Какие слова являются наречиями 7 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели деятельности педагога

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа

м етоды и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

Слово учителя:

hello_html_m6e086e1e.jpg

И в таком прекрасном расположении духа приступим к нашему уроку. Проверьте свою подготовку к уроку. Итак, начинаем.

Ввод в тему. Наблюдение (5 мин).

- Чтобы сформулировать тему урока, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница.

Сопоставьте примеры левой и правой колонки.

Слайд № 2

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка.

Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка.

- В чём различие текстов?

- Какова роль наречий?

Ответ учеников :

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Слайд № 3 (тема урока)

- Запишем тему урока

-Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему

Ответ учеников:

Мы должны вспомнить, какие части речи можно считать наречиями, каковы грамматические признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Каков главный грамматический признак наречия?

Слайд № 4 (цель урока и вопросы-задачи урока)

- Удастся ли нам решить эти задачи?

Достаточно ли знаний у вас?

Учитель добавляет:

Слайд № 5

Слайд № 5 (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока, эти вопросы есть у вас на проектных картах)

К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?

7. Какова особенность в морфемном составе наречий?

Проектные карты у учащихся:

Какие слова являются наречиями?

К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?

Какова особенность в морфемном составе наречий?

Слайд № 6

5 МИНУТ
Учитель:

- Продолжим наши наблюдения:

Бесшумно пройти, стоять справа, рано проснуться, сделав назло, не увидеть сослепу, покупать немного

Среди заданий РЭ в 7 классе есть задание, которое звучит так: указать № словосочетания, где выделенное слово является главным.

Самостоятельно( 1мин)

- Укажите главное слово в словосочетании. (Вопросы пишем сверху) :

Как? Где? Когда? Зачем? Почему? Сколько?

- От каких частей речи зависят наречия?

- А что обозначает глагол? ( Действие предмета).

-Что обозначает деепричастие?(добавочное действие)

- Если наречие зависит от глагола, деепричастия, то что оно обозначает?

Слайд № 7 ( 2 щелчка)

- Сравните лёгкий мороз и легко пробежаться . Чем отличаются части речи лёгкий и легко? ( Прилагательные обозначают признак существительного, а наречие – признак глагола (действия)

-- А если записать так: Очень мягкий морозец

-От какой части речи зависит наречие?(от прилагательного)

-Что обозначает прилагательное? (признак предмета)

- Если наречие зависит от прилагательного, то что оно обозначает? (Здесь наречие обозначает признак признака).

-Обратите внимание, на какие вопросы отвечает наречие? (Как? Где? Когда? Зачем? Почему? Сколько? )

Работа с учебником

- Давайте откроем учебник и проверим совпадает ли ваше наблюдение с определением в учебнике.стр.80 ( читаем первый абзац, обсуждаем)

- Заполняем проектные карты ( п.1 и п.3 )

Самостоятельная работа .Синтаксический разбор предложения:

-Сколько времени вам потребуется для выполнения данного задания?

Разбор предложения ( у доски) 1 учащийся самостоятельно на правом крыле доски

Слово учителя: дайте характеристику данному предложению. Аргументируйте свой выбор.

1.по цели высказывания – повествовательное

2.по эмоц.окраске – невосклицательное

3.простое, подлежащее выражено существительным в И.п., сказуемое разбила выражено глаголом в прошедшем времени в ж.р

4.по наличию второстепенных членов: распространенное(разбить что? вазу – дополнение , выражено сущ-ым в В.п., разбить как? вдребезги? обстоятельство, выраженное наречием

Определите синтаксическую роль наречия. (обстоятельство)

К какому слову относится наречие? (обучающиеся определяют, что наречие относится к глаголу).

-Подведите миниитог: -Что вы определили, выполнив задание? ( на примере данного задания обучающиеся определяют, что наречие относится к глаголу и в предложении является обстоятельством)

Слайд 9 ( 2 щелчка)

На второе подали плов по – узбекски.( плов какой? по- узбекски )

- К какому слову относится наречие? (обучающиеся определяют, что наречие относится к имени существительному).

- Определите синтаксическую роль наречия. (определение)

Это была встреча наедине( встреча какая? наедине)

- К какому слову относится наречие? (обучающиеся определяют, что наречие относится к имени существительному).

- Определите синтаксическую роль наречия. (определение)

Миниитог:

- Чему учились выполняя данное задание?( на примере данного задания обучающиеся определяют, что наречие относится к имени существительному и в предложении является определением)

Работа с учебником

- Давайте откроем учебник и проверим совпадает ли ваше наблюдение с определением в учебнике.стр.81 ( читаем первый абзац, обсуждаем)

- Заполняем проектные карты ( пункт 6)

К какой части речи чаще всего относится наречие? (обучающиеся определяют, что наречие чаще всего относится к глаголу).

Чтобы узнать , к каким частям речи реже относятся наречия , выполним самостоятельную работу по карточкам по вариантам

Самостоятельная работа по карточкам по вариантам ( 2 МИНУТЫ)

-Сколько времени вам потребуется на выполнение данного задания?

- Определите , главное и зависимое слова в СЧТ, определите , к каким частям речи реже относятся наречия

1 вариант 2 вариант

холодный по-зимнему теплый по-летнему

весело смеющийся быстро разрастающийся

беззаботно напевая медленно вращая

очень ярко слишком быстро

рубаха навыпуск дом напротив

Миниитог: что мы определили на примере данного задания? (обучающиеся определяют, что наречие относятся к прилагательным, причастиям, деепричастиям, другим наречиям, имени существительному )

- Но к какой части речи чаще всего относится наречие? (обучающиеся определяют, что наречие чаще всего относится к глаголу).

- Заполняем проектные карты ( пункт 5)

Работа по карточкам в парах

Слайд 10 ( 3 МИНУТЫ)

В пуст ую комнату – в пуст ой комнате – в пуст ом помещении

НО: разговор впустую – тратить слова впустую- рассуждать впустую

-Сколько времени вам потребуется на выполнение данного задания?

- Обратите внимание на 1 строчку.

- Какой вывод вы можете сделать?

( прилагательное пустой изменяется по числам, родам , падежам, и это отражается на разных окончаниях)

Наречие же впустую никогда не меняет своей формы – это неизменяемое слово без окончания)

- К каким частям речи относится наречие? ( К неизменяемым. Значит, у наречия нет окончания, нет рода, числа, падежа и других морфологических признаков)

- Какую часть речи напоминают наречия?(деепричастия)

- Заполняем проектные карты ( пункты 4, 2 )

- Какова особенность в морфемном составе наречий? ( Заполняем проектные карты ( пункт 7 )

ФИЗМИНУТКА (1 МИНУТА)

Используем для разминки слова вверх, направо, вниз, вперед…

Поднять руки высоко вверх, опустить вниз, повернуться направо, посмотреть влево, чуть-чуть попрыгать, сделать уверенно 3 приседания, сесть спокойно.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Среди заданий ЕГЭ в 11 классе есть задание, которое звучит так: в одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

Слайд №11( 1 щелчок)

Самостоятельно по карточкам по вариантам: первые 4 слова - 1 вариант, последние 4 слова второй вариант

-Сколько времени вам потребуется на выполнение данного задания? (2мин)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Слайд №11 (щелчки напротив каждого слова)

Н а взничь, над о лго, крас и вее, на о тмашь, зад о лго, н а сухо, з а просто, назл о .

- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя? (орфоэпический).

Работа в группах( 5 МИНУТ)

Слайд 12 (высвечивает роли в группе)

Карточка-опора для всех групп:

Перед началом работы распределите роли в группе

следящий за временем

Слайд 13 Проектные группы (высвечивает название групп, их задание)

Карточка-задание 1 группы:

-Сколько времени вам потребуется на выполнение данного задания?

Какими частями речи являются слова тепло, лихо, зло, подряд. Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме? Заполните таблицу. Подготовьте доказательное рассуждение своего ответа, анализируя примеры:

Урок русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской является вводным по теме "Наречие". На этом занятии учащиеся закрепляют и углубляют знания о наречии как части речи, полученные в 5-6-х классах. Работа в группах позволяет организовать разные виды деятельности, развивать коммуникативные компетенции учеников. Материал урока позволяет учителю развивать творческие и исследовательские способности учащихся. Кроме подробного плана урока в работе представлена презентация.



Целевая аудитория: для 7 класса

Отличный материал, полностью соответствует аннотации. Разработка содержит два урока, и презентация соответственно разделена на две части, хотя на усмотрение учителя можно объединить все в один урок. Разработка содержит как новый материал, так и задания для закрепления, есть тестовые задания на слайдах, прилагаются ответы.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

воспитывать интерес к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический)

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент (3 мин).

Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

(число, классная работа)

Первое ноября. А вы знаете, как в древности называли ноябрь? Этимология слова высвечивается на Слайде №2

НОЯБРЬ. Заимств. из ст.-сл. яз.,

Ноябрь буквально - "девятый месяц". Новый год раньше начинался с марта.

- В каком словаре об этом можно прочитать? (этимологический)

Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.

- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя? (орфоэпический).

Актуализация (5 мин).

- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.

- Существительное. Дом, семья, растение, весна.

- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменятся по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?

- Причастие (думающий, открытый, проверенный)

Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка?

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение.

Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.

- Сегодня нас будет интересовать часть речи, которую мы ещё подробно не рассматривали . Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения.

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

- В чём различие текстов?

- Почему второй текст показался вам красивее, выразительнее?

Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

Слайд № 7 (тема, цель урока и вопросы-задачи урока)

- Какова же тема нашего урока?

- Запишем тему урока

Слайд № 8 -Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и разобранные примеры.

- Мы должны вспомнить, какие части речи можно считать наречиями, каковы грамматические признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Каков главный грамматический признак наречия?

Слайд № 9 (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока, эти вопросы есть у вас на проектных картах)

К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?

Проектные карты у учащихся:

Какие слова являются наречиями?

- Наречие – не новая для вас часть речи, попробуем поработать над темой, составим проекты. Вы разбиты на 3 групп, у каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание.

Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,

следящий за временем

Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.

Представление работы групп. Защита проектов (15 мин.).

- Во время выступления групп не забывайте заполнять свои проектные карты.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

Проверим творческое задание:

Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.

Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?

Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.

1.Какие слова являются наречиями?

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием


знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, определять синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям.

принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; корректировать действия после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения учебным действием.

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурировать знания; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строить рассуждения.

формулировать собственное мнение и позицию; взаимодействовать в группе.

формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к русскому языку как ценности русского народа, формировать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Учебные задания

Формы работы

Индивидуализация учебных заданий

Формы оценивания

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, и надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Продолжите фразу: Я бы хотел, чтобы урок прошел…(как?)

Создание атмосферы урока

Актуализация знаний учащихся

Сравните 2 текста. Чем они отличаются?

Работа с текстом в парах, сравнение, создание проблемной ситуации

Постановка учебных задач

Открытие новых знаний

Объединитесь в группы.

Работа с текстом, работа в группах, коллективное обсуждение, чтение с пометками

Обобщение и систематизация знаний.

1)Вставить в текст наречия, подходящие по смыслу и поставить вопросы к ним;

2)Разделить на группы слова по частям речи.

3) Из текста выписать наречия со словом, к которому оно относится.

Перед вами на интерактивной доске ответы на ваши задания. Выполните проверку своих работ.

Дифференцированные задания (по сложности)

Самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками

- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-Что обозначает наречие? ( признак действия или признак признака)

-Назовите главный морфологический признак (неизменяемость)

- К каким частям речи чаще всего относится наречие? (глаголу или его формам (причастию, деепричастию)

-Каким членом предложения является?

Ответы (высвечиваются на слайде)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы с вами целей, поставленных в начале учебного занятия? Аргументируйте свой ответ.

-Выполнение какого вида заданий вызвало наибольший интерес?

- Над чем следует поработать ещё?

Самооценка полученных знаний

В начале урока вы предполагали, как пройдет наш урок. Я добавила ваши варианты своими наречиями. Выберите из этого списка те, наречия, которые наиболее точно характеризуют результат вашей работы на уроке.

Читайте также: