Конспект урока в вальдорфской школе

Обновлено: 07.07.2024

В 2019 году истории вальдорфских школ исполнилось 100 лет. В России же первые вальдорфские классы появились в 1990 году.

Вальдорфская школа объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы. Образование в такой школе охватывает всего человека — его физическое здоровье, развитие чувств и духовное начало. Основные усилия направлены на развитие мышления, чувства и воли.

В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход к изучению предметов с первого и до выпускного класса с учетом возрастных особенностей детей. Это помогает ученикам осваивать разные области знаний и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Преподавание естественных наук в вальдорфских школах основано на личном живом опыте. Исходным пунктом является эксперимент и наблюдение: звуки, призматические цвета — в физике, горение — на химии, наблюдение растений и животных — в биологии, ощущение собственного тела — в физиологии и анатомии.

В учебной программе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и занятиями различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью.

В каждом из нас природой заложены такие качества как доверие, сочувствие, способность к различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок узнал и полюбил этот мир и всех его обитателей, получил целостный взгляд на жизнь во всем ее разнообразии.

Предлагая ребенку познавать мир, чувствуя свою сопричастность к происходящему, вальдорфская школа растит внутренне свободного человека, способного к ответственному, осознанному выбору, к самоопределению и самореализации, доброжелательному и открытому отношению к миру.

Наличие специально подготовленного классного учителя является главным и необходимым условием вальдорфской школы. Классный учитель здесь — одна из основных фигур, педагог, который в самую первую очередь считается с индивидуальностью школьника. Он ведет все главные предметы с первого по седьмой класс: русский язык, математику, окружающий мир, рукоделие, подвижные игры, живопись. К этому, как правило, добавляется история и ряд предметов естествознания в 5-6 классах. Современный учитель вальдорфской школы всесторонне развит — он владеет знаниями по всем основным предметам общеобразовательного и художественно-эстетического цикла, навыками разнообразных практических ремесел.

Такая практика является многолетней традицией вальдорфских школ. Она обусловлена еще и тем, что в этом возрасте для детей основными являются личные качества педагога, влияющие на эмоциональное развитие и мотивацию к учебе, а не только его уровень владения специальными знаниями по конкретному предмету. От классного учителя зависит, с одной стороны, уровень и качество базовых знаний ученика, с другой — его социальные, моральные, общечеловеческие качества.

В школе, где важна не успеваемость и ее проверка, а развитие творческих способностей, компетентности в деле, чувства социальной ответственности, учитель должен стать образцом этих качеств, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их.

Рудольф Штайнер

Традиционная подготовка учителя дает теоретические знания психологии, педагогики, методики преподавания предметов, но существует специальная программа обучения и подготовки классного учителя вальдорфской школы. Она предполагает, что человек уже имеет базовое высшее образование и требует от него главного — глубокого проникновения в метод, таланта, творчества, ответственности за судьбу ребенка, понимания растущего человека, способности сотрудничать с ним, умения правильно взаимодействовать с родителями.

Находясь на протяжении многих лет рядом со своими учениками, классный учитель прекрасно знает особенности восприятия каждого из них, имеет возможность наблюдать за своим классом в разной обстановке и в разных сферах деятельности. Все это дает важный эффект соединения ребенка, учителя и изучаемого предмета.

Преподавание эпохами, обучение через погружение

Особенностью организации учебного процесса вальдорфских школ является преподавание учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до четырех недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, математика, русский язык и литература изучается концентрированно в виде определенных циклов. Это и есть обучение через погружение в материал вместо простой демонстрации знаний. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д.

Такая периодичность изучения предметов способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, дает ребенку более прочные знания. Преподавание эпохами позволяет ученику погрузиться в предмет, делает полученные знания прочувствованными и осмысленными.

Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения – правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, иностранные языки (английский и немецкий в вальдорфских школах начинаются с первого класса), предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия – преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

Главный урок

Эпохальные занятия происходят интенсивно: ежедневно в форме главного урока – первого урока каждого учебного дня. Полтора астрономических часа может быть посвящено рассмотрению таких тем как география, механика, древние римляне, деревья, финансы или архитектура и др. Это оказывается эффективным методом обучения, позволяющим развить память ребенка, поддержать его интерес к учебе. Главный урок имеет определенную структуру: ритмическая, основная и заключительная часть.

  • Ритмическая часть урока оживляет и пробуждает учеников, является переходом к учебным занятиям. Дети поют, музицируют, декламируют стихотворения, делают различные ритмические упражнения, связанные с возрастом и содержанием урока.
  • На основной части изучается, обсуждается, усваивается новый и закрепляется старый учебный материал.
  • В завершении урока учитель рассказывает истории, связанные с темой года в соответствии с учебной программой каждого класса, или демонстрирует эксперименты, или детально описывает исторические, биологические, географические факты.

Обучение без оценок

Наряду с этим дети проходят обязательное тестирование, предусмотренное государственными программами, результаты которого оформляются в виде оценок. При переходе в другую школу, конечно, тоже могут быть выставлены оценки.

Без стандартных учебников

В вальдорфской школе обучение происходит без стандартных учебников. Для образовательной программы таких школ принципиальной является позиция, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее воздействие. Именно учитель в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал, поэтому школа оставляет за ним право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. Это может быть устный рассказ и задания, книги для чтения, сборники задач, дидактические материалы и многое другое. В старших классах учащиеся самостоятельно выбирают для себя дополнительные источники информации и зачастую бывает, что они прочитывают и перерабатывают больше материала, чем это принято при традиционном обучении, ориентированном на учебник.

Принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, обучение в вальдорфской школе построено так, что в каждом конкретном классе учебный процесс имеет свои индивидуальные черты. Этому не могут способствовать единые для всех стандартные учебники. Роль учебника выполняют устные рассказы и задания учителя, книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы.

Собственные тетради — учебники

Вальдорфские ученики создают собственные тетради, которые по окончании учебного года становятся их личными учебниками. Такая тетрадь представляет собой результат собственной учебной деятельности ребенка. Красота оформления такой тетради и ее содержание одинаково важны. Это в полном смысле слова рабочая тетрадь, она от начала и до конца оформляется и заполняется самим учащимся. В учебной тетради содержатся результаты самостоятельного выполнения ребенком различных заданий по предмету, записывается краткое содержание изучаемой темы, составляется конспект, делаются иллюстрации. В начальной школе — с помощью педагога, по мере продвижения к старшим классам — все в большей степени эта работа выполняется самим учеником.

В вальдорфской школе есть предметы, не знакомые традиционной школе, — рисование формы и эвритмия.

Рисование формы

Рисование формы предшествует письму. Предмет присутствует в основном в расписании эпох первого, второго и третьего классов как первоначальное графическое обучение письму, началам графики и каллиграфии. Обучение напрямую связано с движением, которое присутствует и в ритмической части урока, и в рисовании формы. Первоначально форма переживается всем телом: ходьба – переживание прямой; окружность – широкие движения руками и ногами. Позже ученик начинает постигать формы в рисовании сложных геометрических узоров, орнаментов. На уроках родного языка в первом классе дети знакомятся с большими печатными буквами, появляющимися из рисунка, связанного с характером звука.

Эвритмия

Эвритмия – искусство художественного движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Она зародилась в начале ХХ века в Европе и была включена в программу появившихся в 1919 году вальдорфских школ как художественный элемент. Это было новое искусство, которое пришло из жизни. Сущность эвритмии — внутреннее выражение себя во внешнем движении через единство музыки, слова и образа. Язык эвритмии – это язык жестов и ритмов, живущих в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу и одновременно выражает закономерности речи или музыки.

Эвритмия оказывает помощь ребенку в самовыражении, дает ему возможность почувствовать свободу, движение, удовольствие от совместного действия, воодушевление и радость творчества.

Занятия эвритмией в вальдорфских школах, как правило, предусмотрены во второй половине дня. Задача эвритмии и в школе, и в детском саду — помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами. Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение, включая духовное начало в гармоническое отношение с физическим.

Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение обучающихся к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время занятия включается жизнь внутреннего чувства с ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребенка, что ему интересно.

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе

Тема: Новый год

Материалы и оборудование: картинки с временами года, календарь (толстый, ёлка, украшения для НГ, музыкальная шкатулка; готовая шкатулка, спичечные коробки, клей,кисточки для клея, клеёнка, оберточная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, картон;, ножницы.

Музыкальное сопровождение: новогодние песенки

Занятие длится 90 минут.

1. Приветствие преподаватель-дети.

Становимся в круг, беремся за руки, качая руками, произносим приветствие:

Здравствуйте, здравствуйте, добрые люди!

Пусть этот день удивительным будет!

Пришли на занятия к нам малыши.

Как тебя звать, мой дружочек, скажи?

2. Райген (хоровод)На месяц

При упоминании нового животного его фигурка ставится в круг.

Где ты был, Иванушка?

Что купил, Иванушка?

Курочка по семечкам

Иванушка в горенке

Где ты был, Иванушка?

Что купил, Иванушка?

Курочка по семечкам

Уточка по лужице

Иванушка в горенке

Где ты был, Иванушка?

Что купил, Иванушка?

Курочка по сеничкам

Уточка по лужице

Барашек в садике

Иванушка в горенке

Где был, Иванушка?

На ярмарке (на базаре).

Что купил, Иванушка?

Курочка по сеничкам

Уточка по лужице

Барашек в садике

Иванушка в горенке

3. Объявление темы и цели занятия.

Вспомнить, что делали на прошлом занятии? Рассмотреть предыдущие поделки. Каждый находит свою работу и рассказывает, что он делал.

Ребята, какие зимние праздники вы знаете? НГ, Рождество, Старый новый год.

А что такое Новый год?

А теперь отгадайте загадку:

Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком, но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез (календарь).

Показать календарь, где заканчивается год, сколько месяцев, повторить месяцы.

Двенадцать месяцев бегут

Сменяя время года,

И замыкает снова круг

Показывать картинки к каждому месяцу.

Декабрь

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

Январь

Январь приходит с Новым годом

Под звуки праздничных хлопушек,

Под елкой водит хороводы

Среди подаренных игрушек.

Февраль

Февраль последний зимний месяц.

Но февралю, какая жалость,

Не потому ль он так невесел?

Лишь двадцать восемь дней досталось.

Молодцы! Отгадаем загадки хором:

"Ему рога носить не лень, ведь это северный. " (олень)

"Белые шапки надели дома, двор запушила нам снегом. "(зима)

"Начинает календарь месяц с именем. " (январь)

"Мягко светятся иголки, хвойный дух идет от. " (ёлки)

"Они обычно для шитья, и у ежа их видел я, бывают на сосне, на елке, а называются. " (иголки).

Что нужно, чтоб НГ пришел? Украсить дом и елку. Принести елку и украшения, показать их. Украшаем ёлку.

Прослушать НГ песенки, наши и западные (шкатулка с НГ мелодией).

Говорят, под Новый год,

Что не пожелается,

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается!

Обсудить, как будем украшать наш дом – нашу группу. Давайте для начала украсим наши окна новогодними снежинками.

4. Задание для родителей: дома повторить то, чему научились в группе, украсить свой дом снежинками. 10 мин.

5. Игра Арам-Шим-шим

Все игроки становятся вокруг воды и водят хоровод, говоря такие слова:

- Арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия суфия, покажи-ка на меня, покажи-ка на меня.

При этом вода крутится вокруг своей оси, выставив руку (глаза закрыты шарфом). На ком остановится, тот становится спиной к воде, вода тоже становится у нему спиной и поворачивают головы.

Если они повернули голову в одну и ту же сторону, то они целуют друг друга в щечки, если в разные - то пожимают руку и водой становится 2 человек.

6. Практическая часть: рукоделие. А теперь изготовим шкатулку из спичечных коробков (показать готовую работу). Разбираем коробки. Затем к стенке ящичка нужно прикрепить бусину, чтобы она служила маленькой ручкой. Для этого, берём бусинку, вставляем в нее проволоку, сгибаем проволоку пополам и отрезаем, но так, чтобы было можно проткнуть стенку ящичка и загнуть ее. Сделаем такие ручки-бусинки для каждого ящичка спичечной коробки. Затем нужно склеить все спичечные коробки между собой на квадрат картона, так чтобы получился комод.

8. Рукоделие (продолжение) Декорируем коробки оберточной бумагой или можно сделать декупаж. Это по желанию.

9. Художественное произведение по теме Перед показом сказки можно зажечь свечку:

Присказка: Свечка зажигается,

Орел и овечка (Д. Биссет)

На одной из вершин горного Уэльса жил орел. Звали его Дэвид.

Он любил летать высоко-высоко. И однажды залетел так высоко, что попал на звезду.

На звезде стоял маленький домик. В нем жила Мэри со своей овечкой. Дэвид постучал в дверь.

- Я прилетел к вам в гости, - сказал он.

Мэри накрыла на стол, и они втроем сели пить чай.

- Хочешь кусочек поджаренного хлеба, милый орел? - предложила Мэри.

- Хм, нет, спасибо, - ответил Дэвид. - Я бы лучше съел овечку.

- Ой! Но ты ведь еще не мыл когти, - сказала Мэри.

И она выставила его из-за стола и отправила на кухню мыть когти. А пока он там мылся, она успела шепнуть два слова на ушко своей овечке.

Дэвид вернулся и сел опять за стол.

- Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? - спросила Мэри.

- Нет, спасибо, - ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула на ушко Мэри. - Пожалуй, я бы лучше съела орла.

Орел очень удивился, ему даже стало как-то не по себе. И когда Мэри еще раз спросила, что ему хочется, он ответил:

- Кусочек поджаренного хлеба, пожалуйста.

Мэри дала ему кусочек поджаренного хлеба. После чая Дэвид попрощался с Мэри и с ее овечкой и полетел домой.

В этот вечер перед сном он нет-нет да поглядывал на звезду, горевшую над его головой.

Присказка: Сказку завершили,

Все вместе дуют: фу-у-у.

10. Ритуальное завершение занятия

В кругу Мы сегодня рано встали,

Занимались и играли.

Но закончилась игра

Нам домой идти пора.

Машем друг другу руками.

Синдром профессионального выгорания у педагогов ДОУ и его влияние на психологическое здоровье детей В процессе работы человек испытывает физические и психические нагрузки: при небольших нагрузках включается механизм естественной защиты.

Спешите отдавать! Накопив знания, опыт, мы понимаем, что надо поделиться, отдать его другим. Но забываем делиться чувствами, мыслями, переживаниями, своим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка бедет интересна учителям технологии, педагогам дополнительного образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тема: Вальдорфская кукла

Выполнила: педагог дополнительного образования Шевелева Ирина Александровна

ФИО педагога: Шевелева Ирина Александровна

Тема: Современная самодельная кукла.

Тема занятия: Вальдорфская кукла.

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Формирование представления об искусстве изготовления вальдорфской куклы.

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с технологией изготовления вальдорфской куклы.

Способствовать развитию интереса к работе над куклой, творческой активности, художественного воображения.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, уверенность в себе, умение организовывать свою деятельность.

Форма занятия: Творческая мастерская.

Методы: словесный, наглядный, практический, метод эмоциональной поддержки,.

Дидактические средства: визуальные (электронная презентация), универсальные (компьютер), наглядные пособия (выкройки кукол), учебные (тетрадь, карандаш, ручка, листы бумаги), учебно-производственное оборудование (ножницы, игольница, иголки длинные, портновские булавки, нитки обычные и крепкие, трикотажное полотно белого или телесного цвета, пряжа для волос, набивочный материал).

Использованная литература:

Шилкова Е.А. Оригинальные куклы своими руками. М.: РИПОЛ классик, 2012.

1.Организация начала занятия (психологический настрой учащихся).

1.1 Приветствие, проверка готовности. Добрый день! Как всегда, я очень рада видеть вас, надеюсь, что и вы тоже все пришли сюда с хорошим настроением. Сегодня у нас с вами обычное рабочее занятие, но только в присутствии гостей. Давайте встанем и поприветствуем их кивком головы. (Дети приветствуют гостей). Садитесь. Вижу, что все готовы к занятию, есть все необходимое.

3.Актуализация знаний. Вальдорфская кукла - что это? (ответы детей).
(Презентация 1.)
Вальдорфские куклы основаны на традиционных текстильных народных куклах, называются так потому, что именно в таких кукол играют дети, чьи родители придерживаются в воспитании вальдорфской педагогики.

Вальдорфские куклы изначально создавались как часть специальной образовательной программы вальдорфских школ, которые появились в начале ХХ века.

Со временем простые приятные игрушки стали популярными во многих европейских странах.

Привлекательная особенность этих изделий заключается в том, что вальдорфские куклы, в отличие от игрушки Тильды, шьются по человеческому подобию. Поскольку игрушки предназначаются для малышей, за основу берутся пропорции детского туловища.

Различают 3 возрастные категории, опираясь на которые, специалисты решали, как шить вальдорфскую куклу.

Игрушки, похожие на детей от рождения до трех лет, шьются в пастельных тонах с овальным мягким туловищем и невыраженными конечностями. Создается впечатление, что их недавно запеленали.

Черты лица не вышиваются или обозначаются схематично.

Поскольку туловище ребенка в возрасте от 3 до 5 лет стремительно развивается, меняется и вальдорфская кукла — выкройка с размерами, приближенными к настоящим, дополняется схематичными ручками и ножками.

Волосы у таких куколок средней длины, как и у детей. Вальдорфские куклы этой категории дополняются пришитой или съемной одеждой.

Вальдорфские куклы, изображающие детей от 5-ти лет и выше, дополняются более мелкими деталями. На ногах вышиваются ступни, вышивкой также обозначаются пальцы.

К голове пришивают длинные волосы из приятного материала — ребенок может самостоятельно менять прически игрушке.

Вальдорфские куклы шьются, в основном, из натуральных тканей, вроде хлопчатобумажной — синтетические материи могут вызывать раздражение кожи и аллергические реакции у ребенка. К тому же, они не так приятны на ощупь, как тот же лен или шерсть.

В вальдорфских детских садах используются игрушки только из натуральных материалов и если это куклы - то это вальдорфские куклы.

Подведем итог. Чем отличаются вальдорфские куклы от других кукол?
Во-первых, они сделаны из натуральных материалов, набиты мягкой овечьей шерстью (сливер) и поэтому на ощупь теплые, приятные, живые. Если взять в руки синтепоновую куклу и вальдорфскую, можно сразу почувствовать разницу, даже если они будут внешне выглядеть абсолютно идентично.
Итак, набивка - 100% шерсть, мягкая, теплая и устойчивая к долгим играм и стирке, тело и одежда - это хлопок и лён, волосы - шерстяная или хлопковая пряжа. Волосы кукол-девочек можно расчесывать, заплетать, делать разные прически.

В-третьих, вальдорфские куклы в отличие от всех остальных лучше всего соответствуют человеческим пропорциям - от соотношения плотности головы к плотности тела (головка плотнее), до соотношения линейных размеров тела, головы и конечностей. Это полезно с педагогической точки зрения для формирования правильного восприятия ребенком собственного тела.

В-четвертых, вальдорфскими куклами можно играть от рождения. На разный возраст ребенка предполагается свой вид кукол. Дети не расстаются с ними круглые сутки — гуляют, играют, берут их с собой в кроватку.

По желанию можно придать кукле легкий аромат с помощью натуральных эфирных масел: лаванда, пихта, апельсин, иланг-иланг, жасмин. Такие ароматические натуральные отдушки помогают ребенку успокоиться, дарят хорошее настроение днем и здоровый сон ночью, малыши так и спят - уткнувшись в них носом.

Таких кукол с огромным удовольствием принимают себе в подарок не только дети, но и молодые девушки и совсем взрослые тёти.

Приятные на ощупь вальдорфские куклы очень популярны среди рукодельников благодаря своей простой выкройке и симпатичному внешнему виду. Даже если вы еще ни разу не шили игрушки своими руками, мастер-класс по созданию этой куклы дастся вам легко.

Хотите сшить такую куколку?

Посмотрите подробный Мастер-класс подготовленный Алёной Василь

Выкройка вальдорфской куклы (см. Приложение2).

Выкройка стандартной вальдорфской куклы состоит из нескольких частей: 4 детали рук, 1 выкройка головы и 2 – туловища, объединенного с ногами.

5. Закрепление нового материала. Так что из себя представляет вальдорфская кукла?

6.Практическая работа. Просмотр мастер-класса.

Раскрой изделия. Техника безопасности при раскрое (ножницы, портновские булавки).

Повторение правил кроя. Что нужно учитывать при раскрое? (Долевую нить) Как расположить выкройку на ткани? (Вдоль кромки, с учетом припусков на швы).

Ткань трикотажная. Растягивается в ширину. Необходимо сделать припуски на швы (5мм). Не забывать об экономичном расходовании материалов.

Как крепится к ткани выкройка из тонкой бумаги? (Портновскими булавками). Обводим выкройку мылом, портновским мелком или шариковой ручкой в цвет ткани. Скалываем портновскими булавками. Выкраиваем портновскими ножницами с припусками на швы.

Пошив рук. Что необходимо сделать после окончания шитья перед тем, как вывернуть готовое изделие? (Сделать насечки в острых углах). Набиваем и пришиваем к грудной клетке.

7. Анализ работы.

8. Рефлексия.

- Какие чувства посещали вас во время работы?

- Что интересного вы сегодня узнали и чему научились?

(Ответы детей).

9. Домашнее задание. На следующем занятии мы будем работать над туловищем и прической.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение – это универсальное лекарство против любого стресса. Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение. Одной из форм двигательной активности являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.

Но уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость введения дополнительных мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.

Для того, чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем урок с ритмической части: чтения стихов, пения, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету (использую опыт работы вальдорфских учителей). Мною подобраны ритмические упражнения для обучающихся 1-4 классов, которые я активно использую на уроках.

Инновации в образовании.

Вальдорфская школа. Ритмические круги для учеников 3 класса.

Материал подобран и используется

в работе общеобразовательной школы

учителем начальных классов,

специалистом высшей категории,

Кулак Натальей Александровной

Как известно, одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение – это универсальное лекарство против любого стресса. Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение. Одной из форм двигательной активности являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.

Но уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость введения дополнительных мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.

Для того, чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем урок с ритмической части: чтения стихов, пения, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету (использую опыт работы вальдорфских учителей). Мною подобраны ритмические упражнения для обучающихся 1-4 классов, которые я активно использую на уроках.

Предлагаю для использования в работе ритмические упражнения для обучающихся 3 класса.

Читайте также: