Конспект по истории возрождение и гуманизм в западной европе реформация и контрреформация

Обновлено: 06.07.2024

Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.

Важнейшими предпосылками реформации стали:

- общий подъем образования

- распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации.




Широкая поддержка учения лютера в германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе.

Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кан Вин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в нидерландах, англии, шотландии и на юге франции.

В англии реформация имела свои отличительные черты : она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имель стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпиринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация.

Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура, одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры предпринятые католической церквью позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

На рубеже 14-15 вв наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъём культуры как совокупности лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершенным. В связи с этим гуманисты придавали больше значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которых видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 вв в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением, но полемизирующая с рядом положений средневековой этической доктрины.

Реформация – массовая религиозная и общественно-политическое движение в западной и центральной европе 16 – начала 17 веков

Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.

Важнейшими предпосылками реформации стали:

- общий подъем образования

- распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации.

Широкая поддержка учения лютера в германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе.

Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кан Вин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в нидерландах, англии, шотландии и на юге франции.

В англии реформация имела свои отличительные черты : она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имель стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпиринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация.

Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура, одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры предпринятые католической церквью позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

На рубеже 14-15 вв наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъём культуры как совокупности лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершенным. В связи с этим гуманисты придавали больше значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которых видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 вв в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением, но полемизирующая с рядом положений средневековой этической доктрины.

Возрождение (Ренессанс) считается эпо­хой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличитель­ными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелиги­озный) характер, гуманизм , обращение к античному культурному на­следию.

Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях воз­росшей деловой активности на первый план выдвигалась челове­ческая личность , обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь ста­новятся главными темами литературы и искусства. Стал фор­мироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Уильям Шекспир(1564-1616)

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Локк заложил основу идеи разделения граждан­ского общества и государства.

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Микеланджело Буонарроти ( 1475— 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Родился 6 марта 1475 г. в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Эль Греко

Альбрехт Дюрер ( 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкийживописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художнико, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)

голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство

Мартин Лютер 31 октября 1517 прибивает "95 тезисов" к дверям виттенбергской Замковой церкви

Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покон­чить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, кре­стьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал свя­щенник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворян­ские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия про­тив отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артилле­рией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Кресть­янская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.

Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Каль­вина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судь­ба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верую­щий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Бо­гатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Каль­винизм предполагал целеустремленность и действенность. Каль­вин призывал к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Церковная община избирала и контролировала своих руково­дителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священни­ков. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

Чтобы начать движение против Реформа­ции, католической церкви необходимо было провести свои ре­формы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развер­нула наступление против Реформации. Эта политика стала назы­ваться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ор­дена иауитов.

В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.

Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война за­кончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола.

Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции но второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального 07 французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождя­ми католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX по­шел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты.

23 августа 1572 г.. в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение. Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекину­лась в провинцию.

Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государ­ство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит ко­роль Генрих III. брат умершего Карла IX. В 1589 г. Генрих IV Наварр­ский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж. В 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы.

Поиск: Коренева Л. А_Перевознюк А.Ю, Лесникова К. Е., Тодорова А. И., Приходько К.С. Шишко Э.Э.

Данный материал представляет собой развернутый конспект занятия по истории Нового времени для студентов 1 курса педагогического колледжа на базе основного общего образования. В ходе занятия изучаются основные сценарии Реформации и ее последствия в европейских странах.

ВложениеРазмер
reformatsiya_i_kontrreformatsiya_v_evrope.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реформация и Контрреформация в Европе

Цель. Изучить основные черты и особенности религиозных процессов в Европе Нового времени.

Понимание: причины возникновения протестантства в Европе, сущности протестантизма.

Применение: Умение отбирать из предложенных категорий и имен относящиеся к протестантизму.

Анализ: сравнивать католицизм и протестантство.

Синтез: на основе изученного материала обобщить усвоенные знания о Реформации в Европе.

Оценка: Оценить вклад реформаторского движения в современную религиозную и культурную ситуацию в Европе, в развитие протестантских государств Европы и США.

1. Организационный момент. Проверка присутствующих.

2. Вводная часть, опрос на знания.

3. Положение и состояние католической церкви к началу XVI в. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами. Выполнение задания № 2: объяснить причины протестантского движения.

4. Развитие протестантского движения, распространение его на другие страны Европы. Выполнение задания № 3: из предложенных категорий выбрать те, которые относятся к протестантизму. Дополнительное задание (по желанию) – создание презентации-биографии Мартина Лютера, Жана Кальвина.

5. Выполнение задания № 4, составление сравнительной таблицы: католичество и протестантство.

1. Организационный момент. Студенты садятся по местам, у каждого на столе лежит его ТК и комплект документов для работы (бортовой журнал, тетрадь). На экране тема.

2. Вводная часть.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим явление, которое оказало огромное влияние на жизнь большинства европейских государств, изменив мировоззрение сотен тысяч людей – Реформацию. Но перед тем, как перейти к изучению данной темы, вам нужно будет ответить на несколько вопросов (слайд с вопросами на экране):

1) На какие две ветви разделилось христианство в XI веке? (православие и католичество).

2) К какой ветви принадлежало население Западной Европы? (католической).

3) Что отличало церковную службу и дисциплину католичества от православия? (отсутствие икон, музыкальные инструменты в храмах, безбрачие всего священства, крещение слева направо).

4) На каком языке совершались церковные службы в католических странах? (на латыни).

На это задание Вам дается 4 минуты (время отмеряется по таймеру, студенты выполняют задание в бортовом журнале).

Теперь давайте проверим, что у вас получилось (на доске слайд с правильными ответами). Перед Вами лежат технологические карты урока, первое задание в которых – опрос. После проверки вы должны будете проставить в соответствии с критериями в карту полученные вами баллы. Обратите, пожалуйста, внимание на то, какие задания мы с вами сегодня будем выполнять и какими видами деятельности заниматься.

В 1520 г. Лютер выступает уже с опровержением основных догматов католической церкви (догмат – твердо установленное и незыблемое утверждение или разъяснение того или иного вопроса веры) и осуждает господствовавшие в ней нравы. Однако Лютер не имел цели разрушить или свергнуть католическую церковь, любимую им. Единственное, чего он хотел, это освободить ее от царящих в ней пороков. Выполнение задания № 2: объясните, пожалуйста, причины протестантского движения. На это вам дается 3 минуты.

Основными тезисами и положениями, выдвинутыми Лютером, были следующие:

2) Священное Писание – единственный авторитет в вопросах веры, и оно не нуждается ни в каких истолкованиях. Каждый имеет право читать и комментировать Библию самостоятельно.

3) Все богослужения должны совершаться на понятном для верующего языке.

4) Отменялось монашество (Лютер сам женился на бывшей монахине).

5) Церковь как особая организация, посредник между человеком и Богом, объявлялась ненужной. Вместо нее появились общины во главе с пасторами.

Выполнение заданий № 3 и 4.

Первоначально Реформация приняла характер народного движения, но вскоре руководство ею захватили германские князья (почему? – можно было разбогатеть за счет церкви – 1 балл). Главным содержанием княжеской Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация (обращение в светскую собственность) церковных владений. Благодаря князьям Реформация начала стремительно распространяться по всей империи.

А что же делал в это время император? Ведь он был католиком, и его власть, благословляемая самим папой, зависела от дружбы с ним, поэтому наказать сторонников лютеранства было его святым долгом.

Вновь начавшаяся война снова отвлекала Карла V от борьбы с протестантами. Однако, едва был заключен мир в 1544 году, как Германия превратилась в арену первых религиозных войн. Потерпев поражение в первой войне, протестанты добились победы во второй в союзе с королем Франции. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, на котором был заключен мирный договор со следующими условиями:

1) Признавалось равенство перед законом католического и протестантского вероисповедания.

Отныне в Германской империи признавалось и католическое, и лютеранское вероисповедание. Протестантство исповедовалось преимущественно на севере; южные государства оказались католическими.

Текст для размышления. Лютеранство быстро вышло за пределы Германии. Уже в 1525 г. владения древнего Тевтонского ордена были преобразованы в герцогство Пруссия, в котором утвердилась новая вера. Лютеранская реформация победила также в землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония). К концу 1530-х гг. лютеранской становится вся Северная Европа. В ходе борьбы за независимость от Дании лютеранство превратилось в государственную религию Швеции, а также подвластной ей Финляндии. Вслед за тем учение Лютера приняла и сама Дания, а затем подчиненные ей Норвегия и Исландия. Таким образом, весь Балтийский регион обратился в новую веру.

Вопросы для размышления .

1. Почему лютеранское учение так быстро распространилось по Европе?

2. Почему оно распространилось именно в Балтийском регионе – странах Северной Европы?

Учитель. Вслед за лютеранством началось широкое распространение кальвинизма, получившего свое название от имени его основателя Жана Кальвина (1509 – 1564). ( Если будет докладчик о Кальвине и кальвинизме, слушаем доклад, если нет, краткий рассказ учителя ). Кальвин учил, что жизнь дается человеку для того, чтобы выявить способности, заложенные в нем Богом, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности – умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчетливость в сочетании с неустанным трудом. Из наказания труд превратился в высшую форму самовыражения человека.

Особенностью Франции оказалось то, что религиозное соперничество сочеталось с борьбой за сохранение единого государства, а в гугенотах государи Франции видели разрушительную силу. В результате разразились гугенотские войны, основными причинами которых были:

- нарастание религиозных разногласий;

- политическая борьба и соперничество аристократических родов, в том числе за власть.

Гугенотские войны начались в 1562 г. и продолжались с перерывами до 1594 г., унеся в могилу огромное количество человек. Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательством: со стороны гугенотов – английская королева Елизавета и германские протестантские князья, со стороны католиков – король Испании Филипп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, которые боролись за независимость от Испании.

В ходе гугенотских войн закончилось владычество династии Валуа: последний ее представитель, Генрих III, был убит в 1589 г. католическим фанатиком Клеманом. Новой французской династией стала династия Бурбонов, основателем которой был Генрих IV Бурбон (1589 – 1610). В 1598 г. был издан Нантский эдикт, узаконивший сосуществование католичества и протестантства:

1) гугеноты получили свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политической жизни;

2) в распоряжение гугенотов было отдано 100 крепостей и собственные вооруженные силы.

Вопрос: какова была особенность религиозных войн во Франции?

В Англии история Реформации была так же тесно связана с историей страны. Самым яростным противником папства стал инициатор Реформации, король Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), при котором был принят целый ряд законов, выводивших английскую церковь из-под власти Рима. Особенно важным был Акт о супрематии, провозглашавший короля главой Английской церкви (1534 г.; супрематия - верховенство). После смерти Генриха VIII королем стал его единственный сын, Эдуард VI, унаследовавший престол в возрасте 10 лет (1547-1553). Несчастный юноша умер в 16 лет от болезней. Сменившая его на престоле старшая сестра Мария Тюдор (Мария Кровавая, 1553-1558 годы правления, 1516 год рождения) была католичкой, как и ее мать, первая жена Генриха VIII, вернула английскую церковь под власть папы Римского и проводила политику репрессий в отношении протестантов. Однако в 1559 г., в начале правления королевы Елизаветы (1558 – 1603), парламент подтвердил Акт о супрематии и принял акт об унификации, согласно которому богослужения в соответствии с правилами реформированной Церкви становились обязательными для всех англичан.

Обновленная англиканская церковь была полностью независимой от Рима и перешла с латыни на английский язык, но католическая догматика и церковное устройство во многом были сохранены (сохранилась ведущая роль епископов в церковной организации). По всей Англии были закрыты тысячи монастырей.

Последствия Реформации в Англии:

1) Массовое распространение грамотности;

2) Перевод Священного Писания на английский язык и превращение его в главное чтение англичан;

Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом .

- насилие по отношению к протестантам;

- умеренные реформы в самой католической церкви, направленные на ее частичное обновление.

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Читайте также: