Конспект по теме планирование

Обновлено: 07.07.2024

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План открытого занятия.docx

Открытое занятие

Шерстюк Елена Сергеевна,

Пояснительная записка

Методические рекомендации по проведению открытого занятия по ПМ.04. Планирование и организация работы персонала структурного подразделения МДК.04.01. Управление персоналом структурного подразделения Тема 2. Организация и планирование производства разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ.

Процесс управления связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем конечных результатов . Чем лучше отработаны и взаимосвязаны эти важнейшие функции, тем эффективнее управление.

Планирование позволяет определять характер, формы и последовательность будущих действий.

Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жестокой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и оказания услуг, поскольку в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жестокой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, планирования становится единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и предоставления услуг с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.

ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.

ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.

ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.

Студент должен иметь практический опыт:

планирования, координирования и обеспечения работы персонала структурного подразделения на выполнение производственных заданий в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности;

организовывать эффективную работу первичного производственного коллектива, использую современный менеджмент и принципы делового общения;

применять передовые методы и приемы работы;

морально и психологически настраивать коллектив исполнителей на трудовую деятельность;

обучать и контролировать соблюдение персоналом требований охраны труда и экологической безопасности;

проводить анализ причин травматизма и применять меры по их устранению;

обеспечивать, контролировать ведение оперативных журналов;

владеть программным обеспечением;

оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

инструкции о порядке приема, сдачи смены и организации рабочего места;

основы современного менеджмента;

принципы делового общения;

систему управления охраны труда в организации;

нормы, правила и инструкции по безопасной организации труда персонала;

виды нормативно-технической, цеховой документации;

правила заполнения оперативных журналов;

основы компьютерной грамотности.

План занятия

Дисциплина: ПМ.04. Планирование и организация работы персонала структурного подразделения МДК.04.01. Управление персоналом структурного подразделения Тема 2. Организация и планирование производства.

Группа: 13-ХО-117.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид занятия: лекция с применением кейс-метода.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод (эвристическая беседа).

Цель занятия: изучить сущность, принципы, методы планирования и виды планов.

Задачи занятия:

Образовательная - изучить сущность и принципы планирования, виды и методы планирования.

Развивающая – развить познавательный интерес студентов к планированию как важнейшей функции управления предприятием, как источнику роста прибыли и рентабельности предприятия, как источника их материального благополучия в будущем.

Воспитательная – содействовать трудовому воспитанию и профессиональной направленности студентов.

Время занятия: 45 минут.

Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета : обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

Наглядные пособия – электронная презентация по занятию.

Раздаточный материал – раздаточный материал по теме занятия, раздаточный материал для выполнения кейс-заданий по теме занятия.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебное место – кабинет № У-36.

Основная литература (ОИ) – Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2015. – 408 с.

1. Организация и планирование производства как система научных знаний и область практической деятельности.

2. Организационные формы предприятия и организационные формы производства.

3. Производственный процесс и принципы его организации

4. Планирование объема производства и трудовых показателей.

5. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности.

Ход занятия (структура, содержание)

Организационный момент (2 мин.).

Приветствие, проверка отсутствующих.

Постановка цели и задач занятия (3 мин.).

Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жестокой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия.

Планирование является важнейшей функцией управления предприятием.

Наша сегодня задача – изучить планирование деятельности предприятия.

Записывание студентами ключевых терминов по теме с определениями (5 мин.).

Планирование – это процесс определения приоритетов развития, формирования конечных целей, а также выбора средств и методов их достижения.

План — это утвержденный документ, который содержит определенный перечень действий, целей, методов и цифровых показателей, составляемый на указанный период.

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнутся предприниматель, и определяются основные способы их решения (слайд 2).

Перечисление видов планирования (слайд 5).

Слушают, смотрят, ведут записи в тетради.

Рассказывает о разделах планов (слайд 6).

Слушают, смотрят, ведут записи в тетради.

Формулируют ответ на вопрос с корректировкой преподавателя.

Рассказывает о методах планирования (слайд 7).

Слушают, смотрят, ведут записи в тетради.

Рассказывает о бизнес-плане (слайд 8).

Слушают, смотрят, ведут записи в тетради.

Работа с кейс-заданиями (20 мин.).

Преподаватель раздает студентам из двух человек кейс-задание (Сборник кейс-заданий, разработанный Шерстюк Е.С.). Студенты смотрят, обсуждают, готовят ответы. Через 15 мин. преподаватель озвучивает вопросы кейс-задания, подготовившие студенты дают ответы. Правильный ответ показывается на слайде (слайды 9-15).

Самоанализ студентами своего участия в ходе занятия, с корректировкой преподавателя и окончательной оценкой, с отражением в журнале преподавателя (3 мин.).

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Экономика организации". тема: "Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели и задачи". для специальности: 03.47.02 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"

ВложениеРазмер
metodichka.doc 97.5 КБ
prezentatsiya_planirovanie.ppt 989.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

по проведению открытого урока

Тема: «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования.

Составил преподаватель: А.В.Никитина

Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов по документационному обеспечению управления, архивист. Это молодая востребованная специальность на рынке труда, имеющая большие перспективы в развитии.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами документационного обеспечения и управления, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.

Цели учебного занятия:

  1. Обучающая : дать представление о понятиях: планирование, задачи, принципы, виды и методы планирования; бизнес-планирование и его разделы.
  2. Развивающая : создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
  3. Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в парах и учебной группы, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Форма учебного занятия: работа в парах

Используемые методы обучения :

основные – словесный, наглядный; практический

интерактивные - частично-поисковый, кластер.

Средства обучения : электронная презентация в MS PowerPoint, раздаточный материал, кейсы, цветные маркеры или фломастеры, бумага (формат А3), магниты.

умение и навыки работы в группе, умение слушать, брать на себя ответственность, самостоятельность при принятии решений, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Содержание и структура

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал (тексты лекции), запускает презентацию

По возможности помогают преподавателю

Подготовка студентов к работе на УЗ

Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии.

Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему?

С какой целью вам необходимо изучить тему внутрипроизводственного планирования?

Какие вы думаете понятия, мы сегодня с вами изучим?

Давайте посмотрим на кластер, отражающий содержание сегодняшнего урока и сравним с вашими ожиданиями. 2 слайд

Сформулируйте план сегодняшнего урока.

I Понятие, задачи и принципы планирования

II Виды планирования

III Методы планирования

Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ.

Смотрят на слайд.

Отвечают на вопросы, формулируют план урока.

Скажите, что такое производство?

Скажите, что такое потребители?

Скажите, что такое конкуренты?

Отвечают на вопросы.

Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Объяснение нового материала

4 слайд Сегодня мы с вами изучим новую тему в виде построения кластера по теме планирования, для полного понимания этой объемной темы, имеющей много определений и составляющих. Для этого вы будите работать с текстом в парах поочередно по каждой теме плана урока. Составлять кластер по каждой теме плана. Затем мы вместе будем составлять кластеры на доске, отдельно по каждому пункту плана, формируя постепенно полный кластер по теме изучения.

Ребята, давайте вместе разберем понятия и задачи планирования:

Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Планирование – это процесс определения приоритетов развития, формирования конечных целей, а также выбора средств и методов их достижения. На предприятии это выражается в разработке системы количественных и качественных показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование — это разработка планов текущей работы и развития предприятия, предусматривающих обеспечение запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.

Основные задачи внутрипроизводственного планирования:

  1. оценку изменений внешней и внутренней среды;
  2. определение приоритетных задач и потребностей по всем видам потребляемых ресурсов;
  3. расчет и сопоставление текущих и единовременных затрат с результатами; мероприятия по совершенствованию управления предприятием и т.п.

Планирование является важнейшей функцией управления предприятием. В этой связи планирование призвано отвечать на три группы вопросов:

  1. Каково состояние предприятия в настоящее время, каковы условия и результаты его деятельности? Важно постоянно оценивать сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы, чтобы определить, чего может реально добиться фирма в конкретных обстоятельствах.
  2. В каком направлении предприятие хотело бы развиваться? Изучая конкуренцию, клиентов, законы, политические факторы, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство решает, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
  3. Каким образом и с помощью каких ресурсов организация собирается достичь своих целей? Кто и что должен делать?

Иными словами, в процесс планирования входят три основных этапа:

  1. Своевременное установление четких количественных показателей, целей деятельности предприятия;
  2. Определение основных действий, которые необходимы для достижения целей, учитывая внешние факторы и внутренние возможности;
  3. Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития фирмы,

более рационально использовать все ресурсы предприятия, избежать риски банкротства, более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику, улучшать контроль в организации, расширять возможности обеспечения фирмы необходимой информацией.

Фото: Unsplash

Для достижения глобальных и повседневных целей важно грамотно планировать свое время и правильно распределять задачи. Разберем, как сделать это максимально эффективно, не потеряться в рутине и не бояться объемной работы

Содержание

Планирование — это метод эффективного распределения времени для качественного выполнения различных задач.

Планирование — более глобальный метод распределения времени и приоритизации задач, так как применяется не только в личной жизни, но и в бизнесе. В последнем случае планирование особенно необходимо, потому что от правильного распределения задач и ресурсов зависит результат производства. В целом, бизнес-планирование — один из методов эффективного распределения времени, действий, ресурсов и средств.

Фото:из личного архива

Основные виды планирования

Поскольку метод планирования имеет широкий спектр применения, к каждой жизненной сфере подходит свой вид.

Планирование по необходимости

Этот вид в свою очередь делится на:

  • Директивное, при котором выполнение поставленных задач является обязательным. Подразумеваются детализация и лицо, которому направляется готовый план. Чаще применяется в государственном планировании или на предприятии.
  • Индикативное, не подразумевающее обязательного исполнения сроков и задач. Является скорее рекомендательным и применяется в микроэкономических процессах.

По времени исполнения задач

Здесь важны сроки, в рамках которых строится план.

  • Краткосрочноепланирование — рассчитывается на период до года.

Может содержать план на день, неделю, месяц, квартал. Самый распространенный вид, так как применяется и в повседневной жизни, и на предприятии.

  • Среднесрочноепланирование — применяется в государственных учреждениях, на предприятии и в фирмах.

Обычно рассчитывается на срок от одного года до пяти лет.

  • Долгосрочноепланирование — здесь расчет идет на срок от пяти лет и больше.

Часто применяется в науке и экономике для решения стратегических задач.

Фото:Shutterstock

По содержанию плана

Под этим подразумеваются тактическое, стратегическое и процессное планирование.

  • Стратегия — это долгосрочный план, который определяет основной вектор действий фирмы. Сюда входит изучение рынка, целевой аудитории, оптимизация рабочего процесса и так далее.
  • Тактика — это планирование, при котором создаются условия для решения задач, поставленных при стратегическом планировании.
  • Календарное планирование — подразумевает распределение стратегических и тактических шагов по конкретным датам и другим показателям.
  • Бизнес-планирование — как один из видов, необходим для оценки эффективности планируемых мероприятий. Это детально проработанный план, куда включены все основные показатели организации и бизнеса.

Топ самых популярных методов планирования

Матрица Эйзенхауэра

Метод приоритизации, который придумал Дуайт Эйзенхауэр — 34-й президент США.

Матрица Эйзенхауэра

В основе метода лежит распределение дел по четырем категориям:

Сюда относятся задачи, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Например, сдать проект, от которого зависят дальнейшие действия компании или курсовую работу, дедлайн которой сгорит на неделе.

  • Важно и несрочно — эта категория скорее о саморазвитии, которое необходимо для личностного роста.

Изучение иностранных языков, занятия спортом, чтение полезной литературы — все, что не имеет четких сроков, но очень важно для человека.

  • Неважно и срочно — здесь речь идет о ежедневных, рутинных задачах, которые носят по большей части бытовой характер.

Готовка, стирка, уборка, ежедневная рассылка — все это можно делегировать, чтобы освободить время для более важных и срочных задач.

  • Неважно и несрочно — на первый взгляд кажется, что эта категория в принципе не нужна.

Однако здесь речь идет о досуге, который в свою очередь тоже нуждается в планировании, поскольку зачастую свободное время может быть сильно ограничено, а списки фильмов, книг и песен нужно не только пополнять, но и реализовывать.

Фото:Unsplash

Метод Парето

Особенно хорошо этот метод работает в повседневной жизни. Если грамотно распределить свое время на 20% необходимых задач, то это на 80% приблизит вас к цели. Метод Парето лучше применять в комплексе с матрицей Эйзенхауэра, начиная день с важных и срочных дел и постепенно двигаясь к менее важным, но более объемным.

Метод OKR

Фикс-тайм методы

Фото:Shutterstock

Метод декомпозиции

Простые советы по планированию

1. Определитесь с методом

Описанные выше виды подходят не всем, поэтому стоит учитывать особенности своего организма и ритма жизни, а также уровень усидчивости и концентрации на задачах.

2. Введите планирование в привычку

Вне зависимости от метода постарайтесь довести сам процесс до привычки. Это помогает упорядочить не только повседневную жизнь, но и процесс достижения глобальных целей. Также планирование развивает стратегическое мышление и дальновидность.

3. Формулируйте цели четко

Личный опыт

Анна Мельянцова ─ руководитель корпоративных акселерационных программ бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ:

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

Конспект

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Причины Первой мировой войны

Пример плана-конспекта

Конспект-плана

  1. Важность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Читайте также: