Конспект по теме фрукты для детей с онр

Обновлено: 06.07.2024

Подготовила: учитель-логопед Яковлева Наталья Николаевна

МБДОУ №181 г. Ростов-на-Дону

Цель:

2. Закреплять обобщающее понятие фрукты;

3. Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных;

4. Учить строить фразу из 2—4 слов.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Закрепить знание основных цветов.

7. Учить считать до 5. Формировать умение называть итоговое число.

Предложить сказать, что привез грузовик, загадать загадку:

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся…(Фрукты)


Рассмотреть и назвать каждый фрукт.

Проговорить с детьми стихотворение:

Осень снова к нам пришла.

Осень дождик принесла.

Фрукты припасла в саду.

Очень фрукты я люблю!

На выдохе учить произносить фразы (вдох ртом, не поднимая плеч, выдох ртом):

— Ах! Какие душистые фрукты!

— Ах! Какие душистые, ароматные фрукты!

Уточнить, где растут фрукты, спросить:

— Что это? (Это сад (дерево, ветка).)

— Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду.)

— На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве (на ветке).)

Сосчитать с детьми, сколько каких фруктов сорвали с дерева.

— Один, два, три, четыре, пять. Сколько яблок?

— Сколько мы сорвали яблок?

Так же сосчитать лимоны, груши, сливы, киви.

Ветер дует нам в лицо,

Руки вперед, движения кистями рук вперед, назад.

Руки на пояс, наклоны в стороны.

Ветер дует тише, тише.

Присесть на корточки.

Деревцо растет все выше,

Встать, поднять руки вверх, потянуться.

В садик мы с тобой пойдем,

Фрукты с дерева сорвем.

Попросите ребенка назвать каждый фрукт. Найдите тень для каждого из них.

— Что ты нашел? (Я нашел яблоко.) И т.д.

Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний:

• только по величине,

• только по цвету.

8. Итог занятия.

Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.

Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах. Уточнить место произрастания фруктов (на деревьях) и овощей (в земле, на грядке).

Активизировать словарный запас детей по данной теме.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-

Продолжать учить детей составлять предложения по вопросам.

Упражнять в согласование прилагательных с существительными.

Учить правильно, употреблять в речи слова в единственном и множественном числе.

Развивать мимическую и артикуляционную моторику.

Развивать слуховое внимание, память; мышление, зрительный гнозис.

Упражнять в координации речи и движения, развивать мелкую моторику.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Продолжать формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Ход занятия

1 Организационный момент.

Логопед : А у наших, у ворот

Дети подходят к дереву, на котором прикреплены муляжи фруктов и овощей.

- Ребята, посмотрите внимательно, и скажите все ли здесь правильно? (Нет)

- Картошку, морковку, капусту вы видели на деревьях?

- А где же они растут? ( Дети отвечают: на грядках, в земле).

-Как можно назвать, одним словом капусту, картошку, морковь? (Овощи)

- Что может расти на дереве? (Ответы детей яблоко, лимон, персик, апельсин, мандарин)

- Как их можем назвать, одним словом? (Фрукты).

2. Игровая мотивация.

Приходит Ежик - игрушка. Просит помочь собрать фрукты, чтобы угостить своих друзей, а для этого надо отгадать загадки и найти фрукты – отгадки которые лежат на подносе и назвать их ласково.

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно (апельсин)

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом. (мандарин)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень (лимон)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают (бананы)

Дети отгадывают загадки, называют фрукт ласково и кладут Ежику в корзинку.

Детям демонстрируется поднос с фруктами, логопед называет все фрукты, кроме одного. Дети должны догадаться, какой фрукт забыл назвать педагог.

4. Упражнение на развитие мимической моторики.

Логопед : Ребята, мы знаем много фруктов. Они все разные и по цвету, и по вкусу. Я буду вам называть фрукт, а вы мне покажите – сладкий он или кислый (яблоко, лимон, груша.)

5. Упражнения для губ и щёк, языка:

Логопед предлагает детям рассказать Ежику, какой фрукт они любят.

Логопед : Ребята, а что можно приготовить из фруктов? (ответы детей – варенье, сок, джем, пюре, салат, компот). Давайте мы с вами приготовим вкусный, сладкий, ароматный фруктовый компот.

Будем мы варить компот. ("Варят" - мешают пальчиком на

Фруктов нужно много, вот. ладошке)

Будем яблоки крошить, (ребром ладони стучат по ладошке

грушу будем мы рубить, другой руки)

Отожмем лимонный сок, (сжимают кулачки)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (снова "варят" компот)

угостим честной народ!

8. Логопед : Ребята помогите Ежику найти спрятавшийся фрукт, и расскажите, какой он.

Лимон - желтый, кислый, овальный.

Банан – желтый, длинный, сладкий.

Яблоко – круглое, сладкое, румяное.

Груша – сладкая, желтая, мягкая, сочная, ароматная.

10. Логопед. Ежик приготовил для своих друзей тарелки с фруктами, но ему не хватило фруктов, давайте ему поможем, доложим нужный фрукт.

Детям раздаются тарелочки, разделенные на четыре части в трех клеточках нарисованы фрукты, а одна клеточка пустая в эту клеточку надо положить нужный фрукт.

11. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка деятельности детей.

Ежик благодарит детей и угощает яблоками

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель-логопед: Свечкарева Т.Ю.

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух, оптико-пространственные представления, зрительный анализ и синтез. Развивать диалогическую речь, умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, формировать основы системного мышления. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, внимание к собственной речи, стремление к активной деятельности, желание оказывать помощь, самостоятельность в принятии решений.

Материалы к занятию:

Куклы: Поваренок и Незнайка; стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, блюдце с нарезанными фруктами. Ширма. Фрукты.

1.Организационный момент.

- Ребята назовите, какие вы знаете звуки, с которыми вы уже подружились (Гласные и согласные звуки). Какие звуки мы называем гласными? Какие звуки мы называем согласными?

- Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Попробуйте догадаться, что это за звуки?

(За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску, дети отгадывают).

- Кто же прячется за ширмой?

Расскажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды?

Дети: Это повар.

(На ширме появляется Сиропчик).

2.Основная часть.

Кто хочет попробовать?

В мешочке лежат яблоко, лимон, апельсин, мандарин, банан и т.д. Ребенок опускает руку в мешочек, выбирает фрукт.

Яблоко большое, круглое, твердое, гладкое, зеленое.

А что из него можно приготовить?

Из яблока можно приготовить компот, варенье, повидло, пирог с яблоками.

Повидло из яблок, какое повидло? (Яблочное).

Компот из яблок, какой компот? (Яблочный).

(игра повторяется, пока все фрукты не окажутся на столе).

Ребята, мне нужен помощник. Вот для него поварской колпачок.

Дидактическая игра

Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза. Ребенок – поваренок прячет один фрукт. По повторной команде дети открывают глаза.

Игра повторяется несколько раз.

Сиропчик, мы слышали, как ты что-то готовил за ширмой.

Это я готовил праздничный обед. Меня пригласил Незнайка, у его мамы сегодня день рождения. Я сварил борщ, испек пирог, нарезал салат, а вот компот Незнайка сварил сам. Интересно, что у него получилось? Незнайка так старался, что очень устал и лег отдохнуть. Как же мне его разбудить?

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

Может быть Незнайка услышит, как часы тикают. Превратитесь в часики.

Незнайка не слышит. Придется использовать часы с будильником в виде кукушки.

Не просыпается Незнайка от будильника. Дети превратитесь в петушков, разбудите Незнайку.

(Педагог читает первую строчку, дети заканчивают)

Снова утро наступает…

… Петя песню запевает.

Петя громко поет…

… детям спать не дает. Ку – ка – ре – ку! (На эти слова дети наклоняются вперед, руки поднимают вверх).

Ты, почему спишь так долго, ведь у твоей мамы день рождения?

Вчера я очень устал! Варил для мамы компот.

Расскажи, как ты его варил.

Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил. Только пусть ребята мне помогают.

Я решил сварить компот

В мамин день…(рожденья),

Взял изюм, орехи, мед,

Все в кастрюлю поместил,

На плиту поставил

Чтобы вышло по вкуснее,

Ничего не пожалею.

Две морковки, лук, банан, огурец…

Сиропчик: (перебивая)

Что это за компот! Ребята, из чего варят компот? (Из фруктов). Из каких фруктов можно сварить компот? (ответы детей) А за что вы любите фрукты?

Они вкусные, полезные, в них много витаминов, они помогают расти и не болеть.

Хочу вас угостить. Сможете угадать, какие это фрукты, с закрытыми глазами.

Дидактическая игра

3. Итог занятия. Оценка.

Молодцы, ребята, вы очень умные и любознательные, знаете много фруктов и можете о них рассказать. А сейчас я пойду помогать нашим поварам готовить ужин, а вы помогайте своим мамам. Желаю вам не болеть. До свидания.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять обобщающее понятие фрукты.
  • Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать от существительных прилагательные.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  • Учить согласовывать числительные с существительными.
  • Учить строить фразу из 2- 4 слов. Развивающие:
  • Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
  • Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
  • Развивать зрительно-предметный гнозис.
  • Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребность использовать в повседневной речи имеющиеся знания.
  • Воспитывать усидчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
  • Поощрять активность и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.

Приемы: Дидактические игры и упражнения.

Оборудование:

Ход занятия:

К нам приехал грузовик…

Он размером не велик,

Нам привез подарки

Вкусные и сладкие.

  • Предложить сказать, что привез грузовик, загадать загадку:

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся…(Фрукты)

- Посмотрите на картинку и назовите, какие фрукты вы видите?

- Грузовик привез разные фрукты, но одних – много, а других – мало, всего один.

- Посмотрите и назовите, каких фруктов много? А каких – всего один?

- Ребята, подскажите, где растут фрукты?

- Что это? (Это сад, дерево, ветка).

- Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду.)

- На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве (на ветке).)

9VB6Tb6YA5k.jpg

Осень снова к нам пришла.

Осень, дождик принесла.

Фрукты припасла в саду.

Очень фрукты я люблю!

- Какие душистые фрукты. Чувствуете, какой аромат?

  • На выдохе учить произносить фразы (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом):

- Ах! Какие душистые фрукты!

- Ах! Какие душистые, ароматные фрукты!

- Посмотрите, какой замечательный сад. И как много здесь деревьев с фруктами.

А вот необычное дерево – Чудо-дерево. На нем выросло несколько разных фруктов.

- Какие фрукты растут на нашем дереве?

Глазки закрывайте – чего не стало, угадайте.

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. О котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

2ec9ea98cb269c1f18bf1e0ac3fcb643.jpg

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

  1. Составление описательного рассказа о фруктах по опорной схеме.

Логопед дает образец описательного рассказа о фрукте, акцентируя внимание на схему. Затем предлагает детям выбрать фрукт, рассказать о нем с помощью схемы-подсказки.

Какого цвета? Какой формы? Размер? Где растет? Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

- Что готовят из фруктов? (сок, варенье, компот, йогурт, мармелад, джем. пастилу и т.д.)

- Как называется сок из яблока? (Яблочный сок)

- А еще из фруктов делают разнообразные начинки для пирога. Из яблок какая получится начинка? (Яблочная)

  • Дети называют изображённый фрукт и говорят, какая получится начинка для пирога.

Аналогично проводится работа по определению названия варенья.

569d4d2f304aa64d5c0364ecea4de10bd5.jpg

pirog_newm24-1024x768.jpg

Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний:

- Посмотрите и скажите, что лишнее на картинке? И объясните,

chto_takoe_frukty.jpg

почему вы так думаете?

  • Капуста, грейпфрут, яблоко, груша. (Капуста – овощ)
  • по величине: Лимон, апельсин, груша, ананас. (Ананас – крупный, большой )
  • по цвету: Лимон, гранат, груша, бананы. (Гранат - красный)

или по вкусу: Лимон. Гранат, груша, бананы ( Лимон - кислый).

- О чем говорили сегодня? - Какое задание понравилось больше всего? - Какое задание оказалось для вас трудным?

Читайте также: