Конспект по страницам литературных произведений

Обновлено: 07.07.2024

умеете работать . Давайте с ними п оздороваемс я. (Дети здороваются) .

Ребята, Вы люб ите читать? Ва м читают дома, в садике. Как ие жанры

литературны х произведений Вы з наете? (О тветы детей)

Сегодня в гру ппе я нашла Сову шку, которая сп ряталась у нас под книжным

столом. Оказывает ся она хотел а почитать у нас книжку и всё уронила и

пе репутал а. Некоторые стран ицы выпал и из книг, даже некоторые слова в

книгах перепу тались. И теперь всё стало непо нятно: где ск азки, где рас сказы

1. Сейчас я прочит аю вам необычну ю сказку , вы послушайте меня и

Жил старик со св оею молодой женой у самого сине го моря в кр асивом доме.

Старик ловил нев одом рыбу , жена пряла свою пряжу . Как т о раз он в море

закинул невод — пришёл невод с волше бной мухой. Как взм олилась она

голосом челове чьим: «О тпусти ты, старче, меня в море! До рогой за себя дам

для себя нов ый невод, машину на батарейках, чтоб ы ездить в город и

продавать рыбу . А для жены п опросил раб оты у этой волше бной мухи. И

стали они жить сч астливо с же ной: старик п родавал рыбу , а жена работала в

(С казка о рыбаке и рыбке, мухи не живу т в воде, у старика жена была

старуха и жили они в земл янке, а когда старик по ймал рыбку , то отпустил её.

Это стару ха его отправила к р ыбке со своими жела ниями, сначала к орыто

новое попросила, потом дом к расивый, потом хотела стать царицей и чт обы

Цель: закрепить знания детей содержания ранее прочитанных произведений.

Задачи: - развивать интерес и любовь к художественной литературе;

- развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения;

- развивать воображение, память, внимание;

- развивать командный дух, умение действовать согласованно;

- воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход викторины.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по страницам наших любимых книг.

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаем.

Воспитатель: Путешествовать будем двумя командами. Для этого проведем жеребьевку. У меня в мешочке бумажки с названием команд. Каждый из вас по очереди вытянет свой листочек и узнает, в какую команду он попадет.

Дети вытягивают листочки и распределяются на две команды.

Воспитатель: Я буду по очереди загадывать вам загадки, а вы должны назвать произведение или героя сказки или рассказа. За правильный ответ команда получает фишку. В конце путешествия мы посчитаем, у какой команды больше всех будет фишек, та и победила.

Бабушке в корзинке

За кустами прячется

Очень страшный зверь

Кто же эта девочка?

Носик круглый пятачком,

Хвостик маленький крючком.

Братья дружные те были,

Злого волка победили.

Вы ответь мне, ребята,

Старик в сине море

Свой невод забросит.

И что-то попросит.

С разбитым корытом

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Всюду нос совал

Попала в болото ли

А в этом болоте

Но в конце знакомой сказки

Сделалась она прекрасной.

Хоть твердит, что он — мастак,

Попадал не раз впросак,

Просто он — большой зазнайка,

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И на мед имеет нюх,

Только этот царь родился -

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он.

Звался этот царь.

Женя, дёрнув лепесток,

Говорила: «На восток,

Север, запад, и на юг

Ты лети, а кончив круг,

Как волшебный звать цветок?

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

Воспитатель: В этом конкурсе каждой команде нужно собрать пазл. У вас получится картинка – иллюстрация к одному из рассказов Н. Носова. Чья команда быстрее соберет пазл и назовет правильно рассказ, та и получит фишку.


Воспитатель: Сейчас я каждой команде по очереди буду зачитывать небольшие отрывки из сказок и рассказов, вам нужно вспомнить название произведение. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

4. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

7. Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

8. Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

Ах, в синем-синем небе

Поэтому все Тучки

Так весело поют! (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все)

9. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

10. — Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

— Чтобы лучше видеть, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

Конкурс №4 - Игра “Попади в цель”

Дети: картошкой.

Воспитатель: Пришла пора проверить, какие вы у меня меткие. Каждой команде дается шляпа, а вместо картошки - мячи. Необходимо мячом попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.


Дети: Отмечают, что на листе нет рисунка.

Воспитатель: Ой, я же забыла их проявить. Вот вы мне в этом и поможете. Каждой команде я дам две такие фотографии. Вы их проявите, раскрасив акварельной краской, назовете героя, который появится на вашей фотографии, и сказку, в которой мы его встречаем.



Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь пришла пора определить победителя. Подсчитываются фишки, определяется победитель. Командам вручаются грамоты.

Конспект литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область. Задачи. Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные.

Конспект литературной викторины по произведениям Л. Н. Толстого для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: • пробуждать в детях чувство милосердия,.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Сценарий литературной викторины по сказкам К. И. Чуковского для среднего дошкольного возраста.

Сценарий литературной викторины по сказкам К. И. Чуковского для среднего дошкольного возраста. Цель: Познакомить с творчеством и жизнью писателя, показать увлекательный мир детских сказок. Развивать память, слуховое внимание, воображение,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе. Н. Носов "Леденец".


Дети рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предложения.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Кто-то из вас считает, что это весёлый рассказ, кто-то считает, что он грустный. Ребята, как же нам узнать, какое предположение верно? (нужно прочесть рассказ). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, кто из вас был прав.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Николай Носов. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет писателя.



Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает детям о биографии писателя.
Воспитатель: Отец у Николая Носова был артистом. В детстве Николай Носов любил ходить на концерты и выступления отца. И родители думали, что, возможно, их мальчик станет артистом. Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом, он хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием, мечтал стать художником. Он работал в кино и снимал фильмы.
Детским писателем Николай Носов стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Много мультфильмов снято по произведениям Н.Носова. Его книги изданы во многих странах мира.
Воспитатель: Хотите познакомиться еще с рассказами Николая Носова? Мы обязательно с вами прочтем другие его произведения.
Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в новой книге и определить, к какому фрагменту рассказа они относятся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок по литературе проводился в 6 классе с глухими детьми. Разнообразие видов деятельности развивает глухих детей и создает обобщенную картину по теме урока.

Открытый урок по литературе
в 6 глухом классе:

Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Новичихина И.А.

План-конспект открытого урока по литературе

Тема «Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов"

- обучающие: анализировать художественные произведения, определять мотивы поведения героев; находить основную мысль;

-коррекционно - развивающие: развивать умение формулировать учебную задачу урока; формировать умение делать вывод, обогащение словарного запаса слов, формирование диалогической речи.

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации; уверенность в себе; интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Предметные: давать нравственную оценку герою; соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении со своими эстетическими представлениями; формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем; умение высказывать свое отношение к герою, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, участвовать в диалоге.

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Я думаю, что мы будем говорить…)

-Ребята. мы сегодня совершим путешествие по рассказам писателей-натуралистов.

-Кто такие писатели-натуралисты? (Писатели-натуралисты пишут рассказы или произведения о природе, животных, птицах.)

- Какие рассказы писателей-натуралистов вы прочитали. ( Мы прочитали…, я прочитал(а)…)

- Ребята, прочитайте пословицы.

Птица рада весне, а дитя-ей.

Сердце её лучше солнца греет. (Слайд 4)

Роднее её родни нет.

- О ком эти пословицы? (Эти пословицы о маме).

- Как вы понимаете эти пословицы?

- В каком рассказе говорится о маме? (О маме говорится в рассказе…)

- Кто автор рассказа?

- Почему автор назвал так рассказ ? (Потому что, стрижонок Скрип главный герой рассказа).

- Кто является первым учителем Скрипа? ( Первый учитель- мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью - стрижихой . (с.101 учебника)

- Определите, каким она была воспитателем?

- Найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

- Найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).

- Какой первый урок преподала мать -стрижиха сыну? (Она отбила охоту отбирать еду у других)

-Какой второй урок преподала мама стрижиха?

(Опасно вылезать из норки, риск разбиться) с.102.-103

-Найдите и зачитайте эпизод рассказа. (с. 103)

Ребята, сейчас мы составим синквейн.

Что такое синквейн?

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо.

Третий урок жизни стрижонка Скрип. (У маленьких птиц есть враги.)

- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (На жизненном пути Скрипа встретились вожак Белое брюшко и соседи-стрижи)

- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).

-Почему автор о стрижах говорит как о народе? (Автор говорит о птицах, а думает о народе).

- Какой урок преподали стрижи Скрипу? (Опасность должна сплачивать стаю).

- Выберите слова, характеризующие качества соседей стрижей по отношению к Скрипу, его братьям и сёстрам.

Терпение, хитрость, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.

- Кто научил скрипа летать? (Скрипа заставил летать вожак Белое брюшко). ЗАЧИТАЙТЕ

- Кем стали для Скрипа стрижи соседи? (Соседи для Скрипа стали семьёй).

Какой вывод сделал для себя стрижонок Скрип?

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие мальчики, бывают плохие).

-Почему Скрип оказался в руках ребят? (Потому что Скрип вырыл неглубокую норку)

-Какой вывод сделал Скрип для себя? (Нужно сделать норку поглубже)

Какие черты характера помогли выжить Скрипу? (Смелость)

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

Норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

Скрип был любопытный стрижонок.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

Стрижи – очень дружный народ.

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

- Ребята, какой мы с вами сделаем вывод?

Стрижиха -хорошая мама. Стрижи - дружный народ.

Чтение стихотвореия наизусть.

Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

-Ребята, о чём это стихотворение? (Это стихотворение о доброте).

Мамин - Сибиряк – писатель. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

-Почему уральской природы . (Потому что родился и вырос на Урале.)

- Оказывается, приёмыш – это не человек, в нашем рассказе, это кто? (Лебедь).

- В рассказе лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).

- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался).

- Как Приёмыш появился у Тараса? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой).

- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно).

-Чем занимался Тарас? (Он был рыбаком).
- Где он жил? ( Тарас жил в лесу, около Светлого озера).
- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг).
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце).

-Как бы вы поступили на его месте? (Я тоже приютил(а) птицу, собачку…)

- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде).

Лебедь вырос и улетел.

- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…)

- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (Потому что, Тарас переживал, что птицу никто не учил к перелету и Приёмыш выбьется из сил, отстанет от стаи лебедей и пропадет.

-Как это произошло? –Зачитайте.(стр. 83).

Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.

-Правильно ребята, лебедь в неволе не может жить.

Что такое кластер? (Объединение нескольких эпитетов в единое целое)

- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)

-Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
(Для того, чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу и доброе сердце)

- Как дружили Соболько и Приёмыш?
Прёмыш сначало боялся Соболько, а когда привыкли друг к другу – вместе гуляли- Приёмыш по воде, а Соболько – по берегу.Когда лебедь далеко уплывал, Соболько ждал его на берегу и выл.

- Для характеристики Соболько выберите подходящие слова.

Слова из текста: бобыль, пёстрый, князь князем, лучший друг человека, гордая, умный, дружелюбный, ласковый (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)

- А можно идею произведения высказать пословицей.

Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

Чтение стихотворения наизусть.

Их не любить никак нельзя!

Они помощники в труде –

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные!

-Ребята, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о собаках).

- Ребята, в каком рассказе говорится о четвероногих друзьях?

- О чём этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Назовите главных героев рассказа? (Главные герои рассказа Жулька и Барбос).

- Почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер собак).

Выбери характеристику для героев

Деликатная, застенчивая, вежливая

Сходство с белым пуделем

Никогда не попрошайничала

Светлые и умные глаза

Гладкая чёрная шерсть

Не отличался аккуратностью

Всегда отстаивал свою территорию.

- Как люди относились к собакам? (К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса тоже любили, но он жил на улице).

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки? (У Барбоса и Жульки были согласие и нежная любовь.)

-Что однажды случилось во дворе? (Во двор забежала бешенная собака).

-Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).

-Что сделала бешенная собака? (Она разорвала несколько уток и покусала свиней).

- А кто бросился в бой? (В бой бросилась Жулька).

- Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).

- Что случилось с Жулькой после этого случая? (Жулька похудела, ослабела, она ни чего ни ела и умерла).

Прочитайте прощание Барбоса с Жулькой.(Стр. 91).

животными есть дружба и преданность друг другу и к людям.

Итог урока.
- О творчестве, каких писателей мы сегодня говорили на уроке?

Читайте также: