Конспект по стихотворению тучи

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: 1) Обучать основам анализа поэтического

произведения, познакомить с жизнью и творчеством

2) Развивать навыки осмысленного чтения, развивать

художественного произведения, актуализировать

жизненный личный опыт.

3) Воспитывать понимания жизни, любви к Родине.

Средства обучения : Презентация к уроку

Словарные слова (На доске)

Тип урока: Объяснение нового материала

Подготовка к уроку : 1) Прочитать выразительно

2) Вспомнить стихи

Методы и приемы : выразительное чтение, беседа, устное

словесное рисование, работа

I Орг. момент.

Слайд1

II Актуализация прежних знаний.

А) Работа над портретом. Слайд2

Ребята, посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом

человеке? (молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.) - Этим поэтом мы уже знакомы. В 5 классе познакомились

c произведением. А каким?

- Из какого произведения эти строки?

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы?

- Какому важному историческому событию посвящено

стихотворение? (Бородинскому сражению.)

- М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения,

в которых беспокоился о ней. Сам он провел жизнь вдалеке от своего

дома, края. Почему?

III Вступительное слово учителя о биографии и жизни

поэта.

Посмотрите на эпиграф. Слайд 3

Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества. Слайд 4

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика был капитаном в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его.

Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом,

боялась его малейшего нездоровья . Слайд 5

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и Пушкин.

Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)

постараемся понять. Что общего в судьбе поэта и туч?

Но сначала поработаем над словарными словами.

Странник - сəяхəтче

Лазурный – ачык зəңгəр

Жемчуг – энҗе

Изгнанник – куылган кеше

Преступление – жинаять

Клевета – яла

Тяготить – арттан йɵрергə

Б) Выразительное чтение учителем .

Слово о создании стихотворения. Слайд 8

Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу, особенно вторую и третью строчку?

Какие слова кажутся грустными?

С кем сравнивает поэт этот образ?

Почему они странники? Кто же их гонит?

О чем 2 строфа: о поэте или о тучах?

( На доске слова: клевета, злоба, судьба, зависть, преступление.)

Какие эти слова? Какими делают жизнь человека эти слова?

( несчастным, одиноким, изгнанником.)

В судьбе Лермонтова все это было. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Как вам кажется, чем отличается настроение и чувство поэта между первой и второй строфой?

Какая из возможных причин изгнания вам кажется самой горькой? Почему?

( Друзья как враги, поэт одинок, друзей не было, они хотят вреда ему.)

Значит, надо в жизни выбрать настоящих друзей и ты тоже должен быть надежным, верным. (беседа)

Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? ( завидует тучам)

Найдите эпитеты: (вечно холодные, вечно свободные, нивы бесплодные и т.д.)

Работа по картинам Слайд 9,10

Художники тоже рисуют тучи по – разному. Скажите, какая из картин соответствует первой строфе, а какая - последнему .нашему стихотворению?

Ребята, вспомните вопрос в начале урока. Что общего в судьбе поэта и туч? Давайте, сравним их .

1 Наскучили нивы бесплодные

Отправляется не по своей воле

2 Вечно холодные, вечно свободные

в т.ч. от людских страданий.

Не свободен, он гоним.

3 Нет родины, нет изгнания.

Равнодушные ко всему

Есть любимая Родина, он любит ее, страдает, так как его могут изгнать из нее. Он не променяет

свою судьбу, печаль.

Поэт противопоставляет свою жизнь с жизнью туч, сопоставляется два типа отношений к жизни.

V Выразительное чтение стихотворения учениками.

Антитеза – противопоставление прямо противоположных образов, свойств или действий для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Инверсия – это необычный порядок слов в предложении.

Метафора – перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета.

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996

2. Зиновьев А. З. Воспоминания о Лермонтове / М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989, – стр. 76-79

3. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307

4. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 303

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что мы знаем о поэте. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году.

Свои детские годы Лермонтов провёл с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Они жили то в Тарханах, то в Пензе.

В детстве Лермонтов пережил серьёзную семейную драму: его мать умерла, когда ему было два года, а бабушка запрещала ему видеться с отцом.

У Лермонтова было слабое здоровье, и бабушка дважды возила его на лечение в Минеральные Воды. Один раз, когда Лермонтову было шесть лет, другой – когда ему было одиннадцать.

Как большинство дворянских детей того времени, Лермонтов учился дома. К нему приглашали гувернёров. Так, с гувернёром-французом он изучал французский, с гувернанткой-немкой – немецкий, а позднее с гувернёром-англичанином Лермонтов изучал английский и даже греческий.

Когда Лермонтову исполнилось тринадцать лет, они с бабушкой переехали в Москву. Там Лермонтов целый год готовился к поступлению в Благородный пансион при Московском университете.

Учителем к Лермонтову был приглашён опытный педагог Алексей Зиновьевич Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, математику, астрономию, географию и историю.

Александр Степанович Солоницкий занимался с ним рисованием.

К 14 годам Лермонтов отлично знал русскую словесность, был знаком со стихами Ломоносова, Державина, Батюшкова, Крылова, Жуковского и Пушкина.

Творчество Пушкина восхищало Лермонтова особенно сильно, он боготворил поэта.

1 сентября 1828 года Лермонтов был принят в Московский университетский благородный пансион, где прилежно проучился несколько лет. А через два года он уже студент Московского университета.

Вскоре он решает делать военную карьеру и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Там началась новая пора его жизни.

В 1834 году Лермонтов получает своё первое звание – корнет Лейб-гвардии гусарского полка.

В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ во второй раз.

Перед отъездом, в апреле 1840 года, в доме Карамзиных он прощался с петербургскими друзьями. Гости обступили поэта и попросили прочитать новое стихотворение. Лермонтов, тронутый их участием, прочитал, а когда закончил – в его глазах блестели слёзы.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

А поэт, напротив, живёт в мире людей, и хочет сохранить любовь к родине, дружбу, все свои чувства (то, что присуще миру людей), а также сохранить лучшее из мира природы (красоту и свободу). Однако он понимает, что это невозможно, и мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.

Теоретический материал для углублённого изучения

А. З. Зиновьев, один из учителей М. Ю. Лермонтова, написал воспоминания о нём. Здесь – небольшой отрывок из них.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите все правильные варианты ответа.

Для чего автор использует приём инверсии в стихотворении?

Инверсия помогает выразить спокойствие и уверенность лирического героя.

Инверсия помогает выразить настроение устремлённости, неуспокоенности и тревоги.

Инверсия помогает подобрать более точную рифму.

Инверсия помогает выразить настроение устремлённости, неуспокоенности и тревоги.

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните правильный ответ.

Во время учёбы в Благородном пансионе (в 1828 году)

Во время учёбы в Московском университете (в 1831 году)

Перед первой ссылкой на Кавказ (в 1837 году)

Перед второй ссылкой на Кавказ (в 1840 году)

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворения "Тучи".

ВложениеРазмер
конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе "Творчество М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения "Тучи" 1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме

Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.

Учебник: Полухина В.П., Коровин В. Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.-М.:Просвещение, 2013.

  1. Орг. момент
  2. Слово учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

  1. Введение в тему урока.
  1. Работа с эпиграфом (слайд 20)
  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
  2. Слово учителя.

Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.

Беседа по вопросам:

Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).

В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 22)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)

  • А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)
  • С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)
  • А каких туч? Прочтите эпитет (вечных странников)

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. ( работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)

Итоги урока (слайд 28)

Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтове. вызвать у учащихся интерес к творчеству поэта, к поэзии. Задачи: формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст; развивать способность к ассоциативному мышлению; воспитывать эстетический вкус.

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтове. вызвать у учащихся интерес к творчеству поэта, к поэзии.

формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст; развивать способность к ассоциативному мышлению;

воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

2. Художественный пересказ отрывка

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с эпиграфом.

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

IV. Усвоение новых знаний.

2. Слово учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

3 .Чтение стихотворения или аудиозапись

4. История создания

Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.

V. Анализ стихотворения.

Беседа по вопросам:

Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).

В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 22)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)

А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)

С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)

А каких туч? Прочтите эпитет (вечных странников)

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)

В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)

Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).

Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)

А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).

Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Итоги урока (слайд 28)

Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

VI. Рефлексия.

(синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Одиночество

Гнетёт, мучает, не отпускает

Бесприютность

VI. Информация о домашнем задании:

1. Выучить стихотворение наизусть, составить синквейн по теме урока(слайд 29).

3. Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. Нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям (формат А4) и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения.

Читайте также: