Конспект по биологии 9 класс сонин

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.

Рассмотреть уровни эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры;

Выявить критерии вида и его структуру.

II Развивающие - формирование умений:

Устанавливать причинно – следственные связи;

Продолжить формирование умений и навыков работы с определениями;

Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;

Способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

Выполнять лабораторные опыты;

Воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;

Воспитывать толерантность учащихся.

Методы обучения: проблемный, эвристический, групповой, выполнение лабораторной работы.

Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, популяция.

ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки;

Для проведения лабораторной работы: раздаточный материал по критериям вида, фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, медведя бурого и медведя белого, зайца - беляка, зайца –русака;гербарий растений – клевера красного клевера ползучего, живые растения – традесканция пурпурная, традесканция зебрина, инструктивные карточки.

Основные вопросы содержания

Методы и методические приемы

Наглядные пособия, оборудование

I Мотивация учебной деятельности:

II Актуализация знаний: история изучения вида.

Словесный метод: беседа

III Изучение нового материала:

Выполнение лабораторной работы (в парах)

Словесный и наглядный методы: групповая работа, выступление учащихся.

3.Определение критерия вида на конкретных примерах.

Словесный метод: обсуждение примеров и определение критериев вида.

4. Определение вида

Словесный и наглядный методы: доклад учащегося, лабораторный опыт

Словесный и наглядный методы: беседа, решение проблемной

Словесный метод: беседа.

IV Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа учащихся (подведение итогов)

V Задание на дом, выставление оценок.

Самостоятельная работа учащихся

Деятельность учителя ( учащихся ).

I Мотивация учебной деятельности:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мы изучаем с вами эволюционное учение. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции? Каковы ее результаты? (возникновение приспособленности организмов и возникновение новых видов). В настоящее время на земле существует около 2 млн. видов живых организмов. Как они возникли? Прежде, чем рассмотреть вопрос о видообразовании, давайте выясним, что такое вид? (ответы учащихся).

Что же такое вид и каковы его критерии?

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Запись темы урока.

изучить критерии вида и их содержание;


II Актуализация знаний и изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение):

Коротко вспомним историю изучения вида.

Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке . Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке , в которой он предложил первое научное определение вида.

Вспомните, как называются виды? Приведите примеры. Что означает существительное в названии вида?

Виды различаются морфологически, неизменны и созданы Творцом

Вид устойчив и реален, изменяется во времени

Учащиеся устно называют фамилии ученых, взгляды которых соответствуют тезисам.

Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены 2 растения рода бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида. Особи одного вида сходны по строению, а разных видов отличаются.

(выполняется в парах)

Раздаточный материал: фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, медведя бурого и медведя белого, зайца - беляка, зайца –русака;

гербарий растений – клевера красного клевера ползучего, живые растения – традесканция пурпурная, традесканция зебрина.

Цель: составить морфологическую характеристику двух видов одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы, рисунки.

4. Как можно объяснить сходство объектов?

Работа в группах.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают 6 критериев.

1-я группа изучает морфологический критерий

2-я группа – экологический критерий
3-я группа – географический критерий
4-я группа – биохимический критерий

5-я группа - физиологический критерий

6-я группа- генетический критерий

Признаки особей по критерию

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм. Мимикрия. Альбинизм.

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.

Есть очень близкие по биохимическому составу виды.

Характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры, форма.

У разных видов может быть схожие по строению хромосомы

Учащиеся делают вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

Учитель читает отрывок. Приложение 2.

Определите, о каком критерии вида идет речь.

Итак, видовые критерии, по которым мы отличаем один вид другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие в природе.

Попробуйте дать определение вида исходя из критериев.

Найдите определение вида в учебнике на стр.53.

Из чего состоит вид? Что такое популяция?

1.Критерии - это признаки, по которым один вид отличается от другого

2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным.

3. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

4. Популяция – структурная единица вида.

IV Закрепление изученного материала

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. ( не верю )

5. Одуванчик обыкновенный обитает и в лесу, и на лугах. В данном случае речь идет об экологическом критерии. ( верю)

V Задание на дом, выставление оценок

Параграф 10, вопросы после параграфа, термины.

2) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического и этологического критериев.

Рефлексия : Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Мне пригодится в дальнейшем …………………..





















Литература, рекомендуемая для учителя:

Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина/ авт.сост. М.М. Гуменюк.- Изд.2-е, пераб.- Волгоград: Учитель, 2012.

О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова - Поурочные разработки по общей биологии. -М.:ВАКО, 2012.

Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. Пособие для учителя. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004

Диск. 1С: Школа. Биология. Человек.9 класс

Литература, рекомендуемая для учащихся:

Электронное приложение к учебнику.

Нуриахметова Ольга Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ № 683Приморского района г. Санкт - Петербурга1

Похожие документы:

Проект программы по развитию речи слабослышащих учащихся 1 класса с сохранным интеллектом в условиях введения

Конспект урока по биологии. 7 класс

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Уроки по биологии 9 класс и другие полезные материалы для учителя биологии, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Биология (в 2-х частях). 9 класс. Дубынин В.А., Шереметьева А.М., Рокотова Д.И.,2016. – 224 с.
  • Биология. 9 класс. Данилов С.Б., Романова Н.И., Владимирская А.И. - М.: Дрофа, 2017. - 334 с.
  • Биология. 9 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., 2015. – 320 с.
  • Биология. 9 класс. Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонова И.Б., 2012. – 288 с.
  • Биология. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., 2011. – 288 с.
  • Биология. 9 класс. Никишов А.И., Богданов Н.А.,2017. – 277 с.
  • Биология. 9 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. - М.: Дрофа, 2002. - 304 с.
  • Биология. 9 класс. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. 5-е изд., испр. - М.: 2013. - 240 с.
  • Биология. 9 класс. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. 5-е изд., испр. - М.: 2013. - 240 с.
  • Биология. 9 класс. Сапин М.Р., Сонин Н.И. М.: 2015. - 304 с.
  • Биология. 9 класс. Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П., Дмитриева Т.А., 2014. – 224 с.
  • Биология. 9 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. М.: 2010. - 144 с.
  • Биология. 9 класс. Учебник. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Волкова П.А.,2014. – 206 с.
  • Биология. 9 класс. Человек (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В., 2016. – 240 с.
  • Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – 8 – изд. стеретип. – М.: Дрофа, 2014
  • Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. М.: 2011. - 278 с.
  • Биология. Основы общей биологии. 9 класс. Ефимова Т.М. и др., под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. 5-е изд., перераб. - М.: 2012. - 303 с.
  • Биология. Человек. 9 класс. Сапин М.Р., Сонин Н.И. М.: 2015. - 304 с.
  • Все темы
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Место человека в системе органического мира 5
  • Эволюция человека 12
  • Расы человека 18
  • История развития знаний о строении и функциях
  • организма человека 21
  • Клеточное строение организма 31
  • Ткани и органы 34
  • Системы органов 40
  • КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ 46
  • Гуморальная регуляция 46
  • Строение и значение нервной системы 54
  • Строение и функции спинного мозга 60
  • Строение и функции головного мозга 63
  • Полушария большого мозга 70
  • АНАЛИЗАТОРЫ 76
  • Зрительный анализатор.
  • Строение и функции глаза 77
  • Анализаторы слуха и равновесия 84
  • Кожно-мышечная чувствительность.
  • Обоняние. Вкус 91
  • ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ 100
  • Кости скелета 100
  • Строение скелета 108
  • Мышцы. Общий обзор 116
  • Работа мышц 122
  • ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА 127
  • Кровь 127
  • Иммунитет и группы крови 136
  • ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ 146
  • Органы кровообращения 146
  • Работа сердца 151
  • Движение крови по сосудам 155
  • ДЫХАНИЕ 160
  • Строение органов дыхания 160
  • Газообмен в лёгких и тканях 164
  • ПИЩЕВАРЕНИЕ 173
  • Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме 173
  • Пищеварение в ротовой полости 176
  • Пищеварение в желудке и кишечнике 182
  • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 189
  • Пластический и энергетический обмен 189
  • Витамины 196
  • ВЫДЕЛЕНИЕ 201
  • ПОКРОВЫ ТЕЛА 207
  • Строение и функции кожи 207
  • Роль кожи в терморегуляции организма 211
  • РАЗМНОЖЕНИЕ 214
  • Половая система. Оплодотворение и развитие зародыша 214
  • Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика 222
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ 227
  • ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 232
  • Рефлекторная деятельность нервной системы 232
  • Бодрствование и сон 241
  • Сознание и мышление. Речь 245
  • Познавательные процессы и интеллект 248
  • Память 252
  • Эмоции и темперамент 256
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 262
  • Здоровье и влияющие на него факторы 262
  • Оказание первой доврачебной помощи 263
  • Вредные привычки 274
  • Заболевания человека 276
  • Двигательная активность и здоровье человека 281
  • Закаливание 283
  • Гигиена человека 286
  • ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 294
  • Природная и социальная среда обитания человека.
  • Стресс и адаптации 294
  • Биосфера и человек. Ноосфера 298
  • Темы для самостоятельной творческой работы и проектно-исследовательской деятельности 302


Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников

Уроки

Технологическая карта урока по биологии 9 класс тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса составлена на основе:

Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (05.03.2004);

Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);

с учетом Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Черновская средняя образовательная школа.

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой куль­туры;

— гигиеническое воспитание и формирование здо­рового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

— подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы образовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней образова тельной школе, однако содержание каждого учебно го блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, об легчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способст вует интеграции курса в систему биологического об разования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащи мися теоретических и прикладных основ общей био логии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, ре шение которых направлено на сохранение окружаю щей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Для повышения образовательного уровня и полу чения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает ся выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и озна комления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе приведен список основной, дополни тельной и научно-популярной литературы. Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.

Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану МКОУ Черновская СОШ в рамках реализации БУП -2004 для основного общего образования на изучение биологии в 9 классе отводится: 2 час из Федерального компонента, т.е 68 часов в год из расчета 34 учебных недель.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 90 материалов





















5784467 5753453 5706779 5365561 5199495 5124937 5124842 5123749 5031918 4660708 4604942 4604938 4604925 4546405 4483331 4395960 4318980 4285917 4276688 4236970

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: