Конспект по теме правописание

Обновлено: 07.07.2024

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  2. Установление общих и разных форм частей речи.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Работать над развитием речи учащихся.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

1. Узнавание частей речи по вопросу.

— Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.

— Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?

— А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

— Как ? Давайте определим?

2. Повторение об изменении частей речи. Составление таблицы.

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

— Все ли изученные части речи изменяются по числам ? А по родам?

— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?

— Какие части речи изменяются по падежам?

— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым ? А к спрягаемым?

— Откройте учебник на с. 100, упр. 242. Доскажите предложения-

Просклонять слово — значит изменить его по : .

Проспрягать слово — значит изменить его по : .

3. Работа над развитием речи.

— Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?

— Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.

— От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?

— Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.

— Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?

— Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.

— Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.

А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.

1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.

2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.

3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.

4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.

— Проверка по предложениям.

— Запишите народные приметы в тетрадь.

6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.

— Вспомните, какие слова мы называем антонимами?

(Слова, противоположные по смыслу).

— Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.

— Укажите над антонимами род и падеж.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

— Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)

— Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи.

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Цель : создать условия для тренинга по применению полученных знаний в новых условиях

Задачи: продолжить учить применять правила правописания частей слова

Познавательные УУД – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулируют простые выводы.

Коммуникативные УУД – строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, соблюдают нормы речевого
этикета

Личностные УУД – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок

-Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Вхождение в тему. Мотивация .

Части слова. А какие вы знаете части слова?

А как вы считаете, самая главная часть слова- это…? Докажите. А что такое корень? А могут ли в корне быть опасные места? А чем они опасны, как их можно назвать по другому? (орфограммы) Какие орфограммы, которые встречаются в корне вы знаете? Вы умеете их находить и проверять.(Да)

4. Работа в парах . Исследовательская работа

Возьмите предложенные вам карточки, прочтите задание. Вам удобно решать эту проблему одному или советоваться в паре? Объединитесь в пары и выполните задание.

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

3. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

А в каких частях слова могут встречаться ещё орфограммы? ( в приставке , в суффиксе, окончании) А какие орфограммы вы уже знаете?

Выберите слова с этой орфограммой

п.текло, звоноч.к, н.рисовал, медвеж.нок, лист.к, грач.нок

5. Орфографическая минутка ( на слайде)

Д.бежал, ключ.к, з.скрипел, радос.ный, кни.ка, загл.нул, скворч.нок.

Проверьте. Кто справился без ошибок Молодцы! Оцените себя. У кого 1,2 ошибки встаньте. В каких словах ты ошибся ? а почему? Оцените себя. У кого 3 ошибки . Я желаю вам удачи. И думаю, что на следующем уроке вы исправите все свои ошибки.

Самостоятельная работа Т.2 с.5,6 упр.4, по выбору( проверю после урока, поставлю оценки)


Цели урока:

Деятельностная: ввести новые понятия (морфология, часть речи), термины (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Учитель начальных классов Попова Л.Н.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: открытия новых знаний

Деятельностная: ввести новые понятия (морфология, часть речи), термины (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Содержательная: расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов.

формировать общее представление о частях речи, учить распознавать части речи по вопросам и общему значению;

развивать умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

воспитывать культуру поведения при групповой работе, парной работе.

Планируемые достижения учащихся:

иметь общие представления о частях речи;

уметь распознавать части речи по вопросам и общему значению.

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

взаимодействовать в паре, в группе при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

развивать умение извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы, используя учебник;

развивать операции мышления: анализировать схемы с целью выявления существенных признаков объектов (слов), классифицировать объекты (слова) на основе анализа и сравнения.

доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;

излагать свою точку зрения и анализировать её;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;

грамотно строить речевые высказывания.

понимать необходимости приобретения новых знаний;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

формировать начальные формы рефлексии;

выполнять правила этикета.

Оборудование: схемы, раздаточный материал ученикам, изображение зимородка

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.

Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Словарная работа (Работа в группах Приём одна голова хорошо, а две лучше.)

Найти в словарике учебника слова названия животных и простым карандашом отметить их.

Проверяем, все ли слова нашли. (Повторяем, что термином Животное означают представителей одной из двух больших групп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ)

Спишите без ошибок эти слова в тетрадь, не забудьте поставить знак ударения и гласную в слабой позиции подчеркнуть.

По какому критерию будем оценивать работу?

Какая орфограмма в словарных словах?

Когда работа закончена, то пара соединяет руки и поднимает вверх.

В ходе проверки дополняются пропущенные слова

Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, петух, сорока, снегирь, собака.

Когда работа закончена, то обмениваются тетрадями друг с другом, проверяют.

Критерий — безошибочность списывания. На полях начертить вертикальную шкалу и выставить (Х) бегунок.

(оценивают работу соседа)

Правописание безударной гласной в корне слова, которую нельзя проверять ударением.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую новую тему. Откройте учебник стр. 39. Прочитайте.

Раздел лингвистики, который изучает части речи называется морфологией.

Давайте определим цель нашего урока, опираясь на тему урока.

Читают тему Части речи

Цель: Узнать на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам. (Записать на доске)

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Часть речи — это отдельное слово, которое мы использовали в речи. Давайте соберём все слова русского языка в один большой мешок – это словарный запас языка. Теперь разделим эти слова на отдельные группы. Так мы делаем с первого класса.

1 группа – предметы

2 группа – признаки предмета

3 группа – действия предмета

4 группа – то что останется

Договоритесь в группах, кто какую группу слов будет собирать.

Учащиеся группируются в группы по 4-6 человека

Разделите слова на группы (каждое слово на отдельном листочке)

1 группа: лягушка осина хорошо весело спать рисовать красный, большой

2 группа: лисица, яблоко, читать, играть, веселый, интересный, он, мы

3 группа: корова морковь летать плавать маленький серый в из

4 группа: ворона, берёза, петь танцевать мокрый длинный на по

5 группа: петух земляника бегать прыгать высокий молодой ты они

Осуществление первого пробного действия

По какому признаку вы разделили слова на группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают действия предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

Давайте попробуем определить к каким группам мы отнесем оставшиеся слова.

Можно ли сказать, что эти слова относятся к одной группе?

Одна группа указывает на предмет, но не называют его, другая группа слов отвечает на вопрос как?, третья группа слов — предлоги

Значение слова и вопрос, на который отвечает это слово.

Оценивается каждая группа слов, вносятся поправки при наличии ошибок.

Первичная проверка понимания

Вводим новые термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.

Учебник стр. 40 правило

По схеме на стр. 41 составьте определение для каждой части речи.

Для остальных частей речи определения составим в процессе обучения.

Часть речи имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предметы.

Часть речи имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Часть речи глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Первичное закрепление нового знания.

Стр. учебника 43 упр. 73

Прочитайте текст. Спишите только первое предложение. По каким критериям будем оценивать написанное предложение?

Определите какими частями речи являются слова.

Устно Найдите предложение, в котором описывается внешний вид зимородка. (изображение зимородка)

Все выполняют в тетради (один ученик на доске — комментирует)

Критерии: 1. Соединение букв (можно прочитать – нельзя прочитать) 2. Правильно списал или допустил ошибку.

Другой ученик определяет части речи

Что? брюшко какое? оранжевое, брюшко сущ., оранжевое прилаг.

Что? спинка какая? ярко-зелёная, спинка сущ., ярко-зелёная прилаг.

Что? нос-палочка какой? длинный, прямой, нос сущ, длинный, прямой прилаг.

Информация о домашнем задании

Стр. учебника 42 упр 70, по схеме на стр. 41 научиться рассказывать про имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Рефлексия узнал на уроке

Урок подходит к концу. Достиг ли наш урок поставленной цели?

С опорой на плакат закончите предложения:

Сегодня я на уроке (не) понял …..

Сегодня я на уроке (не) научился …..

Самым сложным для меня сегодня на уроке было …..

Самым интересным для меня сегодня было …..

Да. Мы узнали на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области

Конспект урока по русскому языку на тему:

Преподавание в начальных классах

Дата проведения: 07.04.21.г.

Цель: Создание условий для закрепления знаний о правописании слов (орфограммах).

Образовательные: научить находить орфограммы на письме;

Воспитывающие: воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других обучающихся; воспитывать аккуратность, усидчивость учеников младшей школы;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, память обучающихся.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: ПК, проектор и презентация.

Ресурсы: учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности.

3. Минутка чистописания.

4. Актуализация знаний.

5. Реализация плана

6. Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Юлия Анисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

- Вспомним, как правильно сидеть за партой, следим за осанкой.

Приступаем к работе.

- Ребята, девизом нашего урока будет русская народная пословица

– Как вы понимаете её смысл?

- Какой мы сделаем вывод? (Вывод такой, что когда человек учится ему всё легко даётся и открывается много нового. А когда человек ничего не делает, для него много может быть закрыто.)

- Дети откройте тетрадь и запишите число и классная работа.

- Запишите в тетрадь строчную и заглавную букву К.

- Запишите слоги: ко, ка, ку, ке.

- Сейчас я вам предлагаю записать в тетрадь словосочетания и сказать какие орфограммы в них встречаются.

повторить правило, грустная мелодия, большой класс, съедобный гриб.

Ребята, а что нужно сделать чтобы проверить безударную гласную в корне?

- А как вы проверили слово с непроизносимой согласной?

- Кто мне скажет, когда мы пишем разделительный твердый знак?

- Ребята, что мы сейчас делали?

- А кто догадался чем мы будем заниматься с вами на уроке?

- Ребята, а какую цель мы поставим перед собой на данном уроке?

- А что нам нужно сделать для того чтобы закрепить наши знания по данной теме?

- Откроем свои учебники на стр.114, найдем упражнение 22. Прочитайте задание. (несколько детей выполняют задание у доски, остальные в тетради)

- Но прежде чем выполнить задание давайте вспомним когда пишется мягкий знак, в том числе и разделительный.

- Далее перейдем к упр. 24. Прочитаем задание и выполним его

Теперь перейдем на стр. 115 и обратим внимание на упр. 27. Читаем задание после вопроса.

Обратим внимание на упр.29. Читаем задание и выполняем его самостоятельно.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

Я вам задаю вопрос и вы сразу на него отвечаете

- Чтобы проверить безударный гласный в корне…

- Чтобы проверить парный согласный в слабой позиции…

- Для того чтобы определить пишется ли мягкий знак в существительном после шипящего …

- Разделительный мягкий знак пишется …

- Не с глаголами пишется …

- Сейчас я вам раздам карточки на которых дано задание. Делайте его в тетради самостоятельно.

Мой старшый брад Саша спортцмен. Он занимается гемнастикой. По утрам саша делает зарятку на свежем воздухе. Вечиром он идёт на тринерофку.

Задание 2. (работа у доски)

Распознавание орфограмм в словах. Распределите слова по орфограммам. Если вы не знаете какая орфограмма в названном слове, запишите это слово в соответствующий столбик.

- Что мы сегодня с вами повторили?

- Какое задание было сложным? (ответы детей)

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Сегодня на уроке я повторил …

Мне было трудно …

- Молодцы ребята. Урок окончен. До свидания!

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Записывают строчную и прописную букву К, слоги ко, ка, ку, ке.

Пишут слово корзина и делают морфемный разбор

Данное слово проверить мы не можем т.к. оно словарное.

повторить правило (правописание безударных гласных в корне слова, проверочное слово повтор), грустная мелодия (правописание слов с непроизносимым согласным звуком, проверочное слово грусть), большой класс (правописание слов с удвоенной согласной), съедобный гриб (разделительный твердый знак).

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо

Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я: после приставки, оканчивающейся на согласную.

находили орфограммы

повторять написание слов, орфограммы.

закрепить знания об орфограммах).

выполнить упражнения, правильно писать орфограммы и подвести итоги

-обозначает мягкость согласного на письме

- разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я: после приставки, оканчивающейся на согласную.

- он пишется в существительном после шипящей, и относится к женскому роду в 3 склонении.

Читают задание, выполняют

Здоровяк – крепыш (м.р.), неправда – ложь (ж.р.), граница – рубеж (м.р.),

трепет – дрожь (ж.р.), призыв – клич (м.р.), команда корабля – экипаж (м.р.),

ерунда – чушь (ж.р.), тишина – тишь (ж.р.), дочка – дочь (ж.р.).

Сугроб – сугробы

Мороз – морозы

Огород – огороды

Гараж – гаражи

Земля – земли

Стена – стены

Весна – вёсны

Река – реки

Мосты – мост

Роды – род

Стволы – ствол

Стога – стог

Читают задание

Выполняют упражнение

Во дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

нужно найти проверочное слово в котором ударение будет падать на безударную гласную

нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая.


нужно определить род и склонение (существительное ж.р. 3 скл)

перед гласными е, ё, ю, я.

Выполняют задание самостоятельно

Мой старший брат Саша спортсмен. Он занимается гимнастикой. По утрам Саша делает зарядку на свежем воздухе. Вечером он идёт на тренировку.

1)Непроизносимый согласный

Солнце, радостный, яростный, грустный

Ночь, мяч, тишь

3) парные согласные в слабой позиции

Вырубка, редкий, сугроб

4) безударный гласный в корне слова

Холодает, звезда

написание слов, орфограммы

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 321 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.05.2021 87
  • DOCX 29.1 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ситимова Юлия Анисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.

  • совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
  • формировать умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;
  • формировать навыки самоконтроля, коммуникативные навыки при работе в парах.

Цель - Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи… старание!
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли… учиться!

- Дорогие ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.

Цель: выход на тему урока

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Варианты вопросов детей:

- Эта буква обозначает гласный звук? Нет

- Эта буква обозначает согласный звук? Да

- Эта буква обозначает парный согласный звук? Нет

- Эта буква обозначает твёрдый согласный? Нет

- Эта буква обозначает мягкий согласный? Да

- Эта буква обозначает звонкий согласный? Да

Сегодня на уроке мы будем писать букву Й и слова, в которых она встречается.

Й й Й Й й й Й Й Й й й й (продолжите строчку, не нарушая закономерности)

Узнайте слова по их лексическому значению:

  • Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении (иней)
  • приветствие при встрече (здравствуй)
  • Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска (лестница)

Цель: выход на тему урока, подведение детей к самостоятельному выводу.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Укажите часть слова, стоящую перед корнем, служащую для образования новых слов.

Укажите часть слова, стоящую после корня, служащую для образования новых слов, без которой нельзя назвать предмет ласково.

Укажите часть слова, которая помогает изменять его форму и служит для связи слов в предложении.

Укажите главную часть слова, без которой невозможно образовать однокоренные слова.

Часть слова без окончания…

Какая схема разбора подходит к слову ПОДСНЕЖНИК.

Укажите верную схему разбора слова ЗИМУШКА.

Давайте подведём итог нашего теста. Кто из вас набрал 8 баллов? 7 баллов? Есть ли такие ребята, кто набрал 6? Меньше 6? С чем, по-вашему мнению, связаны допущенные ошибки? Постарайтесь быть внимательны и старайтесь не допускать их. Теперь мне кажется, что мы готовы продолжать.

  1. Постановка цели и задач урока, формулировка темы урока.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Что мы смогли повторить, отвечая на вопросы теста? (Части слова)

- Правописание орфограмм каких частей слова мы с вами изучали?

- Для чего необходимо это знать?

- Предположите, что будем повторять сегодня на уроке? (Правописание частей слова)

Цель: Подведение детей к самостоятельным выводам, проверка понимания способа действия.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Я пригласила к нам на урок помощника. Отгадайте, кто это?

Людям он давно знаком,
В каждый он заходит дом
Много писем и газет
Мчит его велосипед.

Это почтальон Печкин. Встречайте! (на слайде появляется изображение)

Как всегда, сумка почтальона полна корреспонденции. Кажется, он обращается к нам с просьбой.

  1. Вставьте буквы на месте пропущенных орфограмм. Выделите части слов, в которых они встретились.

Пришла з..ма и в лес. Ч..дным к..вром покрыл сне. землю. В белых шубах стоят д. рев..я. Маленькие елочки спрятались в сугро.. . Красив зимний лес!

  1. Вставьте буквы на месте пропущенных орфограмм. Выделите части слов, в которых они встретились.

Ч..десен русский лес з..мой! Белый пуш..стый сне.. п..вис на в..твях д..рев..ев. См..листые шишки укр..шают в..рш..ны елей. Шустрые синицы п..щ..т в суч..ях. На сугробах в..дны узоры заяч..их и лис..их следов.
Вот б..жит через дорогу белка. Прыгнула на с..сну, м..хнула хв..стом. П..л..тела лё..кая снежная пыль. П..стучал молоточком по ств..лу дятел.

  1. Вставьте буквы на месте пропущенных орфограмм. Выделите части слов, в которых они встретились.

Ж..л-был з..мой в л..су р..зовогрудый сн..гирь. Л..тал-л..тал он по св..им д..лам и пр..г..л..дался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженые ягоды кл..вать. А ягоды крупные, спелые, сладкие. Так в клюв и просятся!

Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.

- Какие орфограммы встретились в ваших текстах?

- В каких частях слова эти орфограммы?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как проверить парный согласный в корне?

- Напомните правило правописания приставок в словах?

- В каких словах надо было проверить написание суффикса?

Молодцы. Быстро и всё правильно!

Цель: Развитие умения распознавать орфограммы в частях слова.

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для решения учебной задачи.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

С..ница п..щит к долгой в..сне.

Дым ст..лбом зиму в..щает.

Длинные сосульки к м..розу.

СН..ЖОК СУГРО.. З..МА ЛЫЖН..К

В..ЮГА П..ДАРОЧ..К П..КРЫТЫЙ (СНЕГОМ)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства;

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Итак, наш урок подошёл к завершению. Какие задания вы сделали с лёгкостью? А какие - вам показались трудными?

Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог;

Как всегда, домашнее задание мы выбираем сами. Предлагаю вам несколько вариантов:

  • Выполните упражнения в рабочей тетради, если появятся вопросы по содержанию, подготовьте их для ребят. Мы вместе будем искать ответы на них.
  • Придумайте свои задания по теме урока для одноклассников. Старайтесь заинтересовать друзей. Помните, что вы сами должны его выполнить!
  • Подготовьте занимательный материал для закрепления темы.
  1. Заключительный этап. Контрольно-оценочная деятельность.

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, проявлять активность в деятельности.

Урок наш окончен

И выполнен план.

За то, что упорно,

Нам всем пригодились!

1. Русский язык : 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.].- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – (Начальная школа XXI века)

2. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 48 с.: ил.

3. Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96 с.: ил.

4. Индивидуальные карточки

1. Интерактивная доска MIMIO

2. Система голосования (для проведения теста) MIMIO

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку.

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке.


Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:Части слова: родственные слова и кореньЦель урока: уточнить знания детей о корне и родственных словах.Задачи урока: 1.

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные.


Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи.

Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива".

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

– Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

Читайте также: