Конспект по теме изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века

Обновлено: 08.07.2024

18 век стал веком перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Преобразования в России не могли быть успешными без повышения культурного уровня ее граждан. Армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату - образованные чиновники, а бурное развитие экономики потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. Решение этих задач было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения и ориентирование создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.

В 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. Дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.

Россия не имела собственных специальных учебных заведений. Петр I вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. Необходимо было создать систему светского образования. Начало положено в 1701 г. открытием Артиллерийской школы. В 1712 г. открыта Навигационная школа, в 1707 г. Медицинское училище. В 1725 г. по инициативе Петра I были созданы Петербургская Академия наук и университет для подготовки научных кадров.

В России создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. За первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. Было положено начало изданию периодической литературы.

Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге был открыт первый естественноисторический музей - Кунсткамера.

Практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. Были организованы многочисленные географические экспедиции, в результате которых исследованы и описаны Камчатка, Сибирь, Дальний Восток (экспедиции Ф.И.Соймонова, В.Беринга, А.И.Чирикова). Это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.

Архитектурное русское искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. Принципы нового зодчества были воплощены при строительстве. Петербурга. Городские здания несут сплав русских художественных традиций и элементов архитектуры западных стран - название ему русское или петровское барокко.

Важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меншиков дворец на Васильевском острове. С именами архитекторов Д.Трезини, М.Земцова, Дж.-М.Фонтана, Г.Феделя связано формирование стиля барокко в русской архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.

В Москве строятся монументальное промышленное здание Арсенала в Кремле и здание Суконного двора. Здесь работает выдающийся русский архитектор И.П.Зарудный.

Живопись петровского периода представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. На их картинах - светские сюжеты и портреты современников, написанные маслом.

18 век стал веком перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Преобразования в России не могли быть успешными без повышения культурного уровня ее граждан. Армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату - образованные чиновники, а бурное развитие экономики потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. Решение этих задач было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения и ориентирование создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.



В 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. Дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.

Россия не имела собственных специальных учебных заведений. Петр I вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. Необходимо было создать систему светского образования. Начало положено в 1701 г. открытием Артиллерийской школы. В 1712 г. открыта Навигационная школа, в 1707 г. Медицинское училище. В 1725 г. по инициативе Петра I были созданы Петербургская Академия наук и университет для подготовки научных кадров.

В России создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. За первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. Было положено начало изданию периодической литературы.

Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге был открыт первый естественноисторический музей - Кунсткамера.

Практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. Были организованы многочисленные географические экспедиции, в результате которых исследованы и описаны Камчатка, Сибирь, Дальний Восток (экспедиции Ф.И.Соймонова, В.Беринга, А.И.Чирикова). Это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.

Архитектурное русское искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. Принципы нового зодчества были воплощены при строительстве. Петербурга. Городские здания несут сплав русских художественных традиций и элементов архитектуры западных стран - название ему русское или петровское барокко.

Важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меншиков дворец на Васильевском острове. С именами архитекторов Д.Трезини, М.Земцова, Дж.-М.Фонтана, Г.Феделя связано формирование стиля барокко в русской архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.

В Москве строятся монументальное промышленное здание Арсенала в Кремле и здание Суконного двора. Здесь работает выдающийся русский архитектор И.П.Зарудный.

Живопись петровского периода представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. На их картинах - светские сюжеты и портреты современников, написанные маслом.


Урок формирует представление о жизни российских сословий в первой четверти XVIII века. Изменениях, связанных с преобразованиями Петра I (европеизация быта дворянства, реформа русского языка, летоисчисления) и их последствиях. Рассматривает развитие российской системы образования, науки, архитектуры и искусства в этот период.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века"

За первую четверть 18 века изменились не только армия, государственное устройство, экономика России. Большие перемены произошли в образовании, науке, культуре, быте.

К началу 18 века образование России не соответствовало тому уровню, который был нужен стране для быстрого переустройства.

Поэтому в развитии системы образования Пётр I видел одну из важнейших государственных задач.

В первую очередь России были нужны специалисты для армии и флота, административного аппарата, промышленности. Для их подготовки были открыты профессиональные учебные заведения.


В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. Она готовила специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, географии, кораблестроения.


За время правления Петра I так же были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге. К обучению в таких заведениях допускались преимущественно дворянские дети. Для них получение образования, согласно указу Петра, стало приравниваться к государственной службе. Не желавших учиться наукам обучали принудительно.

Для подготовки младших офицеров флота, корабельных мастеров, по указу Петра были основаны Адмиралтейские школы в Воронеже, Астрахани, Кронштадте, Казани, Новгороде, Вологде, Нарве, Ревеле.

Для обучения грамоте, основам военного дела, необходимым в сухопутной армии специальностям, Указом от 1721 года при каждом полку были организованы гарнизонные школы для солдатских детей.

Для подготовки чиновников при посольском приказе была образована школа по обучению иностранным языкам. К концу правления Петра были образованы школы для подготовки канцелярских служащих.



Обучением рабочих и мастеров для заводов и мануфактур занимались горнозаводские школы. Они были основаны при Олонецких и Уральских заводах.

При Петре І в стране была создана сеть цифирных школ. В них допускались дети всех слоёв населения, кроме крестьян. Они давали общее начальное образование, при этом упор в обучении делался на изучении математики. Такие школы были открыты в каждой губернии. В 20-х годах 18 века их было 42 при около двух тысячах учеников.

При Петре І успешно развивалась система церковного образования.

Во всех епархиях России были открыты Архиерейские школы для детей духовенства. В конце правления Петра их насчитывалось 46. В них изучались светские науки, богословие, иностранные языки.



Указом Петра І от 1724 года в Петербурге основывалась Академия Наук. При ней были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Обучение в университете было построено по западному образцу, первыми преподавателями были иностранные профессора.


Таким образом, в конце правления Петра І российская система образования имела следующий вид.

Начальное образование давали цифирные, гарнизонные, архиерейские школы.

Общее образование можно было получить в основном в гимназиях и семинариях (Феофана Прокоповича, Эрнста Глюка, Академической гимназии, Славяно-греко-латинской семинарии).

Профессиональное образование давали Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге. Эти заведения готовили в основном специалистов и руководителей.

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.

Высшее образование было представлено Славяно-греко-латинской академией и Академическим университетом.


Вместе с развитием образования развивалось книгопечатание. Для обучения специалистов требовались учебники. Для начальных школ буквари и арифметики. При Петре стали массово печататься царские указы, сведения о ходе Северной войны, специальная военная и техническая литература (пособия, справочники, таблицы).


В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно. Её тираж мог составлять несколько тысяч экземпляров.

За годы правления Петра было издано в два раза больше наименований печатной продукции, чем за всю предыдущую историю книгопечатания в России. Потребление бумаги за эти годы возросло в 10 раз и достигло около 50 тысяч листов в год. В стране действовало несколько десятков типографий.


По приказу царя был реформирован русский алфавит и правописание.

Церковнославянский язык и церковный шрифт были очень сложными. Они применялись в основном при богослужении, в церковной литературе.

Простой человек не всегда мог понять всех слов, написанных или сказанных при их помощи.

Развитие образования требовало простого и понятного языка, который был бы близок к существовавшему тогда разговорному русскому языку. Книги на таком языке упростили бы обучение.

Так же церковный шрифт был неудобен для набора печатных текстов. Церковный язык часто не мог передать смысла переводных книг. В нём не было нужных слов.

В ходе реформы был создан русский гражданский шрифт. Он получил такое название, так как им печатались светские книги.


Были исключены ранее обязательные знаки ударения (силы) и знаки сокращений (титлы).


В ходе реформы изменилась форма букв. Их написание упростилось и округлилось.



Например, на копейке, отчеканенной в 1709 году, дату кириллицей писали так.


Так же в русский язык были включены многие иностранные слова. Прежде всего, научные и технические термины. Понятия из военного и морского дела, государственного управления. Выражения из сферы искусства.

В первой четверти 18 века происходит дальнейшее развитие российской науки и просвещения.

В России развивается музейное дело. В 1714 году, в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.


Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.

В 1714 году, в Петербурге, была открыта научная библиотека.


Наиболее значительным вкладом Петра І в развитие российской науки стало учреждение Академия Наук и Художеств.

Для работы в ней были приглашены известные европейские учёные. Они так же должны были обучить своим предметам русских специалистов.

Академия охватывала все области науки того времени. Она была разделена на классы.

· Математический (кафедры математики, астрономии (с географией и навигацией), механики, физиологии).

· Физический( кафедры физики, химии и медицины, ботаники, анатомии и зоологии).

· Гуманитарный (кафедры красноречия и церковной истории, греческих и римских древностей, правоведения, логики и метафизики).


В Москве при Навигацкой школе была создана современная обсерватория.

С 1725 года в Петербурге были организованы постоянные метеорологические наблюдения.



В начале 18 века успехов добились русские изобретатели.

Андрей Нартов изобрёл токарный станок, на котором было можно изготавливать сложные детали и предметы, до этого производимые вручную.



Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты.

По проектам Доменико Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.

Жан Батист Леблон создал Генеральный план Санкт-Петербурга.



Изменилась музыка. Популярность приобрели канты – многоголосое пение. Распространились военные марши, светская европейская музыка.

В изобразительном искусстве этого периода так же произошли изменения. Популярность приобретают гравюры. Их стали широко использовать в учебниках и газетах.


Выделяется портретный жанр. Основателем русской портретной школы стал Иван Никитин. Его картины достоверно изображали людей, раскрывали их внутренний мир и характер.


Существенные изменения произошли в быту.

Указом Петра І в России вводился новый календарь и система летоисчисления.

Таким образом, разница между старым и новым календарём составила 5508 лет.


Так же согласно этому указу, начало года было перенесено с 1 сентября на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.

При Петре І популярными стали массовые светские мероприятия. Торжественные шествия, массовые гуляния, маскарады.


Желая внешне приблизить российских дворян к европейскому обществу, своим указом царь ввёл обязательное ношение европейской одежды для знати.

Так же всем кроме крестьян и духовенства было запрещено носить бороды. За неисполнение указа полагался крупный штраф (от 50 рублей).


Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения.

Пособие обучало новому гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.

Петровские преобразования в области культуры и быта способствовали европеизации России.



В первой четверти 18 века получила развитие российская система образования, наука, архитектура и искусство. Была создана основа для дальнейшего успешного развития этих направлений. Введение гражданского шрифта значительно упростило делопроизводство, способствовало развитию просвещения.

Серьёзные изменения в быту сделали высшее общество России светским. Способствовали его развитию и сплочению.

Но далеко не все иностранные порядки и нововведения прижились в России в своём изначальном виде. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая походя на западную, сохранит свои национальные особенности.

Методическая разработка урока по теме "Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века" для 7 класса, личностно - ориентированный урок, в процессе урока обеспечивается учёт возможностей, способностей детей и создаются условия для развития индивидуальных, творческих способностей.

ВложениеРазмер
izmeneniya_v_kulture_i_byte_v_pervoy_chetverti_xviii_veka.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

Тема урока: Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

  • раскрыть содержание реформ в области культуры; показать, что новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоёв населения;
  • способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, находить способы решения заданий, а также продолжить развивать психические процессы: умение слушать, говорить, размышлять.
  • способствовать воспитанию партнёрских отношений, работая в группах

Основные понятия : кунсткамера, ассамблея

I . Изучение нового материала

1. Организационный момент: деление класса на команды

2. Вступительное слово:

Учитель: XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Но резкий скачок произошёл в первой четверти XVIII века .

- О ком написаны эти слова? (2 слайд)

- Почему именно так охарактеризовал А.С.Пушкин Петра I?

- Какие изменения произошли в государственном управлении?

- Какие преобразования были проведены в армии и на флоте?

- Каковы результаты внешней политики?

Учитель: Новые экономические, политические задачи требовали знающих, образованных людей. Вспомните, коков был уровень развития образования в России в XVll веке?

- Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать?

5. Работа по группам:

1 группа - раздаточный материал

1) Почему Пётр I уделял большое внимание системе образования?

2) Какие школы появились в первой четверти XVII века? Чему в них обучали?

3) Расскажите о развитии книгоиздательского дела (Где печатались книги? Назовите первые напечатанные книги и учебники.)

4) Что вы знаете о новом алфавите?

5) Какая газета стала выходить в России? О чём в ней печатали?

6) Сделайте вывод по вопросу

1) Почему Пётр I уделял большое внимание развитию научных знаний?

2) Какие открытия были сделаны в области биологии?

3) Найдите в тексте материал о Кунсткамере (Что такое Кунсткамера? Когда и где она возникла? Что в ней хранилось?) Используйте исторический словарь.

4) Какие научные успехи при Пётре I вы считаете главными и почему?

3 группа – раздаточный материал, слайды презентации

1) Расскажите о развитии архитектуры, назовите имена известных архитекторов и их строения.

2) Какие новые черты появились в изобразительном искусстве?

3) Что вам известно о создании в России общедоступного театра?

4 группа - документы

1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?

- Ношение европейской одежды, запрет на ношение бород.

- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?

- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?

6. Проверка выполнения заданий группами, после выступления каждой группы просмотр слайдов (4-20) презентации с целью закрепления знаний.

7. Вывод по теме( 21 слайд ):

- В каких областях культуры были сделаны преобразования?

- Какие слои населения они затронули?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что бы вы хотели сделать по-другому?

ll . Домашнее задание: повторить § 12-19, даты и понятия по теме.

В 1712 г. в Московской школе математических и навигатских наук было 517 учеников. Примерно четверть учащихся обучалась навигации, а три четверти готовились стать инженерами. В школе в основном учились дети дворян, но значительную часть составляли и дети солдат, посадских людей, церковнослужителей. Воспитанники школ шли служить на флот, направлялись на инженерные работы, становились преподавателями. Когда в Петербурге была учреждена Московская академия, то преподавателями в ней стали воспитанники этой московской школы. Были открыты также хирургическая школа в Москве и горная школа на Урале.

1.В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше годы исчислялись от сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Пётр l предписал считать годы от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января 1700г. Россия стала жить по новому календарю. В неё пришли ёлка, Дед Мороз, новогодние праздники

2.В 1700 г. по приказу царя у ворот кремля были выставлены макеты с образцами новой одежды европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких). Дворяне должны были носить камзолы, чулки, башмаки, шляпы и парики. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды за ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф а в худшем - ссылка крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз когда крестьянин въезжал в город лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

Из указа Петра l (1700 год)

«Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны; верхние длинною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с богоявлениева дни нынешнего 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели…

На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать… по 60 рублей с человека…

1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?

2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?

Из дневника камер-юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль

5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

27. Младые отроки должны между собой говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

1) Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I?

- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?

- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: - Выделить новые признаки, появившиеся в русской культуре при Петре 1.

- Формирование у учащихся анализировать, делать выводы, сравнивать.

- Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.

Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.

Тип урока. Изучение нового материала

Цель: сформировать представление учащихся о культуре данного периода

- Выделить новые признаки, появившиеся в русской культуре при Петре 1.

- Формирование у учащихся анализировать, делать выводы, сравнивать.

- Способствовать формированию у учащихся патриотических чувств.

Работа по теме.

Тема нашего урока Изменения в культуре и быте первой четверти 18 века.

О чем пойдет речь? – правильно – о культуре!

- Что такое культура?

Где мы можем посмотреть это слово – в словаре!

Но речь пойдет не просто о культуре, а об ее изменениях.

Какова же цель нашего урока? – Выяснить, как же изменилась культура в данный период.

Сегодня мы выясним как же изменилась русская культура в период правления Петра Первого.

2. Раздача карточек – прогнозирование результата

Работа с карточками. Шаг 1. Отметь оценку, которую ты хотел получить бы сегодня на уроке.

3. Показ на слайде евро.

Ребята! Вы знаете, что это такое! – монета евро

А какие вы знаете слова, в которых употребляется это слово – рисуем цветок ассоциаций – евророзетка, евроремонт, евровидение, евроодежда, европейские авто. Эти вещи, о которых мы сейчас говорим хорошие? Если мы их переняли, наверное, хорошие. Если в этих словах есть слово евро – откуда же пришли к нам эти слова – из Европы.

4. Постановка проблемного вопроса.

П1 ребята поставил перед собой цель внести изменения в нашу культуру по европейскому образцу. Однажды он сказал своим сподвижникам: если вы меня поддержите, быть может мы еще доживем до того времени, когда догоним образованные страны”. Он имел в виду страны Европы.

Какую цель ставил царь? Значит, он хотел отказаться от российских традиций в пользу европейских.

В другой раз он говорит: “придет время, и Россия повернется к Европе спиной”

Значит П1 не считал европейскую культуру безусловным образцом для подражания.

Высказывания П1 противоречивы. То он европейскую культуру ставит в пример, то не считает ее образцом для подражания.

- Так отказалась ли Россия при п1 от самобытной культуры ради Европейской?

- Вот это нам и предстоит выяснить.

Рисуем на доске вопрос (посередине)

5. Образование. Рассказ учителя о просвещении. Слайды

При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.

Система профессионального образования:

Только для детей дворян

Неграмотные дворяне не имели разрешение на заключение брака. Дворянских детей отправляли учиться за границу, так как система образования в России XVII века не могла обеспечить страну специалистами.

Создание сети казенных общеобразовательных и специальных учебных заведений:

-Школа математических и навигационных наук

Цель: подготовка специалистов.

Выпуск переводных и отечественных учебников

Открытие новых типографий

Кунсткамера-помещение для редкостей - 1714

Военно-морской и Артиллерийский музеи - 1714

Научная библиотека - 1714

6. Наука. При П1 сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Направления и достижения науки вы рассмотрите сами, собирая пазлы

Заложение основ отечественной медицины

основан аптекарский огород, открытие I госпиталя и врачебной школы, I отечественные хирургические инструменты

Организация государственной горно-разведочной службы

открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод

Развитие географии

издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание I обсерватории, составление I карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений

Изобретения

Строительство токарных станков и I русской подводной лодки

Слайд – вот так выглядела 1-я в России подводная лодка механика Никонова.

7. Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга., для которого были приглашены зарубежные специалисты Леблон, Трезини, Растрелли, но участвовали в работе и русские архитекторы – Коробов, Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали

Петропавловский собор

Петропавловская крепость

Здание Двенадцати коллегий

Меншиковский дворец

Меншикова башня

Сооружение императорского дворцового ансамбля в Петергофе

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

Слушание музыки.

9. Какие перемены произошли в быту? Работа по тексту

Обязательное ношение европейской одежды (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы).

Штраф или ссылка за ношение бороды.

Новое летоисчисление от Рождества Христова, празднование Нового года -

На Новый Год народ стал украшать дома еловыми ветками.

Новые формы общения и развлечений.

Введение ассамблей (собрание-бал), устраиваемых в домах знати.

11. Послушайте текст. «никого не предупредив о своем приезде, Петр появился в Москве (25 августа 1698 г.). Весть о прибытии царя разнеслась лишь на следующий день (Откуда приехал царь?), и бояре поспешили в Преображенское, чтобы приветствовать его с благополучным возвращением. Царь обошелся с поздравителями самым непредвиденным способом: велел подать ножницы и стал отрезать бороды у бояр.

В феврале 1699 года состоялось шуточное освящение только что построенного дворца для фаворита царя Лефорта. Гости прибыли на пир бритыми, но в традиционной русской одежде – долгополом и широкорукавном платье. Царь к этой одежде питал неприязнь, считая, что она стесняла движения и мешала работе.

Что сделал царь?

На пиру царь действовал уже испытанным способом: он взял ножницы и стал укорачивать платье и рукава.

(Карнович Исторические рассказы)

12. Черный ящик

1. Это появилось в Южной Америке

2. В Европу это было завезено после открытия Колумбом Америки

3. В Россию это привез П1 из Голландии

13. Работа по тексту. Итак, мы познакомились с новшествами в культуре, которые П1 заимствовал в Европе. Но какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?

Русская крестьянская семья руководствовалась в повседневной жизни, как и прежде русскими обычаями. Главными ценностями по-прежнему оставались семья, праведность поведения. Обучение и воспитание крестьянских детей происходило в семье.

Бедное население не только деревни, но и города проживало в деревянных рубленых избах, которые отапливались по-черному, без дымохода.

Какие же признаки прежней самобытной русской культуры сохранились?

14. Так как же мы ответим на вопрос начала урока – внимание на доску

Учащиеся делают вывод.

15. Шаг 2. Отметь на листе ту оценку, которую, как ты думаешь, ты заслужил на уроке.

Царь запрещал жениться детям дворянам без документа об образовании к

Кунсткамера – это библиотека? Н

В строительстве Санкт-Петербурга участвовали только зарубежные архитекторы ? н

Петр 1 велел всем отращивать бороды?? Н

Петропавловский собор

Петропавловская крепость находятся в Санкт -Петербурге? К

Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте. Вот, что должно у вас получиться. (слайд)

17. Шаг 3. Поставьте себе оценку. Если ваши оценки не совпали с оценками в первой колонке – почему так произошло?

С момента преобразования петровских преобразований прошло уже около трёхсот лет. Я хочу, чтобы дома вы поразмышляли над вопросом – стало ли наше государство европейским или что-то осталось у нас от самобытной культуры.

Читайте также: