Роль институтов гражданского общества и церкви в современном мире конспект

Обновлено: 06.07.2024

Гражданское общество – это социальное пространство, где люди на добровольной основе объединяются в организации, центры, которые создаются не государством, а самими гражданами.

Русская православная церковь является добровольным объединением верующих, а значит входит в гражданское общество как институт. Роль церкви в истории нашего государства огромна. За этот долгий период она определила гражданское самосознание и плюрализм.

В 1990е годы, после прекращения политики государственного атеизма, возникает быстрый рост церковных общин, которые не были организованы и спонсированы государством. Они появились лишь благодаря инициативе граждан. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что церковь является институтом гражданского общества, добавляя к ней такие качества как удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов; добровольное членство; равный доступ к информации, идеологии; большой удельный вес в обществе среднего класса; самоуправляемость.

Церковь существует так же за счет прихожан, они покупают свечи и другие церковные принадлежности, совершают пожертвования, тем самым формируя ее бюджет, добровольно занимаются уборкой помещения и приготовление обеда в трапезной. По сути это большая семья - все доверяют и помогают друг другу, действуют слаженно и согласовано.

Таким образом, Русская Православная Церковь является неотъемлемым и наиболее важным институтом нашего общества.

Очевидно институты гражданского общества – не только сообщества граждан, организованных для защиты своих общих интересов за пределами государства. Ресурсы гражданского общества – важнейшее условие общественного развития. А ртикулируя запросы различных групп населения к государственной власти, институты гражданского общества оказывают все более заметное влияние на формирование политической повестки дня. Какое место в современном обществе занимает церковь, каковы возможности ее влияния как института гражданского общества на политические процессы, происходящие в нем?

Становление концепции гражданского общества

Во время падения Рима Августин разработал теорию контраста между

Гражданство и гражданское общество

В общих чертах можно выделить две проекции понимания гражданства: как подданство и как участие. В отношении подданства, гражданство представляет собой юридические отношения между властью и индивидом, находящимся под ее защитой и юрисдикцией. Соответственно, быть гражданином означает обладать и использовать права, предоставляемые государством, а также нести установленные обязанности перед ним.

В ракурсе понимания гражданства как участия, первый план выводятся политические отношения. Здесь быть гражданином означает причастность к тому или иному политическому сообществу и, соответственно, иметь право участия в его жизни. Отсюда, те или иные институты гражданского общества в разной степени участвуют в политической жизни общества, к примеру спорт, во время международных соревнований – как фактор национального единства, индикатор социальной политики государства, кинематограф и театр – как ресурсы национального самосознания, экранизируя и сценируя эпические события национальной истории.

Церковь как институт гражданского общества в ЕС и США

Церковь как ассоциация, формирующаяся на основе добровольного волеизъявления людей, в качестве института гражданского общества присутствует в политической жизни современного общества в разных ипостасях.

В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Программы политических партий, законы, музеи, больницы, школы, общественные объединения и даже коммерческие предприятия создаются людьми, у которых есть представление о высшем благе, и они претендуют на наши, общие социальные ресурсы чтобы воплотить продукты своей деятельности в жизнь. И церковь, выступая хранителем Священного Предания, институтом его передачи от поколения к поколению , образует духовное основание европейской культуры.

В чем же заключается роль церкви в реализации конституционных прав и свобод человека? Даже отделившись от государства, современная церковь отстаивает в своих отношениях с властью конституционное право верующих исповедовать свои религиозные убеждения и влиять на жизнь общества. Более того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от его отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности.

Европейские церковно-государственные отношения на протяжении последнего столетия утверждали главенство политических элит над клерикальными элитами, а общественные институты церкви – школы, духовенство и благотворительность – становились вспомогательными для расширения возможностей государства.

Светские государства, предоставляют прямые или косвенные субсидии учреждениям, связанным с признанными конфессиями, например, религиозным школам или социальным и медицинским службам. В Германии протестантская и Римско-Католическая церкви, а также иудаизм, но не ислам, имеют право на федерально собираемые церковные налоги и право управлять субсидируемыми государством религиозными социальными службами и больницами.

Финансирование религиозных учебных заведений, обучение христианского духовенства на богословских факультетах государственных университетов, а также финансируемые государством христианские социальные и медицинские услуги являются примерами проникновения государства в общественные институты национальных церквей и сопутствующей роли церкви в регулировании жизни
граждан. Социал-демократические движения XX века существенно не
изменили государственно-церковных отношений. Вместо этого они заключили мир с религией, используя государство для контроля над сектантством.

Религия является источником, а церковь хранительницей не только личной веры, но и коллективной идентичности . Религиозное большинство склонно рассматривать свою веру как общественную "этику", в то время как религиозные меньшинства рассматривают свою веру как этническую принадлежность.

Очевидно, в калейдоскопе институтов гражданского общества, церковь как основной хранитель консервативных ценностей является своеобразным

мостом между частным и общим, ключевым институтом, обеспечивающим

Каналами влияния церкви, как хранительницы Предания, на политические процессы в Западной и Восточной Европе являются международные христианско-демократические организации, к примеру, Европейское христианское политическое движение — европартия, объединяющая национальные партии стран-членов Европейского союза, которые разделяют идеологию христианской демократии. Влияние христианских ценностей, соответственно, церкви как института гражданского общества, осуществляется по каналам многочисленных национальных партий, в названии и программах которых присутствует христианская символика и христианские ценности. В современной Европе таковых более ста.

Несмотря на то, что в духовном плане Европа фрагментирована в связи

с миграционными потоками, религиозный консерватизм в Европе переживает

возрождение. Страх перед вторжением иных религиозных традиций и ценностей, похоже, возрождает общинное представление и политический дискурс о христианской Европе, практически полностью отсутствовавшие в последние 50 лет.

Русская Православная Церковь как институт гражданского общества в политическом процессе России

Следует признать, что основные механизмы решения актуальных проблем развития России, естественно и тех, которые находятся в поле зрения институтов гражданского общества, определяются президентом, законодательными и исполнительными органами власти. Соответственно, лоббировать принятие тех или иных решений органами власти способны лишь те институты гражданского общества, которые, во-первых, имеют и официально декларируют свою позицию по ключевым проблемам, связанным с цивильными, политическими и социальными правами граждан, во-вторых, в силу своего особого социального статуса оказывают прямое или косвенное влияние на политический процесс. Таким институтом гражданского общества в современной России является Русская Православная Церковь.

Став историческим фактором объединения территорий в единое государство, Русская Православная Церковь в эпоху глобализации выступает символом самобытности страны, критически необходимым для национального самосознания и государственной идентичности.

Таким образом в ракурсе гражданства как причастности к политическому сообществу и участия в его жизни, роль и место церкви как института гражданского общества в пространстве политических отношений определяется следующими факторами.

– Власть, как социальный феномен, находящаяся вне общественного

– В гражданском обществе, являющимся общественно-политическим

– Ц ерковь есть институт гражданского общества, призванный стоять на страже общественного интереса. В политическом пространстве статус церкви определяется через ограничения, которые налагаются ею, посредством воздействия на общественное мнение, на те силы в обществе, которые хотят использовать власть в узкокорпоративных целях, несовместимых с интересами общества.

– Церковь, как институт гражданского общества, находится не только в сотрудничестве, но и в оппозиции к действующей власти, всегда нуждающейся в легитимации и вынужденной иметь дело не с легитимированным источником своего могущества – с самодостаточной силой, в качестве которой выступает церковь.

– Церковь, как организация, оказывающая в своей приходской службе духовные услуги конкретным людям и являющаяся опорой консервативной идеологии, выполняет роль связующего звена между частными и общими интересами, служит институтом гражданского общества, обеспечивающим социальную интеграцию.

– Церковь является хранительницей не только личной веры, но и коллективной идентичности . Религиозное большинство склонно рассматривать свою веру как общественную "этику", в то время как религиозные меньшинства рассматривают свою веру как этническую принадлежность.

Духовной основой, конституирующей российское гражданство, формирующей гражданина, живущего интересами национального государства, и в тоже время, отвечающей классическим признакам гражданского общества, является Русская Православная Церковь .

Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.

Две трети россиян - 67%, называют себя верующими, православными. Других христиан - католиков и протестантов - среди респондентов не оказалось; ровно как и приверженцев иудаизма и буддизма. Мусульман, среди респондентов оказалось 6%,, а ещё 1%, по их словам, принадлежат другим религиям. Пятая часть - 21% к верующим себя не относят. Наконец, 5% затруднились охарактеризовать свою конфессиональную принадлежность.

Почти половина россиян - 47% считают, что православная церковь должна принимать большее участие в жизни общества, чем на настоящий момент - этот показатель на 8% выше, чем был в феврале 2000 года. Число респондентов, полагающих нынешнюю степень активности церкви оптимальной, осталось таким же 34% - тогда и 33% - сейчас, а мнение, что церкви следует уменьшить свою активность, стало гораздо менее популярным: в 2000 году его придерживались 16% респондентов, а в последнем опросе таких оказалось только 6%.

Конечно, говорить о каком-то духовно-нравственном подъеме, не приходится, но надежды, возлагаемые на нового Патриарха в этом отношении огромны.

Таким образом, гражданское общество, взятое в чистом виде, есть царство эгоистических интересов человека.

В приведенном ранее социологическом опросе было выявлено, что в России сейчас Православных и сочувствующих, а значит поддерживающих Православие, от 70-75%, подавляющее большинство.

Далее рассмотрим Христианские догматы по основным социальным вопросам:

«Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения. Жизнь отдельных христиан, влияет на общественную жизнь. Отсюда может встать вопрос: «Какими должны быть, с христианской точки зрения, государство, экономика, социальная структура, и могут ли они быть христианскими? Церковь не имеет догматических решений этих вопросов, и христианские мыслители решают их по-разному.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие[25];

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь;

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение;

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете;

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас;

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас;

Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку;

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад;

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними;

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят;

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают;

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же;

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым;

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам;

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый;

Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника;

Совершенно четко, дается понять какой общественный строй (общинный), необходимо воплощать в жизнь, для того, что бы общество существовало и развивалось бескризисно. Но для его воплощения необходимо отказаться от толпо-элитарной модели человеческого общества, что трудно представить в данный момент времени.

Коран изобилует высказываниями по поводу непосредственной организации жизни людей в ладу с Богом и друг с другом.


В статье рассматривается роль и место Pусской Православной Церкви в становлении гражданского общества. Показано, что реальная помощь Церкви видится в ее взаимодействии с институтами гражданского общества в том виде, в котором они существуют в нашей стране сегодня, и в социальной деятельности духовно-нравственного воспитания общества в различных сферах жизни государства.

Текст научной статьи

Читайте также: