Почему день сменяет ночь 2 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: уточнить детские представления о Солнце и Земле.

  • познакомить школьников с новым термином “модель”;
  • обсудить, что представляет собой глобус (уменьшенная модель Земли);
  • учить находить на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие;
  • выяснить причины смены дня и ночи.
  • развивать связную речь;
  • формировать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, наблюдательность, память;
  • формировать умение работать в группах.
  • воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование и наглядные пособия: видеосюжет, демонстрационный глобус, карманный фонарик, маленький резиновый мячик, спички с отрезанными серными головками, цветные карандаши, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.

- Сегодня мы с вами отправляемся в полет на космическом корабле. Как вы думаете, для чего?
- Чтобы ответить на вопросы: “Что мы с вами знаем о Планете Земля и о Солнце?”, “Что такое модель Земли?”, “Почему на Земле день сменяется ночью?”.
- Наш корабль готов к полету. Закройте глаза. Представьте, что ракета несет нас в космос. Теперь откройте глаза и посмотрите, как красиво! (Видеосюжет, любой с изображением Солнца, Земли в движении).

III. Изучение нового.

1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце.

- Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).


- Что такое солнце?

(Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).

- Что бы еще более точные сведения получить о Солнце нам нужно обратиться к словарику, который находится в конце учебника. Откройте учебник на стр. 126 и прочтите статью о Солнце.

- Что же такое солнце?
- Следующая загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).


Что вы знаете о Земле?

(Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).

Чтение статьи из хрестоматии “Наша Земля – шар”, стр. 7-9. (Опора на таблицу).

- Обратимся к словарику. Откройте учебник на стр. 124, прочтите статью “Земля”.

2. Закрепление изученного. Чтение текста в учебнике стр. 17- 18.

ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. (Игра “День – ночь”).

3. Уточнение понятий “модель”, “модель Земли”.

- Работа по иллюстрации на стр. 18. Уточнение понятия “модель”. Демонстрация предметов-моделей.

Вывод: модель по внешнему виду похожа на изображаемый предмет, а по величине может быть и больше его, и меньше. Глобус – уменьшенная модель Земли.


Чтение статьи из словарика стр. 125.

4. Закрепление знаний учащихся. Выполнение задания № 7 в Тетради для самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно рассматривают рисунки и отмечают галочкой, нарисованные модели, а затем соединяют линиями рисунки предметов и соответствующие модели.

5. Работа в группах. (Ученики могут по желанию не только сидеть, но и стоять около своих рабочих мест).

Учащиеся читают статью в учебнике и словарике – изучают модель Земли – глобус.

- Чтобы представить себе внешний вид Земли, Люди создали её маленькую модель – глобус.

- Эта модель по форме похожа на настоящую Землю. На поверхности глобуса с помощью условных обозначений изображены океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины. Глобус закреплен на оси. Ось проходит через полюса изображаемой Земли: Северный и Южный.

- Если посмотреть на глобус сверху, то будут видны Северный полюс и Северное полушарие. Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

- Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие.

- Обратите внимание, на то, что глобус вращается вокруг своей оси. Создавая модель Земли, ученые постарались не только как можно точнее передать форму (не размер) Земли, но и её “поведение”. Земля вращается, поэтому и глобус вращается. Но у глобуса есть настоящая ось вращения. А у Земли?

6. Закрепление изученного. Работа в Тетради для самостоятельной работы. (Упр. № 8). Учитель предлагает учащимся положить сверху на каждый рисунок спички по направлению оси вращения каждого из нарисованных предметов. На основе иллюстрации рисунков разводятся понятия “воображаемая” и “настоящая “оси” вращения. (Взаимопроверка и сравнение результатов выполненной работы).

7. Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?

- Помните на первом уроке мы с вами читали, как Маша рассказывала брату об оси вращения?
- Покажите на глобусе ось вращения.

- Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе. Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.

Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.

Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.

Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.


Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.

8. Проведение опыта с глобусом и фонариком.

9. Закрепление нового материала.

Работа в тетради стр.7, № 10.

IV. Домашнее задание. Х. стр. 10-14, т. стр.5-8., у. Стр. 17-21

В заключительной части урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока.

- Что такое глобус?
- Почему на Земле день сменяется ночью?
- А можно ли сделать так, чтобы у нас в станице Ленинградской всегда был день, и не наступала зима?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект открытого урока

Окружающий мир, 2 класс

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний, УУД

1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.

2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний; выстраивать логическую цепочку рассуждений , находить ответы на вопросы , работая с разными источниками информации (учебник, тетрадь, словари), используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаково-символические средства

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

Знать, почему происходит смена дня и ночи.

Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Пополнить словарный запас новыми терминами и понятиями.

- Метапредметные:

Уметь получать информацию из практической деятельности.

Быть толерантным к мнению одноклассников.

Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Раздаточный материал для проверки д/з,, учебники, блокноты для записи опорных схем, карманные фонарики, глобус, настольная лампа, таблички с терминами ,понятиями и словами для составления опорной схемы на доске.

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Что вы ожидаете от этого урока?

-Давайте пожелаем друг другу удачи. ( Создание эмоциональной установки.)

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Актуализация знаний и проверка д\з

1.1 На доске с помощью табличек с названиями учащиеся восстанавливают опорную схему № 1 .

Восстановление схемы сопровождается устными ответами учащихся у доски по опорным сигналам.

Сжатое изложение материала ( оп.схема на доске)

1.2 Продолжаем проверять д/з. Организуется работа в парах с раздаточным материалом для проверки д\з с самопроверкой по эталону.

Договоритесь, кто из вас будет дополнять схему словами на желтом фоне, кто на зеленом.

Сосед пусть подпишет Северный полюс, а ты – Южный.

- Сверьте с доской правильность выполнения задания . Зеленой пастой зачеркните неверно подобранные названия.

2. Постановка учебной проблемы.

2.1 . Знакомство с темой урока. Организуется работа с оглавлением учебника ( Уч. с. 3). Дети знакомятся с темой урока.

2.2. Дети с помощью учителя формируют цель( цели ).

- О чём вы хотите сегодня узнать, что уточнить, обсудить? (высказывания детей)

2.3. Планирование учебной деятельности на урок по условным обозначениям. ( Уч. с. 20-21)

- Посмотрите на условные обозначения и определим план наших действий на уроке .

ΙΙΙ. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (совместное открытие нового знания).

1. Введение нового материала .( Учитель организует беседу. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.)

- Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Значения каких слов вам понятны и вы можете их пояснить ?

-Что такое день? Ночь? ( День – это часть суток между утром и вечером . Ночь – это часть суток между вечером и утром).

-Какие ещё части суток вы знаете? Назовите каждую из них по порядку.

- Ребята, чем день отличается от ночи? (Днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)

- Почему днём светло? ( Потому, что на небе солнце.)

- Почему ночью темно? (На небе нет солнца.)

- Как вы думаете, а почему на смену дню приходит ночь? (дети высказывают свои предположения)

2 . Практическая работа. По ходу объяснения учитель организует наблюдение, эвристическую беседу

-Давайте смоделируем ситуацию с помощью предметов , которые есть у нас под рукой. И проверим правильность ваших предположений.( На демонстрационном столе располагаются лампа и глобус )

- Настольная лампа заменит нам ….( Солнце), глобус – …. ( Землю)

-Опишите ,что вы сейчас видите ( Одна сторона освещена –и там день, другая в темноте – там ночь)

- А можно ли осветить шар со всех сторон ? ( Нет.)

-Почему это происходит? (Солнце не может полностью осветить всю Землю).

- Почему вы так думаете ?( Глобус ,как и Земля – имеет форму шара.Шар- это объемная фигура, поэтому Солнце может осветить только ту его часть, которая обращена к нему).

-Что надо сделать , чтобы свет попал на другую половину глобуса.( Чтобы увидеть другую половину , надо повернуть глобус вокруг оси).

- Так, ребята, и Земля, постоянно вращаясь вокруг своей оси, подставляет солнечным лучам то одну свою сторону, то другую.

Ось Земли – это ВООБРАЖАЕМАЯ линия, вокруг которой происходит ее вращение.

3. ДМ ( динамический момент). ( первичное усвоение новых знаний) Организация работы в паре. Проведение опыта. Дети работают по картинному плану , уч. с 22.

ΙV. Включение в систему знаний и повторение.

1. Обобщающая беседа по результатам опыта ( первичная проверка понимания) . Из табличек с опорными словами на доске начинается работа по составлению опорного конспекта . Конспект дополняется новыми понятиями (записывается цветными мелом.

2. Работа с учебником с. 23

-Прочитайте последние два абзаца на с .23 , они дополнят ваши знания.

3. Работа в блокнотах . Организуется работа по срисовыванию опорных сигналов в блокнот . Озвучивание , расшифровка символов основных понятий .

-Сверьте с доской правильность выполнения задания .

Сжатое изложение материала ( оп.схема на доске)

** Земля вращается вокруг своей оси . Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 ч. За этот отрезок времени (мы называем его ЗЕМНЫМИ СУТКАМИ) на Земле сменяются утро, ДЕНЬ,вечер и НОЧЬ.

V. Домашнее задание. Работа с учебником и листом опорных сигналов. ( Сх. № 2 .Уч.стр. 20-21 , РТ стр. 7-8 задания по выбору. )

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.

2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

Знать, почему происходит смена дня и ночи.

Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Обогащение словарного запаса

- Метапредметные:

1. Уметь получать информацию из практической деятельности.

2. Быть толерантным к мнению одноклассников.

3. Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

самодельные модели земли, фонарики

Организационный момент. С.1

"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в этом высказывании!

Актуализация знаний.

- Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем. (Мы живём на планете Земля).

- Что вы узнали на уроках о нашей планете? (Земля - 3 планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть спутник Луна, имеет форму шара на ней есть жизнь)

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о нашей планете?

- Сегодня вам предстоит сделать новое открытие.

- Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока:

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
— Спать немедленно зовет.
(День и ночь)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Почему день сменяет ночь) С.4

на доске тема урока.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы? (чем мы будем зан-ся на уроке)Прошу продолжить вопросы (чем отличается….почему…)

Чем отличатся день от ночи?

Почему днем светло?

А почему ночью темно?

- У вас на столах есть карточки. Участники под номерами 1, 3 поднимите руки. Вы подчеркиваете красным карандашом те явления, которые происходят днем. А участники под номерами 2, 4 синим карандашом подчеркивают явления которые происходят ночью.

С.6. Жара, звезды, полет летучих мышей, распускаются цветы, пение птиц, луна на небе, комары, охота сов, солнце высоко над землей, летают бабочки, закрываются цветы

(Проверка. По одному ученику читают ответы).

Молодцы! С этим заданием вы все справились.

- с.7 Сейчас внимание на экран. Посмотрите на картинку, что перепутал художник? Что же не правильно он нарисовал?

С.8. Посмотрим следующую картину. Какое время суток на ней изображено? Чем заняты папа с сыном. Что за реплика у девочки? Что она говорит?

Как так получается в России ночь, а в Америке день? Почему так происходит?

Мы с вами будем искать ответ на этот вопрос.

А сейчас мы немножко отдахнем. Задвиньте стулья…

ФИЗМИНУТКА (микс-фриз групп)

Какая по счету от Солнца Земля? Сгруппируйтесь так, чтобы показать ответ (3)

Сколько планет всего ? (9)

Сколько спутников у земли? (1)

2. Открытие нового знания.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все .

Что вы знаете о солнце? Что такое солнце? (это звезда, это раскалённый большой шар, самая близкая звезда, освещает нашу планету)

- Как вы думаете, а почему на смену дню приходит ночь? (высказывания детей)

- Давайте проверим свои предположения. А поможет нам модель Земли. Как называется модель Земли? (глобус)

- Мы уже знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Земля вращается вокруг своей оси. (показываю на теллурий) красный шар это – солнце.

- Кто мне покажет, где ось земли?

-Давайте посмотрим на глобус. Ось земли — это воображаемая линия, вокруг которой происходит ее вращение. Ваши глобусы тоже вращаются, можете за мной повторять (Дети повторяют действия со своими моделями)

А почему у вас на столах лежат фонари и глобусы? А хотите узнать.

- А теперь давайте, проведём опыт. Участники под №1 возьмите глобусы, а участники под № 4 возьмите фонари и включите их. И свет направьте на глобус. Глобус – это наша Земля, а фонарь – Солнце.

- Какой вывод можем сделать о том, почему происходит смена дня и ночи. (Высказывания детей).

Вывод: земной шар все время вращается вокруг своей воображаемой оси, подставляя солнечным лучам то одну, то другую сторону. Поэтому день и ночь сменяют друг друга. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки.

- Подтвердились наши предположения?

- А теперь предлагаю вам опыт №2. Но сначала вспомним, на каком материке живём мы? (Евразия)

- У вас на партах есть модели Земли и фонарики - солнышки. Включите фонарики и осветите модель. Поверните модель так, чтобы в Евразии был день. На каком материке в это время ночь? (в Сев.Америке)

А теперь, наоборот: в Северной Америке день, а в Евразии ночь.

- Какой вывод вы можете сделать? Могут ли день и ночь на Земле быть одновременно? (да)

-Попробуйте повернуть модель так, чтобы Солнце освещало Землю со всех сторон. Получается? Какой вывод можем сделать? (ответы детей)( солнце не может освещать Землю со всех сторон)

Резерв. Видеофильм вы посмотрите на следующих уроках.

1) - А теперь я предлагаю посмотреть видеофильм, рассказывающий о смене дня и ночи.

- Что нового узнали из фильма? (На границе между светлой и тёмной стороной может быть утро или вечер)

7. Итог урока. Рефлексия

А сейчас ответим на вопросы? Я буду задавать вопросы верите ли вы, что… если вы верите, то встаете, а если нет, остаетесь на местах.

1. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси? (да)

3. Верите ли вы, что день и ночь на Земле могут быть одновременно? (да)

4. Согласны ли вы с тем, что в сутках 24 часа? (да)

5. Верите ли вы в то, что Солнце может освещать землю со всех сторон? (нет)

- и так почему же день сменяет ночь?

Спасибо вам за урок! Молодцы! Мы счастливы потому, что каждый день встречаем рассвет и видим солнце

стр. 62 – 63 читать, ответить на вопросы. Найти интересные факты о смене дня и ночи, о солнце.

Оценить 848 0

Тема урока: Почему день сменяет ночь

Тип урока:урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.

2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

-Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

Знать, почему происходит смена дня и ночи.

Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Обогащение словарного запаса

- Метапредметные:

1. Уметь получать информацию из практической деятельности.

2. Быть толерантным к мнению одноклассников.

3. Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Оборудование:

самодельные модели земли, фонарики

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем.

Мы живём на планете Земля.

- Что вы уже знаете о нашей планете?

Земля - 3 планета Солнечной системы,

имеет форму шара,

состоит из нескольких слоев (мантия , ядро и кора)

вращается вокруг Солнца,

большая часть поверхности покрыта водой морей и океанов,

планета, на которой есть жизнь.

есть спутник Луна.

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о нашей планете?

Ребята! Рассмотрите иллюстрацию на доске. Что вы здесь видите?

Папа смотрит телевизор, а дети разговаривают.

Какое время суток на ней изображено на иллюстрации?

Поздний вечер или ночь.

Как вы об этом догадались?

За окном темно, светит луна.

Ребята, а что папа смотрит по телевизору?

В какое время суток идет футбольный матч?

Что же получается: матч идет днем, а человек его смотрит вечером?

А может ли такое быть?

Да, может, если человек смотрит в записи

Может быть художник что-то напутал

А может быть это происходит в разных странах

Давайте прочитаем реплику девочки. Что её удивило?

Почему ведущий сказал, что сейчас день.

Значит это не запись? Значит это прямой эфир.

А что ответил ей брат?

Так ведь это в Америке.

Давайте посмотрим на следующий вопрос нашей героини. Разве может быть на земле одновременно и день и ночь?

В какой стране находятся дети?

А где идет матч?

Где мы в классе можем найти Америку и Россию?

На карте, на глобусе.

На каком материке находится Россия?

Давайте найдем столицу нашей Родины на карте и поставим метку.

А теперь покажите где находится Америка.

На каком материке мы будем искать Америку?

Северная и южная Америка. Найдите на карте ………………….

Мы получили ответ на свой вопрос девочки?

На глобусе мы можем показать Америку и Россию? Что такое глобус?

Найдите на глобусе Столицу нашей Родины, прикрепите стикер.

Найдите Америку. Отметьте его на глобусе.

Ребята! Чем день отличается от ночи?

(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)

Почему днём светло? (потому, что на небе солнце)

Почему ночью темно? (на небе нет солнца)

Скажите, а можем ли мы сейчас в классе смоделировать ночь? Что нам для этого нужно сделать?

А для того, чтобы смоделировать день? Нам потребуется солнце что можно использовать как солнце?

Посмотрите, а в Америке сейчас что?

Всегда ли в Москве будет день?

Что нужно сделать для того, чтобы наступила ночь?

Посветить фонариком, с другой стороны.

Что будет правильным вариантом?

Повернуть глобус, т.к. солнце неподвижно.

Так почему же происходит смена дня и ночи?

Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую ее половину. Поэтому происходит смена дня и ночи.

Когда наша сторона Земли обращена к солнечному свету, на ступает день. С другой стороны Земли в это время наступает ночь.

В народе говорят: “День да ночь сутки прочь”. Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)

Прочитайте в учебнике, за сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа, т.е. за сутки).

А если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло?

(Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)

А теперь предлагаю вам поработать в парах.

- Найдите материки на моделях

(Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия).

Поверните модель так, чтобы в Евразии был день. Посмотрите на каком материке в это время ночь? А теперь, наоборот: в Северной Америке день, а в Евразии ….

Покажите день в Австралии, ночь в Африке.

- Какой вывод вы можете сделать, поработав в парах?

Могут ли день и ночь на Земле быть одновременно?

Соединим все события в цепочку. Слайд

Посмотрите на этот прибор.

Прочитаем слово хором.

Теллурий — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг большего шарика или какого-либо источника света (например, лампочки с рефлектором), представляющего Солнце.

Так почему же происходит смена дня и ночи на Земле?

Работа с карточками разно уровневого характера

1 вариант (для детей с ОВЗ)

1. Подчеркни красным карандашом слова, которые обозначают явления природы, происходящие днём, синим - ночью.

Жара, звёзды, полёт летучих мышей, пение птиц, луна на небе, Полярная звезда на небе, охота сов, солнце высоко над землей.

2. Смена дня и ночи происходит от того, что

- Земля вращается вокруг Солнца;

-Земля вращается вокруг своей оси;

- По мановению волшебной палочки

1. Подчеркни красным карандашом слова, которые обозначают явления природы, чаще всего происходящие днём, синим - ночью. Часть слов не имеет отношения к времени суток, их подчёркивать не нужно

Жара, звёзды, полёт летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, дождь, Полярная звезда на небе, туман, охота сов, солнце высоко над землей, прохлада.

* Найди и исправь ошибки в объяснении древнего восточного мудреца:

7. Итог урока.

С каким понятием познакомились?

Какую задачу ставили перед собой?

Где вам могут пригодиться новые знания?

Те ребята, у которых рабочая карточка была без звездочки возьмите д.з на зеленой карточке, а те, у кого со звездочкой на красной карточке

Читайте также: