Конспект по социально коммуникативному развитию в старшей группе моя семья

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по Социально-коммуникативному развитию

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи.

Побуждать называть имена, отчества членов семьи.

Рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Изображения членов семьи (папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка).

Изображение разных семей.

Ход занятия

- Я прочту вам стихотворные строчки, а вы внимательно послушайте и попробуйте определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя —
Это все моя… (Семья)

Дети называют членов семьи и ведут счет

- Посмотрите изображения чем похожи, и чем отличаются эти две семьи? (дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи).

Посмотрите на меня —
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

У меня есть семья —
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

- Посмотрите, на этих фотографиях все разные, но что же вас всех объединяет?

- Еще одно характерное отличие каждой семьи – общая фамилия.

- Предлагаю назвать фамилии и имена ваших родителей.

- Вы, наверное заметили, что когда вы обращаетесь друг к другу вы называете только имя. Когда к вам обращаемся мы – воспитатели, то называем Фамилию и Имя. А как взрослые обращаются друг к другу? Как вы обращаетесь ко мне? Что вы называете?

- Правильно! Кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

- Семья это не просто! В семье важно уважать друг друга, поддерживать, заботиться. Все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились о ваших мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о вас и своих родителях. Когда вы подрастете, то тоже будете заботиться о своих родителях. У каждого взрослого есть своя профессия, она необходима для того, чтобы зарабатывать деньги на еду, одежду и мн.др.

Итог занятия:

- Вы тоже вырастите и у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

1. Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.

2. Формирование представлений о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка.

3. Совершенствование умения составлять короткий рассказ о своей семье, закрепление умения выразительно рассказывать загадки, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4. Воспитание любви и уважения к членам своей семьи

5. Закрепление умения рисовать эмблему семьи фломастерами, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой самостоятельности.

6. Совершенствование умения классифицировать предметы быта по назначению.

Способы: художественное слово, вопросы, игра, отгадывание загадок, практическое задание, продуктивная деятельность.

совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;

беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; разучивание загадок о семье;

подбор семейных фотографий;

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я вам принесла книгу с живыми загадками. (Несколько детей подготовили загадки о семье).

Вы бы хотели их разгадать?

Воспитатель (открывает книгу с загадками, дети поочерёдно выходят и загадывают загадки).

1. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

3. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша. (бабушка).

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

5. Я у мамы не один

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат

Для меня он старший… (брат)

6. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Воспитатель: - Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (Семья)

Ребята, вы отгадали загадки о наших дорогих и любимых людях, которые живут вместе с вами. Вы их любите, заботитесь о них, и они о вас заботятся, а вместе вы – семья! Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.

В нашей группе много ребят, у каждого из вас своя семья. Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или разные, чем отличаются семьи?

Дети: Семьи бывают маленькие и большие, у них разные фамилии, имена, разные адреса.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, у кого семья большая, а у кого маленькая. У вас на столе есть домики, поселите туда своих родственников (фото родни).

На первый этаж : старшее поколение (бабушек и дедушек, на второй этаж родителей, а на третий- детей.

Воспитатель: - Мне очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите про свою семью.

(Дети рассказывают о том, как зовут своих родителей и родственников)

Воспитатель: - Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому наш народ сложил много пословиц и поговорок о семье.

Давайте поиграем с вами, я начну поговорку, а вы продолжите:

В хорошей семье хорошие….(дети растут).

Нет, родней дружка, как (родная матушка).

Сердце матери греет (лучше солнца).

Отец наказывает (отец и хвалит).

Отца с матерью почитать —(горя не знать).

Для внука дедушка — ум, а бабушка… — (душа).

У кого есть бабушка и дед (тот не ведает бед).

Человек без братьев и сестер —(одинокое дерево).

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.

Воспитатель: - А вы любите помогать своим близким?

Воспитатель: - Сейчас и проверим.

Воспитатель: - Вашим родным нужна помощь. У меня на доске картинки, назовите их.

(Швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, куртка, ботинки, молоток, гвозди, клещи, отвертка).

Воспитатель: - Мама решила убрать квартиру. Что ей нужно? (помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру, совок, веник).

Воспитатель: - Папа решил починить стул. Что ему нужно? (помощники должны принести следующие инструменты – молоток, гвозди, клещи, отвёртку).

Воспитатель: - Маленький брат собирается на прогулку. Что ему нужно? ( помощники несут: шарф, шапку, ботинки, куртку).

Воспитатель: - Бабушка вяжет свитер (помощники несут клубок, спицы).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы настоящие помощники своим родителям. Теперь мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности.

Воспитатель: - А какие домашние обязанности есть у вас?

Дети: - Протереть пыль, полить цветы, подмести пол.

Воспитатель: - Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.

Раз, два, три, четыре! Хлопки на счет.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.

Всех могу пересчитать!

Мама, папа, брат, сестренка Поочередное поглаживание пальчиков.

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья! Показ кулачков

(Дети проходят за столы).

- А сейчас, мы с вами изготовим эмблему своей семьи в виде руки, ведь если каждый пальчик собрать вместе получится единая, крепкая рука, как дружная семья. Возьмём фломастеры, и обведём свою руку, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске).(Дети рисуют эмблему, затем размещают на доске.)

Воспитатель: Посмотрите, сколько крепких и дружных семей мы видим перед собой, эту эмблему вы подарите своим родным и постараетесь, что бы ваша семья всегда была дружной и крепкой.



М инистерство образования и науки РД




Подготовила и провела:

Казиева Джамиля Нуралиевна

г.Южно – Сухокумск, 2020 год

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей:

Тип: интегрированное.

Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет).

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

Образовательные.

Формировать представление о генеалогическом и семейном древе.

Учить создавать простейшее семейное древо.

Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое и семейное древо, родословная.

Предварительная работа:

Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Закрепление знаний пословиц о семье.

Работа с родителями:

Изготовление своего семейного древа (совместно с ребенком): семья - Джабраиловых, Ибрагимов, Магомедовых, Хираевых, Яхьяевых.

Материал и оборудование:

Красочное оформление зала в соответствии с тематикой занятия.

1) картинки с изображением членов семьи по отдельности;

3) магниты и фланелеграф.

Средства ЦОР:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение для песни, игр и продуктивной деятельности.

Для продуктивной деятельности:

распечатанное дерево – большого формата;

фонографии воспитанников группы, воспитателей и помощника воспитателя;

Место проведения: актовый зал

Дата проведения: 24.04.2020г.


Приглашенные: Зав ДОУ, ст.воспитатель, педагоги, родители.






С ОДЕРЖАНИЕ:


Воспитатель: Каждый день утром вы приходите в детский сад. Но вечером вы куда то торопитесь. Хочу задать вам вот какой вопрос: куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Дети: Домой.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что дома нас ждет семья!

И зачем к ней так торопиться?

Дети: Семья – это наши близкие родственники.

Воспитатель: А давайте, мы их перечислим.

Дети: Бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра.

Воспитатель: Правильно. Семья может быть большой и маленькой.Если в семье папа, мама и ребенок, то эту семью называют маленькой. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. Не важно, какая семья - большая или маленькая, главное чтобы в семье были всегда мир, уважение.А еще нельзя огорчать своих членов семьи. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение.

(автор: Натали Самоний)



У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!

4) Заграула :

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый!

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру.


Д ИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА





Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что семья состоит из близких родственников. А еще семья состоит и из дальних родственников. Кто относится к дальним родственникам?

Дети: Это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети.

Воспитатель: Верно. Для своих родителей мы… (дочки и сыночки). А для бабушек и дедушек мы - … (внуки и внучки). Правильно.

ИГРА С МЯЧОМ

Воспитатель: Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дедушка дедуля

Бабушка – бабуля.

Сестра – сестренка, сестричка

Брат – братишка, братик

Внук – внучок

Внучка – внученька

Тетя – тетушка

Дядя – дядюшка

Дети: Так называют те семья, где много детей, т.е. три и больше.

Воспитатель: Какие молодцы. Народ сложил много пословиц про семью. Давайте послушаем некоторые.

Моя семья – мое богатство!

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Когда нет семьи, так и дома нет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дети по очереди показывают свое семейное древо

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушки,

У меня есть бабушки,

У меня есть братья,

Ну а вместе все мы

На древо я свое смотрю
И с гордостью вам говорю:
«Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь папа, мама,

рассказывают о своей семье.

Чудесное дерево есть у меня

Оно мне – семья, оно мне – родня.

Папа, мама и братик мой Малик,

Дедушка (имя) и дедушка (имя),

Бабушка (имя) и бабушка (имя).

Мы всегда все вместе

Взрослые и дети.

Дружно очень мы живем

И вас в гости к нам зовем!



У меня есть дерево такое,

Называется оно семьей…

На нем яблоки висят, оно – живое!

И наполнено семейной добротой!

Яблочко внизу, левее, выше,

И у каждого судьба своя.

Дедушки и бабушки на яблоках,

Папа, мама, братики и я!


Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я

Вместе дружная семья! (взявшись за руки все вместе направляются в центр круга)

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Воспитатель: Посмотрите, я уже подготовила нам дерево и сверху приклеила ваших вторых мам: Патимат Абакаровну, Эльмиру Шамильевну и меня (Джамилю Нуралиевну).

Вам нужно будет каждому подойти, найти свою фотографию и приклеить ее на наше дерево.

Дети (по 2 – 3 человека) подходят и приклеивать к семейному древу свою фотографию.








В оспитатель:

Как же красиво получилось. Мне очень нравиться наше древо. А вам? (ответы детей)

ПЕСНЯ ПРО СЕМЬЮ

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла… Дружная у нас семья!

Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла… Дружная у нас семья!

Звучит музыка.

Дети:(пожелания детей) Дружбы; здоровья; веселья; чтоб проводили побольше времени вместе; детей каждой семье; любви; мира; чтоб в семье никогда не было ссор и т.д.

Воспитатель: Какие хорошие пожелания вы перечислили. Вы –счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть семья! Пусть у каждого человека на нашей планете будет семья.


-75%

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.



- панно – рефлексия. Желательно на обоях ( примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.



- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Воспитатель: Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд )Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
( 4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель: Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. ( 6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый. (папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: ( 8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель: Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть .
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Воспитатель: Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель: Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите , пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель: Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

Читайте также: