Конспект по обществознанию 8 класс боголюбов 7 параграф мораль

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: познакомить с моральными ценностями современного общества, характеризовать сущность морали и нравственности.

1. Образовательные : рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

2.Развивающие : развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

3.Воспитывающие : воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Планируемые результаты урока:

1. Определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, документ).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Систематизировать изучаемый материал в форме таблицы.

1. Умение работать индивидуально и коллективно.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование и развитие моральных норм и правил

Осмысление важности морали как внутреннего регулятора поведения человека; осознание необходимости уважительного отношения к моральным ценностям других людей.

1. Применять понятийный аппарат обществоведческих зннаий для раскрытия понятий мораль, нравственность.

2 . Анализировать причинно-следственные связи в вопросах выбора в пользу добра или зла.

3. Характеризовать различные моральные категории.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, учебник, рабочие листы, раздаточный материал.

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.

Швейцер А. Культура и этика.— М., 2001 — С. 315-317.

Приложения: рабочий лист, тест

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 минут)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- обеспечить своевременное и организованное начало урока.

Организация внимания и внутренней готовности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок добра. А эпиграфом нашего урока будут строки О. Хайяма:

«НЕ бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Скажите, о чем говорит автор?

Начать наш урок хочу с притчи. Мудрая Свинья о морали.

Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:

— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 34 материала

5690457 5645856 5630954 5620951 5591159 5524419 5420990 5400053 5352668 5350147 5237437 5083535 5049074 4659688 4599088 4361752 4109675 4083742 3806898 3773031

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мораль"

Добро и зло – главные понятия этики

В 5 веке до нашей эры в Афинах жил один из самых известных философов Древней Греции Сократ. Он вёл жизнь самого настоящего бродяги. Ходил по базарам и задавал людям, казалось бы, простые вопросы: что есть добро, а что есть зло? Из бесед вдруг выяснялось, что добро может стать злом, если изменятся обстоятельства, и наоборот.



– Дождь – это добро? – спрашивал Сократ.

– Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить хороший урожай, - отвечали ему.

– А если дождь пойдет во время уборки?

– Тогда он – зло.

– Так что же такое дождь – добро или зло?

Собеседники Сократа запутывались и не могли дать ясного ответа.

Попробуем и мы ответить на вопрос, заданный Сократом. Добро и зло – это основные понятия морали. Часто мораль определяют как систему норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных не представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

С понятием добра тесно связано и понятие благо – то, что полезно людям.

Зло – это то, что противоположно добру; то, что разрушает благо; безнравственность, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения.

Как мы уже выяснили (с помощью Сократа) невозможно раз и навсегда решить, что является добром, а что – злом. На человеке лежит большая ответственность: в каждой конкретной ситуации самостоятельно отвечать на этот вопрос.


Основные ценности морали Что можно отнести к основным ценностям морали?

Давайте для начала определимся, что такое ценность. Можно сказать, что это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Но одни и те же предметы и явления для разных людей и в разные эпохи могут иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение. То есть, ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для человека.

· каждый понимает его по-своему, но все хотят его иметь;

· оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности;

· его нельзя найти, выиграть или получить в подарок;

· оно невозможно без преодоления собственной лени, пассивности, инертности;


Говоря короче, счастье – это состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия. А что вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?

Вы уже говорили на уроках обществознания, что смысл жизни человека определяется его значимыми целями и ценностями. Смысл жизни нельзя дать человеку готовым – его нужно найти самому, утвердить и доказать делами.

Свободу часто определяют, как возможность делать самостоятельный, осознанный выбор и нести ответственность на все последствия совершаемых в результате этого выбора поступков.

Основные нормы морали

К ценностям морали относят также и нравственные нормы. Кроме моральных норм, люди руководствуются и другими: правовыми, религиозными, обычаями, нормами этикета. В чем же особенность моральных норм?

· Они носят обобщённый характер, человек в каждом конкретном случае должен определять, что является нравственным или безнравственным в данной ситуации.

· Моральные нормы чаще всего являются неписаными правилами, передающимися из поколения в поколение.

· Они необязательны для исполнения. Только сам человек свободно и осмысленно может решить им следовать.

· Нет, и не может быть каких-либо специальных учреждений, которые следят за исполнением моральных норм, мораль человека основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человекам, стать частью его внутреннего мира, только тогда они помогают ему правильно вести себя в самых разных ситуациях.

Одной из высших моральных ценностей является человечность, гуманизм.



Гуманизм – это мировоззренческая идея, которая утверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье. Идеология гуманизма сформировалась в эпоху Возрождения. Она утверждала свободу человеческого разума, право человека на частную инициативу и предприимчивость с опорой на человеческий разум при организации как личной, так и общественной жизни. Человек провозглашался центром и высшей силой мироздания.


Современный гуманизм наивысшей ценностью считает право человека на счастье, развитие и проявление его положительных способностей, в первую очередь способности к творчеству.


Подведём итог.

· Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных не представлениях о добре и долге.

· Добро – это всё то, что приближает человека к жизненному идеалу, что способствует его самораскрытию, самореализации.

· К высшим нравственным ценностям относят добро, счастье, свободу, смысл жизни, гуманизм.

· Современный гуманизм наивысшей ценностью считает право человека на счастье, развитие и проявление его положительных способностей.

· Моральные нормы – представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, самому себе. Для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человекам, стать частью его внутреннего мира.

Цель : сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

1 ученик работает у доски - задание на соотношение терминов и сфер общественной жизни;

Работа с классом:

- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Актуализация знаний и переход к новой теме : Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

-Какие ассоциации у вас возникли?

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Вопросы для сравнения

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

служат для регулирования и оценки поступков человека.

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать, как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова. .

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла -

V.Закрепление изученного материала.

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Два мира есть у человека - Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.

Тема урока Мораль Обществознание 8 класс

Мораль (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) - совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев , принципов существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к социальным группам, слоям, классам, к обществу, выполнение которых базируется на общественной мысли. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь

Мораль - особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости

Дарование Богом Моисею Десяти заповедей

Нагорная проповедь Христа

Чем отличается нравственность от морали?

Пирамида морали Мораль мысли, идеи как надо поступать Нравственность совокупность нравов, практические поступки людей Нравы сама жизнь, поведение и поступки людей

Мир сущего Мир должного принципы реального практического поведения людей степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Нравственность Мораль

Нравственность — это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке .

Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите свой вариант ответа: Боязнь общественного осуждения Совесть, чувство долга Одобрение окружающих Желание делать, как все Боязнь наказания

Назовите вечные универсальные ценности

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва : Люби людей – и ближних, и дальних. Твори добро, не видя в том заслуги. Люби мир в себе, а не себя в мире. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им! Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух. Будь совестлив: вся мораль в совести. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл.


План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации.


Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека".

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И.

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

Конспект урока по учебнику Кравченко А.И.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл.

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Мораль существует всегда, в любом обществе, поскольку помогает людям комфортно существовать рядом друг с другом. Каждое общество формирует собственную мораль, причём она может изменяться с течением времени. От каких условий это зависит?

в христианстве самоубийство считается одним из самых страшных грехов. Самоубийц даже запрещено было хоронить на кладбищах.

  • От экономического положения. Во время кризисов, войн, разрухи некоторые люди могут позволять себе красть и не считать это дурным поступком.

после Гражданской войны в Советской России было много беспризорников (детей, оставшихся без родных и живущих на улице). Они крали еду, чтобы выжить. Их не судили, как преступников, а отправляли на перевоспитание в детские дома.

  • От существующей системы власти. Власть может требовать от людей абсолютного подчинения или, наоборот, самостоятельности.

у японских самураев высшей доблестью считалась абсолютная преданность своему господину. Если самурай не мог выполнить приказ господина (неважно, по каким причинам), он считался опозоренным и обязан был умереть.

  • От внешнего влияния (завоевание, культурное проникновение).

средневековые рыцари считали, что человек должен мыться только два раза — после рождения и смерти. Крестоносцы после походов на Восток принесли в Европу понятие о личной гигиене, и вскоре это стало нормой.

в Российской империи крепостное право считалось нормальным явлением, но затем стало всё больше осуждаться обществом и в \(1861\) году было отменено.

Регулятивная. Как только рядом оказываются двое и более людей, они сразу устанавливают определённые правила, разрешения и запреты.

Ценностно-ориентировочная. У каждого человека формируется нравственный идеал, к которому он стремится.

Читайте также: