Конспект по географии 8 класс домогацких 9 параграф географические исследования

Обновлено: 07.07.2024

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.

План характеристики географического положения страны

На каком материке находится страна, в какой его части?

Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

В каких поясах освещенности находится страна?

Каковы сухопутные и морские границы страны?

Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?

На контурной карте России:

Красным цветом обозначьте государственную границу России;

Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

Подпишите названия приграничных с Россией государств;

Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа (урок №3)

Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"

Цели работы:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

Какое время называется местным?

Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

Какой часовой пояс принято считать нулевым?

Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

В каком часовом поясе находится Ставрополь?

Что называется поясным временем?

Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени

Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.

Последовательность выполнения задания:

1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Практическая работа (урок №9)

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №12)

Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где — меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа (урок №17)

Тема: " Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.

Последовательность выполнения работы

Проведите анализ синоптической карты

Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

hello_html_543ac84b.jpg

Практическая работа (урок №20)

Тема: " Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. "

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы


С помощью этого видеоурока учащиеся узнают о том, как осваивался и исследовался Северный Ледовитый океан и изучались внутренние районы России в XX веке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географические исследования 20 в."

Михаил Васильевич Ломоносов


Ещё в конце XIX века шведский географ, исследователь Арктики, Эрик Норденшёльд впервые в истории прошёл Северным морским путём от Архангельска до Берингова пролива. Это была наиболее короткая морская дорога в восточные районы России, однако путешествовать по ней было достаточно трудно и опасно. Плавание Норденшёльда из-за постоянных льдов Северного Ледовитого океана продолжалась более года. Это означало, что необходимо было более тщательно изучать моря океана, характер его морских течений, ледяной покров. Без этих исследований Северный морской путь мог бы так и остаться слишком долгим и опасным. Поэтому изучение и исследование Северного Ледовитого океана в двадцатом веке вновь возобновилось.

Северный морской путь


Владимир Александрович Русанов – русский арктический исследователь. В 1908 году он впервые пересёк остров Северный, который входил в состав архипелага Новая Земля. Русанов считал, что архипелаг Новая Земля должен со временем стать одной из узловых баз, которая будет обслуживать Северный морской путь, поэтому, согласно его мнению, было необходимо выяснить условия плавания вдоль западного побережья архипелага.. Именем Русанова названы полуостров на Новой Земле, ледник на Северной Земле, улица в Архангельске.

Владимир Александрович Русанов


Георгий Яковлевич Седов – русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Участник экспедиций по изучению острова Вайгач, Новой Земли, Карского моря, устья реки Колыма и морских подходов к ней. Седов известен миру как организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу Земли, во время которой он умер, так и не достигнув поставленной им цели.

Георгий Яковлевич Седов


Георгий Львович Брусилов


Стоит отметить, что для многих из учёных экспедиции в эти суровые моря Арктики оказались последними.

Впервые о Земле Санникова как об отдельном массиве суши в 1810 году сообщил добывавший песцов и мамонтовую кость на северных берегах Новосибирских островов якутский промышленник и исследовать Яков Санников. Новосибирские острова – это архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Этот архипелаг состоит из трёх островов: Ляховские острова, остров Анжу и острова Де-Лонга.


Эдуард Васильевич Толль


По мнению ряда исследователей, Земля Санникова, как и многие арктические острова, в том числе и большая часть Новосибирских, была сложена не из скал, а из льда, поверх которого был нанесён слой грунта. Со временем лёд растаял, и Земля Санникова исчезла подобно другим островам, сложенным из льда. Примером таких островов служит остров Семёновский. Это бывший остров в юго-западной части Новосибирских островов. Находился он в восточной части Моря Лаптевых. Прежде чем исчез остров Семёновский, он был одним из самых маленьких островов в архипелаге.

Владимир Афанасьевич Обручев


Говоря о русских исследователях Северного Ледовитого океана, нельзя не упомянуть о Борисе Андреевиче Вилькицком. Это русский морской офицер, гидрограф, исследователь Арктики. Четвёртого сентября тысяча девятьсот тринадцатого года Вилькицкий открыл архипелаг Северная Земля. Общая площадь архипелага – тридцать семь тысяч километров квадратных. Пожалуй, это был самый крупный географический объект, открытый в двадцатом веке.

Борис Андреевич Вилькицкий


Отто Юльевич Шмидт


Сергей Владимирович Обручев


Именно Россия остаётся единственной страной в мире, которая использует для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. Дрейфующая станция – это научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. Космическая эра в наше время позволила применять современные методы в географических исследованиях и даже совершать открытия природных богатств территорий, а также давать оценку её природным условиям с помощью спутников.

География 8класс. Урок 1. Тема: Россия на карте мира.

Цели и задачи урока:

Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения; учить работать с географической картой России. Дать знания о границах России и пограничных государствах.

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта России.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Что изучает физическая география России? (Физическая география изучает природу и природные ресурсы России - страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

Назовите два пути изучения природы России?

Первый путь - изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, климата, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников - гляциология, озер - меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы -почвоведение, климат - климатологи и т. д.

Второй путь - изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы России.

Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (Учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)

- Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)

Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (Наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)

В чем выражены результаты исследований? (В картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

- Как используется географическая информация? (Учащиеся в школах, студенты в вузах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

III. Изучение нового материала

План характеристики географического положения страны:

1)Положение по отношению к экватору.

2) Положение по отношению к 0° меридиану.

3) Положение на материке, части света.

4) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

5) Соседние государства.

6) Координаты крайних точек страны.

7) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

- Россия имеет площадь 17,1 млн.км 2 .

- Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия - самое крупное государство мира. Ее площадь 17,1 млн. км 2 , что примерно равно площади Южной Америки (17,8 млн.км 2 ). Россия занимает 1/3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии. Россия почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США.)

Площадь, млн. км 2

Площадь, млн. км 2

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света - Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (Условная граница проходит по Уральским горам, по 60" в. д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме - по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю - по Керченскому проливу.)

- Найдите Северный полярный круг. (Северный Полярный круг - параллель 66,6" с. ш.)

- В каком полушарии мы живем? (В северном полушарии.)

- Какие широты имеют самая северная и южная точки России? (Крайняя северная материковая точкам. Челюскин, имеет 77"43' с. ш., а островная - м. Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа 81°49' с. ш. Крайняя южная точка - Юго-западные горы Базарзюзю 41° 11' на Кавказе, Дагестан.)

- Найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева, остров Ратманов, Гданьский залив (Балтийская коса) близ города Калининграда, гора Базардюзю.

Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? Где наибольшая, где наименьшая? (От мыса Канин Нос (п-ов Качин) до крайней южной точки (южная граница Дагестана) - 27" ~ 3000 км. От мыса Челюскин - 28° ~ 3110 км.)

- С какими странами граничит Россия? (Учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией; новая граница

с Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной (славянские государства входят в СНГ), с Польшей. Страны Закавказья - Азербайджан и Армения. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор.)

- Найдите страны: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белорусь, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США,

Казахстан, Украина, Азербайджан, Грузия.

- С какими странами самая протяженная, граница? (Самая протяженная граница с Казахстаном, Монголией, Китаем.)

- Какая область России граничит с Польшей и Литвой? (С Польшей и Литвой граничит Калининградская область.)

- Определите, с какими странами Россия граничит только по морю. (Морскую границу Россия имеет с Японией в Кунаширском проливе между Японским островом Хоккайдо и Курильскими островами (остров Кунашир) России. В Беринговом проливе морская граница проходит между островами Диомида, их два: западный остров Ратманова принадлежит России, а восточный остров Крузенштерна - США.)

Задания по контурной карте:

  1. Отметить на контурной карте государственную границу России
  2. Подписать пограничные государства
  3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнёва, Балтийская коса, гора Базардюзю).
  4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунашир-ский, Лаперуза).

Для проверки усвоения материала можно предложить ответить на вопросы:

1. Площадь России равна … (17,1 млн. км);

2. Крайняя северная материковая точка … (мыс Челюскин);

3.Широта крайней восточной точки … (170° з. д.);

4. Россия пересекается … (с северным полярным кругом);

5. Самая длинная граница России с государством … (Казахстан);

6. По каким рекам проходит граница России … (по Амуру; по Уссури);

7. С какой страной у России граница начинается с берега Баренцева моря … (с Норвегией);

8.Какая часть территории России находится за С. П. К.? (1/5(20%));

9. С какими странами у России только морская граница? (США; Япония).

V. Домашнее задание: § 1;

Географическое положение России

Россия - самое большое по площади государство мира - его площадь равна 17,1 млн. км 2 . Это 1/3 часть площади Евразии.

Россия расположена в северном полушарии. На севере ее пересекав! Северный полярный круг. Крайняя северная материковая точка -м. Челюскин имеет широту 78° с. ш., а крайняя южная - Базарзюзю -41° с. ш. Примерно такое же расположение по отношению к экватору имеет Канада. Россия расположена большей частью в умеренных широтах (этс значит, что на территории нашей страны четко выражены 4 сезона: зима, весна, лето и осень). Но значительная часть России, расположенная к северу от северного полярного круга, получает крайне мало солнечного тепла и света (здесь бывает полярная ночь.)

Россия расположена в восточном полушарии, но самый восточный полуостров Чукотка расположен в западном полушарии. Крайняя западная точка России лежит на песчаной косе к западу от г. Калининграда (=20° в. д.), а крайняя восточная точка - м. Дежнева =170° з. д. Расстояние между ними около 10 тысяч километров. Протяженность России с севера на юг около 4 тысяч километров.

Россия расположена и в Европе, и в Азии.

Границы России на севере и востоке - морские, а на западе и юге сухопутные. Россия граничит с 14 государствами по суше, и с двумя странами (Японией и США) имеет морскую границу. С Японией морская граница проходит в Кунаширском проливе, а с США в Беринговом проливе.

Сухопутную границу Россия имеет с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей (Калининградская область), республиками Закавказья - Грузией и Азербайджаном. Самая длинная граница с Казахстаном. Далее с Монголией, Китаем (по Амуру и Уссури) и КНДР.

Россия - морская держава. Омывается 13 морями:

Северного Ледовитого океана - Белым, Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским.

Тихого океана - Беринговым, Охотским, Японским.

Атлантического океана - Балтийским, Черным, Азовским и морем-озером - Каспийским.

В Северном Ледовитом океане России принадлежит Российский сектор Арктики (от границы на побережье Баренцева моря до Северного полюса и до восточной крайней точки в Беринговом проливе).

Географическое положение России имеет как положительные, так и отрицательные черты:

а) большая площадь России - это, как правило, означает богатстве природными ресурсами;

б) наличие морских границ, свободный выход в океан;

в) расположение большей части России в умеренных широтах.

а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство;

б) 1/4 часть площади России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат);

в) огромная территория требует больших транспортных расходов.

Тема 1. Географическое положение §1. Россия на карте мира

1. Заполните пропуски.

а)________________ условная линия на поверхности суши или воды, определяющая размеры территории государства, отделяющая эту территорию от территории других государств и открытых морей.

б) Самую протяжённую сухопутную границу Россия имеет с ________, а самую короткую - с_________

в) Компоненты природы, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйственной деятельности, называются ___________________

г) Свойства окружающей среды, влияющие на жизнь человека, называются _______________________.

2. Укажите, в каком порядке расположены страны вдоль южной границы Российской Федерации с востока на запад. 1) Азербайджан; 2) Грузия; 3) Казахстан; 4. Китай ; 5. КНДР; 6. Монголия

Россия — самая большая по площади страна мира

Берега России омывают воды трёх океанов: Тихого, Атлантического и Индийского

Большая часть государственной границы России проходит по морю

Территория Арктики поделена на пять секторов: российский, канадский, американский, норвежский и шведский

Крайняя северная точка России одновременно является крайней северной точкой Евразии

На суше Россия граничит с 14 странами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен.

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока".


Конспект урока по географии 6 классс "Что изучает география?"

Конспект урока по географии 6 класс.


Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп.


Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые».


Читайте также: