Конспект по произведению невский проспект

Обновлено: 06.07.2024

История создания

Жанр и направление

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Главные герои и их характеристика

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблемы

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.

Главная мысль

Чему учит?

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Критика

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология: проблемное обучение

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

1 Слово учителя.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

- Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

- Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

- Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

- Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

- Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

- Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

- Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою - поручику Пирогову.

- К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

- Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

- Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

- Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

- Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

- Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).


Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятелей), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик пытается завести роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощёным петербургским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

для самых нетерпеливых -

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

Композиция

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Композиция повести весьма традиционна и состоит из последовательных частей:

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся мир своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.

IV. Работа над темой урока

Примерные комментарии

Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама крепостного художника Василия Семёновича Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 г. приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи.

Отличительная черта художника — способность видеть Петербург не только в изысканных линиях его строгой архитектуры, но и в живой жизни шумных улиц, в криках разносчиков и фонарщиков, в движении разноликой толпы и экипажей.




Известно, что в 1836 г. Н. В. Гоголь послал эти изображения проспекта своей матери на Украину.

2. Объяснение учителя

Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.

4. Словарная работа (обращение к записи на доске)

• Каково лексическое значение представленных слов и выражений: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живёт на фуфу?

Анализ эпизода художественного произведения

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т. п. Но анализ эпизода — это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.

Необходимо:

• установить границы эпизода;
• определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей;
• проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
• рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
• проследить логику развития авторской мысли;
• отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода;
• показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность — замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!

Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что её формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше — и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез — то, во имя чего выполняется этот анализ: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

6. Анализ эпизода (аналитическая беседа)

• Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
• Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
• Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
• Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
• Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
• Какова функция этого эпизода во всей повести?

7. Обобщение учителя

Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект — парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Комментарий.

Каждая группа представляет свои варианты ответа, после чего происходит обобщение и подведение итогов. Учащиеся отмечают, что образ Невского проспекта разрастается и превращается в символический образ Петербурга, а Петербург — это зеркало, в котором отражается Россия.

VI. Домашнее задание

2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова.

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Читайте также: