Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему весна

Обновлено: 06.07.2024

- Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных.

- Упражнять в умении подбирать слова - антонимы

- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

- Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне.

- Воспитывать у детей отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками.

Материалы и Оборудование: мольберт, иллюстрации по теме "Весна", разрезные картинки, солнышко, лучики, мячик, картинка медведя, предметные и сюжетные картинки.

(Дети входят в группу и встают полукругом.)

Воспитатель: Здравствуйте, Ребята, когда вы шли в детский сад вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей: хорошее, веселое и радостное.)

Воспитатель: Да, сегодня действительно радостный день.

Воспитатель: Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте вам прочту стихотворение, а вы ответите про что оно. Слушайте внимательно!

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла….

Воспитатель: Правильно ребята это весна, а как вы догадались, что это стихотворение о весне?

Воспитатель: Назовите признаки весны, которые говорятся в стихотворении, назовите весенние месяцы.

Воспитатель: А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе?

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне.)

Воспитатель: Какое время года на картинах изображено?

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.)

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце.) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, нам надо выполнить задания которое нам приготовило солнышко. Дети получают лучик из солнца.

Береза (какая?) - зеленая, кудрявая, стройная, тонкая, высокая.

Березы (какие?) – зеленые, кудрявые, с тройные, тонкие, высокие.

Мяч (какой)- резиновый, круглый, легкий, упругий, красный, красивый, большой.

Собака (какая?) - старая, молодая, большая, маленькая, злая, мохнатая, умная, веселая.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы называть наоборот.

- Зимой снег белый, а весной (серый)

- Зимой снег чистый, а весной (грязный)

- Зимой дни холодные, а весной (теплые)

- Зимой дни короткие, а весной (длинные)

- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

- Зимой небо серое, а весной (голубое)

- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

- Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.

3. Составление предложений по сюжетным картинкам.

В саду расцвел (большой красный мак).

На земле растет (молодая зеленая травка).

Мальчик повесил на дерево (большой деревянный скворечник).

Девочка живет в (большом каменном доме).

На ветке распустились (молодые зеленые листочки).

На столе стоит (красивая стеклянная ваза). И т.д.

Воспитатель: Давайте пойдем дальше и немножко разомнемся.

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василек

Медуница, кашка – клевер.

И направо, и налево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков.

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок.

Снова мы идем по лесу.

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

Воспитатель: Ребята смотрите, что вы видите? Какой красивый пейзаж.

Что такое пейзаж? (Это картина о природе.) Я раздам вам разрезные картинки, а вы составьте свой весенний пейзаж.

Дети делятся на 4 команды, и по команде начинают собирать из отдельных фрагментов картинку о весне, затем один из детей рассказывает, что изображено на картинке.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас получились предложения. Отправляемся дальше.

Воспитатель: Смотрите медведь, какой он? (грустный), давайте поможем ему закончить предложения. Может у него поднимется настроение. Поможем Мишке?

У лены широкая лента, а у Тани…(узкая).

Этот забор высокий, а этот…(низкий).

В ведре горячая вода, а в речке…(холодная).

Мальчик веселый, а девочка…(грустная).

Летом нужна летняя одежда, а зимой…(зимняя)

Бритва острая, а нож…(тупой)

Сумка легкая, а мешок…(тяжелый) И т.д.

Воспитатель: Молодцы помогли мишке, что-то солнце все равно не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу.

Белый-беленький (теплый, вкусный, сладкий, низкий, толстый, тонкий, умный).

Воспитатель: Все рано солнышко грустное давайте поиграем в игру, развеселим наше солнышко.

(В кругу с мячиком)

Заяц белый, а зайчонок…(беленький).

Платок синий, а платочек…(синенький).

Береза тонкая, а березка…(тоненькая).

Дом низкий, а домик…(низенький). и. т.д.

7. Составление рассказа о весне.

Воспитатель: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать сами.

Воспитатель: Какие у вас рассказы получились молодцы, получите еще лучик, смотрите, какое солнышко теперь веселое значит, мы выполнили все задания. Молодцы отправляемся в детский сад.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Составляли предложения и рассказы о весне?

Воспитатель: А чей рассказ вам понравился больше и почему?

Предварительная работа: Чтение художественной литературы; беседы о весне; рассматривание перелетных птиц.

Материалы: Мультимедийная презентация, магнитная доска, раскраски, фломастеры, письмо.

Ход занятия:

Станет радостно кругом.

Мы с вами снова вместе.

Приветствуем друг друга

Язычок у нас проснулся и потянулся (Упр. Иголочка)

Пошел чистить зубки…

Сначала почистил верхние зубки…

Потом нижние зубки.

Позавтракал язычок блинами (Упр. Блинчик)

Захотелось язычку посмотреть на солнышко,

И вышел он на улочку.

Посмотрел на лево…

Посмотрел на право…

Посмотрел на верх… посмотрел вниз.

Очень язычку понравилось и поскакал он на лошадке гулять.

Мы лепили куличи. (Лепить пирожок)

Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями)

Первый грач испек пирог, (Загибать пальчики по очереди на одной руке)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики на другой руке)

Выходи грачей считать.

-Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла конверт, что там находится, я не знаю. Я решила дождаться вас и посмотреть, от кого к нам письмо пришло.

А чтобы узнать от кого это письмо, нужно отгадать загадку.

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла. (Весна)

- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

- А какие месяцы Весна с собой привела?

- Назовите по порядку весенние месяцы?

- Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

- Днём стало пригревать солнце.

- Стало теплее, день стал длиннее.

- Снег потемнел, стал таять.

- Появились первые проталины.

- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Побежали, зазвенели ручьи.

- Возвращаются перелётные птицы.

-Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Чтобы помочь весне, побыстрее наступить, надо подобрать весенние слова. Весна – какая? (Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)

Н – р: день-весенний день. (солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение)

-Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

- Пришла весна, подул тёплый ветерок.

А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

• Зимой солнце морозит, а весной. греет,

• Зима ушла, а весна. пришла,

• Зима холодная, а весна. тёплая,

• Зимой сугробы высокие, а весной. низкие.

• Зимой снег чистый, а весной —.

• Зимой солнце тусклое, а весной —.

• Зимой дни холодные, а весной —.

• Зимой погода часто пасмурная, а весной —.

• Зимой заяц белый, а весной (серый)

• Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Молодцы. А сейчас нам предстоит выполнить очень трудное задание, что бы весна быстрее наступила.

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

• Весна наступила потому, что прилетели птицы.

• Солнце светит потому, что тает снег.

• Снег тает потому, что бегут ручьи.

• Тепло потому, что все ожило.

• Солнце вышло потому, что стало тепло.

• Солнце светит потому, что звенит капель

• Подснежник расцвела первыми.

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Очнулись деревья от зимнего сна. (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)

В апреле по лесу гуляет весна. (шагаем на месте)

В овраге ручьи шаловливо звенят. (ритмично хлопаем)

Какие птицы возвращаются к нам весной?

Назовите их (картинки).

Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

А вы знаете ребята, что в жизни животных происходят изменения весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Звуковой анализ слова

Давайте составим слово весна на доске.

- Ребята, давайте проведем звуковой анализ слова ВЕСНА

Какой первый звук в этом слове?

В - согласный, мягкий

С - согласный, твердый

Н - согласный, твердый

Сколько звуков в этом слове?

Итог: посмотрите на наш коллаж и скажите какое у вас настроение? А сейчас оцените себя (если у вас все получилось и вам понравилось, на нашем занятии-то возьмите веселое солнышко, а если у вас, были трудности-то грустное солнышко).

Прикреплённые файлы:


Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
Воспитатель: ребята! Давайте поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику

1. Мотивационная ситуация
Воспитатель: ребята! К нам в группу попало удивительное письмо (показ конверта с письмом).



Давайте узнаем, что в нем написано. Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только Зима. Помогите мне, доберитесь до замка Снежной Королевы. Если Вы выполните все задания, то я Весна – Красна смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Жду Вас! Для путешествия высылаю Вам карту из воздушных облачков. Они помогут Вам добраться до Ледяного Замка снежной Королевы. Весна – Красна.
Воспитатель: вот наша карта из воздушных облачков. Мы должны пройти длинный путь, чтобы помочь Весне – Красне


Воспитатель: ребята! Отправимся в путешествие, чтобы помочь Весне – Красне?
Дети: да!

Чистоговорки о Весне
Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы
Арт - арт- арт – наступил месяц март
Ход – ход – ход – на речке ледоход
Ты – ты – ты – не боятся морозов первоцветы
Це – це – це – весной греет теплое солнце
Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки



Ответы: груша, санки
Воспитатель: молодцы! Все составили слова по первым звукам. Получаете первую картинку.


Дети: с этой буквы начинается название времени года Весна. Она зелёного цвета, потому что Весной трава зеленеет, появляются первые цветы.



Примеры слов: поч – ки; вес - на; пти - цы; ле – до - ход; пе – ре – лёт; Мэр – ци – шор.
Воспитатель: молодцы! Получились прекрасные слова с признаками весны. Вы получаете вторую картинку.




Дети: весной снег тает, появляется много воды. Вода превращается в ручейки. Дети пускают по ручейкам кораблики.



Пример звукового анализа слова "Шапка": первый звук Ш- он вседа твёрдый, обозначаем синей фишкой, второй звук А он гласный, обозначаем красной фишкой, третий звук П - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, четвертый звук К - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, пятый звук А - гласный звук. обозначаем красной фишкой. В слове "Шапка" два слога, потому что два гласных звука - шап-ка.
Воспитатель: молодцы! Прекрасно выполнили звуковой анализ слов. Теперь у нас есть еще одна картинка


Дети: подснежник – это первый весенний цветок, который не боится морозов. Он появляется на проталинах в лесу или вырастает на клумбах.



Дети: весной появляется трава на клумбах и земле. Она ярко – зелёная.


Дети: весной деревья просыпаются от зимнего сна. На деревьях набухают почки. Потом из них вырастают листочки и цветочки.



Воспитатель: молодцы! Сколько знаете слов – признаков и слов – действий. Какие длинные предложения у Вас получились. Получаете две карточки.



Дети: ласточка – перелётная птица. Она улетает самая первая, а прилетает весной самая последняя. Блины пекут на праздник Масленицу. Праздник Мэрцишор празднуют в Приднестровье весной.
Воспитатель: соберем все картинки вместе. У нас получилась вот такая интересная картинка. Что на ней изображено?
Дети: на ней изображены признаки Весны, что происходит в природе Весной.
Воспитатель: какой картинки нам не хватает, чтобы можно было составить рассказ о Весне?
Дети: нам не хватает картинки с сердечком. Надо рассказать, почему мы любим Весну.



Воспитатель: теперь мы можем составить рассказ о Весне по мнемотаблице.
У каждого ребенка есть разрезанная на части мнемотаблица, они выбирают те картинки, которые хотят и составляют короткие рассказы о Весне. Один ребенок по мнемотаблице полностью рассказывает о Весне.


Рассказ ребёнка: наступила Весна. Весной солнце светит ярко. День становится длиннее, ночь короче. Весной снег растаял, появились ручейки. Дети пускают кораблики по ручейкам. На проталине выросли подснежники. Весной вырастает трава. Деревья проснулись от зимнего сна. На них появляются почки и потом вырастают листочки. Возвращаются перелётные птицы из теплых стран. Ласточка прилетает самой последней. Весной в Приднестровье отмечают Масленицу и Мэрцишор. Я люблю весну, потому что вокруг много цветов, можно много гулять на улице, есть много праздников и у меня радостное настроение.

Весна: ребята! Благодарю Вас, что Вы помогли мне и разрушили Ледяной Дворец Снежной Королевы. Я наблюдала, как Вы старались выполнить правила в играх, чтобы помочь мне. Спасибо Вам за помощь! Теперь мне пора приниматься за работу, украшать землю весенними цветами, дарить теплые дни детям и взрослым! До встречи!


3. Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?

4. Рефлексия
Воспитатель: У меня есть облачко и солнышко. Если Вам было сегодня интересно поучаствовать в нашем путешествии, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если Вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко.



Дети выбирают солнышко или облачко. Наше путешествие закончилось. Вы сегодня прекрасно играли в игры и помогли Весне – Красне. Солнышки и Облачка Вам на память о весеннем путешествии.
Спасибо за внимание!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающие: Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Учить составлять предложения, выражающие причину или цель действия. Учить детей пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки.

Развивающие.Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; подбирать соответствующие понятия, выраженные прилагательными. Развивать слуховое внимание, мышление. Развивать умение составлять звуковой анализ слов.

Воспитывающие. Воспитывать чувство любви к природе.

Словарная работа: проталина, ранняя весна, капель, водоворот.

Воспитатель : ( под спокойную музыку) Дети , отгадайте загадку .

Расстаял снег и мчатся прочь

С горы, перекликаясь, воды.

Длиннее день, короче ночь

Какое это время года? Габдулла Тукай.

Какое сейчас время года?

Как называется первый месяц весны?( второй, третий)

Какие праздники будут в марте? ( апреле, мае)

Как светит солнце? ( ответы детей, на доску выставляется картина солнца)

Что происходит со снегом ? ( выставляется картинка) Правильно, снег тает, образуя небольшие островки открытой земли, которые называются проталины. Повторите, проталины.

Март- начало весны. Время начала таяния снега называется ранней весной.

На дорогах много луж, талой воды.

Проведем фонетическую зарядку . Назовите слова , которые начинаются на звук В : весна, веснушка, весело, вода, водоворот, водяной, ведро, водоросль, водовоз, водоем, водоканал, водохранилище, и т.д.

Воспитатель :- Дети, а теперь внимательно посмотрите на эти картинки и расскажите о приходе весны.

Примерный рассказ . Солнце светит ярко. Дружно начал таять снег. С крыш домов свисают сосульки. От солнечного тепла они тают. Звенит веселая капель. На дорогах появились лужи и текут ручьи. Дети радостно пускают кораблики по ручейкам. Люди одели легкую одежду и обувь. В лесах появились проталины , где расцвели подснежники. От зимней спячки просыпаются звери : медведи, барсуки. На реках начался ледоход. Прилетели грачи, скворцы. Люди готовят скворечники для них. В садах , огородах, парках идет посадка деревьев, семян овощей и зелени. В мае расцветут деревья, весенние цветы.

Воспитатель : - Молодцы, дети ! Получился хороший и подробный рассказ о весне. Я тоже приготовила вам свой рассказ о весне. Послушайте внимательно и если будут ошибки, вы мне потом скажете. ( рассказывает)

Вот и наступила весна. Весело журчат лужи ( ручейки), с крыш капают сосульки- начался листопад ( капель). Дни становятся короче ( длиннее), а ночи длиннее ( короче). Возвращаются зимующие ( перелетные) птицы. Люди уже позаботились о воронах ( скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от летней ( зимней) спячки домашние ( дикие) животные: волки, кролики, медведи . На снегу расцвели первые осенние( весенние)

цветы- колокольчики.( подснежники).

( дети называют ошибки и исправляют текст).

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка..реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Воспитатель : - Кстати, мы с вами еще не играли в игру с капельками.

Капля раз, капля два ( медленные хлопки)

Капли медленно сперва : кап-кап-кап.

Стали капли поспевать, ( хлопки учащаются)

Капля каплю догонять : кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

От дождя себя укроем,

Зонтик поскорей раскроем. ( имитация раскрывания зонта)

( обращает внимание на картину с солнцем)

1.Скажите , дети, солнце бывает какое? ( яркое, теплое, ласковое, весеннее, лучистое, радостное, нежное блестящее, веселое, большое и т.д.) Вспомним заклички про солнышко.

Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись, Платье алое надень, подари нам новый день.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки, солнышко, солнышко, покажи колечки. Я колечки соберу, золоченые возьму , Покатаю, поиграю и тебе назад верну.

Солнышко наше, не хочешь ли каши? Загляни в окошко- дам тебе я ложку. Приходи ко мне, пока каша в казане- А ложка на базаре. ( дети повторяют с показом движения)

2. Скажите , каким бывает ручеек? ( выставляется картина) ( говорливый, быстрый, журчащий, звонкий, весенний, искрящийся, ласковый, бурный. И т.д.

Давайте посчитаем, сколько у нас ручьев.

1 ручей, 2- ручья, 3- ручья, 4 ручья, 5 ручьев, 6 ручьев, 7 ручьев, 7 ручьев, 8 ручьев,9 ручьев, 10 ручьев.

1 лужа, 2 лужи, 3 лужи, 4 лужи, 5 луж, 6 луж, 7 луж,8 луж, 9 луж, 10 луж.

1 сосулька, 2 сосульки,3 сосульки, и т.д.

Пахнуло весенним теплом и брызнули с неба лучи. И стало всё таять кругом, и зазвенели ручьи. Поток многоводный бурлит и ночи , и дни напролет. И, хвастая , так говорит бушующий водоворот: - Пробил я первым снега и вырвался на луга, И победил мороз и , значит, весну принес. – Нет,- возражает капель,- проснулась я раньше тебя, Серебряною стрелой пронзила я жесткий снег- Растаял он подо мной и вылился в русла рек. Послушав их разговор, пташка сказала одна: -Была бы зима до сих пор, коль не было бы меня. Со мной прилетела весна- я её принесла! Лишь в синем небе смеется над ними весеннее солнце. Не спорит оно- молчит в просторах бездонных высот И ласковые лучи обильно на землю льет.

Воспитатель:- Скажите, дети, о чем был спор в стихотворении? О каких приметах весны говорится в стихотворении ?Как вы думаете, что же всё-таки помогло прийти весне? Правильно, красно-солнышко. О весне мы еще будем говорить на других занятиях. А сегодня хочу вас поблагодарить за то, что вы много рассказали о весне, весело играли в игры.

Читайте также: