Конспект по познавательной деятельности в младшей группе

Обновлено: 22.07.2024

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе.

Волшебная страна.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская.

Тип: интеллектуально – развивающая.

Образовательная область: познание.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Оборудование: картина с перепунанными цветами, домики с изображением гномов Глазастика, Ушастика, Рукастика; аудиозаписьзвуков леса, голосов домашних животных; карточки с изображением животных; волшебный мешочек; обруч, верёвочка, степы; клубок; коробка (почтовая посылка); корзинка с овощами и фруктами.

Активизация словаря: зрение, слух, ощущение, Глазастик, Ушастик, Рукастик.

Задачи :

- дать представление об органах чувств их роль в восприятии окружающего мира;

- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), тактильные, зрительные, слуховые ощущения, при проведении дидактических игр;

- формировать умение связно и понятно высказывать свои мысли;

- воспитывать активность, желание участвовать в процессе занятия;

- воспитывать доброжелательное и бережное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих;

- формировать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что то новое.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и передали в нашу группу. Вы хотите узнать что в ней? Давайте откроем?!

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, посмотрите, нам прислали клубочек, а вот и письмо. Сейчас мы с вами узнаем, кто прислал посылку и зачем нам клубок.

Мы живем в стране волшебной,

Приезжайте в гости к нам.

Встретим вас мы все душевно,

Будем очень рады вам.

А что бы вам найти дорогу,

Шлем клубочек вам в подмогу.

Это письмо прислали жители волшебной страны – гномы. Ну, как, ребята, примем их приглашение?

Дети: Да! Пойдем в гости

Воспитатель: Тогда я беру волшебный клубочек, пусть он покажет нам дорогу.

Мой клубочек шерстяной,

Он, ребята, не простой!

Приведёт, ребята, нас

Прямо в сказку, сей же час!

Вот мы и пришли, смотрите, нас встречает гномик. Как вы думаете как его зовут и почему?

Дети: Гномика зовут Глазастик, по тому что у него большие глаза!

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, что у него получается лучше всего?

Дети: Наверное он лучше всего видит!

Посмотрите, Глазастик нарисовал картины, на одной из которых нарисовал животных и допустил ошибку, а вот какую именно нам с вами нужно найти. Как вы думаете, что на этом рисунке не правильно?

Дети: Глазастик перепутал хвосты у животных.

Воспитатель: Правильно, молодцы! У кого чей хвост?

На столе около домика стоит корзина. Посмотрите, гномы собрали овощи и фрукты в корзину. Может, поможем гномам разобрать овощи и фрукты и разложим их в две корзины?

Дети выполняют задание.

Молодцы! Дети, Глазастик очень вами доволен. Скажите, а что помогало вам при выполнении задания? Какой орган чувств вам помог?

Дети: Наши глаза.

Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, для чего нам нужны глаза?

Дети: Что бы видеть всё вокруг: небо, солнце, маму, игрушки.

Воспитатель: Правильно. Без зрения мир был бы не полон для нашего восприятия. За глазами нужно ухаживать: каждое утро и вечер умываться, не прикасаться к ним грязными руками, беречь от острых и других опасных предметов, регулярно проверять зрение у доктора. Давай те же продолжим наше путешествие.

Дети проходят к следующему домику.

А вот и следующий домик.

Звучит аудиозапись звуков леса.

Как много здесь разных звуков! какие звуки вы услышали!

Дети: Птицы поют, деревья шелестят.

Воспитатель: Да, правильно. Ребята, здесь живет гномик Ушастик. Как вы думаете, почему его так зовут? (Рассматриваем гномика)

Дети: По тому что у него большие ушки!

Воспитатель: Верно! Как вы думаете, зачем ему такие большие уши?

Дети: Что бы хорошо слышать!

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте приготовимся, сядьте правильно и внимательно слушайте.

Поочерёдно звучат голоса домашних животных.

Дети, чей голос прозвучал?

Дети отвечают на вопросы воспитателя после прослушивания каждого голоса: коровы, кошки, собаки, петуха, свиньи и показывают картинку животного.

Как можно по другому назвать этих животных?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Что же, вы отлично справились! Я думаю, что Ушастику очень понравились ваши ответы. Какой орган чувств помогал вам в игре?

Дети: Уши, мы слушали голоса животных.

Воспитатель: Правильно, как вы думаете, для чего нам нужны уши?

Дети: Что бы всё слышать!

Воспитатель: Дети, помните, за ушами, тоже надо ухаживать: беречь от холода, инфекции, грязи. Кроме того, слух нужно регулярно проверять у доктора. Запомнили? Молодцы!

Физкультминутка.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули мы немножко

И отправимся в дорожку.

А наше путешествие продолжается. Давайте пройдём к следующему домику.

Ой, ребята, посмотрите, на этот домик. Как вы думаете, как же зовут гномика, который здесь живёт?

Ребята, гномика зовут Рукастик. А как вы думаете, что лучше всего он умеет делать?

Дети: Работать руками.

Воспитатель: Молодцы. Лучше всего у него получается выполнять работу руками. Посмотрите, гномик приготовил вам задание. Это чудесный мешочек. И сейчас, вы по очереди будите определять какие предметы в нём лежат. А за тем мы все вместе проверим, правильно вы описали и назвали предмет.

Дети выполняют задание.

Молодцы, Рукастик очень вами доволен.

Ребята, а с помощью чего вы выполнили это задание

Дети: При помощи рук.

Воспитатель: Правильно, нам помогли наши руки, наши ощущения, выполнить это задание. А для чего же ещё нам нужны руки?

Воспитатель: А нужно, ли за ними ухаживать? Беречь?

Дети, посмотрите, куда нас привёл наш волшебный клубочек . да это же гномики оставили вам подарок за правильно выполненные задания. Какая красивая шкатулочка! А что в ней, мы посмотрим, когда вернёмся в детский сад, ведь нам уже пора домой.

Звучит волшебная музыка. Дети иду за воспитателем.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось путешествие?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: И подарок мы привезли! Но, прежде, чем мы его раскроем, давайте вспомним где мы побывали?

Как звали гномов и что они умели делать лучше всех?

Для чего нам нужны глаза, уши и руки? Нужно ли за ними ухаживать?

Дети: что бы быть здоровыми.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь пора открыть подарок гномов. Дети, вы знаете, что гномы умеют находить под землёй сказочные богатства, они их охраняют, оберегают, в своих подземных кладовых. Так что же в нашем сундучке, как вы думаете?

Посмотрите, здесь золотые монеты. Они, наверное, волшебные. Они, оказывается шоколадные! И как их много! Настоящее сокровище! Угощайтесь! Приятного вам аппетита!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспекты занятий по Познавательное развитие первая мл. группа

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Материалы. Игрушечный зайчик, целая и тертая морковь. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку моркови на кухне ДОУ. Следует использовать морковь из свежего урожая.)

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Зайчик.) Давайте поздороваемся с Зайчиком.

Зайчик здоровается с детьми.

Воспитатель. А что же Зайчик принес? (Морковку.) Правильно, Зайчик принес морковку.

Зайчик. Морковка выросла в огороде, на грядке. Морковь растет в земле, поэтому ее очень трудно достать. Мне помогли вытащить морковку из земли мои друзья. Мы вместе тянули, тянули морковку из земли – еле-еле вытянули! Эту морковку я и принес вам. Посмотрите, какие у нее красивые зеленые листочки и длинненький оранжевый корешок. У моркови кушают корешок. Морковка вкусная и полезная, но очень твердая. У меня крепкие зубы, поэтому я могу грызть твердую морковку.

Зайчик дает детям (по очереди) рассмотреть и потрогать морковку.

Воспитатель. Ребята, морковка мягкая или твердая? (Твердая.) Правильно, морковка твердая. Она оранжевого цвета, а ее листочки – зеленые. По форме морковка похожа на длинную сосульку. Покажите, какая морковка длинненькая.

Дети показывают, разводя руки в стороны.

Зайчик. Ребята, а вы хотите попробовать морковку?

Воспитатель. Конечно, дети хотят попробовать твою морковку. Спасибо, Зайчик, ты очень добрый. Ребята, прежде чем кушать морковку, что нужно сделать? Правильно вымыть руки.

Дети идут мыть руки. Затем Зайчик предлагает им подойти к столу, на котором стоят розетки с тертой морковью и попробовать ее.

Воспитатель. Зайчик принес морковку, а повара на кухне натерли ее на терке, чтобы вам легче было жевать.

Зайчик. Ребята, вам понравилась морковка?

Дети благодарят Зайчика за вкусную морковь.

Зайчик. Кушайте на здоровье, морковь очень полезна для детей и взрослых, а еще для – зайчиков.

Зайчик прощается с детьми и уходит.

Программное содержание. Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

Материалы. Кукла Маша и одежда для нее.

Ход занятия

Занятие рекомендуется проводить на улице.

Воспитатель. Машенька, сейчас осень, поэтому на прогулку нужно одеваться теплее: сначала надеть колготки и штанишки, затем – сапожки, после этого – плащ, шапочку, шарфик. Если на небе есть тучи, то может пойти дождь, поэтому нужно взять зонтик. Осенью погода быстро меняется: утром может светить солнце, а потом пойдет дождь или подует ветер.

Далее воспитатель просит детей показать Маше деревья, растущие на участке и нарвать их. Если они затрудняются, называет деревья, которые растут на участке, и просит ребят повторить их названия (береза, клен, тополь).

Воспитатель. Ребята, покажите Маше, где у дерева ствол. (Дети показывают.) Машенька, посмотри, у всех деревьев крепкий, высокий ствол. На нем много веток, а на ветках много листьев.

Воспитатель. Осенью листья с деревьев опадают на землю. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. В теплую погоду, когда светит солнце, листочки тихо кружатся в воздухе и ложатся на землю. Покажите, как листочки кружатся в воздухе.

Дети кружатся на месте, изображая листочки.

Воспитатель. Дети, посмотрите под ноги. На земле и на траве много разноцветных листьев и поэтому на участке очень красиво.

Педагог предлагает детям походить по листочкам, послушать, как они шуршат под ногами, найти и принести листочки, которые им понравились.

Воспитатель. Покажите Машеньке какие у вас в руках красивые листочки. У Тани, Вани и Пети красные листочки, у Оли, Саши и Наташи зеленые листочки, у Артема, Маши и Сережи желтые листочки.

Дети вместе с воспитателем и куклой Машей произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:

Мы – листочки, мы – листочки, (Дети стоят кружком с листочками в руках.)
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками.)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок —
Мы присели все в кружок. (Дети приседают на корточки, поднимают листочки над головой.)

Ветер снова подул (Дети снова разбегаются, помахивая листочками.)
И листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил
И на землю опустил. (Дети подбрасывают листочки вверх, кружатся, приседают.)

Педагог просит детей собрать все листья в букет и подарить их Маше.

Кукла Маша благодарит ребят и вместе с ними возвращается после прогулки в группу.

Программное содержание. Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума.

Материалы. Аквариум с золотой рыбкой. Корм для рыб.

Ход занятия

Педагог приносит в групповую комнату аквариум с золотой рыбкой и приглашает детей подойти к аквариуму.

Воспитатель. Ребята, кто это? Правильно, это рыбка, она называется золотая. Рыбка живет в аквариуме и плавает в воде.

Педагог предлагает детям тихо, чтобы не напугать рыбку, понаблюдать за ней.

Воспитатель. Что есть у рыбки? (Ответы детей.) У рыбки есть туловище, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками. Есть ли у рыбки ноги? (Ответы детей.) Нет, у рыбки ног нет, поэтому она не может ходить. Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. Теперь я насыплю в воду немного корма, а вы внимательно посмотрите, будет ли рыбка есть. Как рыбка ест корм? (Ответы детей.) Рыбка хватает корм ртом и проглатывает его. Рыбке нужно давать очень мелкий корм, чтобы она не подавилась. Для этого корм аккуратно измельчить пальчиками. А как вы думаете, рыбка видит корм? Чем рыбка видит корм? (Ответы детей.) Как и мы с вами, рыбка видит глазами. Кроме рыбки, что еще есть в аквариуме? (Ответы детей.) В аквариуме есть растения, камушки и ракушки. Рыбка иногда прячется за камушками и отдыхает.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбкой и высказать свои впечатления; комментирует их ответы.

Затем предлагает детям взять немного корма, измельчить его пальчиками и покормить рыбку. Обращает их внимание на то, что этот корм кушают только рыбки, людям нельзя брать его в рот и есть.

Когда дети покормят рыбку, педагог напоминает им, что после этого необходимо вымыть руки с мылом.

Аквариум с рыбкой оставляют в этот день в группе, чтобы дети могли в свободное время понаблюдать за рыбкой.

Программное содержание. Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

Материалы. Кормушка для птиц, конверт с письмом, корм для птиц (семечки, зернышки, хлебные крошки).

Ход занятия

Занятие рекомендуется проводить на улице.

Воспитатель. Вы хотите узнать, что же Тоша оставил нам в подарок? Тогда скорее идем одеваться на прогулку!

Занятие продолжается на улице.

Выйдя с детьми на участок, педагог предлагает им внимательно посмотреть вокруг и найти подарок, который оставил Тоша. Хвалит ребят, которые первыми заметят на участке кормушку для птиц, висящую на дереве.

Воспитатель. Вот какой подарок оказывается оставил нам гномик Тоша. А кто из вас знает, что это такое?

Педагог снимает с дерева кормушку и показывает ее детям.

Воспитатель. Правильно это кормушка. А для кого эта кормушка? Это кормушка для птиц. Зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в них корм для птиц: зернышки, семечки, хлебные крошки.

Если на кормушку прилетят птицы, необходимо обратить на это внимание детей, понаблюдать за птицами, спросить у ребят, какие птички прилетели на кормушку; поощрять детскую наблюдательность.

Программное содержание. Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Материал. Игрушка Снеговик, или снеговик, вылепленный из снега; цветные льдинки с петельками. Ель (растущая на участке или дерево, поставленное в сугроб после новогоднего праздника).

Ход занятия

Занятие рекомендуется проводить на улице.

Воспитатель приглашает детей подойти к елке. Под елкой стоит вылепленный из снега (или игрушечный) маленький Снеговичок. Дети здороваются с ним.

Воспитатель. Снеговичок, а тебе не холодно здесь стоять?

Снеговик. Я мороза не боюсь, меня слепили из снега, поэтому я не мерзну холодной зимой. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Я хочу показать вам мою подругу Елочку. Ей тоже очень приятно, что вы пришли к нам в гости.

Воспитатель. Какие ветки у Елочки? (Ответы детей.) Ветки колючие. На них много острых зеленых иголочек, но если вы потрогаете их аккуратно, то пальчики не уколете и Елочке не сделаете больно. Елочка зеленая и пушистая, на ней много веточек, а на веточках – иголки. Внизу веточки длиннее, чем на верхушке.

Если на земле лежат елочные ветки, воспитатель может размять в руке иголочки и дать детям понюхать запах настоящей елки.

Снеговичек. Зимой я любуюсь Елочкой, а летом меня здесь нет, ведь я бы просто растаял под теплыми солнечными лучами. Я слышал, что у вас в детском саду был праздник, и было очень весело. А у нас с Елочкой не было праздника. Мы тоже мечтаем о веселом празднике!

Воспитатель. Дети, какой был недавно праздник? (Ответы детей.) Правильно, Новый год. Дед Мороз приносил вам подарки, и елка на празднике была нарядная, украшенная разноцветными игрушками и огоньками. Снеговичок, ты не расстраивайся, мы сейчас украсим твою Елочку – на ее зеленый наряд повесим разноцветные льдинки, и она станет еще красивее.

Воспитатель предлагает детям украсить Елочку заранее приготовленными разноцветными льдинками (с петельками). Вместе со Снеговичком дети украшают елку ледяными игрушками.

Воспитатель. Ну вот, Елочка стала нарядной. Сейчас мы и тебя, Снеговичок, украсим цветными льдинками.

Снеговичок благодарит детей за то, что они украсили его и Елочку цветными льдинками.

Воспитатель. Ребята, теперь у Снеговичка хорошее настроение. А чтобы Снеговичку и Елочке никогда было не скучно, давайте слепим им из снега друзей – снеговичков.

Дети катают снежные комочки, а воспитатель делает из них маленьких снеговичков.

Воспитатель. Теперь у наших друзей настоящий праздник!

Программное содержание. Дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным.

Материал. Панорама русской избы, печь, игрушечный котенок.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и говорит:

«Уж ты котенька – коток,
Котя, серенький лобок,
Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди!

Воспитатель читает потешку:

«Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.

Котенок мурлычет: мур-мур-мур.

Воспитатель. А что котенок любит кушать? (Ответы детей.) Маленькие котята очень любят молочко. Как котенок попросит молочка?

Котенок мяукает: мяу-мяу-мяу!

Воспитатель. Повторите, как котенок мяукает. Когда ему нальют молочка, котенок язычком лакает молоко, а потом начинает облизываться, умываться. А где котята любят спать? Котята любят спать рядом со своей мамой. А кто у котят мама? Правильно, кошка. Если рядом с котенком нет мамы-кошки, то он ложится там, где спокойно и тепло – на кровати, на коленях хозяина, на печке. Хорошо, когда у котенка в доме есть свое место, где его никто не будет тревожить. Котенок играет, когда ему хочется, а если захочет спать, то уходит и ложится на свое место. Давайте положим котенка обратно в корзинку, пусть он спит. Ребята, у кого из вас дома есть котенок?

Воспитатель дает детям возможность высказать свои впечатления о котятах (кошках), которые живут у них дома. Рассказывает им о том, что брать на руки и играть можно только со своими котятами. Когда котята сытые, они любят играть: бегать за веревочкой, к которой привязан бантик, а иногда и за своим хвостиком. Маленькие котята очень озорные, они играют, как дети, радуя нас. Мама-кошка учит своих деток быть ловкими и быстрыми.

Воспитатель медленно произносит:

Игра повторяется 2–3 раза.

Программное содержание. Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.

Материал. Панорама птичьего двора, игрушки: петушок, курочка и цыплята. Пластилин, доски для лепки, салфетки.

Ход занятия

В групповой комнате оформлена объемная панорама птичьего двора. Дети стоят около панорамы.

Воспитатель рассказывает потешку про петушка и курочку:

Как у наших у ворот,
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!

Во время чтения потешки педагог показывает детям игрушечного петушка и имитирует движения животного.

Воспитатель. Дети, потрогайте зернышки, которые клюет петушок. Какие зернышки клюет петушок? Зернышки маленькие, он их клюет клювом. Клюв у петушка острый. А как петушок поет? (Ку-ка-ре-ку!) Покажите, как петушок ходит. (Дети показывают.) Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими. А это кто рядом с петушком? Правильно, курочка. Внимательно посмотрите на петушка и курочку. Чем они отличаются?

На панораме появляются несколько желтеньких маленьких цыплят.

Воспитатель. Какие цыплята у мамы-курочки? (Маленькие, желтые, пушистые и т. д.)

Педагог предлагает детям рассмотреть маленьких цыплят и порадоваться их появлению. Рассказывает о том, что петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несет яички.

Воспитатель. Как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? Давайте слепим угощение для них – червячков и маленькие зернышки.

Дети садятся за столы и лепят угощение для птиц. После выполнения задания ребята кладут в кормушку для цыплят, курочки и петушка вылепленный корм; протирают салфетками руки.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

Игра повторяется 2–3 раза.

Программное содержание. Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке.

Материал. Фланелеграф, силуэты для выкладывания весеннего пейзажа, большой лист бумаги с нарисованным солнечным кругом, гуашь красного цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки. Нарисованная и вырезанная из бумаги тучка, зонт.

Ход занятия

Смотрит солнышко в окошко, (Дети поднимают головы.)
Светит в нашу комнатку. (Разводят руки в стороны.)
Мы захлопали в ладошки, (Хлопают в ладоши.)
Очень рады солнышку. (Кружатся.)

Воспитатель. Все радуются появлению солнышка. Давайте нарисуем солнышко.

Педагог предлагает детям взять кисточки и нарисовать лучики вокруг заранее нарисованного на большом листе солнечного круга.

Воспитатель читает потешку-закличку, дети (по возможности) повторяют за ним:

Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.

Воспитатель. Вот у нас и появилось большое красивое солнышко, которое мы повесим у себя в группе.

Нарисованное солнышко вывешивается на видном месте.

Программное содержание. Формировать у детей представления о одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал. Кукла Маша, одуванчики.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за весенними явлениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков. Рисование одуванчиков.

Ход занятия

Занятие рекомендуется проводить на улице.

Собираясь на прогулку, дети берут с собой куклу Машу.

На улице воспитатель обращает внимание ребят на красоту окружающей природы: поют птицы, ярко светит солнце, появилась травка, на деревьях распустились листочки, расцвели одуванчики.

Воспитатель. Дети, покажите Маше распустившиеся одуванчики. Машенька, посмотри, сколько одуванчиков на нашем участке.

Педагог приглашает детей подойти поближе к одуванчикам и присесть около них.

Воспитатель. Дети, покажите Машеньке стебель одуванчика. Аккуратно потрогайте стебель и скажите, какой он.

Педагог обобщает ответы детей: зеленого цвета, мягкие на ощупь, по форме напоминают елочку, краешки листочков резные.

Воспитатель. Что еще есть у этого растения? Маша, посмотри на удивительные красивые цветочки желтого цвета! Ребята на что похожи эти цветы? (На солнце.) Действительно, цветы похожи на маленькие солнышки. А вот этот цветок совсем не желтый. (Воспитатель показывает одуванчик, на котором вместо желтых лепестков уже созревшие семена – белые пушинки.) Дети, как вы думаете, это одуванчик?

«Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Педагог показывает детям, как можно подуть на цветок, чтобы его пушинки разлетелись в разные стороны. Затем предлагает каждому ребенку аккуратно сорвать один стебелек с пушинками-семенами и показать Машеньке, как пушинки будут разлетаться в разные стороны, если на них подуть. Обращает внимание ребят на то, что для того чтобы пушинки не попадали в глаза другим детям, нужно дуть в ту сторону, где никого нет.

Кукла Маша говорит детям, что ей очень понравилось, как они раздували семена одуванчика. Затем воспитатель собирает у детей стебельки и говорит, что этими стебельками они покормят животных в уголке природы (кролика, черепаху).

Воспитатель. Посмотрите, как красиво – на зеленой поляне распустившиеся желтые одуванчики! А для того чтобы вокруг было красиво, нужно беречь цветы и без надобности их не рвать!

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности); познакомить с охраной органов чувств.

Оборудование:

- коробочка с отверстием, в которой находится блюдце с нарезанным лимоном;

- коробка с погремушкой;

- непрозрачный чайник с водой;

- мешочек с сахаром;

- чашки, блюдца, чайные ложки по количеству детей.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Правда? Вот я и приготовила целую корзину необычных загадок. Вы будете узнавать предметы с помощью разных органов чувств.

Вот первая коробка. Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей.)

Как можно узнать, что там?

Дети: Запах лимона уловили носом.

Воспитатель: А в этой коробке что? Как можно узнать?

Дети предлагают. Затем выясняют, что это погремушка, её услышали ушами.

Дети: Яблоко, нащупали пальчиками.

Воспитатель: Что в чайнике? Дети предлагают ответы. Воду увидели глазами.

Воспитатель: А как узнать, что это вода, что надо сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: Налейте в чашку воды и попробуйте её на вкус.

Какая вода на вкус?

Дети: Тёплая, вкусная…

Воспитатель: А что это, как вы думаете? (Показывает на мешочек с сахаром.)

Дети предлагают ответы.

Воспитатель: А как узнать – сахар это или соль? (Надо попробовать языком).

Воспитатель: Насыпьте немного этого вещества на блюдце и попробуйте языком. Это съедобное.

Что язычок вам подсказывает, что это? Положите сахар в воду, размешайте.

Что произошло с сахаром? (Ответы детей.)

Попробуйте. Что теперь скажите о вкусе воды? Была какая, а стала? Как вы узнали, какой орган чувств вам помог?

Как изменится вкус, если в воду добавить лимон? (Ответы детей.)

Добавьте лимон, размешайте, попробуйте. Что скажите?

А теперь мы отдохнём, потанцуем и споём. Выходите ко мне.

Физкультминутка.

Глазки, мои глазки,

Носик, мой носик,

Я чувствую запах!

Язычок, мой язычок,

Я всё пробую на вкус!

Пальчики, мои пальчики,

Мы узнаём предмет!

Дети закрывают глаза ладонями.

Круговое движение ладоней по ушам.

Качают головой вправо – влево.

дотрагиваются до кончика носа.

Шумный вдох – выдох

Открывают рот, делают

быстрое движение пальцами.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: У каждого человека есть помощники. Они помогают узнавать про всё на свете. Что случится, если не будет глаз (ушей, носа, языка, пальцев). (Ответы детей.)

Чтобы этого не случилось, все эти органы надо беречь, уметь сохранить их здоровыми. Давайте подумаем, а как надо беречь глаза? (уши, нос, язык, пальцы). (Ответы детей.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Много знаете об органах чувств. Мне пора, но скоро я снова к вам приду. До свидания!

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Структура интегрированного занятия



Перспективный план по речевому развитию во второй младшей группе

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Занятия и игры для познавательного развития в младших группах

До трех лет каждое действие ребенка совершается с целью познания мира. Даже тогда, когда кажется, что он играет, на самом деле происходит процесс анализа предмета, в мозг поступает огромное количество ощущений. Далее они формируют базовое знание о предмете, которое используется в повседневной жизни для нормального функционирования.

В младших группах детского сада есть возможность проводить занятия, которые целенаправленно развивают и подталкивают ребенка к познавательной и исследовательской деятельности. В дальнейшем это благотворно скажется на всех этапах взросления и формирования личности.


Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Виды и этапы познавательной деятельности

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало. Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.


Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе. Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство.

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:

  • обеспечат безопасность дома и на улице;
  • помогут в быту;
  • сформируют знания об окружающей среде.

Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых.

Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.

Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:

  1. Овощи и фрукты.
  2. Съедобное и несъедобное.
  3. Домашние животные.
  4. Погода.
  5. Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
  6. Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
  7. Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
  8. Вода – изучение свойств и назначения.
  9. Живая и неживая природа.


Уход за комнатными растениями

Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое.

Длительность занятия

Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут. Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться.

Обратите внимание! Также большую роль играет возраст воспитанников. Чем они младше, тем короче должны быть занятия.

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе

Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.

Дидактические игры по познавательному развитию во второй младшей группе

Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:

  • агрегатные состояния вещества;
  • изменения состояний природы;
  • дикие и домашние животные и птицы;
  • изучение материалов, которые тонут и плавают;
  • праздники и традиции;
  • весна и осень, зима и лето;
  • народные приметы;
  • одежда и погода.

Временной план

Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:

  • младшая группа – 15 минут;
  • вторая младшая группа – 20 минут;
  • средняя группа – 25 минут;
  • старшая группа – 30 минут.

Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться.

Пример временного плана одного занятия:

  1. Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
  2. Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
  3. Подвижная зарядка – 3 минуты.
  4. Проведения эксперимента – 10 минут.
  5. Итоги – до 2 минут.


Уголок в классе для изучения природы

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Читайте также: