Конспект по сказке гуси лебеди

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи младших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

развивать память и внимание детей;

обогащать словарный запас.

совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту.

Воспитатель:

-Ребята, подойдите все ко мне.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: -Ребята, но мы здесь не одни. Сегодня к нам в группу пришли гости. А гости – это всегда радость и праздник. Давайте им тоже улыбнемся и поздороваемся.

Ребята, подойдите-ка сюда, посмотрите, какой красивый сундучок появился у нас в группе, он волшебный. Хотите узнать, что внутри его спрятано? Давайте вместе откроем его. Сколько красивых книг, и все они разные. Вам нравятся они? Многие из этих книг вам знакомы, мы их читали. Верно, ребята?

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы незабываем
Знаем Волка и козлят.

Воспитатель: - Сегодня, я вам расскажу сказку и покажу (накидывает шаль).

Я буду сказочница:

Вы садитесь – не стесняйтесь,

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки - глазки,

Раз, два, три, четыре, пять –

(Воспитатель читает сказку)

Воспитатель: - Ребята, а вы не устали?

Беседа по содержанию.

- Понравилась вам сказка?

- Как называлась сказка?

- Куда ушли мать и отец?

- Что родители сказали дочке?

- Что сделала девочка, когда ушли мать с отцом?

- Кто унес братца?

- Гуси-лебеди добрые или злые?
- Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила?
( Печку, яблоньку, речку.)
- Почему они отказались помочь девочке?
(Она была невежливой, грубой ит.д.)
- А кто помог девочке в избушке у бабы-Яги?

-А почему мышка помогла девочке?
- Ребятки, а вы беспокоились о девочке?

Ответы детей.
- Ребята, а правильно ли поступила девочка, ослушавшись родителей, оставив брата одного?

Воспитатель:

- Младших надо беречь и не оставлять без присмотра. Но вот так случилось: заигралась девочка, вот и унесли гуси братца к бабе-Яге. Но она не растерялась: пустилась на выручку братца.

Воспитатель:

- Ребята, какой можно сделать вывод из этой сказки.

Вывод: важно быть послушным.

Воспитатель:

- Вот и закончилось путешествие наших героев. Вам не страшно теперь?

Ваня и Маша хотят подарить вам, ребята, картинки, которые просила для вас передать яблонька из сказки. Но, только яблочки на картинках не раскрашены, вы сами раскрасите их нужным цветом. Каким цветом будут ваши яблочки?

Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.

Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).

Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.

Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.

Развивать речевое творчество дошкольников.

Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. иллюстрации по сказке.

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, пиктограммы, самостоятельная работа детей, инсценировка сказки.

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.

Аня! кто у тебя стоит справа?

Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т. д.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?

Воспитатель. А какие вы сказки знаете?

Дети. Называют сказки

Давайте вспомним сказки : послушайте отрывок из произведения и угадайте героев сказок.

1. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился:(колобок.)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну подскажите имя её :(красная шапочка.)

3. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор:(Айболит.)

4. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

5. У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Человечек - (Буратино.)

2. Воспитатель. Сегодня мы с вами послушаем русскую народную сказку

А, как вы думаете, почему она русская народная? (эту сказку написал не один человек, а несколько. Ведь раньше один человек сочинит сказку, расскажет её другому и так дальше, и каждый в сказке добавлял что-то своё, новое.)

- Давайте присядем на стульчики и начинается сказка.

А теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы:

- Почему так случилось, что гуси лебеди унесли братца?

- Кто помогал девочке искать братца?

- Кто прятал Машу и Ваню, когда они убегали от гусей- лебедей.

- Что было бы, если бы Маша, когда "искала братца, встретила в лесу волка? Медведя? Лису? Зайчика?

- Как заканчивается сказка? Рассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему?

Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей -

Гуси - лебеди летели

На лужайку тихо сели

Потом быстро побежали

Гуси - лебеди летят, крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Прямо и гордо умеют держаться

(Ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

(Присели на месте.)

(Ходьба полуприседя.)

(Наклоны перед собой.)

(Бег по кругу на носочках со взмахами

руками в стороны.)

(Ходьба на месте с подниманием рук через

стороны вверх и опускание вниз, держа

(Наклон вперед, прогнувшись, руки в

(Повороты головы.)

(Выпрямиться, руки за спину, проверить

осанку. Пауза 3-4 сек.)

И очень бесшумно на место (Сесть на место.)

4. Как называется сказка, которую я вам рассказывала?Она вам понравилась?

-Давайте еще раз вспомним ее.

-Кто выступит в роли сказочника и начнет ее рассказывать?

-С чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена, и были у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

-Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

-Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)

-Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала куда дальше идти.)

-Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)

-Покажем какое лицо было у Маши. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

-Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)

- Какая была Баба Яга? (Злая.)

- Давайте изобразим ее. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) Что дальше сделала девочка? (Маша схватила братца и побежала домой.)

- Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)

-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.)

-Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)

- Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

- Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и

привезли им подарки.)

-Какие лица стали у Маши и Вани, когда они вернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки.

5. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДЕТЬМИ ОТРЫВКА СКАЗКИ, развитие связной речи,

творческих способностей, мимики, пантомимики, просодики.

(Воспитатель выступает в роли чтеца и режиссера).

- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его

разыграть. Смотрите как:

Чтец: Бежит Машенька и видит, стоит в поле яблонька. Маша к ней.

Маша: Здравствуй яблонька (кланяется).

Яблонька: Здравствуй девочка (кланяется).

Маша: Яблонька - яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси - лебеди полетели?

Яблонька: Собери мои яблочки, тогда и скажу.

Чтец: Маша собрала яблочки в корзинку.

Яблонька: Спасибо Машенька, гуси - лебеди улетели в темный дремучий лес.

Маша: Спасибо яблонька за помощь.

Чтец: И побежала Машенька дальше.

6. Подведение итогов.

- Ребятки, кто главный герой в этой сказке – гуси-лебеди или девочка?Ответы детей.

- Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему?Ответы детей.

- Кто в сказке злые герои? Почему?Ответы детей.

Понравилось вам наше путешествие по сказке? Сможете рассказать сказку дома родителям? Вы все молодцы. Спасибо за работу. Идите отдыхать.

2. Русская народная сказка Гуси – лебеди.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект

открытого урока литературного чтения

Тема:

Задачи:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части, обогащать речь учащихся.

Развивающая: развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; формировать коммуникативные навыки.

Воспитывающая: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

Планируемые достижения учащихся:

Развитие умения распознавать виды сказок;

Умение работать с дополнительной литературой и Интернет – источниками.

Продолжительность : урок – 40 мин.

Авторский медиапродукт : презентация к уроку.

Метод обучения : Словесный, практический, наглядный.

Средства обучения : экран, ноутбук

Оборудование: Учебник аудиозапись сказки, презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.

Орг. момент 2 мин

Проверка знаний учащихся. 3 мин

Работа с новым произведением,

первичная проверка прочитанного. 8 мин

Физкультминутка 2 мин.

Словарная работа. 3 мин

Работа с сюжетными картинками, деление

на части, анализ сказки. 8 мин

Отчёт по проекту. 4 мин

Физминутка. 2 мин

Обобщение. Итог урока. 4 мин

Домашнее задание. 2 мин

Рефлексия. 2 мин

1.Организационный момент.

Учитель. Садитесь поудобнее,

Обещаю, наш урок - будет увлекательным!

2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Учитель. Какой раздел мы с вами изучаем?

Ученики. Устное народное творчество. Сказки. Русские народные сказки.

Учитель. Я уверена, что все вы любите сказки. Чем сказки отличаются от других произведений? Назовите сказочные приметы.

С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве. – зачин).

В сказках встречаются . ( 3,7 -волшебные цифры, устаревшие слова) .

Почти во всех сказках побеждает. (добро).

В сказках может быть. (волшебство).

Учитель. Как называются сказки, у которых нет автора?

Ученики. Народные

Учитель. А сказки, у которых есть автор?

Ученики. Авторские.

Учитель. Все сказки разные. Разные герои, место действия, поступки. Можно выделить виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. (Слайд 2)

Учитель. Распределите сказки в две группы. Работа в парах.

( Тест на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок).

Учитель. Вы правильно распределили сказки. Проверка. Слайд3.

Но что объединяет сказки о животных, бытовые?

Ученики. В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.

3 . Постановка цели занятия перед учащимися. Работа с новым произведением.

Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к волшебным. В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь

победа одерживается с помощью чародейства.

Ученики составляют название сказки по силуэтам гусей-лебедей из букв на доске.

- Сегодня мы будем читать сказку “Гуси-лебеди”. (Слайд 4) Но сначала прослушаем её в исполнении актёров.

Первичное прослушивание (аудиозапись).

Учитель. Понравилась сказка? Чем понравилась?

Ученики. (ответы на вопросы)

4. Физминутка.

5. Словарная работа.

Ученики. Нет. Автор – народ.

Учитель. Все ли слова сказки были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.

«Зачем на глаза явилась? – Зачем пришла?

Учитель. Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?

Ученики. Сказки знали ещё наши бабушки и прабабушки.

6. Составление плана сказки.

Учитель. Расположите сюжетные картинки по порядку. (Слайд 7)

Сказки передавались из уст в уста, добавлялись, украшались, добавлялись сказочные слова.

Сейчас прочитаем сказку по частям, попробуем составить план. На доске:

1 Начало действия.

2. Развитие действия.

3. Главное действие.

4. Конец действия.

-Сколько частей в сказке?

Учитель. Найдите зачин.

Ученики. Жили-были.

Учитель. Кто самый внимательный и нашёл сказочные слова и выражения?

Ученики. Чистое поле, тёмный лес.

Учитель. Что случилось у сестрицы?

Ученики. Гуси-лебеди унесли брата.

Учитель. Как сестра догадалась, кто унёс братца?

Ученики. «Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали.

Учитель. Почему же с детьми случилась беда?

Ученики. Девочка не послушалась старших.

Учитель. Как можно озаглавить первую часть?

Ученики. Потеря брата.

Учитель. Прочитаем вторую часть по абзацам.

Учитель. Где встречается троекратный повтор?

Ученики. Печка, яблонька, река.

Учитель. Как озаглавим эту часть?

Ученики. Поиск.

Учитель. Прочитайте вслух:

-О чём девочку просили печка, яблонька, речка?

-Как она им отвечала?

-Почему в первый раз они не помогли девочке?

Ученики. Не выполнила просьбу.

7. Физминутка.

8. Итог по проекту. С какими волшебными персонажами встречается девочка?

Каждый готовился к сегодняшнему уроку по-разному. Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться. (Слайды 8,9,10) Мини – проекты.

Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.

Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть.

Учитель. Где же нашла сестра своего брата?

Ученики. У Бабы-Яги.

Учитель. Как назвали бы вы третью часть?

Ученики. В избушке у Бабы-Яги . (Слайд 11)

Баба-Яга . Лесная старуха- волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: чёрные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. Нужно только попросить.

Учитель . - Кому вы больше всего сопереживаете? Кто главный герой сказки?

Учитель . - Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Ученики. В конце сказки, пройдя через испытания, спасая брата.

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

Учитель . - Как заканчивается сказка?

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

Добро побеждает зло.

Учитель . Как бы вы назвали последнюю часть сказки?

Ученики. Возвращение домой.

9. Обобщение. Итоги.

Учитель. Какой урок вы вынесли из сказки?

Ученики. Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.

Учитель. - Какие бывают сказки?

Ученики . О животных, бытовые, волшебные.

Учитель . Выберите из признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. (Тест)

События повторяются три раза +

На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. +

Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный. –

Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный. +

Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. –

Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. +

Проверка. (Слайд 13)

10. Домашнее задание: дочитать 3 и 4 части, пересказ сказки. (Слайд 14)

Автор: Енина Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида", г. Воронеж.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей средней группы (4-5 лет) на тему: "Путешествие в сказку "Гуси лебеди"". Это конспект интегрированного занятия.


Воспитатель: Мы с вами отправляемся в путь, выручать из беды Ванюшу, а Маша подождёт нас здесь.
А вот и яблонька на пути, давайте, ребята спросим, куда Гуси-лебеди полетели?
Дети подходят к яблоньке и спрашивают:
«Яблонька, яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Аудиозапись , голос яблони: Я вам дети помогу, но и вы мне помогите. Яблоки мои снимите.
Воспитатель: Яблонька грустна, клонит ветки вниз она.
Давайте поможем яблоньке. Перед вами три корзинки. Чем они отличаются друг от друга?
Наши яблочки тоже разные. Вам необходимо маленькие яблочки собрать в маленькую корзинку, средние по размеру – в среднюю корзинку, а большие – в большую корзинку. (Дети выполняют задание. Затем считают яблоки в корзинках и обозначают цифрой).
Аудиозапись, голос яблоньки: Спасибо вам ребята идите по дорожке , встретите печку, она вам поможет.
Воспитатель: Шли мы шли и до печки дошли. Попросим печку показать дорогу дальше.
Дети: Печка- голубушка подскажи куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?
Аудиозапись , голос печки: - Я вам, дети, помогу
И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите- пирогов мне напеките.
Воспитатель: Ребята, давайте, покажем печке какие мы умеем делать вкусные пирожки.
Пальчиковая гимнастика:
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.)
Дети из готового теста делают пироги с разной начинкой.
Во время лепки вопросы детям: (Без чего невозможно приготовить самый простой хлеб? А откуда берётся мука? С чем можно испечь пирожки? и т. д).



Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился .
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)



Воспитатель: вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие закончилось.
Скажите, ребята, что вам запомнилось в нашем путешествии, с какими трудностями вы столкнулись? А как вы думаете, почему вы справились с заданиями? Что было самым интересным? (Ответы детей). Я вам предлагаю вечером нарисовать рисунки о наших приключениях и рассказать о них дома.

Читайте также: