Конспект по страницам литературных произведений
Обновлено: 07.07.2024
умеете работать . Давайте с ними п оздороваемс я. (Дети здороваются) .
Ребята, Вы люб ите читать? Ва м читают дома, в садике. Как ие жанры
литературны х произведений Вы з наете? (О тветы детей)
Сегодня в гру ппе я нашла Сову шку, которая сп ряталась у нас под книжным
столом. Оказывает ся она хотел а почитать у нас книжку и всё уронила и
пе репутал а. Некоторые стран ицы выпал и из книг, даже некоторые слова в
книгах перепу тались. И теперь всё стало непо нятно: где ск азки, где рас сказы
1. Сейчас я прочит аю вам необычну ю сказку , вы послушайте меня и
Жил старик со св оею молодой женой у самого сине го моря в кр асивом доме.
Старик ловил нев одом рыбу , жена пряла свою пряжу . Как т о раз он в море
закинул невод — пришёл невод с волше бной мухой. Как взм олилась она
голосом челове чьим: «О тпусти ты, старче, меня в море! До рогой за себя дам
для себя нов ый невод, машину на батарейках, чтоб ы ездить в город и
продавать рыбу . А для жены п опросил раб оты у этой волше бной мухи. И
стали они жить сч астливо с же ной: старик п родавал рыбу , а жена работала в
(С казка о рыбаке и рыбке, мухи не живу т в воде, у старика жена была
старуха и жили они в земл янке, а когда старик по ймал рыбку , то отпустил её.
Это стару ха его отправила к р ыбке со своими жела ниями, сначала к орыто
новое попросила, потом дом к расивый, потом хотела стать царицей и чт обы
Цель: закрепить знания детей содержания ранее прочитанных произведений.
Задачи: - развивать интерес и любовь к художественной литературе;
- развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения;
- развивать воображение, память, внимание;
- развивать командный дух, умение действовать согласованно;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход викторины.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга.)
– Мы отправляемся путешествовать по страницам наших любимых книг.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.
Воспитатель: Путешествовать будем двумя командами. Для этого проведем жеребьевку. У меня в мешочке бумажки с названием команд. Каждый из вас по очереди вытянет свой листочек и узнает, в какую команду он попадет.
Дети вытягивают листочки и распределяются на две команды.
Воспитатель: Я буду по очереди загадывать вам загадки, а вы должны назвать произведение или героя сказки или рассказа. За правильный ответ команда получает фишку. В конце путешествия мы посчитаем, у какой команды больше всех будет фишек, та и победила.
Бабушке в корзинке
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Старик в сине море
Свой невод забросит.
И что-то попросит.
С разбитым корытом
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Всюду нос совал
Попала в болото ли
А в этом болоте
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной.
Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И на мед имеет нюх,
Только этот царь родился -
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он.
Звался этот царь.
Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Как волшебный звать цветок?
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Воспитатель: В этом конкурсе каждой команде нужно собрать пазл. У вас получится картинка – иллюстрация к одному из рассказов Н. Носова. Чья команда быстрее соберет пазл и назовет правильно рассказ, та и получит фишку.
Воспитатель: Сейчас я каждой команде по очереди буду зачитывать небольшие отрывки из сказок и рассказов, вам нужно вспомнить название произведение. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
4. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
7. Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
8. Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно Тучке
Ах, в синем-синем небе
Поэтому все Тучки
Так весело поют! (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все)
9. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
10. — Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
Конкурс №4 - Игра “Попади в цель”
Дети: картошкой.
Воспитатель: Пришла пора проверить, какие вы у меня меткие. Каждой команде дается шляпа, а вместо картошки - мячи. Необходимо мячом попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.
Дети: Отмечают, что на листе нет рисунка.
Воспитатель: Ой, я же забыла их проявить. Вот вы мне в этом и поможете. Каждой команде я дам две такие фотографии. Вы их проявите, раскрасив акварельной краской, назовете героя, который появится на вашей фотографии, и сказку, в которой мы его встречаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь пришла пора определить победителя. Подсчитываются фишки, определяется победитель. Командам вручаются грамоты.
Конспект литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область. Задачи. Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные.
Конспект литературной викторины по произведениям Л. Н. Толстого для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: • пробуждать в детях чувство милосердия,.
Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.
Сценарий литературной викторины по сказкам К. И. Чуковского для среднего дошкольного возраста. Цель: Познакомить с творчеством и жизнью писателя, показать увлекательный мир детских сказок. Развивать память, слуховое внимание, воображение,.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе. Н. Носов "Леденец".
Дети рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предложения.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Кто-то из вас считает, что это весёлый рассказ, кто-то считает, что он грустный. Ребята, как же нам узнать, какое предположение верно? (нужно прочесть рассказ). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, кто из вас был прав.
3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Николай Носов. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет писателя.
Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает детям о биографии писателя.
Воспитатель: Отец у Николая Носова был артистом. В детстве Николай Носов любил ходить на концерты и выступления отца. И родители думали, что, возможно, их мальчик станет артистом. Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом, он хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием, мечтал стать художником. Он работал в кино и снимал фильмы.
Детским писателем Николай Носов стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Много мультфильмов снято по произведениям Н.Носова. Его книги изданы во многих странах мира.
Воспитатель: Хотите познакомиться еще с рассказами Николая Носова? Мы обязательно с вами прочтем другие его произведения.
Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в новой книге и определить, к какому фрагменту рассказа они относятся.
Данный открытый урок по литературе проводился в 6 классе с глухими детьми. Разнообразие видов деятельности развивает глухих детей и создает обобщенную картину по теме урока.
Открытый урок по литературе
в 6 глухом классе:
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Новичихина И.А.
План-конспект открытого урока по литературе
Тема «Путешествие по страницам произведений писателей-натуралистов"
- обучающие: анализировать художественные произведения, определять мотивы поведения героев; находить основную мысль;
-коррекционно - развивающие: развивать умение формулировать учебную задачу урока; формировать умение делать вывод, обогащение словарного запаса слов, формирование диалогической речи.
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации; уверенность в себе; интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Предметные: давать нравственную оценку герою; соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении со своими эстетическими представлениями; формировать систему нравственных ценностей на основе совместного обсуждения проблем; умение высказывать свое отношение к герою, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, участвовать в диалоге.
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Я думаю, что мы будем говорить…)
-Ребята. мы сегодня совершим путешествие по рассказам писателей-натуралистов.
-Кто такие писатели-натуралисты? (Писатели-натуралисты пишут рассказы или произведения о природе, животных, птицах.)
- Какие рассказы писателей-натуралистов вы прочитали. ( Мы прочитали…, я прочитал(а)…)
- Ребята, прочитайте пословицы.
Птица рада весне, а дитя-ей.
Сердце её лучше солнца греет. (Слайд 4)
Роднее её родни нет.
- О ком эти пословицы? (Эти пословицы о маме).
- Как вы понимаете эти пословицы?
- В каком рассказе говорится о маме? (О маме говорится в рассказе…)
- Кто автор рассказа?
- Почему автор назвал так рассказ ? (Потому что, стрижонок Скрип главный герой рассказа).
- Кто является первым учителем Скрипа? ( Первый учитель- мать стрижиха).
- Зачитайте эпизоды связанные с матерью - стрижихой . (с.101 учебника)
- Определите, каким она была воспитателем?
- Найдите прилагательные, которые характеризуют мать.
- Найдите глаголы, которые характеризуют мать.
- Какое одно качество объединяет все эти понятия? (Материнская любовь).
- Какой первый урок преподала мать -стрижиха сыну? (Она отбила охоту отбирать еду у других)
-Какой второй урок преподала мама стрижиха?
(Опасно вылезать из норки, риск разбиться) с.102.-103
-Найдите и зачитайте эпизод рассказа. (с. 103)
Ребята, сейчас мы составим синквейн.
Что такое синквейн?
Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо.
Третий урок жизни стрижонка Скрип. (У маленьких птиц есть враги.)
- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (На жизненном пути Скрипа встретились вожак Белое брюшко и соседи-стрижи)
- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).
-Почему автор о стрижах говорит как о народе? (Автор говорит о птицах, а думает о народе).
- Какой урок преподали стрижи Скрипу? (Опасность должна сплачивать стаю).
- Выберите слова, характеризующие качества соседей стрижей по отношению к Скрипу, его братьям и сёстрам.
Терпение, хитрость, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.
- Кто научил скрипа летать? (Скрипа заставил летать вожак Белое брюшко). ЗАЧИТАЙТЕ
- Кем стали для Скрипа стрижи соседи? (Соседи для Скрипа стали семьёй).
Какой вывод сделал для себя стрижонок Скрип?
- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие мальчики, бывают плохие).
-Почему Скрип оказался в руках ребят? (Потому что Скрип вырыл неглубокую норку)
-Какой вывод сделал Скрип для себя? (Нужно сделать норку поглубже)
Какие черты характера помогли выжить Скрипу? (Смелость)
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
Норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
Скрип был любопытный стрижонок.
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
Стрижи – очень дружный народ.
Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
- Ребята, какой мы с вами сделаем вывод?
Стрижиха -хорошая мама. Стрижи - дружный народ.
Чтение стихотвореия наизусть.
Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
-Ребята, о чём это стихотворение? (Это стихотворение о доброте).
Мамин - Сибиряк – писатель. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.
-Почему уральской природы . (Потому что родился и вырос на Урале.)
- Оказывается, приёмыш – это не человек, в нашем рассказе, это кто? (Лебедь).
- В рассказе лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей).
- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался).
- Как Приёмыш появился у Тараса? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой).
- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно).
-Чем занимался Тарас? (Он был рыбаком).
- Где он жил? ( Тарас жил в лесу, около Светлого озера).
- Как Тарас относился к природе? ( Он любил природу и все живое вокруг).
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце).
-Как бы вы поступили на его месте? (Я тоже приютил(а) птицу, собачку…)
- Как старик относился к лебедю? ( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде).
Лебедь вырос и улетел.
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…)
- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (Потому что, Тарас переживал, что птицу никто не учил к перелету и Приёмыш выбьется из сил, отстанет от стаи лебедей и пропадет.
-Как это произошло? –Зачитайте.(стр. 83).
Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
-Правильно ребята, лебедь в неволе не может жить.
Что такое кластер? (Объединение нескольких эпитетов в единое целое)
- Основные черты характера Тараса. ( Добрый, вежливый, спокойный,)
-Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа?
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
(Для того, чтобы быть добрым нужно иметь добрую душу и доброе сердце)
- Как дружили Соболько и Приёмыш?
Прёмыш сначало боялся Соболько, а когда привыкли друг к другу – вместе гуляли- Приёмыш по воде, а Соболько – по берегу.Когда лебедь далеко уплывал, Соболько ждал его на берегу и выл.
- Для характеристики Соболько выберите подходящие слова.
Слова из текста: бобыль, пёстрый, князь князем, лучший друг человека, гордая, умный, дружелюбный, ласковый (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- А можно идею произведения высказать пословицей.
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Чтение стихотворения наизусть.
Их не любить никак нельзя!
Они помощники в труде –
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные!
-Ребята, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о собаках).
- Ребята, в каком рассказе говорится о четвероногих друзьях?
- О чём этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)
- Назовите главных героев рассказа? (Главные герои рассказа Жулька и Барбос).
- Почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер собак).
Выбери характеристику для героев
Деликатная, застенчивая, вежливая
Сходство с белым пуделем
Никогда не попрошайничала
Светлые и умные глаза
Гладкая чёрная шерсть
Не отличался аккуратностью
Всегда отстаивал свою территорию.
- Как люди относились к собакам? (К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса тоже любили, но он жил на улице).
- Какие отношения были у Барбоса и Жульки? (У Барбоса и Жульки были согласие и нежная любовь.)
-Что однажды случилось во дворе? (Во двор забежала бешенная собака).
-Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).
-Что сделала бешенная собака? (Она разорвала несколько уток и покусала свиней).
- А кто бросился в бой? (В бой бросилась Жулька).
- Как повел себя Барбос? ( Вместо того, чтобы броситься в бой, Барбос дрожал и повизгивал).
- Что случилось с Жулькой после этого случая? (Жулька похудела, ослабела, она ни чего ни ела и умерла).
Прочитайте прощание Барбоса с Жулькой.(Стр. 91).
животными есть дружба и преданность друг другу и к людям.
Итог урока.
- О творчестве, каких писателей мы сегодня говорили на уроке?
Читайте также:
- Конспект занятия прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе овощи
- Конспект фэмп старшая группа семья квадратов
- Конспект занятия этот загадочный космос
- Деепричастный оборот запятые при деепричастном обороте 7 класс конспект урока с презентацией