Конспект познавательно практической деятельности во второй младшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: получение детьми новых знаний об окружающей среде посредством проведения опытов и экспериментов.

Задачи:

- Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знании ;

-познакомить детей со свойствами поролоновой губки;

- развивать творчество ,умения сопровождать речью игровые действия ; развитие мелкой моторики рук;

- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор , участвовать в экспериментальной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в мокрые губки кладем семена овощей (перца томатов и т.д.) и оставляем в теплом месте на 2 -3 дня (для проращивания семян).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: губка , мокрая , сухая , ростки, семена.

Материал и оборудование: поролоновая губка в виде собачки , таз с водой , комнатный цветок ,гуашь , губки разного размера, бумага ,салфетки , семена .

Ход деятельности

Воспитатель: -Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель приносит воздушный шар , на котором привязано письмо.

В-ль: - Ребята , к нам на воздушном шаре прилетело волшебное письмо из страны губок. Хотите узнать , что в нем написано ? Тогда его нужно открыть и прочитать.

- Ребята , это приглашение в волшебную страну губок . Нас приглашает к себе в гости собачка- губка Тошка . Дети ,а вы хотите попасть в эту страну ?

- Вы готовы отправится в путь ? Эта страна находится очень далеко и до неё мы можем добраться на волшебном поезде.


По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот пришли мы в гости к Тошки.

- Ну вот мы и в гостях в волшебной стране губок . Тошка хочет вас познакомить с его друзьями губками .

-Посмотрите, сколько губок . А кто мне скажет, какого они цвета?

Правильно они разноцветные.

- А теперь Тошка покажет ,как они в своей стране выращивают растения.

Для проращивания семян берутся 2 кухонные губку . Первый раз губки должны быть влажными, но с них не должно капать. Увлажнять нужно губки несколько раз из пульверизатора. 2-3 дня огородик стоит прикрывать пакетом, чтобы за ночь семена не пересыхали .Затем семена дают ростки.

-Вот так у Тошки появился свой огород . Ну вот беда его растения могут погибнуть , как вы думаете почему ? Правильно , его нужно поливать.

- Ребята ,потрогайте и сожмите губку, какая она ? А давайте посмотрим, как губка пьет водичку. Чтобы она выпила водичку, надо ее положить в воду и сильно придавить ее руками. Посмотрите, губка какой стала ? А теперь давайте отожмем сильно губку. Посмотрите, губка отдала воду , так мы поможем Тошки полить его огород.

- Тошка приглашает нас в волшебную мастерскую ,где живут его друзья губки – штампики. Эти губки делают отпечатки на бумаги , если мы на них нанесем краску (дети делают рисунки с помощью губок ).

-Какие замечательные получились у нас картинки , давайте оставим Тоши их в подарок .

- Наш друг нам тоже хотел подарить подарок , эту волшебную губку –огород , чтобы мы у себя в группе тоже вырастили растения.



Программное содержание:
Обучающая:
1. Учить понимать и выделять основные свойства снега.
2. Учить строить мнемодорожку - по основным признакам снега; понимать условные обозначения мнемодорожки.
Развивающая:
1. Развивать наблюдательность, любознательность.
2. Активизировать словарь детей прилагательными определяющие свойства снега.
Воспитательная:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
2. Воспитывать желание помочь ближнему.
Методы и приёмы:
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (ткань, вата, бумага, лёд, снег)
Словесные: вопросы к детям; художественное слово.
Практические: дыхательная гимнастика "Снегопад", пальчиковая игра "Снежок"; опыты со снегом; игровое упражнение (определи на ощупь).
Оборудование: игрушка (сова с письмом от медвежонка); разноцветная ткань (белая, серая, красная, голубого, зелёного); письмо - мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; лёд; ёмкость со снегом; по 2 стакана с холодной и горячей водой, ложка, салфетка (на каждого ребёнка); конвертик для письма; султанчики; воронка – фильтр; мандарины.

I. Начало. Минутка вхождения в занятие
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
- Здравствуйте!

III. Основной этап
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного, зелёного цвета) и вата.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?
Дети: Ткань
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Как снег?
Дети: Нет, снег белого цвета.
Воспитатель: Маша, найди, пожалуйста, что здесь на столе ткань белого цвета (Находит)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь лежит (показывая на вату). Может это снег?
Дети: Нет, это вата.
Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение - белый цвет).
Ну, что ж давайте встанем в круг и продолжим наше путешествие под весёлую песенку.

На столе бумажные снежинки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают).
Какие они?
Дети: Белые, бумажные, лёгкие.
Давайте с ними поиграем.

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение - снежинки). Значит, мы нашли настоящий снег?
Дети: Нет.
Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.

Подходят к следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.
(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Воспитатель: (снять салфетку) Что же это?
Дети: Снег.
Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег?
Дети: Мороженое
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение - мороженое)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю провести несколько опытов, но перед этим поиграть.
Пальчиковая игра " Снежок "
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим,
Два поймаем,
Три уроним
И сломаем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со свойствами, назначением и применением воды.

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

во 2 младшей группе



Выполнил воспитатель высшей квалификационной категории Шнайдер Л .В.

Тема НОД: Путешествие с капелькОЙ

Программное содержание:

ЦЕЛЬ: Знакомство со свойствами, назначением и применением воды.

Образовательные задачи.

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха).

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи.

1. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.

2. Воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Активизация словаря.

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными. (Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт).

Предварительная работа.

2. Проведение опытов с водой.

4. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, пословиц познавательного характера.

5. Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями (полив).

6. Загадывание загадок.

Вид деятельности:

Форма - проведения: НОД – путешествие

Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года)

Методы и приемы:

1. Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация. Путешествие по групповой комнате.

2. Наглядный(схемы – символы, обозначающие свойства воды).

3. Практический (наблюдение, эксперимент).

4. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).

Интеграции образовательных областей:

Материал к занятиям:

Капли воды, изготовленные из бумаги; схемы – символы, обозначающие свойства воды; стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей).

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, и создадим хорошее настроение. Чтобы вы сегодня ушли из детского сада с новыми знаниями нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку и отвечать полным ответом.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки),

Говорит, мне чудо гостья,

Вот любуюсь свысока,

Нравится мне ваша Земля,

Голубая и большая.

Ребята, капелька загадала нам загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя вам без …. (Воды)

Воспитатель: - Ребята, о чём эта загадка? (о воде) Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде). - Да сегодня ребята мы будем говорить о воде.

А пришла капелька к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла.

Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

2. Путешествие-поиск капелек по группе. (Дети идут по группе делают остановки).

В уголке природы: возле растений.(Находят большую капельку) цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.

Около раковины (мойки)(Находят большую капельку): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду.

В игровом уголке(Находят большую капельку): вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду.

У стола, на котором стоит графин с водой (Находят большую капельку): вода нужна, чтобы мы могли её попить.

В туалетной комнате (Находят большую капельку): вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. Воспитатель: Посмотрите, все ли в порядке в нашей туалетной комнате?

Дети:- Нет, не закрыт кран, капает вода.

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о сохранности её чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т. д.

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капелька знала сколько их. (Все вместе пересчитывают капельки). .

Воспитатель: Молодцы ребята.

- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

3. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А теперь ребята мы приглашаем капельку в лабораторию (дети садятся за столы). Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой.

-Слушать внимательно воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – это жидкость (вешаю символ на доску).

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика кидаю монетки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна монетка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна монетка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Вывод: Вода не имеет цвета (вешаю символ на доску).

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ).

Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем нашу гостью и подарим ей красивые мыльные пузыри.

Материалы: стаканы с водой, пипетки с жидким мылом, трубочки для коктейля. Пузырьки с мыльными пузырями в подарок.

В стакан с водой капните из пипетки жидкого мыла. Опустить трубочку для коктейля в стакан и подуйте через трубочку. Что же вы видите? (появилась мыльные пузыри).

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Капелька очень рада, что вы так много знаете, про воду, что вы добрые и бережливые дети.

Воспитатель: - Итак, ребята сегодня мы узнали многое о воде. Давайте посмотрим на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового мы узнали. А что вам запомнилось и понравилось больше в нашем путешествии? (Ответы детей)

- Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (каждому ребёнку вручается капелька).

- Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности

во второй младшей группе на тему:

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

Задачи:

Образовательные

формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;

Формировать умение изображать солнышко из песка;

Ознакомление с правилами поведения детей при игре с песком.

Развивающие

развивать: творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком. умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность в работе.

Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.

воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор

Здоровьесберегающие

Развитие общих речевых навыков, координация речи с движениями

Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приёмы:

Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.

Наглядные: показ карточек, просмотр мультимедийной презентации.
Практические: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы), физминутка, игра с зайцем, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.

Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Дети вы любите смотреть сказки? А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна. Посмотрите на экран. А вот ещё одна. Слайды- картинки волшебных стран (2 картинки солнечные, играет фоновая музыка)

Воспитатель: - Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

- Значит эта страна состоит из чего?

Дети: - Из песка.

Течёт в стране песочной песочная река,

Построен дом высотный из жёлтого песка,

А справа возле речки где круче бережок

Пекут в песочной печки песочный пирожок.

Воспитатель: - Посмотрите какой замок построен. (Слайд замок из песка)

Слайд Зайчик – видео.

(Здравствуйте ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете?)

Зайчик: - Тогда я поспешу к вам!

Зайчик: - Здравствуйте дети, я очень к вам спешил.

Воспитатель:- Здравствуй Зайчик, а напомни нам, пожалуйста, из какой ты страны?

Зайчик: - Из песочной.

Воспитатель: - Ой, как здорово, что ты к нам пришёл. Наши дети любят играть в песок. Правда дети?

Зайчик: - А давайте мы с вами поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три четыре, пять (прыжки)

Вышел Зайчик погулять (ходьба на месте)

Вот я всех ребят встречаю (приседание)

В песочную страну приглашаю. (хлопают в ладоши)

Воспитатель: - Вы хотите поиграть в песок? Но прежде чем пройти в песочную страну давайте познакомимся с правилами работы с песком.

1.Не разбрасывать песок , 2.Не брать руки в рот 3. Не тереть глаза 4.Обязательно мыть руки после игры с песком. 5Не обсыпать друг друга. (показ карточек)

(надевают фартуки, проходят к столу с песком)

Воспитатель: - Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.

Здравствуй, здравствуй песок,

Здравствуй, здравствуй дружок,

Будем мы с тобой играть

И не будем обижать.

Воспитатель: - Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (высыпать песок из ведёрка)

Опыт с сухим песком.

Воспитатель: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он ?

Дети: - шершавый, сухой.

Воспитатель: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

Дети: - песок сыплется.

Воспитататель: - Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?

Дети: - сухой, сыпучий.

Воспитататель:- Попробуем слепить из него куличики.

(дети пробуют)

Воспитататель: - лепятся?

(шум дождя, слайд дождик)

Воспитататель: (воспитатель льёт из лейки воду, играет фоновая музыка)

Дождик, дождик веселей

Своих капель не жалей,

Для цветов и для полей

И для маленьких детей.

- Посмотрите, куда делась вода? Какой стал песок?

Дети: - впиталась, песок стал мокрый.

Воспитататель: - потрогайте его, какой он? Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?

Воспитатель: - Почему?

Дети: - песок мокрый.

Воспитататель.: - Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.

Вы слепите угощение для жителей песочной страны?

Дети: - конечно.

Воспитататель: - Давайте мы угостим их пирожками. (дети лепят, выкладывают на поднос)

Зайчик: - Ой, какие пирожки вы слепили, спасибо вам.

Жители песочной страны будут очень довольны вашими пирожками.

Воспитататель: - Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком?

(Дети вытирают руки влажными салфетками)

Зайчик прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгают)

Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (показывают хвостик и ушки)

И услышал зайчик тихий, тихий звук (Подставляют ладонь к уху)

Посмотрел по сторонам и в ямку прыгнул вдруг (смотрят в стороны, прыгают вперёд)

Воспитататель: - Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.

Воспитататель: - Проходите за мной я вам покажу.

(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)

Воспитататель: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.

(дети работают под фоновую музыку)

Воспитататель: - Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось.

Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое.

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

А давайте мы его подарим зайчику, чтобы в его стране не было скучно и всегда светило солнышко!

Зайчик: - Спасибо дети, как рады будут жители песочной страны, теперь там никогда не будет грустно.

Я тоже хочу угостить вас, у меня есть волшебная морковка, в ней для вас сладости.

Воспитататель: - Дети, зайчику пора возвращаться в свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки. До свидания Зайчик!

Дети: - До свидания Зайчик!

Воспитататель: - Дети, посмотрите, в песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.

(на экране слайд солнечной песочной страны)

Воспитататель: Давайте вспомним, что мы для этого сделали? Что вы узнали о песке?

Читайте также: