Конспект по лексико грамматической теме

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Камаева Елена Викторовна, учитель-логопед МАДОУ д.с.№39 города Тюмени Цели: Образовательные: - формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Коррекционно-развивающие:…

Автор: Уракшиева Сулфия Исламгереевна, учитель – логопед МБДОУ № 4 " Снегурочка" г. Салехарда Цели: 1. Учить пересказывать с элементами творческого пересказа. Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно…

Автор: Пономарева Антонина Геннадьевна, логопед МАДОУ №112 города Тюмени стаж работы 29 лет. Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями…

Автор: Полякова Людмила Ивановна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ "Колокольчик" г.Ноябрьск скачать: Методическая разработка.doc (369 КБ) Месяц сяц Неделя Тема занятия Цель занятия …

Автор: Мунасипова Лилия Фаниловна, учитель-логопед МБДОУ детский сад "Теремок" г. Лянтор Цели: Развивать речевое дыхание, мелкую , общую и артикуляционную моторику, мимику, внимание; расширять словарный запас, закреплять навыки согласования прилагательных…

Автор: Змановская Роза Джумаевна, учитель-логопед МКДОУ "Детский сад к/в "Золотой ключик" Пуровский район, г.Тарко-Сале Цели: Коррекционно-образовательные: - учить детей чётко и правильно произносить звук Ш в слогах, словах, предложениях; Коррекционно-развивающие: -…

Автор: Змановская Роза Джумаевна, учитель-логопед МКДОУ "Детский сад к/в "Золотой ключик" Пуровский район, г.Тарко-Сале Цели: Коррекционно-образовательные: - дать понятие о механизме образования звука И; - познакомить ребят с многозначными словами. Коррекционно-раз…

Автор: Пономарева Светлана Витальевна, учитель - логопед МКДОУ "Детский сад "Журавлёнок" г. Надыма" Цель: Дифференциация звуков Ш - Ж. Задачи: Обучающая: - закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах,…

Автор: Долгова Елена Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад "Золотая рыбка" г. Лянтор Дети под музыку встают полукругом. Ведущий: Посмотрите сколько света, И улыбок, и гостей! Это добрая примета. Значит,…

Автор: Султанова Ольга Ивановна, Учитель - логопед МБДОУ детскии сад "Золотая Рыбка" г. Лянтор Цель: Закреплять артикуляцию звуков [ш] и [с], автоматизировать произношение звука [ш] изолированно, в слоге, слове, фразе; закреплять умение дифференцировать…

Автор: Масленникова Алена Валерьевна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 92 к/в г. Тюмени Задачи: Образовательные: систематизация и закрепление знаний детей о зиме, ее приметах, зимних явлениях природы. Коррекционные: развитие фонематического восприятия и…

Автор: Терентьева Ольга Федоровна, учитель-логопед МБДОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста г. Югорск Цели: Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим…

Автор: Рящина Лидия Викторовна учитель-логопед МКДОУ «Детский сад "Белоснежка" г.Надыма Коррекционно – образовательные задачи: - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; -…

Автор: Горячкина Екатерина Владимировна, учитель логопед. г. Сургут, МБДОУ №56 "Искорка" Коррекционно – образовательные цели: · Обучать детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту. · Связанно, непрерывно, логично высказывать…

Разработаны Учителем - логопедом - Масленниковой Еленой Александровной МБДОУ центр развития ребенка детский сад "Танюша" Сургутский р -н, пос. Федоровский Основные задачи коррекционно-логопедической работы: 1.Логопедическое коррекционно – педагогическое…

Цель: Продолжать формировать правильное произношение звуков и их автоматизацию; продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания; продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи; формировать навыки диалогической…

Автор: Хораськина Людмила Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с общеразвивающего вида "Золотая рыбка" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей г. Лянтор, Сургутский район Цель: Закрепить навыки правильного произношения…

Автор: Каретникова Светлана Михайловна логопед в коррекционном детском саду 4, 7 вида с группой детей с общим недоразвитием речи. Московская область, город Коломна Предварительная работа: Беседа о зайце, его внешних признаках. Прослушивание магнитофонной…

Автор: Хорошева Любовь Павловна Логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 146 города Тюмени Неречевые цели: Развитие мелкой моторики; Развитие координации движений, ориентации в пространстве; Развитие слухового внимания, памяти; Формирование умения работать…


Укажите три цифры с картинки:



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Дети повторяют по памяти вслед за логопедом цепочки слов:

  • Яблоко, банан, лимон,
  • Груша, абрикос, гранат
  • Банан, ананас, лимон
  • Яблоко, груша, слива, апельсин
  1. Объявление темы.

Логопед: Где растет яблоня7 (во фруктовом саду.)

А ухаживают за фруктовым садом садовник. И сегодня я предлагаю вам превратиться в юных садовников и как можно больше узнать о фруктах, которые растут в садах. Вы согласны?

Существует множество различных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них готовят варенье, компот, мармелад… А еще фрукты можно сушить.

Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, лимоны, ананасы, виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

Логопед указывает на доску, на которой выставлены картинки с изображением фруктов.

Мой (Что?) - … (Апельсин)

Мое (Что?) – (Яблоко) и т.д.

Логопед: Ребята! Садовник может многое нам рассказать фруктах, рассказать, какие они: сладкие, кислые, вкусные, полезные, сочные, витаминные. Но мы ведь с вами тоже юные садовники. Поэтому к каждому слову, которое назвал садовник, подберем нужный фрукт.

Вкусный (что?) - …, ароматный (что?) - …, румяное (что?) - …, сочная (что?) - …, полезный (Что?) - …, витаминная (что?) -…, круглое (что?)-…, овальный - …, гладкая - …

Логопед: А теперь пусть каждый из вас выберет себе фрукт. Посмотрите, кто какой фрукт себе взял и чей это стал фрукт.

Логопед просит детей составить предложения по образцу.

Ваня взял яблоко. Это Ванино яблоко.

Сергей взял грушу. Это Сережина груша. И т.д.

Рано утром в сад пойдем, (Сжимать и разжимать пальцы

Фруктов много соберем! обеих рук).

Сливы, яблоки сорвем, (Разгибать пальчики из кулачка левой,

Груши, апельсины, а затем правой руки, начиная

А лимон мы возьмем с мизинца.)

Для бабушки Полины.

Лимон – лимоны – лимончик

Груша – груши – грушка

Яблоко – яблоки- яблочко

Банан – бананы – бананчик

Слива – сливы – сливка

Апельсин – апельсины – апельсинчик

Логопед произносит начало фразы и бросает мяч одному из детей. Тот должен поймать мяч, закончить фразу и вернуть мяч логопеду.

Из яблок сок какой? – яблочный

Из сливы варенье какое? – сливовое

Из груши сок какой?- грушевый

Из яблока пирог какой? – яблочный

Из банана сок какой?- банановый

Из апельсина сок какой7 – апельсиновый

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые –

И маленькие дети.

Кем сегодня вы были на занятии?

Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Расскажите какие фрукты на вкус? (сладкие, сочные, кислые)

Загадку о каком фрукте мы учили?

Предварительный просмотр:

2. Упражнять в отгадывании предметов по и описанию

3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

4. Усвоение относительных прилагательных.

5. Развитие слогового анализа

Сядет тот, кто назовет овощи красного цвета, зеленого, желтого…

Логопед: Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые растут на земле, некоторые под землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Перед употреблением их нужно тщательно промыть.

Логопед: Вот мы и на огороде. Кто здесь нас встречает?

Логопед выставляет кукол: бабушку и дедушку. Далее занятие ведется от имени бабушки и дедушки.

Бабушка предлагает детям отгадать, какой урожай овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются муляжи овощей, которые находятся в корзине. Логопед дает описание овоща, дети отгадываю, что за овощ. После этого логопед достает овощ из корзинки .

Дети подбирают к ряду слов – признаков слово – предмет.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Круглая, зеленая, твердая, сочная.(Капуста.)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь)

Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)

Логопед: Ребята! Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

Дети образуют существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Огурец – огурчик, помидор- помидорчик, свекла- свеколка, баклажан – баклажанчик, лук – лучок, морковь – морковка, репа- репка, капуста- капусточка.

Логопед: А теперь пришла пока, что-нибудь приготовить из наших овощей.

Исправленные предложения дети должны повторить целиком.

Исправленные предложения дети должны приговорить целиком.

Картофельное пюре приготовили из моркови.

Свекольный салат приготовили из чеснока.

Морковный сок приготовили из лука.

Капустный пирог приготовили из кабачка.

Огуречный салат приготовили из помидоров.

Тыквенное повидло приготовили из укропа.

Капустную запеканку приготовили из картофеля.

Выполнение слоговой структуры слов : по-ми-дор, кар-тош-ка, ре-дис – ка, свек-ла, ка- ба- чок, тык-ва, лук…

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка?

Почему овощи полезно употреблять в пищу? (Потому что они вкусные, витаминные, полезные.)

О.С.Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе/ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 128с.

Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 6-7 лет в ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-96с.

Предварительный просмотр:

Логопед: Сядет тот, кто назовет мне фрукт.

Клава: Ребята, у нас с вами две картинки. Что нарисовано на одной картинке, Тимур? (Огород). Артем, а что - на другой? (Сад)

Клава: Я принесла в корзинке овощи и фрукты. Разложите их по тарелочкам: в одну - овощи, в другую – фрукты и расскажите почему.

Дети: Это помидор, он растет на грядке.

Клава: Молодцы, ребята.

Употребление качественных прилагательных и согласование их с существительными.

Логопед: Ребята, овощи и фрукты такие разные. Давайте расскажем Клаве, какие они! (по схеме)

Дети: Это помидор. Он красный и круглый.

Образование существи-тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,

Клава: Ребята, я шла, шла и нашла маленькое дерево и маленькую грядку. Очень захотела с вами поиграть (раздаются картинки).

Смотрите у меня яблоко, а на деревце маленькое яблочко.

Согласование числительных с существительными.

Клава: Ребята, я так люблю ходить по магазинам. А вы?

Я купила вчера огурцы и яблоки, но не знаю сколько их. Посчитайте.

Тимур: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…

Миша: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов…

Логопед: Клава, мы с ребятами очень любим играть с пальчиками.

Клава: Вы меня научите?

Логопед вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим ( Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем ( Трем кулаком о кулак.)

Мы капусту солим, солим ( Движение пальцев, имитирующее посыпание

Мы морковку трем, трем ( Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Клава : Мне нравится пить по утрам сок. А вам?

Дети: Нам тоже нравится пить сок.

Клава: Мне нравится пить сок из яблок - яблочный. А вам?

Артем: Мне нравится пить сок из бананов – банановый.

Миша: Мне нравится пить сок из груш – грушевый сок.

Тимур: Мне нравится пить сок из винограда – виноградный сок.

Кирилл: Мне нравится пить сок из персика – персиковый сок.

Клава: Ребята, назовите, пожалуйста, овощные соки.

Сок из моркови – морковный

Сок из свёклы – свекольный

Сок из лука – луковый

Сок из картофеля – картофельный

Сок из томата – томатный

Логопед: Клава, ты с нами так хорошо играла. Мы с ребятами решила сделать тебе подарок (Дети отгадывают по ощущениям овощ или фрукт, называют его и дарят Клаве)

Артем: Я дарю Клаве помидор.

Тимур: Я дарю Клаве огурец.

Миша: Я дарю Клаве яблоко.

Коля: Я дарю Клаве грушу.

Логопед: Вы Клаве так много подарили интересного и вкусного.

У Клавы есть помидор, а у Тимура?

Тимур: У Клавы есть помидор, а у меня не помидора.

Логопед обсуждает с детьми пройденный материал на занятии.

Конспект занятия по теме:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

  1. Упражнять детей в подборе обобщающих слов
  2. Развивать и активизировать словарный запас по теме
  3. Учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже
  4. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных

Яблоко, апельсин, лимон – фрукты

Свекла, лук, перец – овощи

Паровозик, пирамидка, мяч – игрушки

Логопед: Наше путешествие началось. Нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называются иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете?

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Слова: колесо, ствол, желудь, карандаш, дупло, тетрадь, молоко, листья, корни…

На доске выставлены предметные картинки (Липа, клен, ясень,

Дети должны запомнить картинки, закрыть глаза, а после ответить,

На доске схемы листа и ветки. Детям раздаются картинки с изображением деревьев, а затем, выходя по очереди к доске, они подбирают к существительным прилагательные.

У дуба лист – дубовый, а ветка – дубовая.

У березы лист – березовый, а ветка- березовая.

У осины лист – осиновый, а ветка – осиновая.

У клена лист – кленовый, а ветка – кленовая.

У липы лист – липовый, а ветка – липовая.

У тополя лист тополиный, а ветка – тополиная.

Рядом с картинкой дерева логопед помещает цифру и дети называют, сколько деревьев на поляне (3 ели, 5 берез, 7дубов и т.д. )

Содержимое публикации

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий.

Формировать навык образования относительных прилагательных от имен существительных.

Продолжать формировать навык правильного употребления предлогов в речи.

Формировать умение подбирать слова – антонимы.

Закреплять умения строить сложноподчиненные предложения.

Формировать умение аргументировать собственное суждение.

Развивать общую моторику, координацию движений с речью.

Развивать творческое воображение.

Формировать умение классифицировать предметы посуды.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, ответы друг друга.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, мы находимся с вами в царства царя – Самовара.

В его царстве много посуды.

Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

Основная часть.

2.1. Образование относительных прилагательных

Вся посуда в царстве изготовлена из разных материалов.

- Стакан из стекла, значит, он какой? – Стеклянный.

Ложка из дерева какая?

Ваза из хрусталя

Блюдце из фарфора

Тарелка из пластмассы

Была посуда большая, была и какая? Маленькая.

Легкая и … тяжелая

Новая и … старая

Хрупкая и … прочная

Темная и …светлая

Чистая и …грязная

2.3.Предложно- падежные категории

- Посуда в царстве, как и дети в детском саду, любит играть.

Давайте поиграем с ложкой и стаканом.

- Положите ложку в стакан. Куда положили ложку?

- Достаньте ложку из стакана. Откуда достали ложку?

- Положите ложку под стакан. Куда положили ложку?

- Достаньте ложку из-под стакана. Откуда достали ложку?

- Положите ложку на стакан. Куда положили ложку?

- Снимите ложку со стакана. Откуда сняли ложку?

- Подержите ложку над стаканом. Где держите ложку?

- Положите ложку около стакана. Где лежит ложка?

2.4. Составление сложно – подчиненных предложений.

Расхвасталась посуда в царстве Самовара. Каждая говорит, для чего она нужна.

Логопед выставляет предметную картинку, а ребенок называет, зачем нужен данный предмет посуды.

Для чего нужна сковорода?

2.5. Динамическая пауза

2.6.Многозначные слова. Части – целое.

- Из каких частей состоит чайник?

-У кого или у чего тоже есть ручка, стенки, дно, носик, крышка?

2.7. Развитее творческого воображения.

Однажды в царство Самовара приехали гости из – за границы.

-Скажите, почему шоколадной вилкой быть хорошо?

- Скажите, почему шоколадной вилкой быть плохо?

Аналогичная работа с бумажной сковородой.

2.8. Классификация видов посуды.

В честь заграничных гостей Самовар устроил бал. Вся посуда пришла во дворец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Конспект фронтального логопедического занятия.

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Коррекционно-образовательные:

Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, подбор слов – антонимов, образование прилагательных суффиксальным способом).

Коррекционно-развивающие:

Активизация речевой дея­тельности детей;

Развитие диалогической речи;

Развитие зри­тельного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, графических навыков;

Развитие физиологического дыхания;

Учить детей, давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: презентация, мяч, предметные картинки с изображениями мебели (предметы мебели – игрушечная мебель), тетради, простые карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон). Слайд 1

2. Вводная часть. Объявление темы занятия.(Слайд 2)

Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.

- Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)

1) У него спина большая,

И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать. (Стол)

2) У него четыре ножки,

Спинка и сидение

Но он не для качания,

А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

4) Если ты устал играть,

То ложишься на … (Кровать)

3. Основная часть. Беседа

Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)

Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах?(слайд 4) (Ответы детей).

Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь).

А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)

Но что теперь делать Карлсону?

Ему нужно купить новую мебель.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).

Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.

Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом)(слайд 4)

В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем дляКарлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)

Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

Большая кровать, маленькая…(кроватка).

Большой диван, маленький…(диванчик).

Большой стол, маленький… (столик).

Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

Большой стул, маленький… (стульчик).

Большое кресло, маленькое …(креслице)

Большая тумба, маленькая…(тумбочка)

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

Скажите для чего Карлсону нужен стол? Кровать? Диван? Шкаф?

(Дети отвечают полным предложением).

Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой предмет лишний? (после отгадывания картинка лишнего предмета вешается на магнитной доске)

тапки, кроссовки, табурет, туфли.

шапка, кровать, шляпа, косынка.

платье, пальто, шкаф, брюки.

дуб, береза, сосна, кресло.

Как назвываются все эти предметы одним словом?

Где стоит ваза? Ваза стоит на столе. (ответ ребенка)

Куда укатился мячик?

Где висит рубашка?

Где лежит машинка?

3. Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Давайте назовем, какой может быть мебель:

Шкаф высокий, а комод (низкий).

Кровать мягкая, а стул (жёсткий).

Комод большой, а полка (маленькая)

Табурет жёсткий, а кресло (мягкое)

Круглый стол без углов, а квадратный с четырьмя углами.

5. Практическая деятельность.

Ребята, а давайте подарим Карлсону новый стул в его домик.

Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежат тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в левом верхнем углу тетради: 10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.

Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительно внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели: формирования навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности.

Воспитатель приветствует детей, приглашает в кабинет и предлагает встать около стульчиков. У каждого ребёнка на стульчики лежит предметная картинка.

Воспитатель: Посмотрите на свои картинки, сосчитайте транспорт на них. Садитесь по очереди и рассказывайте, что изображено на ваших картинках.

1-й ребёнок: У меня две машины.

2-й ребёнок: У меня пять самолётов.

3-й ребёнок: У меня пять вертолётов

4-й ребёнок: У меня два корабля.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: троллейбус, автобус, трамвай.

Воспитатель: Какой это транспорт?

Дети: Пассажирский транспорт.

Воспитатель: Для чего нужен пассажирский транспорт?

Дети: Для перевозки пассажиров.

Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: грузовик, самосвал, фургон.

Воспитатель: Какой транспорт вы видите?

Дети: Это грузовой транспорт.

Воспитатель: Правильно. Где передвигается весь этот транспорт?

Воспитатель: И поэтому он называется дорожный транспорт.

Аналогично проводится работа с воздушным, водным, железнодорожным, подземным транспортом.

Движения по кругу мелкими шажками.

Воспитатель: Мы с вами назвали все виды транспорта. А сейчас, каждый из вас возьмёт по одной картинке и составит свой рассказ и транспорте по таблице.

Воспитатель помещает на доску опорную таблицу, с помощью которой каждый ребёнок составляет рассказ по своей индивидуальной картинке.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам новую игру.

Дети должны узнать и назвать предметы.

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены различные по величине прямоугольники и простые карандаши.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат нарисованные прямоугольники. Сделайте так, чтобы эти прямоугольники превратились в транспорт.

Дети выполняют задания, а потом называют что у них получилось.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и поиграть в игру.

Воспитатель: И последнее задание сегодня. Я перечисляю названия транспорта и кидаю мяч, а каждый из вас, поймав мяч, определяет что лишнее и почему.

Воспитатель: автобус, легковая машина, бульдозер.

Ребёнок: Лишний бульдозер, т.к. он относится к строительной технике, а машина и автобус – это пассажирский транспорт.

Аналогично задание даётся каждому ребёнку.

8. Окончание занятия: (Оценка работы детей.)

Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

закрепить и обобщить знания детей о транспорте
.
Задачи:

1. Коррекционно — образовательные:

— систематизация знаний детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях;

— активизация словаря по теме;

— совершенствование грамматического строя речи.

2. Коррекционно — развивающие:

— развитие связной речи и навыков речевого общения;

— развитие памяти, словесно-логического мышления, произвольного внимания

3. Коррекционно — воспитательные:

— формирование навыков сотрудничества на занятии;

— воспитание самостоятельности, активности, чувства коллективизма.

Ход занятия

Ребята,
как вы сегодня добрались
до детского сада? А я приехала на электричке. А как можно назвать одним словом автобус, автомобиль, электричку?

Прежде чем поговорить с вами о транспорте, сделаем артикуляционную гимнастику:

Какие
виды транспорта
по типу передвижения вы знаете? Воздушный, наземный, водный. Посмотрите на символы. Почему транспорт называется воздушным? (потому что летает в воздухе, высоко в небе). Почему транспорт называется водным? (потому что он перемещается по воде) Почему транспорт называется наземным (потому что он идет по земле). А Давайте поставим эти символы в морфотаблицу. Теперь возьмите любую картинку из мешочка и поставьте её под нужным видом транспорта. Маша, у тебя какой транспорт? и т.д.

Сначала 1-2 ребенка самостоятельно загадывают объекты, а остальные дети отгадывают.

Теперь я загадаю для вас объект. (Дети отгадывают)

— Да, это машина. А какие еще вы знаете машины по типу предназначения? Легковые, грузовые, специальные, пассажирские.

Возьмите по 2 картинки и мы с вами поиграем в игру «1,2,3 ко мне подойди

«. 1,2,3 грузовой транспорт ко мне подойди. Денис, докажи, что у тебя грузовой транспорт. и т. д. А теперь вставьте ваши картинки за любые цифры. Так, чтобы за каждой цифрой был объект.

Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слоги — из звуков.
А какие вы знаете звуки
? Каким цветом обозначаются гласные звуки? А согласные? Какими бывают согласные звуки (твердые и мягкие)

— Артём выбери любые две цифры. Какой тебе попался транспорт. Определи, какой первый звук

в названии твоих картинок и поставь в нужное место в морфотаблице. и т. д.

(под каждой цифрой находится картинка с транспортом)

Дети, а чем отличается друг от друга этот транспорт? Давайте попробуем описать объект по схеме. Возьмите игрушечный транспорт и схемы описания объекта.
Расскажите про ваш транспорт гостям
. (Каждый ребенок выбирает игрушку, подходит к любому гостю и рассказывает о ней по схеме)

Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня собралось. А как вы думаете 30 гостей это много или мало, а, например, 50 машин — это много или мало? А 50 волос на голове? А давайте и мы с вами
посчитаем ваш транспорт
. Я буду показывать цифры, а вы скажите, сколько будет ваших объектов?

А сейчас в группу пойдут те, кто
подарит мне вопрос
. Выберите любой тип вопроса.

Читайте также: