Конспект по естествознанию кто живет в нашем краю

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Определение животного в качестве части живой природы..

Задачи:Закрепить названия диких животных и их детенышей.Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Казахстана. Воспитывать любознательность.Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Словарная работа: Волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.

Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”.

Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.

Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.

Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Побуждение ребенка к процессу деятельности.

Предлагает встать в круг радости и повторить слова:

Кто к нам пришел сегодня.

Здравствуйте все, кто верит доброте

Здравствуйте все, кто не жалея сил

Делится счастьем своим.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о животных Казахстана.

Проявление интереса к происходящему.

Осознание ребёнком проблемы, требующей разрешения.

Внимательно слушают воспитателя.

Ориентирование детей на разрешение проблем.

- Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь.

1.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

2.Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

4.В густом лесу под елкой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой.

5.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

7.С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

– Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.

Игра “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, воспитатель выступает в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

- Что умеет делать?

- Как называют его детёнышей?

- Как называется его жилище.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.

- Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и степях, о животных, которые обитали в наших краях.

- Из редких видов животных можно назвать снежного барса, каменную куницу, туркестанскую рысь, архар.Для сохранения уникальной флоры и фауны на территории Казахстана были созданы заповедные зоны.

- Снежный барс - сильная приземистая кошка с длинным хвостом и густым пятнистым мехом. Живет в высоких горах. Зимой вслед за копытными за своим основным кормом спускается значительно ниже.Снежный барс - чрезвычайно редкое животное и внесен в Красные книги всех рангов.

- Архар - один из видов горного барана.Это один из самых крупных горных баранов серо-буроватой окраски с огромными спирально-закрученными рогами (у самок рога тоньше и короткие). Живут архары в более сглаженных и открытых участках гор, нежели горные козлы.

Включение детей в процесс деятельности:

Выполняют движения физ.минутки.

(Дети идут по кругу друг за другом)

(Идут, громко топая)

(Передвигаются в глубоком приседе)

(Передвигаются в глубоком приседе)

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

(Идут на четвереньках)

(Идут на четвереньках)

Обращение ребёнка за необходимой помощью к взрослому.

Слушают рассказ воспитателя о редких животных Казахстана.

Анализ результата деятельности детей.

– Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт.

Осознание ребёнком результатов своей деятельности.

Стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Воспроизводят: Определение животного в качестве части живой природы.

Понимают: О взаимосвязи всего живого в природе.

Применяют: Умение называть диких животных и их детенышей.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная область: Познание

Раздел: Естествознание.

Тема: Кто живет в нашем краю?

Цель: расширение представления о жизни диких животных.

1. Обучить умению выделять и характеризовать особенности внешнего

облика животных и образа жизни в разное время года.

2. Развить умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать любовь к животному миру.

Ожидаемый результат: воспроизводит: несколько видов животных, их характерные особенности; понимает: разницу между дикими и домашними животными;

применяет: навыки составления описательных рассказов по мнемотаблицам.

Полиязычие: жабайы аңдар – дикие животные – wild animals, үй

жануарлары – домашние животные – domestic animals.

1.Организационный момент.

Педагог создает положительный эмоциональный настрой, использует загадки.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха. (заяц)

Телят, ягнят ищет. (волк)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Лежала между елками

Подушечка с иголками,

Потом вдруг убежала.(ежик)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Педагог предлагает прослушать аудиозапись звуков разных животных,

определить, кто кричит (поет, шипит, рычит). Нацеливает на предстоящую

2.Основная часть. Предлагает воспитанникам порассуждать, почему животных, которые живут в лесу называют дикими. Дикие животные — это те, которые живут в лесах, на лугах, в водоемах. О них никто не заботится, они не зависят от человека, а сами добывают себе пищу, строят жилища, выводят потомство, заботятся о себе и своих детенышах. Рассматривают рисунок , называют изображенные виды животных. Отмечают животных, которых можно встретить в родном краю.

Проблемные вопросы: Чем питаются дикие животные? Кого можно назвать

хищниками? Кого – травоядными? Дети делятся мнением, как различаются

дикие животные по способу питания.

Полиязычие: жабайы аңдар – дикие животные – wild animals.

рекламу про любого дикого животного. Дети рекламируют

дикое животное, придерживаясь алгоритма: Как называется животное (его

внешний вид, цвет, части тела, чем покрыто тело? Где живет? (берлога, нора,

логово, дупло) Как зимует? Чем питается? На кого охотится? Хищное? Травоядное? Как зовут детеныша? Какие издает звуки? Как защищается от врагов ?Какую пользу приносит людям? В каких сказках и мультфильмах можно встретить?

Динамическая пауза.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Педагог предлагает выполнить задания .С помощью

линии соедини животных и их детенышей. В чем отличие между ними?

Приглашает детей принять участие в игре.

включаются в игру, определяют, кто лишний и почему.

П.: Корова, обезьяна, собака, лошадь.

П.: Медведь, лиса, овца, волк.

Выполняют задание в котором нужно соотнести описание животных с их рисунками.

Быстрое животное, которое любит орехи…

Домашнее животное ,которое дает нам молоко…

Дикое животное с длинной шеей и ногами…

Домашнее животное ,которое возит тяжелый груз…

Дикое животное, которое живет в реке…

Рыжая, хитрая и ловкая…

Длинные ушки, короткий хвост, с наступлением зимы шубка становится белой.

Тело покрыто иголками, умеет сворачиваться клубком…

Дикое животное крупного размера, зимой спит в берлоге.

3.Рефлексия . Педагог подводит итог. Создает эмоционально-нравственную ситуацию(поощрение).

Конспект ОУД по естествознанию в предшкольной группе «Кто живёт в нашем краю?

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мир дикой природы.

Тақырыбы/Тема: Кто живёт в нашем краю? (Животные Казахстана - ушастый еж, корсак, степная черепаха, тушканчик, кулан).

Мақсаты/Цель:

1.Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитание в детях бережного отношения к природе, любовь к животному миру.

2.Дамытушылық/ Развивающая: Развитие познавательного интереса к миру природы.

3.Оқыту/Обучющая: Ознакомление с дикими животными Казахстана (ушастый еж, корсак, степная черепаха, тушканчик, кулан), их внешним видом, местом обитания; с животными, занесенными в Красную книгу Казахстана. Обучение умению различать этих животных по внешнему виду, называть их.

Педагогикалық технологиялар /Пед.технологии: ИКТ, элементы технологии развивающих игр В. Воскобовича, технология полилингвального обучения, технология сохранения и стимулирования здоровья (п\и).

Көптілділік/Полиязычие:

Қазақ тілі: природа ~ табиғат, зима ~ қыс, степь ~ дала; пустыня ~ шөл дала, тушканчик ~ қосаяқ, ежик ~ кірпі, черепаха ~ тасбақа, , хвост ~ құйрық, уши ~ құлақтар.

English : природа - nature, зима - winter, степь - steppe; пустыня sahara , тушканчик - jerboa, ежик - Hedgehog, черепаха - tortoise , хвост - tail, уши - ears.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:

Звучит мелодия - звук поезда.

Приглашает совершить развлекательно-познавательную экскурсию по нашему родному Казахстану, понаблюдать за жизнью животных.

Сообщает, что в плане экскурсии, посещение животных степи и лесостепи. В Казахстане животный мир разнообразен.

Цель: закрепить и уточнить место обитания животных.

О пределяют место обитания медведя, черепахи, зайца, верблюда и т.д.

Полиязычие: степь ~ дала - steppe; айдала, пустыня ~ шөл дала - sahara , тушканчик ~ қосаяқ - jerboa, ежик ~ кірпі - Hedgehog, черепаха ~ тасбақа – tortoise .

2. Негізі бөлімі/Основная часть:

- Она может полем стать,

Если землю распахать.

А пока на ней ковыль растет,

Да по весне сорняк цветет. (Степь.)

- У каждого человека есть свой дом. И у зверей и птиц тоже есть свой дом. Сейчас мы познакомимся с животными степи. (обращает внимание на иллюстрации – ёжик, суслик, ушастый ёжик.)

Загадки о животных:

1.Вот наша степь оживает!

Этот зверек не шалунишка,

Но любит свистеть, как мальчишка.

На задние лапки встает

И норку свою стережет. (Суслик)

2. Добродушен, деловит

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель (ёжик)

Предлагает вспомнить и рассказать кто что знает о ежике:

- Ёж ушастый. Он отличается большим размером ушей: длина уха 3—5 см. Длина иглы в 3 раза меньше, чем у обыкновенных ежей. Пища ушастого ежа - насекомые, особенно жуки и муравьи. На поиски пищи (летом) ушастый еж выходит обычно поздно вечером. Бегает он заметно быстрее обыкновенного ежа. Если ушастого ежа догнать и задеть ногой или палкой, то он неохотно свертывается в клубок, обычно только подгибает вниз голову, шипит и подпрыгивает, стремясь нанести уколы своими иглами, вскоре старается убежать.

Показывает иллюстрацию с изображением корсака.

Корсак близкий родственник лисицы, но меньше ее по размерам. У него крупные, широкие в основании уши и черный кончик хвоста. Обычно он живет в норах. Питается грызунами, птицами, насекомыми, падалью, всевозможными отбросами. Как и другие хищники, корсак стойко переносит голод и даже через неделю, а то и две полностью сохраняет активность. Зимняя шерсть очень пушистая, шелковистая, красивая. Корсак нуждается в охране, так как становится редким.

Цель: расширение представлении о жизни диких животных.

Участникам прикрепляются эмблемы грызунов: суслик, сурок, 2 мыши, хомяк, а на головы- маски хищников: лиса, волк, ястреб, орёл, беркут ( всего 5 человек). Их задача: поймать грызуна, а своего постараться спасти.

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

И плотном, как мёд

Жёлтая птица плывёт.

- Каких животных можно встретить в пустынях Казахстана? (ушастого ежика и степную черепаху, тушканчика, кулана.)

- Хотя черепаха называется степной, живет она в пустынях юга Казахстана. Жизнь степной черепахи протекает на суше; у нее нет плавательных перепонок между пальцами, и плавать она не умеет. Брошенная в воду, степная черепаха тонет; на земле неуклюжа и медлительна. Она может долго обходиться без воды, получая ее вместе с сочными кормами. Когти у степной черепахи тупые и широкие, ими она легко роет землю, когда устраивает норы. Окраска панциря степной черепахи хорошо подходит к цвету окружающей пустыни и нередко спасает ее от хищников. К тому же она в случае опасности втягивает шею, лапы и хвост между щитами панциря, убирая уязвимые части тела. Эта повадка не всегда спасает ее от гибели. С наступлением летней засухи, а также на время зимних холодов, когда исчезают корма, черепахи впадают в спячку.

Цель: развитие м.м.рук.


Цель: самовыражение, эмоциональное раскрепощение.

(дети одевают маски: волк, лиса, заяц, медведь, ёж, белка и т.д. и показывают, изображают их повадки.)

Тушканчик большой – ласковый и нежный зверь. Ноги у тушканчиков длинные, поэтому они способны совершать гигантские прыжки, свыше четырёх метров. Да и даже по внешнему виду эти зверьки напоминают других мастеров по прыжкам в длину – кенгуру. Когда настигает опасность, тушканчик большой, как и все другие тушканчики, стремглав мчится к себе в нору, издавая по дороге дикие визги. Живут же тушканчики, в отличие от кенгуру, в норах. Норы свои тушканчики снабжают множеством запасных выходов. Людей тушканчики любят, поэтому часто селятся возле человеческого жилья.

Обращает внимание на сайгака в красной рамке.

Рассказывает сайгак - медленно исчезает.

Знакомит с Красной книгой.

Показ презентации о редких животных Казахстана.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж), их образе жизни.

1. Обучающие : Закрепить названия диких животных и их детенышей. Познакомить с дикими животными, проживающими в наших краях.

2. Развивающие : Работа по словообразованию.

3. Воспитывающие : Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа : Разучивание загадок, дидактические игры.

Методические приемы : беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных, загадки, применение слайдов, раскраски для детей.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент

Вместе с солнышком проснулись

Крепко за руки возьмись

Своей теплотой добротой поделись!

-Ребята! Поможем обезьянке? (да) .

А для этого сначала отгадайте загадки :

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета (заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это (белка) .

В густом лесу под ёлкой,

Лежит мешок с иголками,

Колющий и живой. (ёж) .

Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк) .

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь ).

-Молодцы ребята все загадки отгадали.

Подскажите же мне и обезьянке о ком же эти загадки? (о животных)

Где живут все эти животные (В лесу, в природе)

-А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)

-Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

Вывод : Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

-Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.

-Как можно назвать животных, которые питаются травой (травоядные) .

-А животные, которые питаются другими животными, называются (хищники) .

-Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду. (запасти корм)

-Все ли животные запасают корм на зиму? А медведь запасает себе корм (нет, он зимой спит) .

-Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом, где проводят зиму и впадают в спячку.

Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.

-А еще, какие животные спят зимой? (ёжик, барсук) показ слайдов.

-Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?

- Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка)

- А сейчас мы немного отдохнем :

Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

-Ребята! Обезьянка принесла нам интересные игры, давайте поиграем!

Где живет белка? (в дубле) - (слайд 1)

Где живет медведь? (в берлоге) – (слайд 2)

Где живет волк? (в логове) – (слайд 3)

Где живет ёж и лиса? (в норке) – (слайд 4)

Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит) – (слайд 5)

2. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.

Лисёнок, лисята у кого (у лисицы) .

Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи) .

Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи) .

Ежонок ежата у кого? (ежихи) .

Волчонок, волчата у кого (волчицы) .

Медвежонок, медвежата у кого (медведицы) .

-Молодцы помогли детенышам найти своих мам!

-Кто у вас получился? Расскажите о своем животном?

-Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края. Молодцы!

Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие, что много узнала о своих собратьях. Пусть животные Африки дружат, с нашими животными, а мы со всеми ними.

-За то, что вы хорошо занимались, она хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами. На этом занятие закончилось молодцы!

-О каких животных мы с вами сегодня беседовали?

-Что нового узнали?

-Как помогли обезьянке?

-Вам понравилось занятие?

-Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а если нет, спрячьте назад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г.

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"

Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья.


Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ООД "Животные нашего края" первая младшая группа

Коноспект разработан для малышей. Были учтены знания и возможности детей. дети знакомятся с обитателями нашего края.

Читайте также: