Конспект по сельскохозяйственным машинам

Обновлено: 08.07.2024

Рекомендовано методической комиссией агробиологического факультета. Протокол № 9 от 22 мая 2017 г.

кандидаты технических наук, доценты

А. Н. Чайчиц , А. К. Дубовский , Я. У. Яроцкий ;

старший преподаватель В. С. Петрусенко

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент В. П. Дуктов

Сельскохозяйственные машины : методические указания

С29 по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / А. Н. Чайчиц [и др.]. – Горки : БГСХА, 2018. – 72 с.

Приведены общие указания по изучению дисциплины, по выполнению контрольной работы, краткое содержание отдельных тем дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение, примерный перечень вопросов для контрольной работы и список рекомендуемой литературы.

Для студентов, обучающихся по специальности 1-74 02 01 Агрономия.

Основным методом освоения дисциплины студентами-заочниками является самостоятельная работа над учебным материалом, который необходимо изучать в непосредственной связи с задачами, стоящими перед сельскохозяйственным производством.

Студент при изучении дисциплины должен ознакомиться с содержанием каждой темы, изучить учебный материал по рекомендуемым литературным источникам и кратко его законспектировать. При этом следует иметь в виду, что в период лабораторно-экзаменационной сессии на лекциях и лабораторных занятиях освещаются только наиболее сложные вопросы дисциплины. Самостоятельная работа студентов в межсессионный период завершается выполнением контрольной работы.

Если при изучении того или иного раздела у студента возникнут затруднения в понимании материала или вопросы, на которые нет достаточных разъяснений в литературе, то ему следует обратиться на кафедру сельскохозяйственных машин за консультацией.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клочков, А. В. Сельскохозяйственные машины / А. В. Клочков, Н. В. Чайчиц, В. П. Буяшов. – Минск : Ураджай, 1997. – 494 с.

2. Клочков, А. В. Устройство сельскохозяйственных машин : учеб. пособие / А. В. Клочков, П. М. Новицкий. – Минск : РИПО, 2016. – 431 с.

3. Практикум по сельскохозяйственным машинам / И. Р. Размыслович [и др.]. – Минск : Ураджай, 1997. – 528 с.

4. Курилович, К. К. Машины для посева и посадки сельскохозяйственных культур : пособие / К. К. Курилович. – Горки : БСХА, 1999. – 100 с.

5. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины / Г. Е. Листопад [и др.]; под общ. ред. Г. Е. Листопада. – М. : Агропромиздат, 1986. – 688 с.

6. Карпенко, А. Н. Сельскохозяйственные машины / А. Н. Карпенко, В. М. Ха-

ланский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Агропромиздат, 1989. – 527 с.

7. Короткевич, А. В. Технологии и машины для заготовки кормов из трав и силосных культур : учеб. пособие / А. В. Короткевич. – Минск : Ураджай, 1991. – 383 с.

1. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение курса следует начинать с уяснения задач, стоящих в области механизации сельского хозяйства и перед агрономической службой.

Современные сельскохозяйственные машины представляют собой сложные технические системы, поэтому при их изучении студенты должны использовать системный подход, при котором необходимо учитывать взаимодействие рабочих органов с обрабатываемым материалом, взаимосвязь различных элементов машины, влияние состояния технической системы на показатели ее эффективного функционирования в конкретных условиях. Вследствие этого изучение каждого раздела целесообразно выполнять в приведенной ниже последовательности.

1. Классификация машин для выполнения основных технологических процессов (вспашка, посев, внесение удобрений и др.).

2. Технологические свойства среды или материала (почвы, удобрений, семян и др.), оказывающие основное влияние на выполнение данного процесса; агротехнические требования к качеству выполнения

3. Технологические схемы машин, на которых условными обозначениями изображены только рабочие органы (агроном за схемой должен видеть машину).

4. Технологические процессы, осуществляемые основными группами машин, закономерности взаимодействия рабочих органов с обрабатываемой средой (материалом), влияние их параметров на показатели качества.

5. Устройство машин, орудий и их рабочих органов, работа машин.

6. Выбор основных регулируемых параметров машин, настройка их на качественную работу, контроль качества.

7. Тенденции развития средств механизации.

Все перечисленные вопросы являются необходимыми элементами знаний студента, но особое внимание следует обратить на шестой пункт (регулируемые параметры). Это связано с тем, что качество выполнения машиной технологического процесса в первую очередь определяется технически грамотным выбором значений регулируемых параметров и режима работы машины в зависимости от конкретных условий, а также правильной настройкой ее на выбранный режим работы.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом студенты с полным сроком обучения выполняют контрольную работу на 3-м курсе (4-й семестр), студенты с сокращенным сроком обучения – на 2-м курсе (3-й семестр).

Контрольная работа проводится в виде аудиторной контрольной работы (АКР). На установочных занятиях студентам выдается задание

Письменная АКР зачитывается, если не менее 75 % объема ее выполнено правильно. Результаты АКР заносятся в ведомость, один экземпляр которой остается на кафедре, а другой возвращается в деканат.

Если работа окажется не зачтенной, студенты имеют право переписать АКР, но не позднее начала сдачи экзаменов. Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче экзамена (зачета) не допускаются.

Контрольная работа для студентов с полным и сокращенным сроком обучения выполняется по машинам для обработки почвы; машинам для внесения удобрений; посевным и посадочным машинам; машинам для химической защиты растений; машинам для уборки и переработки урожая (зерноуборочные, зерноочистительно-сушильные, кормоуборочные, льноуборочные, корнеклубнеуборочные). Примерный перечень вопросов для контрольной работы представлен в приложении.

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Т е м а 1. Машины и орудия для основной обработки почвы

Наиболее глубокая обработка почвы, предшествующая всем другим видам обработки, называется основной . Для ее выполнения применяются плуги. По конструкции корпусов различают плуги лемешные, дисковые, чизельные, ротационные и комбинированные. Лемешные плуги наиболее распространены, дисковые используют для вспашки тяжелых почв и при лесовосстановительных работах, ротационные и комбинированные – в зависимости от условий и требований агротехники.

Лемешные плуги подразделяют на плуги общего назначения для вспашки старопахотных земель и специальные (кустарниково-болот- ные, плантажные, садовые, виноградниковые, лесные и ярусные).

По способу агрегатирования плуги подразделяют на прицепные, полунавесные и навесные, а по технологическому процессу – на плуги для свально-развальной и гладкой вспашки. Последние снабжены право- и левооборачивающими корпусами, попеременно включаемыми в работу, и не образуют свальных гребней и разъемных борозд.

В Республике Беларусь для основной обработки почвы наряду с лемешно-отвальными плугами применяются чизельные орудия – плу-

ги, культиваторы или глубокорыхлители. Чизельные плуги используются для рыхления почвы и уничтожения плужной подошвы. Чизельные культиваторы эффективны на предпосевной подготовке почвы, при обработке полей после пропашных культур. Глубокое рыхление и

щелевание почвы − эффективные агромелиоративные приемы, улучшающие водно-физические свойства слабоводопроницаемых почв.

Рабочие органы лемешно-отвального плуга. Основными рабо-

чими органами лемешно-отвального плуга являются: корпус, предплужник или углосним, дисковый или черенковый нож, почвоуглубитель.

Корпус − основной рабочий орган лемешно-отвальных плугов. По конструкции различают корпуса (рис. 1) отвальные, безотвальные, вырезные, с почвоуглубителем, с выдвижным долотом, дисковые, комбинированные, с пластинчатым отвалом. Основные части отвального корпуса – лемех, отвал, стойка, полевая доска (боковина), баш-

мак. Лемех и отвал − рабочие, а полевая доска, башмак и стойка − вспомогательные части корпуса. По геометрии рабочей поверхности отвальные корпуса подразделяются на цилиндрические, культурные, полувинтовые и винтовые, обеспечивающие различную степень крошения и оборота пласта.

Предплужник срезает верхний задернелый слой почвы со стороны

ширины захвата кор-

пуса, и сбрасывает его на дно

борозды для лучшей заделки.

Углосним устанавливают на

почв, засоренных камнями. Он

плужника, но срезает только

угол пласта во время движения

Рис. 1. Типы корпусовлемешно-отвального

плуга: а – культурный; б – полувинтовой;

к грядилю корпуса так, что его

в – безотвальный; г – вырезной;

нижняя угловая кромка плотно

д – с пластинчатым отвалом;

1 и 9 – лемеха; 2 – отвал; 3 – стойка;

прилегает к поверхности отва-

4 – перо отвала; 5 – полевая доска;

6 – грудь отвала; 7 – щиток;

Нож плуга разрезает почву

8 – уширитель; 10 – пластины

в вертикальной плоскости по линии отделения пласта от массива и способствует лучшему обороту пласта, заделке растительных остатков, обеспечивает устойчивый ход плуга и равномерность глубины вспашки. Различают ножи дисковые, черенковые и плоские с опорной лыжей.

Дисковые ножи применяют на плугах общего назначения и кустар- никово-болотных для вспашки почв, не засоренных корнями деревьев и камнями.

Почвоуглубитель представляет собой рыхлительную лапу, установленную сзади корпуса и ниже лемеха, рыхлит дно вскрытой корпусом борозды, что исключает перемешивание пахотного слоя с подпахотным.

Подготовка навесного лемешно-отвального плуга к работе.

Подготовка плуга к работе включает проверку креплений, расстановку рабочих органов на раме и установку на заданную глубину вспашки. Предплужник 2 и дисковый нож 3 относительно основного корпуса 1 (рис. 2) устанавливаются таким образом, чтобы расстояние между носком лемеха предплужника и носком лемеха корпуса находилось в пределах 250…350 мм, а полевой обрез предплужника выступал за поле-

вой обрез корпуса на 10…30 мм в сторону непаханого поля.

располагают так, что-

бы его центр нахо-

пределах до 120 мм, а

лезвие диска находи-

лось ниже лезвия ле-

на 20…30 мм. Плос-

Рис. 2. Схема расстановки рабочих органов плуга:

кость вращения диска

1 – корпус; 2 – предплужник; 3 – дисковый нож;

должна быть смещена

4 – рама; 5 – хомут; 6 – державка

в сторону невспахан-

ного поля от полевого обреза предплужника на 10…15 мм. Глубину хода предплужника устанавливают равной 10…12 см. Для этого в стойке предплужника сделаны углубления, которые совмещают с цилиндрическим выступом державки 6 и зажимают хомутом 5 .

Глубина вспашки регулируется винтовым механизмом на опорном

колесе плуга и предварительно устанавливается на ровной площадке. Вначале устанавливается необходимая колея задних и передних колес трактора. Затем плуг навешивается на трактор, устанавливается на площадку и переводится в рабочее положение. В зависимости от способа движения под все (при движении по невспаханному полю) или только под левые колеса (при движении правыми колесами по борозде) трактора и под опорное колесо плуга подкладывают бруски высотой, равной глубине вспашки, уменьшенной на 2. 3 см (величина погружения колес в почву).

Опустив плуг на площадку, винтовым механизмом опорного колеса, центральной тягой и раскосами навески трактора устанавливают раму плуга в горизонтальное положение и добиваются касания всеми корпусами поверхности площадки. При правильной установке плуга носки долотообразных лемехов всех корпусов должны касаться опорной площадки, а пятки лемехов находиться на высоте 10 мм. Трапецеидальные лемеха должны касаться площадки всей длиной лезвия. Перекос рамы в продольной плоскости устраняют верхней центральной тягой, а перекос в поперечной плоскости – правым раскосом навески.

Для облегчения установки глубины вспашки в поле на винтовых механизмах опорного колеса, центральной тяге и правом раскосе механизма навески делают метки.

В поле во время прохода первой борозды винтовым механизмом опорного колеса устанавливают задний корпус на заданную глубину, а передний – на половину заданной глубины. После двух-трех проходов приступают к окончательной регулировке глубины вспашки по меткам на винтовых механизмах.

Т е м а 2. Машины и орудия для дополнительной обработки почвы

Дополнительная обработка почвы выполняется перед посевом, в процессе или после посева. Обработка на глубину до 8 см называется поверхностной, на глубину 8…16 см – мелкой. К основным приемам дополнительной обработки относятся: лущение, боронование, культивация, прикатывание. С помощью этих приемов производят заделку удобрений, пожнивных и растительных остатков, уничтожают сорняки, создают оптимальные условия для прорастания семян, роста и развития растений.

Основными орудиями для дополнительной обработки почвы являются лущильники, бороны, культиваторы, катки. Каждое из этих ору-

дий имеет специфические рабочие органы, рациональное сочетание которых позволяет создавать комбинированные почвообрабатывающие агрегаты.

Лущильники. Лущение – это мелкое рыхление стерни с частичным оборотом пласта сразу после уборки зерновых с целью закрытия влаги и провоцирования семян сорняков к прорастанию с последующей их запашкой лемешно-отвальным плугом. Лущение является важным агротехническим приемом борьбы с сорняками.

Промышленность выпускает гидрофицированные дисковые лущильники с шириной захвата от 5 до 20 м (ЛДГ-5, ЛДГ-10, ЛДГ-15, ЛДГ-20) и лемешные лущильники (ПЛ-5-25, ППЛ-10-25). Рабочими органами дисковых лущильников являются сферические диски диаметром 450 мм. Их собирают батареями по 9. 10 дисков. Батареи устанавливают в работе под углом атаки 15. 35° (угол между плоскостью вращения диска и направлением движения орудия).

Глубину обработки регулируют изменением угла атаки дисков, креплением рамок секций к понизителям и сжатием пружин на штангах. Для увеличения глубины обработки ушки рамок секций крепят в нижних отверстиях понизителей, сжимают пружины на штангах и увеличивают угол атаки дисков. Угол атаки дисков можно устанавливать на 15, 20, 30, 35° с помощью раздвижных тяг и подвижных брусьев секций.

Рабочими органами лемешных лущильников являются отвальные корпуса с шириной захвата 25 см. Устройство и регулировки лемешных лущильников аналогичны устройству и регулировкам лемешноотвального плуга.

Бороны. Боронование – это поверхностная обработка почвы, обеспечивающая ее рыхление, крошение, перемешивание и выравнивание, а также уничтожение всходов сорняков. Для боронования применяют-

ся бороны зубовые, дисковые, ротационные.

Рабочим органом зубовых борон является зуб. По способу крепления рабочих органов зубовые бороны подразделяются: на зигзагооб-

разные, шлейф-бороны, сетчатые, луговые, пружинные.

Цель дисциплины – дать будущим агрономам[1] теоретические знания и практические навыки по устройству, работе и технологической настройке базовых моделей сельскохозяйственных машин для полеводства.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

— выполнять технологические регулировки сельскохозяйственных машин и агрегатов в стационарных условиях;

— проверять правильность выполнения технологических регулировок в стационарных и полевых условиях;

— корректировать технологические регулировки сельскохозяйственных машин в полевых условиях.

При изучении дисциплины проводятся лекционные, лабораторные и практические занятия.

На лекционных занятиях изучаются наиболее общие вопросы по сельскохозяйственным машинам; назначение, маркировка, классификация, особенности их устройства, работы и эксплуатации. На лабораторных занятиях студенты более углубленно и предметно изучают устройство данных машин, в том числе и соответствующих рабочих органов. В ходе практических занятий студенты получают навыки по анализу рабочего рабочий процесса и технологической настройке сельскохозяйственных машин на заданном режиме работы.

Общие сведения о сельскохозяйственных машинах

Основная задача сельскохозяйственного производства — обес­печить население качественными продуктами питания, а перера­батывающую промышленность — соответствующими видами сы­рья. Для решения этой задачи важно подготовить специалистов, умеющих грамотно планировать и организовывать производство на сельскохозяйственных предприятиях.

Основой повышения производительности труда и снижения се­бестоимости сельскохозяйственной продукции является комплексная механизация - применение прогрессивных технологий и процессов.

1.1 История развития отечественного тракторостроения

Историю интенсификации сельскохозяйственного производства можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап связан с использованием мотыги для вспашки земли (XV тысячелетие до н.э.). Характерным процессом для второго этапа является изобретение плуга[2] и использование для вспашки животных: рогатого скота, лошадей, ослов (III тысячелетие до н.э.).

Третий этап – период промышленной революции – наблюдался в ведущих государствах мира в XVIII-XIX веках. На данном этапе, в частности, началась массовая разработка, строительство и совершенствование сельскохозяйственных машин[3], которые позволили заменить мускульную силу полезной механической работой.




Рис. 1 Этапы интенсификации земледелия

Гигантское развитие механизации мирового сельского хозяйства было связано с постановкой колоссальных задач перед промышленностью, направленных, в первую очередь, на создание сельскохозяйственной техники, к которой относят изделия отрасли сельскохозяйственного машиностроения: сельскохозяйственные машины, орудия, аппараты, приспособления, инвентарь и агрегаты.

Сельскохозяйственной машиной называют машину, рабочие органы которой выполняют непосредственно сельскохозяйственную операцию и приводятся в действие от источника энергии.

Основной сельскохозяйственной машиной является трактор.

Тра́ктор (от англ. track — след; от лат. trahere – тянуть, волочить) — самоходная колесная или гусеничная машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями).

Трактор отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для производства пахоты и перемещения несамоходных машин и сельскохозяйственных орудий. Трактор, как правило, оборудуется съемным или несъемным навесным и полунавесным оборудованием.

Таким образом, основной задачей трактора, выполняющего сельскохозяйственную работу, является производство пахоты при минимизации ее комплексной стоимости.

Сельскохозяйственным орудием называют присоединенное к трактору устройство, в котором отсутствуют приводимые в действие от трактора рабочие органы.

Под рабочим органом сельскохозяйственной машины понимается элемент (плуг, борона[4], культиватор[5]), предназначенный для выполнения одной или нескольких операций технологического процесса, выполняемого машиной.

Под технологическим процессом понимают качественное изменение обрабатываемого материала (размеров, формы, физических свойств) при воздействии на него рабочими органами сельскохозяйственных машин.









1 июня 1933 года вступил в строй Челябинский тракторный завод, который выпускал гусеничные тракторы С-60 общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 44,2 кВт; в качестве топлива применялся лигроин[8]. Трехступенчатая коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч. Прототипом являлся американский трактор фирмы Caterpillar. С 1937 по 1941 год завод выпускал усовершенствованные гусеничные тракторы С-65. В 1940 году СССР по выпуску гусеничных тракторов занимал в мире первое место (40% общемирового производства).

В приведенном очерке рассмотрены промышленные модели отечественных тракторов. Также многими отечественными изобретателями, среди которых Блинов Ф.А., Мамин Я.В. и т.д., были предложены уникальные авторские конструкции тракторов.

Основное направление дальнейшего совершенствования конструкций сельскохозяйственных тракторов заключается в повышении рабочих скоростей движения до 15 км/ч, увеличении энергонасыщенности за счет улучшения рабочего процесса тракторных двигателей.









1.2 Классификация тракторов.

Тракторы применяют на сельскохозяйственных, строительных и дорожных работах, на лесоразработках, при осушении и орошении земель, а также для транспортировки грузов. Таким образом, Чтобы выполнить большое количество разнообразных по своему характеру работ, народному хозяйству нужны тракторы различных типов. Совокупность моделей тракторов, выпускаемых для удовлетворения потребностей народного хозяйства, образует типаж тракторов.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам:

1. По тяговому классу. Под тяговым классом подразумевается усилие, которое трактор может реализовать на стерне (чернозем или суглинок) при нормальной влажности и плотности при условии, что буксование[9] движителей не превышает допустимых значений. Для сельскохозяйственных тракторов буксование не должно превышать: для гусеничных — не более 3 %, колёсных с колесной формулой[10] 4×4 — не более 14 %, колёсных с колесной формулой 4×2 — не более 16 %.

В сельскохозяйственном производстве наибольшее применение получили тракторы девяти классов с тяговым усилием 2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 кН.

Каждый класс содержит одну основную (базовую) модель трактора и несколько ее разновидностей (модификаций). Последние используют для выполнения специальных сельскохозяйственных операций. По конструкции модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные агрегаты, т.е. имеющую высокую степень единообразия (унификации).

2. По назначению:

б) универсально-пропашные; предназначены для наиболее эффективного выполнения работ с пропашными культурами; характерные особенности: тяговое усилие 2-14 кН; увеличенный до 600-800 мм дорожный просвет; малый радиус поворота (3-4 м); изменяемая колея[12]; минимальная ширина колес или гусениц; мощность двигателя 14,7-73,5 кВт.

в) специализированные; предназначенные для работы в специфических условиях – например, в болотистой или горной местности и т.д. Конструкционные особенности таких машин ключевым образом зависят от их назначения; например для болотистой местности могут применяться тракторы с увеличенной шириной гусеницы с целью уменьшения удельного давления на опорную поверхность.

3. По типу ходовой части (движителя[13]):

а) гусеничные; по отношению к колесным создают меньшее удельное давление на грунт (0,035-0,050 МПа – в пересчете это составляет 0,35-0,5 кг/см 2 ; для сравнения человек, массой 75 кг, обладает удельным давлением на грунт 0,25 кг/см 2 ), характеризуются меньшей потерей мощности на буксование и обеспечивают высокую проходимость.

б) колесные; характеризуются меньшей потерей мощности в движителе, меньшей металлоемкостью, большими скоростями движения, меньшим шумом, но более склонны к буксованию. С целью улучшения тягово-сцепных свойств некоторые конструкции колесных тракторов имеют полноприводное[14] исполнение.

4. По типу остова:

Остов является несущей частью трактора, его основанием. Он нагружен весом агрегатов и воспринимает динамические эксплуатационные нагрузки. Остов должен иметь необходимую жесткость и прочность, а также работать без замены весь срок службы трактора.

Рамный остов образуют основные продольные балки, которые связываются поперечинами. Такой остов облегчает доступ к отдельным агрегатам и их замену, но имеет относительно большую массу.

Рамный остов применяют на гусеничных тракторах, а также на колесных с шарнирно-сочлененной рамой (Т-150К, К-700/К-701), рис. 4а. Такая конструкция служит для разгрузки рамы от дополнительных скручивающих нагрузок при движении по пересеченной местности.

Полурамный остов образован корпусами силовой передачи трактора, соединенных с лонжеронами полурамы, на которую установлен двигатель – рис. 4б. Такой остов удобен для навески машин, демонтажа двигателя, легче рамного, однако доступ к отдельным механизмам затруднен. Полурамный остов получил широкое распространение на сельскохозяйственных универсально-пропашных тракторах общего назначения.

1- передняя полурама; 4 – задняя полурама; 3 – шарнирное устройство; 2 – вертикальный шарнир; 5 – горизонтальный шарнир


1,2,3 – литые корпуса центральной передачи, коробки передач и сцепления, соединенные жестко между собой; 4 и 5 – полурама и опорный брус двигателя и переднего моста соответственно.

Рис. 4 Типы остова тракторов: а) шарнирно-сочлененная рама трактора К-150; б) полурамный остов трактора МТЗ 80.

Безрамный остов образуют жестко соединенные друг с другом картеры силовой передачи и двигателя. Преимущества - высокая жесткость и компактность. Недостаток - труднодоступность механизмов трансмиссии, худшие условия для навески машин. Пример применения – универсально- пропашной трактор ДТ-20.

5. По компоновочной схеме:

Классической для гусеничных тракторов является схема с передним расположением двигателя и задним расположением поста управления. Такая схема обеспечивает хороший обзор навесных машин и орудий, а также обуславливает переднее расположение центра тяжести. Это необходимо сельскохозяйственному трактору ввиду того, что его задняя часть в догружается в процессе работы весом и вертикальной реакцией навесного орудия. Встречаются также и другие компоновочные схемы гусеничных тракторов - например с передним расположением кабины и задним расположением двигателя, рис. 5.

Гусеничные тракторы имеют преимущественно рамный остов. Полурамным остовом обладают тракторы с полужесткой подвеской, например Т-4 и Т-130. Безрамный остов имеют гусеничные тракторы с групповой упругой или жесткой подвеской опорных катков к балансирному брусу, например Т-330 (рис. 5б).



Рис. 5. Уникальные отечественные тракторы: а) ДТ-20; б) Т-330.



Рис. 6. Гусеничные тракторы с полурамным остовом: а) Т-4; б) Т-130.

Колёсные тракторы строятся по двум классическим схемам: с увеличенными задними колёсами и с колёсами одинакового диаметра. Конструкции могут быть как заднеприводными, так и полноприводными.

Тракторы с увеличенными задними колёсами, например МТЗ-80 имеют полурамный остов и классическую компоновочную схему.

6. По колесной формуле. Для всех колесных тракторов и автмообилей основная колесная формула состоит из 2-х цифр: первая – общее число колес; вторая – число ведущих колес. При этом двухскатные колеса считаются за одно. Пример колесной формулы: 4x2 – четыре колеса, задние колеса ведущие; 4x4 – четыре колеса, все колеса ведущие (машина полноприводная).

1.3 Общее устройство тракторов

Трактор состоит из большого количества деталей, приборов, узлов и агрегатов. Рассмотрим основные термины и определения.

Деталь – отдельная неделимая часть машины.

Узел – часть машины (агрегата) состоящая из нескольких связанных между собой деталей.

Агрегат – механическое соединение в одно целое нескольких однородных или разнородных частей выполняющих определенную функцию.

Прибор – специальное устройство (аппарат) для произведения какой-либо самостоятельной работы.

В зависимости от назначения и рода выполняемой работы все части трактора возможно разделить на отдельные составляющие по группам:

1) несущая система (остов);

4) ходовая часть;

5) механизмы управления;

6) системы агрегатирования;

7) вспомогательное оборудование.

Такое понятие как остов трактора и соответствующая классификация было рассмотрено в предыдущем параграфе.

Двигатель – это источник механической работы.

Трансмиссия – совокупность механизмов и агрегатов (муфта сцепления, соединительный вал, коробка передач, планетарные механизмы, главная и конечные передачи, дифференциал, коробка отбора мощности), предназначенных для передачи потока мощности, развиваемого двигателем, к ведущим колесам либо гусеничному движителю трактора. Трансмиссия выполняет согласование режима работы двигателя с эксплуатационными условиям движения колесной машины.

Сцепление – механизм, предназначенный для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, а также для и плавного их соединения при трогании машины с места и при переключении передач. Муфта сцепления имеет в своей конструкции демпфер крутильных колебаний, позволяющий снизить пагубной влияние динамических нагрузок в трансмиссии (аналогичную функцию также выполняет пневматических шина колесного трактора).

Коробка передач – служит для изменения крутящего момента на ведущих колесах автомобиля, длительного разъединения двигателя и трансмиссии и получения заднего хода.

Главная передача – служит для увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам.

Полуоси – передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам.


1 – остов; 2 – двигатель; 3 – муфта сцепления; 4 – коробка передач; 5 – дифференциал; 6 – главная передача; 7 – ходовая часть; 8 – кронштейны для размещения систем агрегатирования; 9 – вспомогательное оборудование (кабина); 10 – коробка отбора мощности.

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения ведущих колес (или звездочек гусеничного движителя) в поступательное движение трактора. Кроме движителя в нее входят управляемые колеса, некоторые тракторы оснащены подвеской, предназначенной для уменьшения амплитуды и частоты колебаний, возникающих при движении машины по неровностям.

Механизмы управления – служат для изменения направления и скорости движения трактора. К данным механизмам относят рулевое управление и тормозную систему.

Рекомендовано методической комиссией агробиологического факультета. Протокол № 9 от 22 мая 2017 г.

кандидаты технических наук, доценты

А. Н. Чайчиц , А. К. Дубовский , Я. У. Яроцкий ;

старший преподаватель В. С. Петрусенко

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент В. П. Дуктов

Сельскохозяйственные машины : методические указания

С29 по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / А. Н. Чайчиц [и др.]. – Горки : БГСХА, 2018. – 72 с.

Приведены общие указания по изучению дисциплины, по выполнению контрольной работы, краткое содержание отдельных тем дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение, примерный перечень вопросов для контрольной работы и список рекомендуемой литературы.

Для студентов, обучающихся по специальности 1-74 02 01 Агрономия.

Основным методом освоения дисциплины студентами-заочниками является самостоятельная работа над учебным материалом, который необходимо изучать в непосредственной связи с задачами, стоящими перед сельскохозяйственным производством.

Студент при изучении дисциплины должен ознакомиться с содержанием каждой темы, изучить учебный материал по рекомендуемым литературным источникам и кратко его законспектировать. При этом следует иметь в виду, что в период лабораторно-экзаменационной сессии на лекциях и лабораторных занятиях освещаются только наиболее сложные вопросы дисциплины. Самостоятельная работа студентов в межсессионный период завершается выполнением контрольной работы.

Если при изучении того или иного раздела у студента возникнут затруднения в понимании материала или вопросы, на которые нет достаточных разъяснений в литературе, то ему следует обратиться на кафедру сельскохозяйственных машин за консультацией.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клочков, А. В. Сельскохозяйственные машины / А. В. Клочков, Н. В. Чайчиц, В. П. Буяшов. – Минск : Ураджай, 1997. – 494 с.

2. Клочков, А. В. Устройство сельскохозяйственных машин : учеб. пособие / А. В. Клочков, П. М. Новицкий. – Минск : РИПО, 2016. – 431 с.

3. Практикум по сельскохозяйственным машинам / И. Р. Размыслович [и др.]. – Минск : Ураджай, 1997. – 528 с.

4. Курилович, К. К. Машины для посева и посадки сельскохозяйственных культур : пособие / К. К. Курилович. – Горки : БСХА, 1999. – 100 с.

5. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины / Г. Е. Листопад [и др.]; под общ. ред. Г. Е. Листопада. – М. : Агропромиздат, 1986. – 688 с.

6. Карпенко, А. Н. Сельскохозяйственные машины / А. Н. Карпенко, В. М. Ха-

ланский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Агропромиздат, 1989. – 527 с.

7. Короткевич, А. В. Технологии и машины для заготовки кормов из трав и силосных культур : учеб. пособие / А. В. Короткевич. – Минск : Ураджай, 1991. – 383 с.

1. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение курса следует начинать с уяснения задач, стоящих в области механизации сельского хозяйства и перед агрономической службой.

Современные сельскохозяйственные машины представляют собой сложные технические системы, поэтому при их изучении студенты должны использовать системный подход, при котором необходимо учитывать взаимодействие рабочих органов с обрабатываемым материалом, взаимосвязь различных элементов машины, влияние состояния технической системы на показатели ее эффективного функционирования в конкретных условиях. Вследствие этого изучение каждого раздела целесообразно выполнять в приведенной ниже последовательности.

1. Классификация машин для выполнения основных технологических процессов (вспашка, посев, внесение удобрений и др.).

2. Технологические свойства среды или материала (почвы, удобрений, семян и др.), оказывающие основное влияние на выполнение данного процесса; агротехнические требования к качеству выполнения

3. Технологические схемы машин, на которых условными обозначениями изображены только рабочие органы (агроном за схемой должен видеть машину).

4. Технологические процессы, осуществляемые основными группами машин, закономерности взаимодействия рабочих органов с обрабатываемой средой (материалом), влияние их параметров на показатели качества.

5. Устройство машин, орудий и их рабочих органов, работа машин.

6. Выбор основных регулируемых параметров машин, настройка их на качественную работу, контроль качества.

7. Тенденции развития средств механизации.

Все перечисленные вопросы являются необходимыми элементами знаний студента, но особое внимание следует обратить на шестой пункт (регулируемые параметры). Это связано с тем, что качество выполнения машиной технологического процесса в первую очередь определяется технически грамотным выбором значений регулируемых параметров и режима работы машины в зависимости от конкретных условий, а также правильной настройкой ее на выбранный режим работы.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом студенты с полным сроком обучения выполняют контрольную работу на 3-м курсе (4-й семестр), студенты с сокращенным сроком обучения – на 2-м курсе (3-й семестр).

Контрольная работа проводится в виде аудиторной контрольной работы (АКР). На установочных занятиях студентам выдается задание

Письменная АКР зачитывается, если не менее 75 % объема ее выполнено правильно. Результаты АКР заносятся в ведомость, один экземпляр которой остается на кафедре, а другой возвращается в деканат.

Если работа окажется не зачтенной, студенты имеют право переписать АКР, но не позднее начала сдачи экзаменов. Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче экзамена (зачета) не допускаются.

Контрольная работа для студентов с полным и сокращенным сроком обучения выполняется по машинам для обработки почвы; машинам для внесения удобрений; посевным и посадочным машинам; машинам для химической защиты растений; машинам для уборки и переработки урожая (зерноуборочные, зерноочистительно-сушильные, кормоуборочные, льноуборочные, корнеклубнеуборочные). Примерный перечень вопросов для контрольной работы представлен в приложении.

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Т е м а 1. Машины и орудия для основной обработки почвы

Наиболее глубокая обработка почвы, предшествующая всем другим видам обработки, называется основной . Для ее выполнения применяются плуги. По конструкции корпусов различают плуги лемешные, дисковые, чизельные, ротационные и комбинированные. Лемешные плуги наиболее распространены, дисковые используют для вспашки тяжелых почв и при лесовосстановительных работах, ротационные и комбинированные – в зависимости от условий и требований агротехники.

Лемешные плуги подразделяют на плуги общего назначения для вспашки старопахотных земель и специальные (кустарниково-болот- ные, плантажные, садовые, виноградниковые, лесные и ярусные).

По способу агрегатирования плуги подразделяют на прицепные, полунавесные и навесные, а по технологическому процессу – на плуги для свально-развальной и гладкой вспашки. Последние снабжены право- и левооборачивающими корпусами, попеременно включаемыми в работу, и не образуют свальных гребней и разъемных борозд.

В Республике Беларусь для основной обработки почвы наряду с лемешно-отвальными плугами применяются чизельные орудия – плу-

ги, культиваторы или глубокорыхлители. Чизельные плуги используются для рыхления почвы и уничтожения плужной подошвы. Чизельные культиваторы эффективны на предпосевной подготовке почвы, при обработке полей после пропашных культур. Глубокое рыхление и

щелевание почвы − эффективные агромелиоративные приемы, улучшающие водно-физические свойства слабоводопроницаемых почв.

Рабочие органы лемешно-отвального плуга. Основными рабо-

чими органами лемешно-отвального плуга являются: корпус, предплужник или углосним, дисковый или черенковый нож, почвоуглубитель.

Корпус − основной рабочий орган лемешно-отвальных плугов. По конструкции различают корпуса (рис. 1) отвальные, безотвальные, вырезные, с почвоуглубителем, с выдвижным долотом, дисковые, комбинированные, с пластинчатым отвалом. Основные части отвального корпуса – лемех, отвал, стойка, полевая доска (боковина), баш-

мак. Лемех и отвал − рабочие, а полевая доска, башмак и стойка − вспомогательные части корпуса. По геометрии рабочей поверхности отвальные корпуса подразделяются на цилиндрические, культурные, полувинтовые и винтовые, обеспечивающие различную степень крошения и оборота пласта.

Предплужник срезает верхний задернелый слой почвы со стороны

ширины захвата кор-

пуса, и сбрасывает его на дно

борозды для лучшей заделки.

Углосним устанавливают на

почв, засоренных камнями. Он

плужника, но срезает только

угол пласта во время движения

Рис. 1. Типы корпусовлемешно-отвального

плуга: а – культурный; б – полувинтовой;

к грядилю корпуса так, что его

в – безотвальный; г – вырезной;

нижняя угловая кромка плотно

д – с пластинчатым отвалом;

1 и 9 – лемеха; 2 – отвал; 3 – стойка;

прилегает к поверхности отва-

4 – перо отвала; 5 – полевая доска;

6 – грудь отвала; 7 – щиток;

Нож плуга разрезает почву

8 – уширитель; 10 – пластины

в вертикальной плоскости по линии отделения пласта от массива и способствует лучшему обороту пласта, заделке растительных остатков, обеспечивает устойчивый ход плуга и равномерность глубины вспашки. Различают ножи дисковые, черенковые и плоские с опорной лыжей.

Дисковые ножи применяют на плугах общего назначения и кустар- никово-болотных для вспашки почв, не засоренных корнями деревьев и камнями.

Почвоуглубитель представляет собой рыхлительную лапу, установленную сзади корпуса и ниже лемеха, рыхлит дно вскрытой корпусом борозды, что исключает перемешивание пахотного слоя с подпахотным.

Подготовка навесного лемешно-отвального плуга к работе.

Подготовка плуга к работе включает проверку креплений, расстановку рабочих органов на раме и установку на заданную глубину вспашки. Предплужник 2 и дисковый нож 3 относительно основного корпуса 1 (рис. 2) устанавливаются таким образом, чтобы расстояние между носком лемеха предплужника и носком лемеха корпуса находилось в пределах 250…350 мм, а полевой обрез предплужника выступал за поле-

вой обрез корпуса на 10…30 мм в сторону непаханого поля.

располагают так, что-

бы его центр нахо-

пределах до 120 мм, а

лезвие диска находи-

лось ниже лезвия ле-

на 20…30 мм. Плос-

Рис. 2. Схема расстановки рабочих органов плуга:

кость вращения диска

1 – корпус; 2 – предплужник; 3 – дисковый нож;

должна быть смещена

4 – рама; 5 – хомут; 6 – державка

в сторону невспахан-

ного поля от полевого обреза предплужника на 10…15 мм. Глубину хода предплужника устанавливают равной 10…12 см. Для этого в стойке предплужника сделаны углубления, которые совмещают с цилиндрическим выступом державки 6 и зажимают хомутом 5 .

Глубина вспашки регулируется винтовым механизмом на опорном

колесе плуга и предварительно устанавливается на ровной площадке. Вначале устанавливается необходимая колея задних и передних колес трактора. Затем плуг навешивается на трактор, устанавливается на площадку и переводится в рабочее положение. В зависимости от способа движения под все (при движении по невспаханному полю) или только под левые колеса (при движении правыми колесами по борозде) трактора и под опорное колесо плуга подкладывают бруски высотой, равной глубине вспашки, уменьшенной на 2. 3 см (величина погружения колес в почву).

Опустив плуг на площадку, винтовым механизмом опорного колеса, центральной тягой и раскосами навески трактора устанавливают раму плуга в горизонтальное положение и добиваются касания всеми корпусами поверхности площадки. При правильной установке плуга носки долотообразных лемехов всех корпусов должны касаться опорной площадки, а пятки лемехов находиться на высоте 10 мм. Трапецеидальные лемеха должны касаться площадки всей длиной лезвия. Перекос рамы в продольной плоскости устраняют верхней центральной тягой, а перекос в поперечной плоскости – правым раскосом навески.

Для облегчения установки глубины вспашки в поле на винтовых механизмах опорного колеса, центральной тяге и правом раскосе механизма навески делают метки.

В поле во время прохода первой борозды винтовым механизмом опорного колеса устанавливают задний корпус на заданную глубину, а передний – на половину заданной глубины. После двух-трех проходов приступают к окончательной регулировке глубины вспашки по меткам на винтовых механизмах.

Т е м а 2. Машины и орудия для дополнительной обработки почвы

Дополнительная обработка почвы выполняется перед посевом, в процессе или после посева. Обработка на глубину до 8 см называется поверхностной, на глубину 8…16 см – мелкой. К основным приемам дополнительной обработки относятся: лущение, боронование, культивация, прикатывание. С помощью этих приемов производят заделку удобрений, пожнивных и растительных остатков, уничтожают сорняки, создают оптимальные условия для прорастания семян, роста и развития растений.

Основными орудиями для дополнительной обработки почвы являются лущильники, бороны, культиваторы, катки. Каждое из этих ору-

дий имеет специфические рабочие органы, рациональное сочетание которых позволяет создавать комбинированные почвообрабатывающие агрегаты.

Лущильники. Лущение – это мелкое рыхление стерни с частичным оборотом пласта сразу после уборки зерновых с целью закрытия влаги и провоцирования семян сорняков к прорастанию с последующей их запашкой лемешно-отвальным плугом. Лущение является важным агротехническим приемом борьбы с сорняками.

Промышленность выпускает гидрофицированные дисковые лущильники с шириной захвата от 5 до 20 м (ЛДГ-5, ЛДГ-10, ЛДГ-15, ЛДГ-20) и лемешные лущильники (ПЛ-5-25, ППЛ-10-25). Рабочими органами дисковых лущильников являются сферические диски диаметром 450 мм. Их собирают батареями по 9. 10 дисков. Батареи устанавливают в работе под углом атаки 15. 35° (угол между плоскостью вращения диска и направлением движения орудия).

Глубину обработки регулируют изменением угла атаки дисков, креплением рамок секций к понизителям и сжатием пружин на штангах. Для увеличения глубины обработки ушки рамок секций крепят в нижних отверстиях понизителей, сжимают пружины на штангах и увеличивают угол атаки дисков. Угол атаки дисков можно устанавливать на 15, 20, 30, 35° с помощью раздвижных тяг и подвижных брусьев секций.

Рабочими органами лемешных лущильников являются отвальные корпуса с шириной захвата 25 см. Устройство и регулировки лемешных лущильников аналогичны устройству и регулировкам лемешноотвального плуга.

Бороны. Боронование – это поверхностная обработка почвы, обеспечивающая ее рыхление, крошение, перемешивание и выравнивание, а также уничтожение всходов сорняков. Для боронования применяют-

ся бороны зубовые, дисковые, ротационные.

Рабочим органом зубовых борон является зуб. По способу крепления рабочих органов зубовые бороны подразделяются: на зигзагооб-

разные, шлейф-бороны, сетчатые, луговые, пружинные.

Программное содержание: Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике и ее роли на различных этапах сельского труда. Активизировать мышление, развивать сообразительность, память. Расширять словарный запас детей.

Материал: компьютерная презентация, картинки и пазлы для дидактических игр.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, на прошлом занятии мы с вами говорили о хлебе.

Давайте вспомним, из чего пекут хлеб?

Откуда берется мука?

Из чего ее делают?

А где выращивают зерно? (ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о сельскохозяйственном транспорте, с помощью которого труженики села выращивают на полях богатый урожай.

(Стук в дверь, приходит почтальон и приносит письмо)

Воспитатель: Дети, нам прислали письмо из деревни Простоквашино. Написали его знакомые вам герои из мультфильма. Что же они нам написали в письме? Давайте откроем его и прочитаем. (Открывает письмо, читает)

Самый главный в этом парке инженер-механик Василий Иванович. Он рассказал нам очень много интересного о сельскохозяйственном транспорте.

Хотим загадать вам загадку. Отгадайте о каком сельскохозяйственном транспорте идет речь.

«Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А трактора, дети, бывают разного вида. Трактор, у которого колеса, как у автомобиля, называется трактором на колесном ходу. Если у трактора, вместо колес гусеницы, то его называют гусеничным.

Ну, а теперь еще одна загадка.

Дети, как вы думаете, какие машины кроме трактора и комбайна помогают труженикам села? (ответы детей)

Воспитатель: А дядя Федор, Шарик и Матроскин прислали нам загадку об этом транспорте.

«Что за конь такой?

Не ест, не пьет, груз большой везет.

Сельскохозяйственный транспорт очень помогает труженикам села в их нелегком труде.

У каждой машины

С утра на работу.

Этот трактор пашет. У плуга есть острые ножи. Ими плуг режет землю пластами.

Этот трактор боронует. Борона пласты разравнивает, делает землю мягкой.

Этот трактор сеет зерно. С помощью сеялки зерно попадает в землю.

Этот трактор вносит удобрение, чтобы вырос хороший урожай.

Еще трактора могут возить тяжелые грузы.

Дети, а как вы думаете, как называют человека, который работает на тракторе? (ответы детей)

Воспитатель читает дальше письмо.

Рожь наливается зерном

И солнечным, погожим днем

В поля идут комбайны…

Комбайн жнет, молотит, сгребает солому, а управляет этой сложной машиной человек, которого называют. (ответы детей)

Грузовики спешат, гудят-

Везут с полей пшеницу.

Колхозный урожай богат,

Мы можем им гордиться!

Рядом с комбайном едет грузовая машина. В машину плотной желтой струей сыплется зерно. Затем шофер увозит зерно на зерноток. Грузовые машины помогают труженикам села и возят не только зерно, но и разные грузы.

Воспитатель: На этом письмо из Простоквашино заканчивается. Дядя Федор, Шарик и Матроскин надеются, что вы узнали много нового и полезного из их письма.

А теперь, давайте отложим письмо в сторонку и немножко отдохнем.

Физкультурная минутка (повторяем 2 раза).

Улицей широкой, гулкой (руки в стороны поочередно)

Все идем мы на прогулку. (ходьба на месте)

Впечатлений очень много (повороты головы, руки на поясе)

Будет радостной дорога. (хлопаем)

Воспитатель: Дети, дядя Федор прислал в письме для вас задания. Для этого вам нужно пройти за ваши столы. (Дети проходят за свои столы. Воспитатель раздает на каждый стол карточку с заданием)

Воспитатель: Следующее задание для вас еще труднее. Нужно будет сложить картинку из разрезанных частей. (Воспитатель раздает на каждый стол разрезанные карточки с изображением сельскохозяйственного транспорта)

Воспитатель: В письме есть еще интересные раскраски из жизни села и сельского хозяйства. Предлагаю вам раскрасить их. А на следующем занятии мы напишем письмо и отправим его вместе с вашими рисунками в деревню Простоквашино. (Дети выбирают раскраски по желанию и раскрашивают).

Читайте также: