Конспект по русскому языку 3 класс контрольный диктант по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

I Организационный момент

– Какие орфограммы, связанные с правописанием корней слов, вы знаете?

– Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с проверяемым безударным гласным в корне? (/. Поставить ударение в слове. 2. Выделить корень и определить без­ударный гласный. 3. Подобрать проверочное слово так,, чтобы этот гласный стоял под ударением.)

II Работа по теме урока

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для 3-го класса

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматическое задание

Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Контрольный диктант для 3-го класса

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички. II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3 . Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.Лимонный, походка, тюленёнок,

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Певчие птицы.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок : звенят

Грамматическое задание .

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Диктант «

1.Самоопределение к деятельности.

Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2.Постановка темы урока.

Запись числа, заголовка.

3. Знакомство с текстом диктанта.

(Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание)

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

4. Написание текста диктанта. Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Физкультминутка

5. Самопроверка.

Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.

6. Грамматические задания:

(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)

Задание: 1. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2. В 4 предложении подчеркнуть грам. Основу. 3. Выписать слова и подобрать проверочные слова: а) безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие – закрепить знания учащихся об имени существительном: повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных; закрепить умение правописания окончаний имен существительных.

Воспитывающие – воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.

Развивающие – способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; формирование внимательного и бережного отношения к мнению других людей; формирование познавательной потребности.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения;

Предметные: выделять морфологические признаки слов имени существительного, определять роль существительных в связном тексте.

Основные термины, определения, понятия урока – диктант, имя существительное.

Оборудование: тетради для проверочных работ, карточки с заданиями в 2 вариантах.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Воспитательный потенциал урока: воспитание ценностного отношения к культуре и языку родной страны.

Читайте также: