Конспект показа и объяснения осуществления трудового процесса удаление пыли с растений

Обновлено: 06.07.2024

• Воспитательные: Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы, продолжать формировать представление о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы

• Развивающие: закреплять умение ухаживать за комнатными растениями

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, костюм феи, жетоны-цветы, клеенка, фартук

Структура деятельности Материалы, игровой центр Методы Деятельность педагога (Деятельность детей)

I.Мотивация

Сюрпризный момент Проблемная ситуация Наводящие вопросы

Заходит фея в группу

Ф. : Здравствуйте, дети я цветочная фея. Я очень люблю цветы. Но, я услышала печальный зов цветов из вашей группы, они зовут на помощь. Говорят, что им тяжело дышать, и они хотят пить.

В. : ребята, а как дышат цветы (листьями) А если они говорят, что им тяжело дышать, что им может мешать дышать? (пыль, грязь)

Ф. : как же им помочь (Надо протереть их от пыли

Но они же еще хотят пить?

В. : а как определить, действительно ли нужно полить цветок? (Потрогать пальчиком - если земля мокрая, то не надо, если сухая, то надо полить)

Ф. : вы такие умные!

II.Совместная постановка цели

(План действий)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : поможем нашим цветам снова радоваться и дышать свободно?

Что же нам понадобится для этого? (лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, клеенка, фартук)

Молодцы, все знаете!

А где нам взять все необходимое? (в шкафу, спросить у няни)

Давайте распределим работу. Как называется этот цветок с большими листьями? Молодец, Оля! Кто будет протирать пыль с его листьев? А как ты будешь это делать (положу листочек на левую ладонь, правой рукой с влажной тряпочкой осторожно протру листок.)

Отлично, Лиза! Ты умница!

Будешь ли ты сильно давить на листок? (Нет, потому что листок может сломаться)

Далее идет распределение работы. Распылители, лейки, кисточки. Спрашивать, как именно, чего нельзя делать. Хвалить после каждого ответа

Давайте приготовим все необходимое.

Что нужно сделать сначала? (постелить клеенку)

Молодец, Петя! А зачем мы стелим клеенку? Потом что мы делаем? (Ставим на стол тазики, мочим и отжимаем тряпочки) Да, молодцы, приступаем к работе!

дети помогают готовить оборудование

III.Действия

(управление деятельностью детей)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : А теперь давайте наденем фартуки и приступим к работе. С чего мы начнем?

С полива! кто хотел поливать, Зоя?

Молодцы! Сейчас Коля и Зоя польют цветы и мы с вами протрем листочки от пыли, чтобы растения дышали. А чем мы говорили, дышат растения? А зачем нам растения, вспомните?

Да, все верно. Растения нам очень нужны для жизни. Они нам помогают дышать чистым воздухом, забирая плохой, грязный воздух. Поэтому и мы должны помогать цветам оставаться чистыми и всегда напоенными водой. Молодцы!

IV.Результат

(Итог, рефлексия)

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка; взаимооценка

Ф. : вы славно потрудились! Я слышу, как цветы поют от радости, что они теперь такие чистые и ухоженные. (фоновая музыка, хор) Слышите? А за помощь я хочу вам подарить по одному волшебному цветку. (картонные цветы) Она пришлет самые яркие сны о лете, если положить его под подушку. Вы ведь больше не будете забывать про то, что за цветами нужно постоянно ухаживать? Умнички! Спасибо вам, дети, до свидания!

В. : вам понравилось помогать цветам? Им тоже очень понравилось быть чистыми. Мила очень хорошо опрыскала мелкие листочки, молодец! Петя тоже умница, вспомнил, как нужно протирать большие листья! (Похвалить каждого отдельно). Вы такие умнички, все знаете, все быстро и хорошо делаете! Такие трудолюбивые! Молодцы! Давайте уберем все по своим местам, чтобы и в группе у нас была чистота! Ведь, когда все чисто и убрано хорошо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание : научить детей правильно определять способ удаления пыли с растений. Воспитывать чувство ответственности за
порученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Развивать у детей
аккуратность, внимательность, самостоятельность.

Материалы : комнатные растения, фартуки, тряпочки, тазик с водой, кисточка.

Ход занятия:

Дети сидят на своих местах, воспитатель обращается к ним:

- Ребята, растения дышат всеми своими органами: корнями, листьями, стеблями. Очень важно, чтобы листья комнатных растений были чистыми т.к. запыленным растениям очень трудно дышать. Воздух не попадает, и листья начинают желтеть и вянуть.

Как нужно удалять пыль с растений? (обтирать листья тряпочкой, мыть). Очищать растения от пыли нужно разными способами. Например, растения с крупными, плотными кожистыми листьями нужно обтирать влажной тряпочкой; растения с тонкими, мелкими листьями - мыть под душем пли из лейки; растения с опушенными листьями очищают мягкой щеточкой; растения с узкими многочисленными листьями очищают кисточкой.

Воспитатель ставит перед детьми цель занятия:

- Сегодня мы будем учиться очищать растение от пыли.

На примере фикуса, фиалки, хлорофитума и кактуса воспитатель показывает детям различные способы удаления пыли.

Растения с крупными кожистыми листьями следует обтирать, мягкой тряпочкой. Для этого тряпочку нужно смочить в воде, хорошо ее отжать. Затем положить лист в левую руку, а правой аккуратно стирать, пыль, затем прополоскать тряпочку в воде, хорошо ее отжать и повторить протирание.

Когда растение будет чистым, воду из тазика вылить, тряпочки прополоскать и повесит сушить. Руки вымыть с мылом.

Растения с тонкими мелкими листьями необходимо мыть под душем или под лейкой. Для этого растение нужно поставить в таз или в ванну, закрыть землю в горшке пленкой, помыть растение, дать ему немного обсохнуть и поставить его на место, снять пленку, вымыть руки с мылом.

Растения с опушенными листьями очищают мягкой щеточкой.

Растения с узкими многочисленными листьями очищают кисточкой, придерживая лист левой рукой.

Затем дети попробовали самостоятельно очистить от пыли несколько растений разными способами.

Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе.

Воспитательные: Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.

Образовательные: Учить детей распределять работу между собой в команде.

Закреплять знания детей о трудовых процессах: уход за растениями.

Развивающие: Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: тазики с водой, тряпочки, палочки для рыхления; пулевизатор; лейки, Кукла Катя

Ход трудовой деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Катя и принесла вам какой-то сюрприз. Но для того, чтобы его получить, вам нужно хорошо потрудиться. Кукла Катя заметила, что растения совсем плохо себя чувствуют. Как вы думаете, почему? (не поливают, не рыхлят почву). Правильно, ребята - нашим растениям не хватает водички, воздуха, с помощью которых они растут и цветут. Из-за этого они и заболели. Кукле Кате это совсем не понравилось, она хочет посмотреть, как мы умеем их поливать. Выполним задания нашего гостя? (да). Тогда сейчас мы решим, кто какое поручение будет выполнять. А кукла присядет на стул и будет наблюдать за нашей работой.

(Воспитатель выносит заранее подготовленный материал - тряпочки, таз, лейки, палочки для рыхления, пулевизатор - и ставит все на стол.)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами разделимся на 2 команды. А перед работой, давайте вспомним, что и как мы будем делать. Лейку берем в две руки (одной рукой за носик, другой за ручку), наливают в туалетной комнате половину лейки воды, подносят конец носика лейки к горшочку так, чтобы носик лейки касался горшочка и аккуратно наклоняют лейку для поливки. Поливать нужно до тех пор, пока в блюдечке под горшком не появится вода. (показ воспитателя).

Как нужно рыхлить почву? (палочкой, по краю горшка, не глубоко, чтобы не задеть корни)

Тряпочки, опускаем в воду, отжимаем, расправляем и протираем листья наших растений, чтобы нигде не осталось пыли(показ воспитателя). Ребята, не забывайте, что когда трудитесь, нужно быть вежливыми, не ссориться и помогать друг другу.

Итак, начинаем работу. (Воспитатель по очереди подходит к детям, наблюдает, контролирует, помогает работать, напоминает о способах работы.)

(Воспитатель предлагает закончить работу и приступить к уборке инвентаря. Помогает найти место для оборудования, сложить его аккуратно).

Воспитатель: Ребята, давайте теперь посмотрим, что же у нас получилось. Смотрите, и Кукла Катя спешит посмотреть на выполненную работу. (Воспитатель подносит игрушку к уху). Она говорит, что вы очень хорошо потрудились и хочет теперь узнать для чего вы это, делали? Какую пользу принесет наш труд? (ответы детей). Ей очень понравился наш труд. Как вы бережно и аккуратно поливали растения, как чисто вытерли пыль с их листочков, как рыхлили почву. Какие трудолюбивые ребята! За это Кукла Катя хочет вас угостить сладким подарком. (Воспитатель выносит конфеты). За ваши старания она дарит вам эти вкусные конфеты.

(воспитатель раздает угощение) Ребята, кукле Кате пора уходить домой, к своим друзьям, но она обещает скоро прийти еще раз к нам в гости. (Дети прощаются, кукла уходит)

Формирование представлений у детей о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям.

Оценить 1302 0

Цель:Формирование у детей представления о структуре трудового процесса.

Задачи:

- с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, умение соотносить результат с целью;

- уточнить знания детей о различных способах мытья комнатных растений (протирание тряпочкой, опрыскивание, сметание пыли кисточкой);

- развивать речь, внимание, мышление;

- воспитывать интерес к трудовым действиям;

- воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Предшествующая работа: знакомство с комнатными растениями в беседах, в уголке природы, чтение загадок о растениях.

Оборудование: тряпочки, тазики с водой, пульверизаторы, кисточки, фартуки, клеенка, модели трудового процесса (цель труда – чистое сверкающее растение; предмет труда – грязное пыльное растение; материал – тазик с водой; инструмент тряпочка; трудовые действия – рука ребенка с тряпочкой; результат – чистое растение), персонаж – незнайка.

Словарная работа: модели, растение, чистое, красивое, сверкающее, драцена, фикус, бегония, фиалка.

1.Приход сказочного персонажа.

Приходит Незнайка приносит грязное пыльное растение и говорит о том, что оно плохо себя чувствует, и стало некрасивым.

Педагог: Ребята, почему это произошло? Как мы можем помочь растению? (отвечая на вопросы, дети приходят к выводу, что растение необходимо вымыть, чтобы оно снова стало чистым и красивым). Давайте вместе с вами отберем в уголке природы, те растения, которые необходимо вымыть.

Педагог последовательно выкладывает модели структуру трудового процесса, сопровождая их вопросами к детям:

- Каким надо сделать растение? (чистым, красивым.)

- Какое сейчас растение? (грязное, пыльное.)

- Чем будем мыть растение? (с помощью воды и тряпочки)

- Как будем мыть? (описание трудовых действий.)

- Каким станет растение после мытья? (чистым и красивым.)

Педагог: Ребята, только растения с широкими листьями можно протирать тряпочкой. Вы их можете назвать? А что мы будем делать с растениями, у которых мелкие и узкие листья. Правильно, опрыскивать пульверизатором, так как такие листья протереть тряпочкой невозможно.

Как называется это растение? (фиалка). Мы будем листья фиалки протирать тряпочкой, опрыскивать или что- то другое делать. Правильно, с листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки бояться воды. Они могут загнить.

Педагог: Ну, что поиграли, а теперь за работу. Одели фартучки. Распределимся, кто какие будет мыть растения.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Игровой персонаж подходит к каждому ребенку, комментирует его действия и поощряет (Вот и заулыбался нам цветочек, он благодарит за помощь, за то, что вы помогли стать ему таким красивым и т.д.).

Педагог: Сегодня мы с вами хорошо потрудились. Теперь вы самостоятельно будете заботиться о растениях. Делать это вы будете аккуратно, чтобы не поранить растение. Давайте будем любить наши растения и заботиться о них!

Педагог: А сейчас все уберем за собой - тряпочки нужно отжать, встряхнуть и повесить, кисточки и пульверизатор убрать на место. Воду поможет вылить Семен и Алеша. Спасибо всем, молодцы!

Читайте также: