Смысл названия пьесы трагическое и жизнеутверждающее в драме островского конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Планируемые результаты образования

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; *формирование представлений о принципах основных направлений литературной критики.

• раскрыть многозначность символа грозы в пьесе;

• показать современность идейного содержания драмы, значимость её жизнеутверждающего пафоса;

В начале урока вновь вспомним строки народной песни на стихи А. Ф. Мерзлякова, открывающей пьесу:

Где ж сердцем отдохнуть могу,

Когда гроза взойдёт?

Друг нежный спит в сырой земле,

На помощь не придёт!

Уже в первой сцене пьесы гроза заявляет о себе строчками песни, отдалёнными громовыми раскатами. Отступив на время, она мощно разразится в 4-м действии.

Пусть ученики определят, кто виновен в этой катастрофе, кто вызвал эту бурю. Для этого, во-первых, разберёмся, что думают об этом сами герои пьесы.

♦ Как они объясняют это чувство? Согласны ли вы с таким суждением?

Работая над фрагментами статей Н. Добролюбова и А. Григорьева (в объёме фрагментов, включённых в учебник, или в более широком объёме, по решению учителя), школьники должны осознать, что светлое впечатление создаётся:

2) умением драматурга широко и полно захватить поэзию народной жизни (А. Григорьев).

1. Расскажите о многозначности символа грозы в пьесе Островского.

3. Используя материалы учебника, познакомьтесь с периодизацией творчества Островского, расскажите об эволюции художественного метода писателя.

4. Напишите сочинение на одну из предложенных тем (см. задание к уроку №32 и темы сочинений в учебнике).

Для индивидуальной работы

2. Расскажите о ваших впечатлениях после посещения спектакля по пьесе Островского.

t1589707427aa.jpg

Сегодня к уровню подготовки учителя предъявляются высокие требования. Требования ФГОС таковы, что учитель должен обладать ИКТ-компетентностью, применять современные образовательные технологии, в том числе информационные.

В настоящее время учителю предоставляется широкий арсенал готовых электронных образовательных ресурсов: электронные формы учебников, Российской электронной школы, электронной образовательной платформы LECTA и других современных инновационных образовательных площадок. Однако не всегда ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют требованиям учителя или соответствуют техническому оснащению образовательного учреждения. Кроме того, профессия учителя творческая, каждый педагог преподносит один и тот же учебный материал по-разному.

Конструктор для создания интерактивных упражнений LearningApps можно назвать универсальным. Данное приложения имеет ряд преимуществ :

1) студенты могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к учебному предмету и повышению учебной мотивации;

2) сервис имеет достаточно простой и удобный пользовательский интерфейс, все подсказки по созданию ресурсов размещены в шаблонах упражнений;

3) с помощью LearningApps можно создавать самые разные виды интерактивных упражнений (викторины, тесты, кроссворды, игры и т. д.);

4) пользоваться созданными упражнениями можно без регистрации, так как они находятся в свободном доступе;

Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью сервиса LearningApps на уроке литературы, позволило обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс, совершенствовать контроль знаний, повысить эффективность урока .

Дисциплина : Литература.

Тип урока: Комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

Время проведения урока : 45 мин.

воспитательные:

формировать самостоятельность при работе с книгой;

развивать личные качества;

обогащать словарный запас.

1. сформировать представление о том, как относятся к грозе персонажи, как реализуется метафора грозы в данной пьесе.

развивающие:

1. совершенствовать умение анализировать художественный текст;

2. совершенствовать навыки устной речи;

3.развивать умения грамотного высказывания собственного мнения.

Методическое обоснование урока: в данном уроке применяются интерактивные упражнения, созданные с помощью сервиса LearningApps

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.

Технологическая карта

Содержание деятельности

Формы и методы

Преподаватель

Обучающийся

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

Организовать и настроить обучающихся на работу.

Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний.

Погружаются в тему урока.

Фронтальная. Объяснение педагога

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка к усвоению нового материала

4. Закрепление полученных знаний.

Выявить уровень знаний учащихся, повторить

пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе

Закрепить знания и умения

Сообщает об установочном задании

Сообщает цель и объясняет специфику выполнения задания

Объясняет новый материал

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют упражнения в конструкторе Learning . apps

Слушают педагога и фиксирую материал

Отвечают на поставленные вопросы и обосновывают свой выбор

Технические средства обучения

Технические средства обучения

Чередование беседы и рассказа

Фронтальная. Ответы на вопросы.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

2. Проверка домашнего задания

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним изученное раннее. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, касающиеся биографии и творчества Островского.

t1589707427ab.jpg

t1589707427ac.jpg

3. Подготовка к усвоению нового материала

Для этого обратимся к приложению Learning . apps и найдем соответствие героя с его высказыванием о грозе.

t1589707427ad.jpg

Проверяем правильность выполнения задания

t1589707427ae.jpg

2. Назовите возможные варианты трактовки данного символа в пьесе.

Запись в тетради под диктовку:

Гроза как природное явление: Тучи сгущаются над городом Калиновым. Испугавшись раскатов грома и криков сумасшедшей барыни, Катерина признается в своем грехе.

4.Закрепление полученных знаний.

В каком жанре вы бы поставили эту пьесу, что бы выделили в качестве основного конфликта?

Каких актеров вы бы пригласили на роли персонажей пьесы? Обоснуйте мотивы своего выбора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский язык

Разработка урока по литературе в 10 классе.

- формировать речевую компетенцию обучающихся;

- раскрыть идейно-художественное своеобразие птесы;

- работать с лексическим значением слова.

Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии. Закройте глаза, представьте, что сейчас раздался гром. Какие вы испытываете ощущения.

ГРОЗА: Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ В парах составьте собственное определение к слову гроза.

- Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);

- бурные события, потрясение , беда;

- кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;

Найдите примеры из текста, в которых употребляется слово ГРОЗА.

Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы

Кулигин. Ну, чего же вы боитесь, скажите на милость! Каждая травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!

Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического.

Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве" Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам. "

М. И. Писарев. Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны, рабское повиновение старшему в доме по древнему обычаю, застывшему неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой - семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума, ни дать простора своей свободной воле.


А. Пальховский: Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в "темном царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека.

АФИШИРОВАНИЕ. Чтение нескольких работ.

7 . РЕФЛЕКСИЯ.

Какая работа вам понравилась?

За что ты можешь себя похвалить?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?

• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.

• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?

IV. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?

• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?

• Как вы объясняете развязку драмы?

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп (запись на доске и в тетрадях)

1-я группа. История создания пьесы

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

3-я группа. Своеобразие конфликта

В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы

Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой

Противоречивость в характере и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни

Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём смысл названия пьесы?

• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)


Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

Читайте также: