Конспект по географии 6 класс параграф 31 воды суши

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок географии в 6 классе

Цель урока : углубить систему знаний о гидросфере путем изучения реки как части мирового кругооборота воды в природе; сформировать знания о реке и ее частях, элементах речной системы, речной долине; сформировать первоначальные понятия о питании рек и водном режиме; развивать практические умения определять элементы речной системы, принадлежность к речному бассейну, географическое положение реки на карте атласа; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование : учебник географии, физическая карта полушарий, атласы, фотографии с изображением горных и равнинных рек, мультимедийный проектор.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель: Ребята, мы уже с вами познакомились с частями водной оболочки Земли, с частями Гидросферы. Давайте же сейчас попробуем узнать в наших героях тех, без которых не возможен мировой кругооборот воды в природе.

1 ученик : Я самая большая часть водной оболочки Земли. Я великий и могучий, я покрываю больше двух трети территории нашей планеты и состою из неизчеслимого количества капелек воды ( океан ).

2 ученик : Я - являюсь частью океана. Хотя я и меньше его по размерам, но не менее величественно и красиво. А отделяет меня от океана или поднятие океанического дна, или острова, или полуострова ( море ).

3 ученик : А я хотя и самая маленькая часть гидросферы, но без меня не было бы, ни реки, ни озера, ни моря, ни даже тебя, великий океан. Потому что все вы состоите из меня и моих сестер ( капелька воды ).

4 ученик: Но если бы не я, ты бы, капелька, не попала ни в реку, ни в озеро, ни в море, ни в океан. Ведь именно я делаю тебя невесомой и ты свободно летишь по небу ( солнечный лучик ).

5 ученик: А я собираю тебя, капелька, и твоих сестер вместе, для того, чтобы вы смогли вновь вернуться на землю. Если бы не я, ты вечно бы летала по небу ( облачко) .

6 ученик: Но ведь именно я, когда капелька попадает вновь на землю, переношу ее снова в океан ( река ).

Учитель: Не спорте, вы все очень важные части водной оболочки Земли. Ребята, какие же части гидросферы представили наши герои?

Из каких частей состоит гидросфера?

Какие воды суши связаны с океанам?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель: Река, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Пора разливов миновала.

Река ничем не выдавала,

Что целый мир в глубинах вод

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.

Итак, как же рождается река?

Жил в лесу звонкий родничок. Тонкая струйка воды выбивалась из – под земли. Родник был совсем крохотный, лес – огромный. По одной песчинке, по комочку земли родник прорывал себе путь. Прошло время и появилась в лесу небольшая лужица. А родник все журчал и работал, не переставая, днем и ночью. И вот из лужицы выбился ручеек, побежал по лесу, встретился с другим ручьем. Подружились они и потекли вместе. По дороге они слились с множеством других ручьев. И прокладывая себе дорогу через леса, поля, горы, вымывая и размывая их, устремился водный поток к океану. Причудливо извиваясь, он возвращает в океаны воду, выпавшую в виде дождя и снега. Так рождается река.

ІV. Изучение нового материала.

Все версии, ключевые слова записываются на доске, анализируются и формируются понятия.

( учитель показывает с помощью мультимедийного проектора схему речной долины). Учитель демонстрирует схему и дает ее анализ.

Вопросы и задания:

Составные части реки:

а) работа с макетом, схемой, рисунком, демонстрация видеофрагмента;

б) построение рисунков – схем в тетрадях.

Как определить является правым или левым приток реки? Определить приток Днепра, Амазонки, Конго.

Вариант 1 – правые. Вариант 2 – левые.

Пойма – это часть речной долины, которая затапливается водой во время разлива реки.

Обратите внимание на коренной берег реки: он имеет форму ступенек, он называется террасами . Террасы были когда-то поймами, но река углубляла свое русло, и потому сейчас они не затапливаются водой. Вот же, речная долина состоит из русла, поймы и террас.

Главную реку со всеми притоками называют речной системой . Между речными системами Днепра, Волги, Дона должна быть граница. Эта граница называется водораздел. Бесчисленное множество рек, ручьев, речушек несут свои воды в главную реку. При этом каждая из рек собирает воду только со своей территории. Эту территорию называют бассейном реки ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему бассейна реки и речной системы).

Бассейн реки – это территория, с которой главная река и ее притоки собирают все свои воды.

Водораздел – это граница между бассейнами рек.

Вставьте пропущенные слова: дельта, русло, родник, болото, озеро, исток, притоки, устье, речная система. ( Текст записан на доске.)

Река начинается с …, это может быть… . Она течет в углублении рельефа, которое называется …, по пути в нее впадают другие реки – это … . Вместе с главной рекой они образуют… . Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют… , некоторые реки в этом месте образуют… .

3. По характеру течения реки могут быть равнинные и горные .

Задание.

Сравните равнинную и горную реки.

Спокойная, течет медленно, русло широкое, берега низкие, обычно глубокая, дно не видно

Бурная, русло узкое, берега высокие, скалистые, часто мелкая, хорошо видно каменистое дно

Задание: ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему образования водопада )

Количество воды в реке не бывает одинаковым на протяжении всего года. Когда реки разливаются? Когда уровень воды в реке самый низкий? Почему так происходит? ( учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора фотографии рек )

На суше имеются пять типов скоплений воды : 1) подземные воды, 2) реки, 3) озера, 4) ледники, 5) болота. Вода также присутствует в почве.

воды суши

1. Подземные воды

Это воды суши, находящиеся в верхней части земной коры (до глубины 12—16 км). Образуются в основном путем просачивания атмосферных осадков и накопления вод в порах, трещинах и пустотах горных пород. По отношению к воде различают водопроницаемые (песок, гравий), водонепроницаемые (глины, мерзлота) и растворимые (известняк, поваренная соль) породы.

По условиям залегания выделяют почвенные (залегают непосредственно у поверхности земли, в почве), грунтовые (залегают на первом водоупорном слое) и межпластовые (заключены между двумя водоупорными слоями) воды. Межпластовые воды питаются на участках, где нет верхнего водоупорного слоя; могут быть напорными, или артезианскими (если заполняют весь водоносный слой), и ненапорными. Естественные выходы подземных вод на поверхность — источники, могут быть холодными (до +20 °С), теплыми (+20—37 °С) и горячими (от +37 °С).

воды суши таблица

2. Реки

Река — естественный водный поток, текущий по одному и тому же месту постоянно или с перерывами.

3. Озера

Озеро — замкнутое естественное углубление на суше, заполненное водой. Оно состоит из котловины и массы воды. Озера принято классифицировать по четырем признакам: происхождение озерных котловин; происхождение водной массы; водный режим; соленость. По происхождению котловины озера разделяются на восемь основных групп.

  • Тектонические озерные котловины образуются в результате образования трещин, разломов и опусканий земной коры. Они отличаются большой глубиной и крутизной склонов (Байкал, Великие Североамериканские и Африканские озера, Виннипег, Большое Невольничье, Мертвое море, Чад, Эйр, Титикака и др.).
  • Вулканические, которые образуются в кратерах вулканов или в понижениях лавовых полей (Курильское и Кроноцкое на Камчатке, многие озера о. Явы и Новой Зеландии).
  • Ледниковые озерные котловины образуются в связи с деятельностью ледников (озера Финляндии, Карелии, Альп, Урала, Кавказа и др.).
  • Карстовые озера, котловины которых возникали в результате провалов, просадок почвы и размыва горных пород. Растворение этих пород водой приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади озерных котловин.
  • Запрудные озера возникают в результате преграждения русла реки глыбами пород при обвалах в горах (о. Севан, Тана, многие озера Альп, Гималаев и других горных стран).
  • Лиманные озера распространены на берегах морей — это прибрежные участки моря, обособившиеся от него посредством прибрежных кос.
  • Озера-старицы — озера, возникшие в старых руслах рек.
  • Остаточные озера появились на месте бывших морей.
Озера питаются за счет атмосферных осадков, подземных вод и стекающих в них поверхностных вод.

По водному режиму различают сточные и бессточные озера. Из сточных озер вытекает река (реки) – Байкал, Онежское, Онтарио, Виктория и др. Из бессточных озер не вытекает ни одна река – Каспийское, Мертвое, Чад и др. Бессточные озера, как правило, более минерализованы. В зависимости от степени солености воды озера бывают пресные и соленые.

По происхождению водной массы озера бывают двух типов:

  • озера, водная масса которых имеет атмосферное происхождение (такие озера преобладают по количеству);
  • реликтовые, или остаточные, – были когда-то частью Мирового океана (Каспийское озеро и др.)

озера таблица

4. Болота

Болота – избыточно увлажненные участки суши, покрытые влаголюбивой растительностью и имеющие слой торфа не меньше 0,3 м. Вода в болотах находится в связанном состоянии. Болота образуются вследствие зарастания озер и заболачивания суши.

Низинные болота питаются грунтовыми или речными водами, относительно богатыми солями. Следовательно, там селится растительность, довольно требовательная к пищевым веществам (осока, хвощ, тростник, зеленый мох, береза, ольха).

Верховые болота питаются непосредственно атмосферными осадками. Располагаются на водоразделах. Для растительности характерен ограниченный видовой состав, т. к. не хватает минеральных солей (багульник, клюква, голубика, сфагновые мхи, сосна). Переходные болота занимают промежуточное положение. Низинные и верховые болота – это две стадии естественного развития болот. Низинное болото через промежуточный этап переходного болота постепенно превращается в верховое.

Главной причиной образования огромных болот является чрезмерная влажность климата в сочетании с высоким уровнем грунтовых вод вследствие близкого залегания к поверхности водоупорных пород и равнинного рельефа.

Распространение болот зависит и от климата, значит, тоже в определенной степени зонально. Больше всего болот в лесной зоне умеренного пояса и в зоне тундры. Большое количество осадков, малая испаряемость и водопроницаемость грунтов, равнинность, слабая расчлененность междуречий способствуют заболачиванию.

болота таблица

5. Ледники

Ледники превращенная в лед вода суши атмосферного происхождения. Ледники постоянно движутся благодаря своей пластичности. Под действием силы тяжести скорость их движения достигает нескольких сотен метров в год. Движение замедляется или ускоряется в зависимости от количества осадков, потепления или похолодания климата, а в горах на движение ледников оказывают влияние тектонические подъемы.

Ледники образуются там, где в течение года выпадает больше снега, чем успевает растаять. В Антарктиде и Арктике такие условия создаются уже на уровне моря или чуть выше. В экваториальных и тропических широтах снег может накапливаться только на большой высоте (выше 4,5 км в экваториальных, 5—6 км в тропических). Поэтому высота снеговой линии там выше. Снеговая линия – граница, выше которой в горах сохраняется нетающий снег. Высота снеговой линии определяется температурой, которая связана с широтой местности и степенью континентальности ее климата, количеством твердых осадков.

Общая площадь ледников составляет 11% поверхности суши с объемом 30 млн. куб. км. Если бы все ледники растаяли, уровень Мирового океана поднялся бы на 66 м.

Покровные ледники покрывают земную поверхность независимо от форм рельефа в виде ледяных шапок и щитов, под которыми скрыты все неровности рельефа. Движение льда в них происходит от центра купола к окраинам по радиальным направлениям. Лед этих покровов имеет огромную мощность и производит большую разрушительную работу на своем ложе: он переносит обломочный материал, превращая его в морены. Примерами покровных ледников являются льды Антарктиды и Гренландии. От края этих покровных ледников постоянно откалываются огромные глыбы льда – айсберги. Айсберги могут существовать до 4—10 лет, пока не растают.

Горные ледники значительно меньше покровных по размеру. В горных ледниках движение льдов происходит по уклону долины. Они текут подобно рекам и опускаются ниже снеговой границы. При своем движении эти ледники углубляют долины.

Ледники – водохранилища пресной воды, созданные природой. Реки, начинающиеся в ледниках, питаются их талыми водами. Особенно это важно для засушливых районов.

ледники таблица

Мерзлота

Многолетняя мерзлота. Под многолетней, или вечной, мерзлотой следует понимать толщи мерзлых горных пород, не оттаивающих в течение долгого времени – от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет. Вода в многолетних мерзлых породах находится в твердом состоянии, в виде ледяного цемента. Возникновение многолетней мерзлоты происходит в условиях очень низких температур зимы, малой высоты снежного покрова. Именно такие условия были в окраинных областях древних ледниковых покровов, а также в современных условиях в Сибири, где зимой мало снега и крайне низкие температуры. Причины распространения вечной мерзлоты могут объясняться как наследием ледникового периода, так и современными суровыми климатическими условиями. Вечная мерзлота нигде так широко не распространена, как в пределах России. Особо выделяется территория сплошной многолетней мерзлоты с мощностью слоя до 600—800 м. На этой территории самые низкие зимние температуры (например, устье Вилюя).

Многолетняя мерзлота оказывает влияние на формирование природно-территориальных комплексов. Она способствует развитию термокарстовых процессов, возникновению бугров пучения, наледей, влияет на величину и распределение по сезонам подземного и поверхностного стока, почвенно- растительного покрова. При разработке полезных ископаемых, эксплуатации подземных вод, постройке зданий, мостов, дорог, плотин, проведении сельскохозяйственных работ необходимо изучать мерзлые грунты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 31. Воды суши.

Тип учебного занятия — урок практикум.

Цель урока: организовать изучение многообразия вод суши: Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолет­няя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

1 –образовательные: (формирование познавательных УУД): изучить многообразие и значение внутренних вод суши, условия их образования, классификация;

2. – воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): помочь в воспитании умений воспринимать информацию, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умений работать в парах.

3 – развивающие: (формирование регулярных УУД): содействовать развитию навыков и умений анализировать строение речной долины, сравнивать типы озёрных котловин; формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные смысловые блоки в тексте, формирование основ экологической культуры.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами картографической грамотности , самоконтроля, самооценки.

Предметные: отбирать источники географической информации для описания рек и их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, источников питания и режима рек. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Организационно - мотивационный этап урока

1.1 Организационный момент

1.2 Актуализация опорных знаний

1.3 Формулирование задач урока

Процессуально-содержательный этап урока

Выполнение практических заданий

Этап закрепления и первичной проверки

Рефлексивный этап урока

Объяснение домашнего задания

По источникам знаний: словестные, наглядный.

По степени взаимодействия учитель-ученик: работа в парах, эвристическая беседа, фронтальный опрос.

Относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проектная деятельность.

Формы работы учащихся:

Самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока.

Работают с алгоритмом при выполнении заданий

Отвечают на вопросы

Решают самостоятельно задачи

Оценивают друг друга

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

1. Какие воды суши вам известны?

2. Где сосредоточены основные запасы пре­сных вод?

3. Какие водоёмы расположены в нашей
местности? Что вам о них известно?

4. Определите тему урока.

5.Что бы вы хотели узнать про воды суши? Сфор­мулируйте цель урока

1. Называют воды суши: реки, ручьи, озё­ра, болота, водохранилища, ледники, подзем­ные воды.

2. Рассказывают о водоёмах своей местности.

4.Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы. Формулируют цель урока: изучить особенности вод суши

Определяют тему и цель урока

Актуализация полученных зна­ний и создание мотивационной установки

1. Ответьте на вопросы.

• Что вы знаете о водах суши из курса 5 класса?

• Какие две группы выделяют среди вод суши?

• Чем различаются равнинные и горные реки?

На каких участках рек образуются водопады?

Какие озёра вам известны?

Почему образуются ледники?

Как человек использует подземную воду?

Как показывают реки, озёра, болота на карте?

2.Вспомните названия основных пунктов
для характеристики реки.

Описание океана по плану.

Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке всё время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения её в океан, море, другую ре­ку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами лед­ников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелковод­ные, также они могут быть судоходными. Ут­верждают: в реках вода всегда пресная, по равнинам протекают равнинные реки, а в горах – горные. Назы­вают известные им части реки: исток, устье. Вспоминают названия озёр на материках, показывают по карте. Колодцы и родники- это подземная вода. Ледники образуются там, где холодно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок находится в разделе Гидросфера. Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.

Цель урока: формирование представлений о водах суши и их значение для жизнедеятельности человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

- составлять описание географического объекта — реки, озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам и озерам;

- учить беречь эти природные богатства; разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой

Главными задачами были развивающие ввиду требований стандартов нового поколения – учить развитию метапредметных умений.

Тип урока: изучение нового материала, с использованием электронных образовательных ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Интернет

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, творческая работа, практическая работа.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта мира, физическая карта полушарий, мультимедийная презентация.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, рабочие тетради, технологические карты.

Структура урока усвоения новых знаний:

1. Актуализация знаний

2. Создание проблемной ситуации

6. Практическая работа. Работа с контурными картами.

7. Домашнее задание.

Урок географии в 6 классе

а. Понежукая Теучежского района, Нехай Фатима Аскербиевна)

Тип урока: изучение нового материала, с использованием электронных образовательных ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Интернет

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, творческая работа, практическая работа.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта мира, физическая карта полушарий, мультимедийная презентация.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, рабочие тетради, технологические карты.

Цель урока: формирование представлений о водах суши и их значение для жизнедеятельности человека.

Задачи урока

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

- составлять описание географического объекта — реки, озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам и озерам;

- учить беречь эти природные богатства; разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой

1. ЭТАП Актуализация знаний

Учитель: Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

- Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Ответ учащихся: Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Основная часть гидросферы — вода морей и океанов. Подземных вод и ледников в 26 раз меньше. Доля вод поверхности суши — рек, озер, болот — совсем незначительна

Учитель: - Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

Ответ учащихся: Гидросфера – сплошная оболочка нашей планеты. Единство её вод обеспечивается круговоротом воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром

Учитель: - Почему воду называют основой жизни на Земле.

Ответ учащихся: Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Она добывает электрический ток. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

С-1 Учитель: Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало стихов. Презентация

Вода - чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

- Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой воде, слушаем загадки.

С-2 Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. ( Озеро, пруд0

Учитель: - Скажите мне, где находятся эти виды природных вод? (На суше).

3. ЭТАП Целеполагания

Учитель: Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока.

Предполагаемые ответы детей: Вода на суше, вода на поверхности земли.

Учитель: - Правильно сейчас мы поговори о водах суши. Их иногда называют внутренними водами. В их число входят реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды.

С-4 Цели и задачи нашего сегодняшнего урока: продолжить работать с географической картой, т.е. определять местонахождение крупных водоёмов Земли; составлять описание географических объектов – реки и озера, находить сходства и различия; научиться беречь эти природные богатства.

С-5 -Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

4. ЭТАП Планирования.

Структура реки.

Учитель: - Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).

Учитель: - Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение?

С-6 Река - это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности.

С-7 Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Но в районах засушливого климата реки могут временно пересыхать. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. С-8

- Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы. В течении урока мы заполним эту схему реки и укажем все её части.


Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождаются, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

С-9 Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Иногда река начинается от слияния двух рек. Например, Нил образуется при слиянии Белого и Голубого Нила, Обь - при слиянии рек Бии и Катуни, Амур – при слиянии рек Шилки и Аргуни. Но никогда река не вытекает из моря. (Подписывают на схеме истоки).

С-10 Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме). Таким объектом может быть море, озеро или другая река. При впадении в море река образует устье, которое иногда из-за собственных наносов распадается на множество рукавов, как на Волге. Устье реки становится похоже на крону дерева — его называют дельтой. Самая большая дельта у реки Лены. Очень большие дельты имеют Миссисипи, Нил. Иногда река впадает в море через узкий залив, как Обь или Северная Двина.

Но запомните, реки нужно показывать по направлению течения, т.е. от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая длинная река мира – Нил, которая впадает в Средиземное море.

С-11 Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Притоки берут начало в горах, в болоте, из ледника. Посмотрите на нашу схему.

-Как их будем различать? (Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть правые и левые притоки).

-Как определим, какой левый, какой правый?

С-12 Надо встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый. (Подписывают правые и левые притоки.)

С-13 - Главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки.

С-14 Самый большой водосборный бассейн имеет река Амазонка. Его площадь 7 млн.кв.км

Учитель: - Почему реки не пересыхают?

Ответ учащихся: Они участвуют в Мировом круговороте воды.

- Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки? (От климата)

Учитель: Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание - дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них — две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.

Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды — летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень.

Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны, имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания — выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.

Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем.

Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.

Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками – кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.

Запишем понятия в тетрадь

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки. Вы вместе со мной заполняете таблицу по сравнению рек. Таблица на слайде. С-16 Таблица:

Читайте также: