рисую на картине,
Как в игрушечн* машине
Мы к своей любим* маме
Едем на работу сами.

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? Знаем ли мы какие безударные окончания должны написать? (Нет.) Почему? (Не знаем какие безударные окончания у имён прилагательных женского рода.)

IV. Формирование обучающимися темы и цели урока.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урок; чему будем учиться на уроке? (Познакомимся с безударными окончаниями имён прилагательных женского рода в косвенных падежах и будем учиться их писать.)

V. Этап открытия новых знаний.

- Каким образом можем определить окончание имён прилагательных женского рода? (По вопросу и окончанию.)

- Посмотрите на наше стихотворение. Поставьте вопрос к прилагательным. На какой вопрос они отвечают? (Какой?)

- А какие окончание могут иметь прилагательные, отвечающие на этотвопрос? (-ой, -ый, -ий.)

- А в каком роде имена прилагательные имеют такие окончания? (мужском роде)

- А в стихотворении прилагательные какого рода? (Женского рода.)

- Может кто-нибудь знает какие окончания могут быть у имён прилагательных женского рода в косвенных падежах? (Дети выдвигают свои предположения.)

Проверим ваши предположения.

Откройте учебник на странице 32, упражнение 65.

Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных женского рода.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в косвенных падежах? Какие окончания имеют?

Таблица на доску:


Р.п. (какой?) – ой, - ей;
Д.п. (какой?) – ой, - ей;

Т.п. (какой?) – ой, - ей;
П.п. (какой?) – ой, - ей.

VI. Этап применения новых знаний.

1. Прочтите стихотворение из упр.66.Запишите по памяти. Проверка.

2. Устно. Определить падеж имён прилагательных женского рода.

Под лесным дождём, перед дальней дорогой, от сильного ветра, золотая цепочка, сладкую булочку.

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились .

- Мне было трудно .

Домашнее задание : стр.32 ,упр.67


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Оборудование: таблица “Склонение имён прилагательных женского рода”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, таблица для рефлексии.

1. Введение в урок. Организационный момент:

Снова зазвенел звонок –
Начинается урок!
Вы друг другу улыбнитесь,
И гостям вы улыбнитесь
Да и мне вы улыбнитесь

– Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – путешествие в лес, полный чудес.

2. Проверка домашнего задания (упр.303, с.14)

Проверка по вариантам.

1 вариант. Прочитать прилагательные, указать окончание, падеж.
2 вариант. Прочитать два прилагательных женского и два среднего рода.

(сигнальные карточки – фронтальная проверка).

– В дневниках наблюдений запишите, какого числа и какого месяца вы отправляетесь в путешествие. А отправляемся мы из пункта “Чистописание”.

Поупражняемся в правильном и красивом письме.

– Что вы можете сказать про эти соединения букв? (Окончания прилагательных ж. р. в начальной форме с твёрдой и мягкой основой слова.)

4. Работа над предложением. Постановка проблемы

– Сегодня начнём изучать новую тему. Определить её вам поможет задание, записанное на доске.

1 вариант. Зимн… снежн… д.рога затрудняет движение.
2 вариант. В зимн… снежн… шу…ке спит заколдованный лес.

– Что вы заметили в этих предложениях? (Пропущены окончания прилагательных женского рода.)

– Мы знаем окончания прилагательных женского рода в начальной форме. Что ещё нам необходимо о них узнать? Сегодня на уроке вы сделаете для себя интересное открытие. Над какой проблемой будем работать на уроке?

– Запишите предложение в тетрадь. Допишите окончания прилагательных и вставьте пропущенную букву в словарное слово.

1) Беседа о безопасном движении зимой.

– Почему зимняя дорога затрудняет движение?
– Что надо соблюдать пешеходам и водителям?

2) Разбор предложения по членам и частям речи. (2 ученика работают у доски)

– Найдите в предложении словосочетание прилагательное + существительное женского рода

Зимн… снежн… д.рога; в зимн… снежн… шубке

– Вспомните что вам известно об имени прилагательном.
– Что такое прилагательное? Для чего нужны прилагательные в нашей речи?
– С какой частью речи связано?
– Как изменяются имена прилагательные?

6. Введение в тему:

– Мы приближаемся к поляне “Прилагательных” и продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных женского рода, чтобы правильно употреблять в речи и на письме имена прилагательные женского рода.

1) Склонение словосочетания на доске и в тетрадях.

– Какую особенность вы заметили? (Имена прилагательные ж. р. в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания –ой, -ей.)

Вывешивается опорная схема:

Физкультминутка. Игра в снежки. Катание на лыжах

2) Работа с учебником, с. 19. Чтение вывода по учебнику.

1) Работа в парах по карточкам (склонение словосочетаний синяя лента, спелая вишня).
2) Выполнение упражнения 315, страницы 19 из учебника.

– Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных женского рода? (Определить род, основу, падеж.)

3) Словарно-орфографическая работа. Игра “Подбери слово”.

К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.

Д.рога, л.пата, м.шина, п.года. (Дальняя дорога, деревянная лопата, грузовая машина, морозная погода)

Упражнение для глаз, для правильной осанки.

8. Письмо по памяти. Взаимопроверка

– На нашем пути поляна “Поэзии”.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)

– Кто автор этих строк?
– А теперь прочитайте сами и запишите по памяти.
– Кто уже написал, найдите прилагательные, подчеркните.
– Найдите прилагательные женского рода. Какие окончания имеют эти прилагательные?

9. Работа по карточкам (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Задание. Списать словосочетания, вставить пропущенные окончания, указать род прилагательных.

Зимн… ночь, пушист… вата, в морозн… погоду, под снежн… пылью, с яростн… вьюгой.

Проверка. Пользуясь таблицей, проверьте, обменявшись тетрадями.

– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.

Задание. Выписать словосочетания с именами прилагательными женского рода. Записать в скобках вопросы к именам прилагательным. Обозначить окончания в вопросах и прилагательных.

Вдоль железной дороги, под могучим дубом, за колючим кустарником, над интересной книгой, об утренней встрече, в классной работе.

– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.

Задание. Списать текст, раскрывая скобки и изменяя имена прилагательные по смыслу.

У (маленькая) белки длинный пушистый хвост. На (красивая) головке (яркая чёрная) бусинкой горит каждый глаз. Белка покрыта (серая) шерстью, а брюшко – (белая).

– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.
– Вы справились с заданиями и вот уже перед нами поляна Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней.
– Наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди! По океану книг, через океан языкознания и многие другие путешествия вы обязательно придёте к поляне Знаний!

Оценки за работу на уроке.

– Какое маленькое открытие сделали на уроке?
– Что нового и интересного узнали?

11. Домашнее задание

“Справочное пособие по русскому языку” О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, с. 137, упр. 259 (задания по группам разного уровня)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Цель: формировать умение писать безударные окончания прилагательных женского рода;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении, распознавать падежи прилагательных.

I Проверка домашнего задания

- Прочитайте прилагательные. Укажите их падеж.

II Словарная работа.

Автомобиль, багаж, билет, вагон, вокзал, пассажир, трамвай, метро.

- Назвать слово, карточкой показать букву.

- Сегодня познакомимся с написанием новых словарных слов:

расстоя́ние, киломе́тр, электрово́з.

Электровоз – машина, которая с помощью электричества приводит в движение поезд.

Расстояние – пространство, разделяющее два пункта.

Задание: 1 группа – составить и записать предложение с любым словарным словом ( Расстояние от Москвы до Воронежа составляет примерно шестьсот километров.)

2 группа – составить словосочетания

3 группа – списать словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть буквы, которые надо запомнить.

III Повторение.

1. Работа по перфокартам.

2. Письмо с комментированием у доски.

Д.п. м.р. Д.п. м.р. Д.п. м.р. П.п. ср.р.

( По широкому длинному оврагу течёт и сверкает на ясном

солнце узкая речушка.)

В зимнем тумане встаёт холодное солнце.

IV Работа над новым материалом.

1. Постановка проблемного вопроса.

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

- Вспомните и скажите: в каком роде будут употреблены прилагательные, которые относятся к этим существительным?

- Какую особенность заметили?

- Как можем отличить падежи? (по существительному)

И. п. – ая, - яя Р. п. Д. п. Т. п. П. п.

В. п. – ую, - юю какой?

2. Работа по учебнику.

1) Упр. 315 – комментированное письмо.

- На какие вопросы отвечает прилагательное женского рода в Р. п., Д. п., Т. п., П. п.?

2) Упр. 314 – самостоятельная работа.

1 ученик у доски выписывает имя прилагательное + существительное, выделяет окончание, определяет падеж.

- Что нужно сделать, чтобы определить род, падеж прилагательного?

3) У доски морфологический разбор слова.

1) На дороге – сущ. (на чём?)

4) Творческое задание.

- Поставить словосочетания в Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

Р. п. свежей зелени, синей краски

Д. п. свежей зелени, синей краски

Т. п. свежей зеленью, синей краской

П. п. о свежей зелени, о синей краске

V Итоги урока. Обобщение.

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

Р. п. Д. п. Т. п. П. п.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 000 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.11.2015 2208
  • DOCX 31.5 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рыбакова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

правильно писать безударные падежные окончания прилагательных женского рода.

закрепить ранее изученный материал: изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам;

содействовать формированию умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода;

Развивающая:

создавать условия для развития внимания, памяти, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), познавательного интереса к русскому языку через учебную деятельность;

Воспитывающая:

способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, ответственности, активности.

воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

познакомить с профессией журналиста, воспитывать уважение к людям любой профессии.

бережное отношение к природе, умение видеть и понимать окружающий мир.

Оборудование: учебник по русскому языку (4 класс); карточки для индивидуальной

работы и работы в группах; таблица-опора «Склонение имён

І. Организационный этап. Эмоциональный настрой на работу

1. Проверим готовность к уроку. Вы готовы? Тогда начинаем!

Нужно для счастья порою немного:

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше … (ошибок)

- Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи.

ІІ. Этап проверки домашнего задания Раздать индивидуальные карточки

Фронтальный опрос (устно) Написать на доске

- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

- Тогда прочитайте словосочетания на доске (За еловым лесом, смолистым дымом.)

(В холодном утреннем тумане, на футбольном поле.) и определите какие здесь окончания, падеж.

- Как проверять безударные падежные окончания прилагательных? (по вопросу)

Индивидуальная работа (карточки вложить в тетради)

Работа по карточкам (3 человека)

Вставь окончания, укажи род и падеж имён

Стояло холодн. осенн.. утро. В ясн.. день вода в озере совсем син. как небо. В лесу сквозь ветви смотрят холодн.. звёзды.

Вставь окончания имён прилагательных, укажи (где возможно) их род.

Голуб.. небо, храбр.. мальчик, душист.. мыло, вкусн.. чай, син.. васильки, спел.. яблоко, холодн.. вода, сложн. задание, бел.. скатерть, весёл.. ребята.



Вставь пропущенные орфограммы, выдели окончания прилагательных, укажи их падеж.

Хорош.. дело два века ж..вёт. Не бойся умн. вр..га, а бойся глуп. друга. Больш. кор..блю больш.. плавание. При летн.. красн. солнышк.. и яго..ка кр..снеет. В согласн.. стаде волк не страшен.

Ребята мы работали устно, но мы знаем, что на уроках русского языка мы не только развиваем устную речь, но и учимся грамотно писать. А чтобы научиться грамотно писать, нужно уметь красиво писать, поэтому откроем тетради, запишем число, классная работа и проведем минутку каллиграфии. Не забудьте, что красота письма зависит от правильной посадки. Проверить индивидуальные карточки. 3 мин

ІІІ. Этап чистописания

1. Жж жа же продолжите ряд…

- Какое из словосочетания букв является орфограммой. (жи)

- Работаем со словами,

2. Журнал, журнальная, журналист (записать в тетради, выделить корень)

(Печатное периодическое издание)

(Как называется статья в журнале….журнальная)

(Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы, берут интервью)

(ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).)

- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов. Назовите корень. Выделили корень журнал. Дайте название этим словам. (однокоренные, родственные)

- Какое слово лишнее и почему? (Журнальная, прилагательное)

- Много разных профессий есть на земле. Вот и вы сегодня будете в роли не просто учеников, а поближе познакомитесь с профессией журналиста. Кто такие журналисты?– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся побыть в роли журналистов, давать точные ответы, проверять данные слова и выступать, доказывая свою точку зрения.

- 1-я снежинка для оформления уже есть: с чистописанием справились все.

- Как вы считаете, журналисты должны быть грамотными?

- Внимательно прочитайте про себя это предложение. Запомните его. Подумайте, какие орфограммы нужно вставить. Запишите по памяти и подчеркните все орфограммы, которые были пропущены.

3. Пуш..ст.. сн..ж..нка опустилась на мою ладо..ку. (Закрыть доску)

- Прочитайте предложение. Объясните пропущенные орфограммы.

У прилагательного выделите окончание, обозначьте род и падеж. Подчеркните грамматическую основу.

Взаимопроверка

- 2-я снежинка для оформления.

IV. Этап подготовки к усвоению нового материала

Работа в парах.

- Журналист должен уметь работать в команде. Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

- Букву, которая соответствует правильному ответу, обводите.

Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение? (это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам.)

3-яя снежинка

V. Актуализация опорных знаний

- Журналист должен знать обо всем. Например, о природе должен знать?

- Изменчива погода в январе: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

- Дайте общее название словам, записанным на доске. (природные явления)

Метель, пурга, вьюга, гололедица.

- Назовите лишнее слово. (Гололедица)

- Почему? (Гололедица – это когда после оттепели на дорогах образуется лёд)

- Прочитайте оставшиеся слова. Что заметили? (Оставшиеся слова имеют общее значение, связанное с ветром).

- Как называются такие слова? (Синонимы).

- Что ещё общего у слов? (Ж.р.)

- Составьте словосочетание существительное + прилагательное с данными словами.

зимняя метель - Поставьте существительное в в.п., а изменится ли окончание прилаг.

А как нам узнать какие бывают окончания в женском роде? Что надо сделать? (просклонять) Что значит просклонять. Мы знаем с вами как склоняются имена прилагательные мужского и среднего рода, а сегодня как вы думаете какая наша тема.

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

по вариантам 1 и 2 у доски

- Кто быстрее просклоняет.

4-я снежинка

VI. Этап усвоения новых знаний

Наблюдение над словами.

- Определите род прилагательного зимняя.

-Просклоняйте словосочетание зимняя метель и злая вьюга.

И.п.(какая?) зимняя метель

Р.п. (какой?) зимней метели

Д.п. (какой?) зимней метели

В.п. (какую?) зимнюю метель

Т. п. (какой?) зимней метелью

П. п. (о какой?) о зимней метели

- Как проверяли написание безударного окончания прилагательного? (По вопросу)

- Но ведь окончание вопроса и прилагательного разные… Почему?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?


Р.п.

5-я снежинка

VI. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Всюду глазками стреляла.

Посмотрела вправо – влево,

А потом закрыла глазки

И во сне увидит сказки.

Физкультминутка

Мороз не велик, да стоять не велит.

Давайте немного согреемся, разомнёмся.

Вдох и выдох, вдох и выдох

Раз присели, два привстали, чтоб задержки никакой

Три нагнулись и достали до носка одной рукой.

VII. Этап закрепления новых знаний

– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице 33, упражнение 50

Работа над правилом (стр.20)

- Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

Выборочное письмо (упр.331)

С/Р Упражнение 331 три словосочетания у доски и в тетрадях.

6-я снежинка

Этап информации домашнего задания

Закрыли учебники

Работа с деформированным текстом (включить музыку Жана Качмарека)

– Для написания статьи журналист собирает материал. Какая часть речи нам помогает, чтобы текст получился красивым?

(По рядам передаются листы с пропущенными прилагательными. Работа в группе)

Ночью выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Снег украсил двор. На тонкой берёзке и дубках снежные хлопья. Надеваю тёплую шубу, меховую шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца маленький сугроб. Беру деревянную лопатку и чищу дорожку. Под снежком гладкий лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.

- Какие изменения произошли за ночь?

Долгожданные перемены в лесу

С приходом долгожданной зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила летнюю пёструю одежду на зимнюю. Белую шубку надел горностай. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.

- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?

Помощь пернатым друзьям

Наступила холодная зима. Снег укрыл всё белым покрывалом. Стоит сильный мороз. В зимнюю пору птицам приходится трудно. Ребята сделали небольшую кормушку для пернатых друзей и повесили её на старой берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ловкие синицы. Вот прилетела шумная стайка воробьёв. За ними важные снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.

- Кому в сильные морозы приходится особенно тяжело? (Птицам)

- Можем ли мы им помочь? Как?

Тексты помещаются на доске (газета).

- Нашу газету необходимо проиллюстрировать (работа художников-оформителей). Выберите из имеющихся рисунков подходящие к каждому тексту и разместите в ГАЗЕТЕ. Объясните свой выбор.

7-я снежинка

ІХ. Этап подведения итогов работы. Рефлексия

- Так что же называется именем прилагательным?

- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются прилагательные? Как определить род, число и падеж прилагательных?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Читайте также: