Конспект по сказкотерапии 18 20 лет

Обновлено: 08.07.2024

Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах, способности положительного миропонимания, эмпатии, толерантности, с компонентами сказкотерапии в условиях дополнительного образования.

Методы: компоненты сказкотерапии, игротерапии, кинестетические упражнения, движения.

Ход занятия с элементами сказкотерапии:

Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.

Психолог: - Добрый вечер, дорогие ребята (дети здороваются). Посмотрите внимательно по сторонам, видите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).

Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (дети здороваются невербальным способом).

Дети, как вы считаете, поприветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).

Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте мы предположим, что мы деревья и поздороваемся. (Психолог дает детям поприветствовать друг друга как деревья, кусты, трава, птицы).

Психолог: - Я собираюсь позвать вас в сказочное путешествие. Вам нравятся сказки? (Дети отвечают).

Психогимнастика.

Дети проходят к морю по вымышленному песочку (выполняют психогимнастическое упражнения):

- Сперва по сухому песку,

- Потом по горячему песку,

- Далее по раковинам и камням,

- Затем по мокрому песку,

- И в заключении по вязкому песку. (Вероятно он стал такой, вследствие того что его намочила волна)

Дети с психологом проходят до крайнего морского побережья.

Психолог: - Смотрите, мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, какой аромат вы чувствуете? (Дети отвечают). Верно, таким образом, пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой легкий, так мягко касается ваших волос, ладошек, лиц. Морской воздух оказывает лечебное воздействие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он лечит нас (ребята делают упражнения на дыхание).

Ой, пошел легкий дождь! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте прикоснемся водички, как вы думаете, какая она? (Дети дают ответы), безусловно, она холодная, приятная, так не терпится с ней поиграть (ребята совместно с психологом разбрызгаются воображаемой водичкой). А как еще возможно поиграть? (Дети дают ответы), правильно, попрыгать через волны! (Ребята с психологом скачут через воображаемые волны). Наигрались (дети дают ответы). Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто проживает в море? (Ребята отвечают), да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения), дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), разнообразные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (демонстрирует, как ходят крабы).

Основная часть.

Сказкотерапия с детьми.

Психолог: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте собственное лицо под горячие лучики солнца, ощутите, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ваши ладошки. Прислушайтесь, к сказке. Смотрите, вот прилетели крохотные эльфы, они усаживаются кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку (в это время детям одевают наголовники). Откройте глаза взгляните, как все поменялось! Вы преобразились в маленьких насекомых! Да, на самом деле, вы сейчас муравьи, а я также поменялась, и превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги, сказка начинается.

(Психолог читает сказку, в период которой дети осуществляют невербальные движения).

Беседа психолога с ребенком согласно содержанию сказки.

Психолог: - Наша сказка завершилась. Присаживайтесь ко мне поближе.

Вам приглянулась сказка? (Ответы детей).

О чем она была? (Ответы детей).

Какие испытания были в сказке? (Ответы детей). А заключительное испытание, какое было? Как пчела побудила в них то, что было в их сердцах - эгоизм.

А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).

Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно оно каменное.

А возможно разжечь такое сердце и как? (Ответы детей).

Конечно, необходимо отметить, отличные, добрые слова.

А как вы понимаете, эти слова? (Ответы детей).

Молодцы, вы правильно все сказали. Я считаю, что на вас волшебство колдуньи-пчелы никак не повлияли? Что я вижу? Разве сделала ошибку? Взгляните! Волшебство повлияло на Вику, Азалию и Ярослава! Что же нам делать, как нам снять с них злые чары? Догадалась! Мы же с вами в сказочной стране и можем применить волшебный купол, а смотрите вот он и лежит! Давайте его возьмем, откроем, станем в круг (дети открывают парашют и становятся в круг).

Психолог сообщает каждому из околдованных детей пройтись по куполу, однако это не действует.

Психолог: - Я, должно быть, знаю, что необходимо сделать, Аня, Дима и Богдан, присаживайтесь под купол, а мы с вами сейчас скажем хорошие, сердечные слова и поднимем волшебный купол трижды. (Ребята сообщают хорошие слова, далее поднимают купол три раза, под куполом ребята, сперва сидели спинами друг к другу, поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Психолог предлагает им присоединиться к детям, стать в круг).

Психолог: - Как хорошо все вышло, и ваши слова и волшебный купол расколдовали наших друзей, сейчас его можно убрать.

Заключительная часть занятия.

Игра с нежным разноцветным трансформером (развитие положительного отношения к окружающей среде, к себе, к обществу, способность радоваться и выражать чувства радости.

По этому случаю не терпится подарить тот или иной презент (ребята предлагают, что возможно подарить). Я хочу порекомендовать в презент цветы (ребята дают согласие), создаются цветы с помощью нежного многоцветного конструктора-трансформера.

От подобных великолепных цветов хочется петь и танцевать!

Давайте, быстрее образуем круг!

В круг дружно стали мы

Руки дружбы подали

(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).

Как стремительно истекло время, нам необходимо возвращаться в детский клуб. Возьмите друг друга за руки и спокойно проходим через арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).

Мы с вами возвратились и время завершать наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими гостями . ой, подождите, вернитесь ко мне, я совершенно забыла, мы с вами взяли в сказочной стране камни и ракушки, давайте подарим их нашим посетителям на память о восхитительном сказочном путешествии. (Психолог выдает ребятам камни и ракушки, они дарят их гостям). А сейчас настало время попрощаться, повернитесь к гостям (ребята возвращаются и прощаются вербальным и не вербальным методом). Психолог уходит с детьми из комнаты под мелодию.

Список использованной литературы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Автор: Мидяшкина Ольга Вениаминовна, педагог дополнительного образования по сказкотерапии, НОУ ДО Школа малышей "Светлячок", г. Нижний Новгород
Актуальность.
Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Она помогает формировать моральный облик ребенка дошкольника. Учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бороться со злом.
Разработка прекрасно подходит для использования в качестве обучающей и полезной сказки для технологии сказкотерапии. Она предназначена для средней группы детского сада, актуальна для воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования.
Она может быть полезна не только для детей, но и для родителей. Родителям порой также будет полезно задуматься о своих друзьях и коллегах, приятелях и знакомых; научиться не терять надежду и веру, в любой ситуации искать положительный выход.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.


Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.

Материалы: альбом, карандаши.

Ты, милок, глянь-ка на себя в зеркало. Видишь, уголки рта книзу опустились и на лбу морщинки. Не по годам это. И глаза вон припухли. Зачем вчера скандалила-то? Матери сердце рвала? На все, что у подружек есть, никаких денег не хватит. А ты не завидуй! Зависть, ведь она душу ест, как ржа железо. Не успеешь оглянуться, как станет жизнь сплошной погоней за добычею. А добыча, милок, она ведь тоже разною бывает. Иной за знаниями да счастьем тянется, а иной за тряпки жилы рвет.

Ты присядь-ка. Поведаю я тебе одну быль, а ежели покажется она тебе сказкой — что ж, может, и так.

Жили в одной деревне два брата, погодками были. Захар только на годочек старше Маркуши. Выросли в одном доме, ладно да дружно меж собою жили. А как подросли — женились, своими домами обзавелись, вот соседями и оказались. Маркуша нашел себе невесту в родной деревне. Маша в большой семье выросла, все умела по хозяйству и характером оказалась мягка да уступчива. Да и сам Маркуша небольно востер, спокойный да услужливый. Детки у них, конечно, семья. Мария за мужем как за каменной стеной: и от непогоды, и от невзгоды есть где укрыться.

С Марией-то Маркуша не ошибся, не прогадал. У той в родной избе братьев да сестер мал мала меньше, только не бедствовали родители. Работали, старались, сами со всеми управлялись, да и ребятня помогала, как могла. Отец в их доме хозяином был, уважали его дети, слушались. А мать — женщина покладистая да рукодельная. Оттого и Мария хорошей хозяйкою стала.

А родной дом Анисьи — иной! В том доме — мать хозяйка. Отца, что жена, что дети, и за человека не считали, рта раскрыть не позволяли. Бывало, если что не по-материному, криком баба заходилась. Ну мужик и молчал. А чтоб душу себе не рвать, уходил из дома от греха подальше.

Правда сказать, по чужим-то дворам Анисья не хаживала: муж не позволял. А вот к Марии нет-нет да и наведается. А вернется — все ей в своем доме не так сделается. То у Марии занавески новые, то куры чаще несутся, то дети бережливее: одежду вон сколь носят. А свои незнамо, как рвут! Послушает Захар ее, послушает, в сердцах и плюнет — да вон из дома! Не поймет он: у Марии детей полон двор, едят не очень сладко, а щеки, смотри, румяные, сама всегда улыбается. С чего это? А у Анисьи и детей-то — сын да дочка, и на столе чего только нет, а сохнет-вянет баба. Неужто от зависти?

Мария да Маркуша не могли, конечно, своих-то ребят так потчевать. Каждый кусок на счету. А вот, гляди ты, в дом приблудную собаку приняли. Нашла ребятня собаку ничейную. Ох, и худа была! Вот и просят у родителей в дом принять, на улицу собаку не гнать. Ну те и оставили. Найдой ту псину назвали, потому как найденышем была. Анисья злилась: самим есть нечего — собаку завели! Добро, что ли, охранять хозяйское, которого нету?

Найда со временем выросла, любимицей сделалась. Дети, бывало, сами кусочек не съедят — ей несут. Ну и Найда, конечно, хлеб свой честно отрабатывала. Мимо их двора, бывало, идешь — тишина, а попробуй, калитку-то отвори! Тут как тут Найда. Всех в деревне знала: кого молча пропускала, перед кем хвостиком виляла, а кого и лаем поливала. Всяк свое сполна получал. И только Анисью собака совсем не выносила. Та — в избу, а Найда — в конуру, та на крыльцо — собака под ворота бегом. Только Анисья все равно собаку ненавидела. Не могла ей простить коз своих. Однажды, слышь, зашли Анисьины козы в Марьин огород и давай там хозяйничать! Сколь помяли-поломали! Так ведь дома у соседей никого не было — кто бы догадаться мог, чьи козы здесь покомандовали? Так эта Найда подняла лай. Мало того, козы назад в свой двор кинулись, так собака их не выпустила. Так и прознали, чьи козы оскандалились.

Ну как такую обиду собаке простить? Вот и решила Анисья Найду извести. А как? Травки какой-то сварила да в миску собаке потихоньку и вылила. Потом ту посудину за огородами закопала, чтоб никто случайно не отравился. Утром выходит ребятня, а Найда уж мертвая возле конурки лежит. Вот слез-то было! А отчего умерла — никто не прознал. Закопали Найду за огородами, первое время даже веночки ни на могилку из одуванчиков плели да носили.

И вот с этого самого дня и началось у Анисьи ноладное. Непонятное началось. Стала баба, как стемнеот, везде эту Найду встречать: во дворе, у бани, в сенях. Стоит да смотрит на бабу. Не лает, не кусает, а просто глазами глядит. И так Анисье от взгляда того муторно, так на душе гадко, хоть во двор вовсе не выходи.

Мужу сказала — тот на смех поднял. Дети Найду ни разу не видали, а у Анисьи она все под ногами путается. А дальше — больше. Стала Анисья примечать: где Найда покажется — там жди беды! Увидала собаку в курятнике — наутро две наседки пали. Отчего только? Встретила Найду у порога - дня через два ступенька под ногами сама подломилась, чуть баба не разбилась. Появилась собака на сеновале, брошенные кем-то грабли так Анисью по лбу тюкнули, что искры из глаз! Потом с неделю платок до самых бровей повязывала, шишку прикрыть старалась. А Захар все свое. Смеется: опять, мол, Найда виновата?

Тут и стали все про Найду говорить: вспомнили, кто шум то поднял. Выходит, Найда мальчонку от верной гибели спасла. Заплакала Анисья да и созналась, как собачонку уморила. А та, видишь, вновь ей сына подарила. Захар, конечно, на жену рассердился, за жестокосердие отругал. А Мария Анисью успокаивает, слезы утирает, словами уговаривает.

С того дня, с той самой ночи стала Анисья все больше к жизни Марьиной присматриваться. Что понравится, не злится, не завидует, а себе перенимает. Меньше на близких ворчать да кричать стала. И Захар теперь чаще с близкими в избе оставался: где с детишками поиграет, где с женою поговорит. Скоро уж и совсем в доме ладно сделалось.

Вот и суди: собака, а человека изменить смогла! Найда, она и для Анисьи найдой стала. Вроде, как себя баба нашла, зависть-злобу в душе извела. Когда через полгода сын да дочка маленького щенка притащили, мать не ругалась и не гнала. Даже сама той собачонке имя дала. Догадываешься какое?

Зависть и злоба не приносят счастья в дом. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

— Какое доброе дело сделала Мария?

— Какое злое дело совершила Анисья? Почему ты так думаешь?

— Хотели бы вы быть похожими на Марию? Почему?

— Что такое зависть?

— Почему можно сказать, что Найда и после смерти делала людям добро?

— Что поняла Анисья в конце сказки и почему приняла щенка в свой дом?


-75%

Читайте также: