Конспект по русскому языку 10 класс греков

Обновлено: 02.07.2024

В каких случаях нужно использовать решебник по русскому языку за 10-11 класс Грекова

В старших классах у многих школьников появляется мотивация к обучению. Они понимают, что от результатов ЕГЭ и баллов в аттестате зависит очень многое. Кто-то хочет поступить учиться в престижный ВУЗ или просто получить возможность бесплатного обучения на бюджетном отделении.

Следует отметить, что русский язык является обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, поэтому изучать его нужно особенно старательно.

  • Большое внимание уделяйте объяснениям учителя. Если что-то осталось не ясно – попросите уделить время этому вопросу.
  • Ответственно относитесь к выполнению домашних заданий. Перед началом выполнения упражнения или другой работы изучите тему, на основании которой было задано задание.
  • Используйте готовые ответы только после выполнения домашнего задания.
  • При обнаружении ошибок вернитесь к ранее изученному материалу для его повтора.
  • Не стесняйтесь демонстрировать учителю свою заинтересованность в изучении предмета.

На нашем сайте можно найти решебник по русскому языку за 10-11 класс Греков

В их числе и решебник Грекова по русскому языку за 10-11 класс. Он создан коллективом авторов, которые имеют большой опыт в разработке различных методик преподавания в школе данного предмета.

Все ответы доступны в онлайн режиме. Все возможности сайта полностью бесплатны для посетителей. Вы можете зайти на него в любое время, используя ПК или смартфон. Теперь возможность проверить свои знания есть повсюду.

Уроки по русскому языку 10 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.4-е изд. - М.: 2011. - 368 с.

  • Все темы
  • Предисловие 3
  • § 1. Русский язык в современном мире 4
  • § 2. Стили и типы речи 5
  • § 3. Понятие о норме литературного языка. Типы норм . 17
  • ЛЕКСИКА
  • § 4. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления 22
  • § 5. Многозначные слова и их употребление 25
  • § 6. Тропы как выразительные средства языка 28
  • § 7. Омонимы и их употребление 33
  • § 8. Употребление синонимов и антонимов 35
  • § 9. Употребление стилистически ограниченной лексики . 42
  • § 10. Заимствованные слова и их употребление 47
  • § 11. Употребление устаревших слов и неологизмов . 52
  • § 12. Употребление фразеологизмов 57
  • § 13. Фигуры речи как выразительные средства языка . . 62
  • § 14. Словари русского языка 67
  • ОРФОЭПИЯ
  • § 15. Орфоэпические нормы русского языка 74
  • МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
  • § 16. Принципы русской орфографии 79
  • § 17. Употребление прописных букв 82
  • § 18. Употребление ъ для обозначения на письме мягкости согласных 85
  • § 19. Употребление ь для обозначения грамматических форм 86
  • § 20. Состав слова. Употребление однокоренных слов 88
  • § 21. Основные способы образования слов 93
  • § 22. Правописание гласных в корне слова 97
  • § 23. Правописание гласных после шипящих и ц 105
  • § 24. Правописание согласных в корне слова 110
  • § 25. Двойные согласные 113
  • § 26. Международные словообразовательные элементы . . 115
  • § 27. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 118
  • § 28. Правописание приставок пре- и при- 120
  • § 29. Сочетания согласных на стыке приставки и корня . 123
  • § 30. Употребление разделительных ъ и ь 124
  • § 31. Буквы ы и и после приставок 126
  • § 32. Буквы е vt о после шипящих и ц —
  • § 33. Общие правила правописания сложных слов . 128
  • § 34. Правила переноса слов 130
  • МОРФОЛОГИЯ
  • Самостоятельные части речи
  • Имя существительное 133
  • § 35. Род и число существительных —
  • § 36. Правописание и и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа 134
  • § 37. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода 137
  • § 38. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа 138
  • § 39. Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже 141
  • § 40. Правописание суффиксов имён существительных . . 142
  • § 41. Правописание сложных имён существительных . . . 148
  • Имя прилагательное 152
  • § 42. Употребление некоторых форм прилагательных . —
  • § 43. Правописание окончаний имён прилагательных . . . 153
  • § 44. Правописание суффиксов имён прилагательных . . . 156
  • § 45. Правописание сложных имён прилагательных . . . 163
  • Имя числительное 168
  • § 46. Правописание и употребление числительных . —
  • Местоимение 171
  • § 47. Особенности употребления местоимений —
  • § 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 173
  • Глагол 177
  • § 49. Спряжение глаголов —
  • § 50. Правописание глаголов 180
  • Причастие 191
  • § 51. Образование причастий —
  • § 52. Правописание суффиксов причастий 195
  • § 53. Краткие и полные страдательные причастия . 199
  • § 54. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях 200
  • Деепричастие 204
  • § 55. Значение и употребление деепричастий —
  • Наречие 209
  • § 56. Правописание наречий —
  • § 57. Правописание н и нн в словах разных частей речи . 220
  • Служебные части речи
  • Предлоги 223
  • § 58. Особенности употребления некоторых предлогов . . —
  • § 59. Правописание предлогов 226
  • Союзы 227
  • § 60. Правописание союзов 228
  • Частицы 231
  • § 61. Раздельное и дефисное написание частиц —
  • § 62. Правописание не со словами разных частей речи . . 232
  • § 63. Правописание частицы ни 239
  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
  • § 64. Основные принципы русской пунктуации 246
  • Простое предложение
  • § 65. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения . . . 249
  • § 66. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения 250
  • § 67. Тире между подлежащим и сказуемым 254
  • § 68. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим 255
  • Особенности употребления второстепенных членов предложения 258
  • § 69. Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием —
  • § 70. Управление при словах, близких по значению . —
  • § 71. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже 261
  • Предложения с однородными членами 262
  • § 72. Знаки препинания между однородными членами . . —
  • § 73. Однородные и неоднородные определения 268
  • § 74. Согласование в предложениях с однородными членами 270
  • Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения 272
  • § 75. Обособление определений 273
  • § 76. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными 277
  • § 77. Обособленные приложения и дополнения 279
  • § 78. Обособление обстоятельств 284
  • § 79. Уточняющие обстоятельства 290
  • § 80. Сравнительные обороты 292
  • Вводные слова, обращения и междометия . . . 295
  • § 81. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции 296
  • § 82. Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет 301
  • Сложное предложение
  • Сложносочинённое предложение 305
  • § 83. Знаки препинания в сложносочинённом предложении —
  • Сложноподчинённое предложение 311
  • § 84. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным 312
  • § 85. Синонимия сложноподчинённых предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами 316
  • § 86. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 318
  • § 87. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений 324
  • Бессоюзное сложное предложение 326
  • § 88. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении —
  • Сложные предложения с разными видами связи 330
  • § 89. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи —
  • Прямая и косвенная речь 334
  • § 90. Прямая речь —
  • § 91. Замена прямой речи косвенной 337
  • § 92. Знаки препинания при цитатах 341
  • Свод пунктуационных правил 345
  • Контрольно-обобщающие упражнения 358
  • Список условных сокращений 363


Урок русского языка в 10 классе "Текст. Признаки текста. Функционально-смысловые типы речи."

Уроки

Технологическая карта урока составлена для проведения урока в 10 классе (в нашем учебном заведении это обучающиеся 1 курса), к данной разработке прилагается презентация.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ , включающий 8 разделов:

1. пояснительную записку

2. учебно-тематический план

3. содержание тем учебного курса

4. календарно-тематический план

5. требования к уровню подготовки учащихся

6. перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (ресурсное обеспечение программы)

7. контроль уровня обучения учащихся (контрольно-измерительные материалы)

8. нормы оценки знаний.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помчь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_10_klass_grekov.doc 525.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Директор ГБОУ СОШ № 262

Заместитель директора по УР

______________ / С.Б. Вагунина

На заседании МО

учителей русского языка и литературы

от 30 августа 2013 г.

_____________ / М.Г. Лукосяк

2013 - 2014 учебный год

Ф. И.О. учителя Клюшкина Марина Петровна

Русский язык 10 класс (базовый уровень)

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Заключительный этап изучения русского языка на базовом уровне в школе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Важнейшей задачей курса является также совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

- расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

- существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- приобретение опыта исследовательской деятельности, проведение лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по бранному профилю;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости о определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственной речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию з различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов в 10 классе (2 часа в неделю) .

В I полугодии (16 учебных недель) — 32 часов.

Во II полугодии (19 учебных недель) — 38 часа.

Из них 12 часов на контрольные работы, 21 час на развитие речи.

В особый раздел также не выделены сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10 класса. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нем содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуация общения;

- интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;

- информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;

- организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

- воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

- способность к продуцированию текстов разных жанров;

- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

чтение и аудирование:

* умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

* способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

* адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение и письмо:

* умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

* умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.);

* владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;

* умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

- умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

- осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

В пособии представлены подробные поурочные разработки по русскому языку для 10 класса. В сценарии уроков кроме традиционных форм занятий включены занятия по подготовке к ЕГЭ. Приводятся задания, сформулированные в соответствии с последними демовариантами тестов ЕГЭ. Ко всем заданиям даны подробные комментарии. В конце пособия приведены тематические тесты, индивидуальные и комплексные задания, различные виды диктантов, словарик лингвистических и литературоведческих терминов, орфографический и орфоэпический словарик. Адресовано учителям старших классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований фе­дерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образо­вания базового уровня. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на ос­нове овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает уча­щимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, за­крепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, вла­деющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро­вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографи­ческие и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориен­тировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего норма­ми литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований фе­дерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образо­вания базового уровня. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федера­ции предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полно­го) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю).

В 10 классе отводится для проведения:

уроков развития речи - 3 часа;

контрольных работ - 4 часа.

Цели обучения:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оце­нивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и мо­делировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой дея­тельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятель­ности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками исполь­зования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуаль­ные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извле­кать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, само­оценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон­ ном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаи­модействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Элементы педагогических технологий

1) личностно-ориентированное обучение;

2) здоровьесберегающие технологии;

3) проблемное обучение;

6) блочно-модульная технология

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Введение 4 ч.+ 1 кр + 2рр

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография 1ч.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия 1 ч. (рр) Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование 7 ч.+1 кр

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Морфология. 17 ч.+2 к.р. : самостоятельные части речи(14 ч.), служебные части речи (3ч.)

Имя существительное 1 ч.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное 2 ч.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное 1 ч.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение 2 ч.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол 3 ч.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие 2 ч.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие 1 ч.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие 2 ч.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:

Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2012 г.

Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учи­тель, 2011.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Формы контроля

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее задание

Введение (4 часа)

Русский язык в современном мире

Урок усвоения новых знаний

Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка

Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста

Гласные в корне слова

Стили и типы речи

Урок развития речи

Типы речи. Культура работы с текстами разных типов, стилей

Отличительные признаки стилей речи. Создание текстов разных типов и стилей речи

Читайте также: