Конспект по биологии 7 класс грибы

Обновлено: 07.07.2024

Урок - изучение нового материала. Рассматривается общая характеристика Царства Грибы, строение и роль в природе и жизни человека.

ВложениеРазмер
tsarstvo_griby._obshchaya_kharakteristika.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика

Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.

Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М.
  2. Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. – М.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.
С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.

Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?

Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.

Тема нашего урока Царство грибы. Общая характеристика. Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.

III. Изучение нового учебного материала

Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.

Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.

Учащиеся заполняют таблицу

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- имеют прочные клеточные стенки;

- часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.

Мукор Дрожжи Шляпочные Трутовики Пеницилл

У одноклето ч ных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну кле т ку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.

Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.

Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна.

- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;

- портят книги, произведения искусства;

- вредят здоровью людей и животных.

IV. Закрепление материала урока.

Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
V. Рефлексивная деятельность.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
VI. Информация о домашнем задании.

и степень сформулированности ряда интеллектуальных умений.

Оборудование и материал : муляжи грибов (съедобные и несъедобные), грибы-

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый, рассказ, беседа.

Основные понятия и термины : Эукариоты, гетеротрофы, сапрофиты, разрушители,

потребители, симбиоз, грибы, паразиты, аллергия.

Тип урока : комбинированный контрольно-учетный урок. Проверочная работа.

1. Организационный этап

Кратко повторяют основные понятия, выполняют самостоятельную работу.

Развитие умений учащихся. Работать в заданном темпе, четко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении самостоятельной работы.

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Грибы”. Я думаю, что тема эта должна была заинтересовать всех учеников. Каждый из нас любит эту “тихую” охоту как называют грибники свое любимое занятие – сбор грибов. Изучив эту тему, вы узнали много нового о грибах.

Сегодня мы все это систематизируем и у нас получится большая творческая работа. Ее можно назвать “Энциклопедией юного миколога”.

Работать вы будете в группах. Каждый ученик должен принять активное участие в работе на уроке. В каждой группе есть командир, задача, которого давать консультации, направлять деятельность всех членов группы.

Задание 1. Создайте образ царства Грибы, назовите синквейн нашего урока.

Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Царство Грибы;

2-я строка – два прилагательных;

3-я строка – три глагола;

4-я строка – фраза на тему синквейна;

5-я строка – существительное.

Идеальный синквейн урока

1. Царство грибы.

2. Бесхлорофильные, споровые (съедобные, несъедобные)

3. Накапливают, отравляют, поглощают.

4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.

Каждая группа учащиеся получает на парту листы с заданиями, которые они должны заполнить. Работают парами, задания распределяет командир группы, по истечении времени, с группами проводится фронтальная беседа, а страница подшивается в журнал “Энциклопедия юного миколога”.

Учитель. Для проверки знания терминов по теме “Грибы” проведем экспресс опрос. Работа с заданием № 4 “Словарь юного миколога”. (Учащимся можно раздать листы, на которых написаны определения, а они должны вписать термин)

Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл, плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы, размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка, используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

Учитель. Мы составляем журнал для будущих школьников, давайте внесем в нее странички веселые, например загадки.

(Учащиеся по очереди загадывают друг другу загадки. Учитель может предложить свои варианты загадок.)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

Шустрые ребятки натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята.)

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

Там вырос гриб под кустом:

В оранжевой юбчонке. (Лисичка.)

Из-под елок, на пригорок

Ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел

Сразу кепочку надел,

Цветом шоколадную. (Белый гриб.)

Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн на речке.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы. (Волнушки.)

Гордый стройный пан,

Владыка всем грибам

Ему не знакома грусть,

Звали его. (Груздь.)

Крепконогий, в темной шляпе,

Не найти его растяпе

Он живет в лесу сосновом,

Каждый раз на месте новом.

Проберется ночью в лес,

Шмыг под хвою и исчез.

Только опытному глазу,

Видно эту хитрость сразу. (Боровик.)

Учитель. Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете?

Назвался груздем – полезай в кузов.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Без счастья в лес по грибы не ходи.

Затянули дожди – груздей не жди.

Человек не грибок в день не вырастет.

А теперь в своей работе оформите страничку “Пословицы и поговорки о грибах”.

Одно из домашних заданий у вас, был кроссворд. Предлагаю вам обменяться ими и решить их. Время ограничено – 2 минуты.

Учитель. Прежде чем перейти к проверке знаний и предложить вам тест по теме “Грибы”, предлагаю вам биологические задачи по этой теме.

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

3. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

Вставь пропущенные слова в предложении “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве. (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является. (гликоген), а у растений. (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется. (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются. (гифами), а в сумме эти нити составляют. (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем. (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат. (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения. (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из. и. (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами. (вегетативным, бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы. (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха. (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют. (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют. (ядохимикаты).

14. Грибы применяют.

Учитель. В конце урока я предлагаю вам рассказать кое-что интересное о грибах.

(От каждой команды слово предоставляется одному ученику.)

Учащиеся сдают свои работы, учитель может им предложить самим поставить себе оценки за урок, а также оценить работы других групп – выдает лист самоконтроля.

Лист само- и взаимоконтроля группы № ___Фамилия и имя ученика Виды работ

Вклад в выполнение домашнего задания Качество выполненной работы Качество содержания работы Работа учащихся на уроке

На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в изучении биологии, получении новых знаний. Спасибо за урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы, познакомить со строением грибов, показать разнообразие грибов.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная сформировать у детей умение различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Показать значение грибов в жизни животных и человека.

Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Конспект урока

по биологии 7 класс

Учитель: Карташова Т.Г.

Цель урока: Дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы, познакомить со строением грибов, показать разнообразие грибов.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная сформировать у детей умение различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Показать значение грибов в жизни животных и человека.

Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: картинки с изображением грибов, презентация.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

И так начнем с повторения домашнего задания, беседа по вопросам:

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу?

-На какие группы вы можете их разделить, и по каким признакам?

-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры.

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья?

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса?

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки.

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

«Летом рад я свежей

А сушёная в запас

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот рад поклониться.

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

-Так какие же растения растут в лесу?

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете растения леса.

(Проводится игра: дуб, ель, берёза, ива, сосна, липа, клён, елка, рябина, ольха, сосна).

- Молодцы. Какие вы внимательные!

3. Актуализация знаний:

Ребята отгадайте загадку:

Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Им поклон отдаёт.

- Назовите эти природные объекты, одним словом. (Грибы) Где их можно встретить?

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

Узнаем, какие грибы съедобные, какие несъедобные.

5. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - . (боровик)

Учитель: Белый гриб считается царём грибов не только из-за его внушительного размера, но и благодаря его вкусу и питательности. Другое название белого гриба – боровик, реже – коровка. Белый гриб может достигать огромных размеров – шляпки до 50 см в диаметре и ножки до 25 см в высоту.

очень ярок и нескромен,

говорит: "Я всех главней,

потому что всех красней."

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются . (опята)

Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок . (масленок)

Учитель: Маслята Своё название этот вид грибов получил за маслянистую шляпку. Растут маслята обычно в хвойных лесах и посадках, часто на опушках и местах без подлеска, на хорошо освещённых солнечных полянках и прогалинах, располагаются семьями. Сбор длится с июня и до первых заморозков. Массовый сбор начинается с конца июля.

Ярко-рыжий клоун, РЫЖИК,

веселит своих малышек:

шляпа - с кольцами, а кровь -

рыжевата, как морковь.

Учитель: Принято считать, что царь грибов боровик. Однако, многие грибники на первое место ставят сосновый или боровой рыжик. Его можно найти в молодых сосенках, которые растут по травянистым опушкам более старых сосновых лесов. Рыжик – нежное, ласковое и доброе имя – дано этому грибу на его замечательный вкус.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – . (сыроежки)

Учитель: Сыроежка – самый распространенный гриб России. Сыроежки растут в любых лесах – лиственных, хвойных или смешанных. Эти красивые грибочки незаслуженно обделены вниманием: грибники считают сыроежки третьесортными и берут их лишь тогда, когда не находят другие грибы.

А сейчас я расскажу вам о строении гриба:

Рассмотрите рисунок 120 на странице 152. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Одна часть гриба находится над землей, другая – под землей.

Учитель: Как их можно назвать?

Учащиеся: Надземная и подземная.

Учитель: Из чего состоит надземная часть?

Учащиеся: Из ножки и шляпки.

Учитель: Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

Учащиеся: Наверное, шляпка.

Учитель: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Поэтому и получили грибы своё название - шляпочные грибы.

А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба рисунок 121 страница 152. Из чего она состоит? На что похожа?

Учащиеся: Состоит из нитей, похожа на паутину.

Учитель: Какое бы вы ей дали название?

Учитель: А на самом деле подземная часть гриба называется "грибница".

Грибы растут группами, семейками, их можно несколько собрать в одном месте.

Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

Учитель: Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Повторим их названия.

Учащиеся: Плодовое тело и грибница.

Учитель: А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

– Давайте рассмотрим все возможные способы.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

– Объясните, что произойдет?

Учащиеся: Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

Учитель: Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

Учащиеся: Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.

Учитель: Подходит нам этот способ?

Учащиеся: Да.

Учитель: Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Какие?

Учащиеся: Дождь, солнце, ветер.

Учитель: Что может произойти с этой частью и с грибницей? Может высохнуть, загнить.

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли.Что происходит?

Учащиеся: Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

Учитель: Выберите способ, который наиболее верный.

6. Физкультминутка:

Вот мы в лес пришли, (маршируют)

Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)

Выросли маслята - (присели и слегка приставать)

А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут

Шапочками машут, (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)

Положили в кузовок. (кладут грибы ).

- Ребята, про съедобные грибы мы узнали, про их строение и как собирать грибы.

А вы знаете какие ещё бывают грибы?(несъедобные)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (мухомор)

Учитель: Мухомор - известный ядовитый гриб. Встречается повсеместно по территории Российской Федерации. Содержит яды которые и вызывают отравление при употребление мухоморов внутрь. Мухоморы обладают действием - отпугивают комаров и мух, что часто использовали наши предки.

Тут - лисички, там - опята,

Ну, а это, на полянке,

Учитель: Бледная поганка считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов и группе пластинчатых. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть 1/4 часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространенным местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса - дубравы, березняк. Но иногда ее можно встретить и в хвойных лесах. Период роста - с июня по самые заморозки. Растет всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растет в южной стороне леса. Окрас шляпки белый, светло-зеленый, желтовато-буро-оливковый, в центре с шелковистым блеском и более темный. В диаметре достигает 7-11 см. В сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями.

Учитель: Он очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Грибникам он известен как горький гриб. У желчного гриба трубчатый слой шляпки розового цвета и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок, у земли слегка клубневидная. Главное отличие — горький вкус, который не исчезает при любой обработке. Гриб не ядовит.

Учитель: К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых.
Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неяр­ких тонов — светло-коричневые с тонкими, мелкими коричне­выми чешуйками.
У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных — почти незаметные остатки коль­ца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для

исследования в лаборатории.

- И вообще! Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

7. Закрепление изученного материала:

Интерактивная игра (Презентация)

8. Итог урока.

С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?

Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.

Конспект
Биологи выделяют грибы в отдельное царство живой природы. Их изучением занимается наука микология.
По способу питания грибы относятся к гетеротрофам, так как их клетки лишены пигмента хлорофилла.
Кроме того, в качестве питательного вещества грибы накапливают гликоген, как животные, а не крахмал, как растения.
Как и растения, грибы питаются всасыванием пищи,
А также неподвижны, как и растения.
Еще одно отличие грибов от растений – строение их вегетативного тела. Оно называется грибница, или мицелий, и состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.
Расположенная в почве часть грибницы называется почвенной грибницей, а то, что мы называем грибом называется плодовым телом гриба.
Размножаются грибы обычно бесполым путем – спорами – либо вегетативно, частями мицелия.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: