Конспект по теме крымская война 1853 1856 гг оборона севастополя

Обновлено: 13.06.2024

Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время.

Лев Толстой

Войны Российской и Османской империй были привычным явлением международной политики XVIII-XIX столетия. В 1853 году Российская империя Николая 1 вступила в очередную войну, которая вошла в историю, как Крымская война 1853-1856 годов, и завершилась поражением России. Кроме того, эта война показала сильное сопротивление стран-лидеров Западной Европы (Франции и Великобритании) усилению роли России в Восточной Европе, в частности на Балканах. Проигранная война также показала самой России проблемы во внутренней политике, которые привели ко многим проблемам. Несмотря на победы на первоначальном этапе 1853-1854, а также захват ключевой турецкой крепости Карса в 1855, Россия проиграла важнейшие битвы на территории Крымского полуострова. В данной статье описываются причины, ход, основные результаты и историческое значение в кратком рассказе о крымской войне 1853-1856 годов.

Причины обострения восточного вопроса

Под восточным вопросом историки понимают ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в любой момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основой для будущей войны, следующие:

Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией.

Повод к войне и ее начало

Эти проблемные моменты назревали на протяжении конца 1840-х, начала 1850-х. В 1853 году турецкий султан передал Вифлеемский храм Иерусалима (тогда территория Османской империи) в управление католической церкви. Это вызвало волну возмущения высшей православной иерархии. Этим решил воспользоваться Николай 1, используя религиозный конфликт как повод нападения на Турцию. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств.

Причины и повод Крымской войны

Николай 1 рассчитывал, что Франция слишком слаба после революции 1848 года, а Британию можно задобрить, передав ей в будущем Кипр и Египет. Однако план не сработал, европейские страны призвали Османскую империи к действию, обещая ей финансовую и военную помощь. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Так началась, если говорить кратко, Крымская война 1853-1856 годов. В истории Западной Европы эту войну называют Восточной.

Ход войны и основные этапы

Крымская война может быть разделена на 2 этапа по количеству участников событий тех лет. Вот какие это этапы:

  1. Октябрь 1853 – апрель 1854. В ходе этих шести месяцев война была между Османской империей и Россией (без прямого вмешательства других государств). Существовало три фронта: Крымский (Черноморский), Дунайский и Кавказский.
  2. Апрель 1854 – февраль 1856. В войну вступают британские и французские войска, из-за чего расширяется театр боевых действий, а также происходит перелом в ходе войны. Союзнические войска превосходили российские с технической стороны, что и стало причиной изменений в ходе войны.

Что касается конкретных битв, то можно выделить следующие ключевые сражения: за Синоп, за Одессу, за Дунай, за Кавказ, за Севастополь. Были и другие битвы, но перечисленные выше – самые основные. Рассмотрим их более подробно.

Синопская битва (ноябрь 1853)

Сражение проходило в гавани города Синоп в Крыму. Российский флот под командованием Нахимова полностью разбил турецкий флот Османа-паши. Это сражение было, пожалуй, последним крупных мировым сражением на парусных кораблях. Эта победы существенно подняла боевой дух российской армии и вселяла надежду на скорую победу в войне.

Карта Синопского морского сражения 18 ноября 1853

Синопская битва в Крымской войне

Бомбардировка Одессы (апрель 1854)

В начале апреля 1854 года Османская империя пустила через свои проливы эскадру франко-британского флота, которая стремительно направилась на российские портовые и судостроительные города: Одессу, Очаков и Николаев.

10 апреля 1854 началась бомбардировка Одессы, главного южного порта Российской империи. После стремительной и интенсивной бомбардировки планировалось высадить десант в районе северного Причерноморья, чем заставить вывести войска с Дунайских княжеств, а также ослабить защиту Крыма. Однако несколько дней обстрела город выстоял. Более того, защитники Одессы смогли нанести точные удары по флоту союзников. План англо-французских войск провалился. Союзники вынуждены были отступить в сторону Крыма и начинать битвы за полуостров.

Бои на Дунае (1853-1856)

Именно с ввода войск России в этот регион и началась Крымская война 1853-1856 годов. После успеха в Синопском сражении, Россию ждал еще один успех: войска полностью перешли на правый берег Дуная, открывалось наступление на Силистрию и далее на Бухарест. Однако вступление в войну Англии и Франции усложнило наступление России. 9 июня 1854 года осада Силистрии была снята, и российские войска вернулись на левый берег Дуная. Кстати, на этом фронте в войну против России также вступила Австрия, которую беспокоило стремительное продвижение империи Романовых в Валахию и Молдавию.

Карта крымской войны

В июле 1854 года возле города Варна (современная Болгария) высадился огромный десант английской и французской армий (по разным данным, от 30 до 50 тысяч). Войска должны были войти на территорию Бессарабии, вытеснив Россию с этого региона. Однако во французском войске вспыхнула эпидемия холеры, а английская общественность требовала от руководства армии первоочередного удара по черноморскому флоту в Крыму.

Бои на Кавказе (1853-1856)

Важная битва прошла в июле 1854 года при селении Кюрюк-Дара (Западная Армения). Объединенные турецко-британские войска потерпели поражение. На этом этапе крымская война все еще была успешной для России.

Оборона Севастополя (1854-1855)

Самое героическое и трагическое событие Крымской войны это, безусловно, битва за Севастополь. В сентябре 1855 года франко-английские войска захватили последнюю точку обороны города – Малахов курган. Город пережил 11 месяцев осады, однако в результате был сдан войскам союзников (среди которых появилось и Сардинское королевство). Это поражение стало ключевым и послужило импульсом для завершения войны. С конца 1855 года начинаются усиленные переговоры, в которых Россия практически не имела сильных аргументов. Было понятно, что война проиграна.

Другие битвы в Крыму (1854-1856)

  1. Сражение на Альме (сентябрь 1854).
  2. Сражение под Балаклавой (октябрь 1854).
  3. Инкерманское сражение (ноябрь 1854).
  4. Попытка освобождения Евпатории (февраль 1855).
  5. Сражение на реке Черная (август 1855).

Все эти сражения закончились безуспешными попытками снять осаду Севастополя.

Основные боевые действия войны проходили возле Крымского полуострова, что и дало название войне. Также битвы были на Кавказе, на территории современной Молдовы, а также на Балканах. Однако немногие знают, что битвы между соперниками происходили и в отдаленных регионах Российской империи. Вот несколько примеров:

Результаты и историческое значение войны

В феврале 1855 года умер Николай 1. Задачей нового императора, Александра 2, было прекращение войны, причем с минимальным ущербом для России. В феврале 1856 начал работу Парижский конгресс. Россию на нем представляли Алексей Орлов и Филипп Бруннов. Поскольку ни одна из сторон не видела смысла в продолжении войны, уже 6 марта 1856 был подписан Парижский мирный договор, по результатам которого Крымская война была завершена.

Крымская война и Парижский мир

Основные условия Парижского договора были следующими:

  1. Россия возвращала Турции крепость Карсу, в обмен на Севастополь и другие захваченные города крымского полуострова.
  2. России запрещалось иметь черноморский флот. Черное море объявлялось нейтральным.
  3. Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для Российской империи.
  4. Часть российской Бессарабии передавалась Молдавскому княжеству, Дунай переставал быть пограничной рекой, поэтому судоходство объявлялось свободным.
  5. На Аландских островах (архипелаг в Балтийском море) России запрещалось возводить военные и (или) оборонительные укрепления.

Что касается потерь, то число Российских подданных, которые погибли в войне, составляет 47,5 тысяч человек. Британия потеряла 2,8 тысяч, Франция – 10,2, Османская империя – более 10 тысяч. Сардинское королевство потеряло 12 тысяч военных. Погибшие со стороны Австрии неизвестны, возможно, потому что официально она не была в состоянии войны с Россией.

В целом, война показала отсталость России, по сравнению с государствами Европы, особенно в плане экономики (завершение промышленной революции, строительство железных дорог, использование пароходов). После этого поражения начались реформы Александра 2. Кроме того, в России долгое время назревало желание реванша, что и вылилось в очередную войну с Турцией в 1877-1878 годах. Но это уже совсем другая история, а Крымская война 1853-1856 годов была завершена и Россия в ней потерпела поражение.

ТЕМА: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта “Крымская война 1853-1856 гг”, раздаточный материал, опережающее задание, портреты Нахимова и Корнилова, видеомагнитофон.

На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Вами была составлена схема по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Назовите эти направления?
  2. Что собой представлял восточный вопрос в период с 1826 по 1849 гг.?

В 50-е годы этот вопрос обостряется с новой силой. Апогеем этого вопроса стала Крымская война. Этому событию посвящен наш сегодняшний урок.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Борьба на Кавказе.
  2. Парижский мир. Итоги войны.
  1. Задание учащимся: Прочтите пункт №1 Параграфа №14 и ответьте на вопросы.
  1. Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?
  2. Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?
  3. Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к дипломатической изоляции накануне войны.

Задание учащимся: Ознакомьтесь с целями участников войны и сформулируйте её причину.

Распространение влияния на Ближнем Востоке, достижение выгодного режима Черноморских проливов, расширение Черноморской торговли.

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья.

Франция и Англия

Ослабление России, распространение экономического и политического влияния на Ближнем Востоке

ПРИЧИНА ВОЙНЫ: Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.

Вопрос учащимся: Можно ли назвать этот конфликт ещё одной причиной для начала войны?

  1. Начальный этап войны –октябрь 1853 – апрель 1854 гг. Основной противник Турция. Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах. Самым значимым из них была победа русского флота 18 ноября 1853 года в Синопском сражении. Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.

Задание учащимся: Работая с документом №1 сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

Эта победа привела к серьезным изменениям в ходе войны.

  1. В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противники России – Турция, Англия, Франция и Сардинское королевство.

Задание для учащихся:

Соотношение готовности к войне России и её противников

Англия и Франция

Всеобщая воинская повинность

Не развитость военной промышленности

Развитые капиталистические отношения

Устаревшее гладкоствольное оружие

Новейшие образцы нарезного оружия

Изучив таблицу. Ответьте на вопрос: Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции?

Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова, Аланские острова. Эти нападения были отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Австрия.

Сентябрь 1854 года – 60 тысяч союзников высадились в Крыму в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после поражения русских войск на реке Альме.

Видеофрагмент и вопрос для учащихся : Что было сделано командованием и населением для укрепления города?

Оборона города длилась 11 месяцев.

Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы

Осажденные переходили в контратаки, совершали вылазки в стан врага. Война затягивалась. Это привело к недовольству в армиях Англии и Франции.

В конце августа 1855года была предпринята последняя бомбардировка Севастополя из 800 орудий противника. Затем начался общий штурм. Был захвачен Малахов курган и южная часть города покинута его защитниками.

Противник занял Керчь, Еникале, Анапу, Кинбурн.

  1. На Кавказе русские захватили крепость Карс. Была открыта дорога на Эрзерум.
  1. Эти события заставили воюющие стороны пойти на подписание мирного договора, который был заключен в Париже в марте 1856 года.

Условия Парижского договора

Результаты для России

В обмен на Крым и Севастополь Россия отдает Турции Карс

Сохранение за Россией Северного Причерноморья

Черное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран.

Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море.

Южные рубежи России остались без защиты.

Россия теряет права защитницы балканских народов

Потеря Россией влияния на Балканах

Задание учащимся: Работая с документом №3 ответить на вопрос. Каковы причины поражения России в войне

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Составьте три вопроса по изученному материалу.

Письменная работа для учащихся:

Параграф №14 Подготовить рассказ об одном из участников обороны Севастополя.

РЕЛАКСАЦИЯ: Что Вам понравилось на уроке?

Что вызвало особую сложность?

У кого не было затруднений?

Отвечают на вопросы.

Работают с пунктом №1 учебника.

Отвечают на вопросы

Читают таблицу и выполняют задание

Отвечают на вопрос.

Читают документ и отвечают на вопрос

Работают с таблицей. Отвечают на вопрос.

После просмотра отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы

Ознакомившись с условиями договора, формулируют результаты

Работают с документом. Отвечают на вопрос.

Записывают домашнее задание.

ВОПРОС: Сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

“ За залпом последовал батальонный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел”.

ВОПРОС: Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила?

“…Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться раненными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с раненными на носилках; с лишком 400 раненных нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций… В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя… На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети”.

Задание к документам: Выделите причины поражения России в Крымской войне.

“Право, грустно становиться, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…. У наших врагов дело другое: онис особенной ловкостью владеют своим оружие, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ

В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер.

Крымская война 1853-1856

Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война".


Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.

Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих.

Крымская война 1853 - 1856 гг. Оборона Севастополя

Урок посвящен одному из ключевых событий истории России XIXвека – Крымской войне. В процессе урока учащиеся не только изучают важное историческое событие, но и отрабатывают общеучебные уме.


Крымская война 1853-1856 гг.

Конспект урока по истории 8 класса по теме: "Крымская война 1853-1856 гг.".


Крымская война 1853-1856 г.г. Оборона Севастополя.

Презентация содержит схематично сжатую и в то же время необходимую информацию по теме, изучаемой в 8 классе. Перед началом изучения новой темы помещён слайд с экспресс-опросом по предыдущей теме. Табл.


Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по истории в 8 классе по теме

Тип урока : урок (комбинированный).

Форма: классно-урочная

сформировать представление у учащихся о Крымской войне:

определить причины и повод войны;

выделить ее основные этапы;

показать, что отсталость крепостнической России явилась причиной поражения царской России в войне;

показать необходимость реформирования всех сторон российской жизни;

Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по истории

2. Совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории;

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, расширять кругозор в процессе повторения изученных тем в конце года.

Формы организации учебно –познавательной деятельности:

Педагогические методы:

Словесные: рассказ, беседа

Практические: упражнения, работа с текстом

ОБОРУДОВАНИЕ:

СТРУКТУРА УРОКА:

I . Опрос д/з:

Изучение нового материала.

Обострение восточного вопроса

Начальный этап война

Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье.

Турецкое правительство 27 сентября 1853 года предъявило России ультиматум, требуя вывести войска из Молдавии и Валахии, а 4 октября объявило России войну.

Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою.

18 ноября 1853 г. – Синопское сражение.

Разгром Турецкого флота вызвал тревогу в западноевропейских странах. Англия и Франция ввели свои эскадры в Черное море и объявили войну России. Вступление Англии и Франции в войну изменило соотношение сторон.

Вступление в войну Англии и Франции .

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну.

Нанесли удары на Россию со всех сторон: на Черном море, на Балтике, на Баренцевом море, на Белом море в Тихом океане - на Петропавловск-Камчатский.

В сентябре 1854 г. армия союзников высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь.

Героическая оборона Севастополя – 1854-1855гг.

Работа с документами:

Ружья у нас были гладкоствольные ; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю , но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Вопрос: 1. Как была вооружена русская армия?

2. Найдите подтверждение в тексте учебника.

Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.) Современный Севастополь.

Затоплено 7 кораблей у входа в главные бухты.

Затоплено еще 6 кораблей.

5 октября 1854 г.

Первая бомбардировка Севастополя. На Малаховом кургане был смертельно ранен В.А. Корнилов. Руководство обороной Севастополя возглавил П.С.Нахимов

Укрепление Малахова кургана

Четвертая бомбардировка Севастополя

На Малаховом кургане смертельно ранен П.С. Нахимов

28 августа 1855 г.

Штурм Севастополя войсками союзников

29 августа 1855 г.

Малахов курган был захвачен противником. Неприятельские войска заняли опустевшую Южную часть города

Парижский мир 1856 год.

1. Потери России:

Южная Бессарабия отходила к Молдавии

Право иметь крепости и военный флот на Черном море

Право покровительствовать балканским народам

г. Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и г. Севастополь

2. Черное море объявлялось открытым для судов всех стран

Причины поражения России:

Экономическая отсталость России

Отсутствие железнодорожного транспорта

Отсутствие паровых судов

Плохое снабжение армии

Рекрутская система набора в армию

Значение войны:

Подорван международный авторитет России

Поражение в войне ускорило политические преобразования в стране

Началась освободительная борьба на Балканах

Закрепление нового материала.

Какова основная причина войны?

Каков повод к войне?

Каковы основные сражения Крымской войны? Их итоги?

Каковы итоги войны?

Каковы причины поражения России в войне?

Каково значение войны?

IV . Д\З: параграф 14

Общественное движение в годы правления Николая I .

1. Российский либерализм в 30-50 годы был представлен:

А) консерваторами б) западниками в) революционерами

2. Какие из приведенных положений относятся к триаде С. Уварова:

а) православие б) конституция в) веротерпимость г) просвещение д) народность е) либерализм

3. Сравни взгляды западников и славянофилов . В левую часть таблицы запиши черты сходства, в правую черты различия:

а) отрицательное отношение к крепостному праву,

б) задача России - примкнуть к Западу

в) реформы должны носить постепенный характер

г) идея самобытности русского народа

д) убежденность в необходимости реформ

е) отрицательная оценка деятельности Петра 1

ж) исключение из русского языка иностранных слов

и) инициатором реформ должен быть царь

4. Вставь пропущенные в тексте слова :

Общественное движение в годы правления Николая I .

1. Российский либерализм в 30-50 годы был представлен:

А) консерваторами б) западниками в) революционерами

2. Какие из приведенных положений относятся к триаде С. Уварова:

а) православие б) конституция в) веротерпимость г) просвещение д) народность е) либерализм

3. Сравни взгляды западников и славянофилов . В левую часть таблицы запиши черты сходства, в правую черты различия:

а) отрицательное отношение к крепостному праву,

б) задача России - примкнуть к Западу

в) реформы должны носить постепенный характер

г) идея самобытности русского народа

д) убежденность в необходимости реформ

е) отрицательная оценка деятельности Петра 1

ж) исключение из русского языка иностранных слов

и) инициатором реформ должен быть царь

4. Вставь пропущенные в тексте слова :

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Крымская война 1853-1856 годы. Оборона Севастополя". Может использоваться в комплекте с презентацией.

Урок по истории России учителя истории и обществознания МБОУ Специализированная школа № 2 им .Д.И.Ульянова с углублённым изучением английского языка Михайленко Натальи Иосифовны

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 годы. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ.

1. Изучить причины, ход и итоги Крымской войны; показать, что в войне произошло столкновение двух систем: более развитой капиталистической системы (Англия, Франция) и отсталой, с феодальными пережитками, крепостнической системы (Россия), в результате чего возникла необходимость в проведении кардинальных реформ.

2. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы со схемами, историческими источниками, умений анализировать и обобщать исторический материал.

3. Воспитание у учащихся любви к Родине, положительных качеств личности на примере руководителей и участников обороны Севастополя.

Предметные: изучат причины, ход и последствия Крымской войны; смогут понять, что влияние в международных отношениях напрямую зависят от экономического развития государства; осознают, что поражение в войне дало толчок последующей модернизации Российской империи.

Метапредметные: овладевают навыками самостоятельной работы, составления конспекта; умеют формулировать задачи, искать пути их решения; выделять причинно-следственные связи и делать выводы.

Личностные: формирование активной позиции гражданина, неравнодушного к судьбам своей Родины; осознают необходимость самосовершенствования; способны принимать решения на основе соотношения нескольких моральных норм; адекватно рассуждают о моральных качествах, поступках на основе предложенных примеров из исторических источников.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами выполнения лабораторной работы

Методы: проблемно-поисковый с элементами драматизации.

Оборудование: мультимедийная презентация с картами, портретами героев обороны Севастополя; схема для заполнения.

Даты, понятия: Восточный вопрос, Крымская война (1853-1856), Синопское сражение (18.11.1854), оборона Севастополя (сентябрь 1854 - август 1855).

Личности: Корнилов В.А. Истомин В.И. Николай 1

Нахимов П.С. Тотлебен Э.И. Меншиков А.С.

Пирогов Н.И. Толстой Л.Н. Севастопольская Д.

1. Причины войны. Обострение Восточного вопроса.

2. Ход военных действий:

- 1 этап: 1853-1854 гг. Синопское сражение.

- 2 этап: 1854-1856 гг. Героическая оборона Севастополя.

3. Парижский конгресс. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Вступление: Война – не самый лучший регулятор конфликтов. Но в истории мы знаем немало примеров, когда решить проблемы мирным путём не удаётся. И тогда в дело вступают пушки. Сегодня наш урок посвящён изучению событий русско-турецкой войны середины XIX века. Или – Восточной войны (как её именовали на Западе) или – Крымской войны (под таким названием она вошла в историю Российской империи).

Перед вами на партах лежат опорные конспекты или алгоритмы изучения войн и революций, которые в течение урока вы должны будете заполнить. Они помогут вам лучше усвоить эту тему и ответить на главный вопрос урока. (Приложение 2)

Учитель: Проблемный вопрос: В ходе изучения новой темы вы должны выяснить: Почему Россия разгромила армию Наполеона I, но проиграла Крымскую войну? При необходимости вы можете делать пометки в своих опорных конспектах.

1. Причины войны.

В середине XIX века происходит обострение “восточного вопроса”, вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока. Власть султана над этими землями слабела, и многие европейские страны хотели бы получить эти земли или влияние на них. Интересы России и Турции сталкивались в Северном Причерноморье с конца 18 века, ещё в борьбе за выход к Чёрному морю. И к середине 19 в. их отношения накалились из-за серьёзных амбиций по поводу территорий Кавказа и европейских земель, где проживали православные. Россия хотела укрепиться на этих землях, добиться своего влияния в них, а также получить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. При этом она прикрывалась благородной идеей – защиты православных народов от имени самого сильного православного государства.

Россия стремилась к этой войне, надеясь на победу и удовлетворение своих амбиций. Эта война нужна была ей и в связи с внутренними проблемами. А они назревали очень быстро, т.к. выступления крестьян против крепостного права и недовольство интеллигенции проявлялось всё больше. По мнению императора, небольшая война за интересы России объединит весь народ в едином порыве и отодвинет решение крестьянского вопроса.

- Какие причины войны можно выделить на основании изложенного? (проверка схемы устно с последующей записью: - Обострение Восточного вопроса, - Отвлечение народных масс от решения крестьянского вопроса)

- Исходя из причин, каков был характер войны для России? (отмечаем в схеме)

Так как причины сформировались и созрели, то не хватало только повода для начала военных действий. И он очень быстро нашёлся. Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине и передаче ключей от одной из Святынь христианства – Вифлеемского храма в Иерусалиме – католическому духовенству. После отказа султана выполнить это требование Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Османская империя в октябре 1853 г. – объявила России войну. (отмечаем на схеме)

2. Учитель: Война началась на двух фронтах – Балканском и Закавказском. На Балканском фронте происходили отдельные столкновения, в ходе которых ни одна из сторон не добилась успеха. На Кавказе турки потерпели тяжёлое поражение под Карсом.

Самым значительным и ярким событием этого периода является Синопское сражение, вошедшее в историю, как последняя битва парусного флота. 18 ноября 1853 года эскадра кораблей Черноморского флота под командованием П.С.Нахимова, после предварительной разведки, атаковала превосходящий её по численности турецкий флот, базирующийся в Синопской бухте. После трёхчасового боя все корабли были потоплены, а турецкий флот – уничтожен. Казалось, война закончена, Турция вновь – повержена, осталось только подписать мир…..

Но именно на этом этапе и начинает разворачиваться самое главное действие Русско-турецкой войны. Именно теперь только выяснились просчёты в международной ситуации, которые проигнорировал или не учел император Николай 1.

- Почему эти государства не отреагировали на успехи России в первых русско-турецких войнах? (варианты: революция во Франции, наполеоновские войны нач. XIX в)

В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.

- Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)

Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком и Россия осталась в политической изоляции. И не просто в изоляции, а перед сильным противником в лице Англии и Франции. Правительства этих стран после разгрома под Синопом заключили военный союз с Турцией и предъявили России требование вывести войска из Дунайских княжеств. Одновременно в Чёрное море был введён англо-французский флот, а в марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Они стремились к тому, чтобы в коалицию против России вошли все европейские государства, но Австрия и Пруссия, поддерживая требования союзников, в войну не вступили, Швеция осталась нейтральной. К военному союзу против России присоединилось лишь итальянское государство – Сардиния.

- Как изменился количественный состав сторон-участников? (четыре против одного и отмечаем на схеме)

Учитель: Англия и Франция принимают решение перенести войну на территорию России и русским морякам и солдатам пришлось отражать нападения неприятеля на многих рубежах : бомбардировкам союзников подверглись Петропавловск-на-Камчатке, Соловецкий монастырь, Одесса. Англия и Франция блокировали Свеаборг и Кронштадт.

Основные военные действия войны развернулись в Крыму. Крымский полуостров имел большое стратегическое значение. Он обеспечивал безопасность юга России (Кавказ, Балканы, южные губернии). Именно в Крыму, в Севастополе базировался Черноморский флот.

В сентябре 1854 года 60-тысячная армия союзников (англичане, французы, турки) высадились около Евпатории на мысе Лукул и двинулась к Севастополю, держась правого фланга берега вдоль которого следовал флот и остановилась перед русскими позициями у р. Альма. 8 сентября 1854 года здесь произошло кровопролитное сражение, завершившееся разгромом русских войск и продвижение неприятеля к базе Черноморского флота..

- Как вы думаете, как меняется характер войны? (из захватнической – в освободительную)

Второй этап войны принято называть Обороной Севастополя. Она продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.) Русская армия под командованием А.С.Меншикова уходит из города вглубь полуострова, чтобы сохранить связь с губерниями. Севастополь мужественно будут защищать только части Черноморского флота и местные жители. Казалось, город был обречён: отсутствие регулярной армии, устаревшее вооружение (гладкоствольные ружья вместо нарезных, допотопная артиллерия, парусные суда вместо парового флота). Но нехватка вооружения компенсировалась самопожертвованием и силой духа русских солдат, матросов и мирных жителей города, а также мастерством и отвагой своих командиров, решивших ни за что не сдавать Севастополь. (несколько учеников показывают сценку о том, как принималось решение о затоплении кораблей Черноморского флота)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы по отрывку:

- Чем отличалась точка зрения каждого из офицеров?

- Какую точку зрения выбрали бы вы? Почему?

- Почему, высказывая несогласие с решением командующего затопить корабли в Севастополе, Корнилов не только выполнил этот приказ, но и нашёл слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?

Учитель: 14 сентября 1854 г. Первые корабли Черноморского флота ушли под воду, закрывая фарватер Севастопольской бухты. С моря город стал неприступен. В эти же дни под руководством инженера Тотлебена Э.И. началось строительство оборонительных сооружений вокруг Южной стороны города, куда неприятель решил обрушить всю мощь своего оружия. Севастополь постепенно становился крепостью, которую врагу пришлось штурмовать349 дней.

Всего город подвергался масштабным и длительным (по несколько суток) обстрелам 8 раз. Но защитники города, в число которых входили простые горожане, восстанавливали укрепления. Они добровольно помогали матросам и солдатам, ухаживали за ранеными как Даша Севастопольская, мальчишки-подростки принимали участие в прокладывании тоннелей для ведения минной войны. В осаждённый Севастополь прибывали добровольцы: военный врач Н.И.Пирогов, унтер-офицер Л.Н.Толстой.

Гарнизон города продолжал упорно сопротивляться даже после гибели вдохновителей всей обороны адмиралов Корнилова и Нахимова.

Русские силы в Крыму несколько раз пытались деблокировать Севастополь. 13 октября 1854 года произошло Балаклавское сражение не принёсшее ни одной из сторон успеха.

24 октября 1854 года – Инкерманское сражение. В нём, из-за слабой подготовки к битве, русские войска под руководством Меншикова потерпели поражение. Однако ими был сорван генеральный штурм Севастополя, намеченный союзниками на следующий день.

Ещё одно сражение произошло на Чёрной речке в феврале 1855 г, в котором русские войска потерпели поражение.

После шестой бомбардировки Севастополя, практически уничтожившей укрепления города, 28 августа 1855 г. французские войска захватили Малахов курган – господствующую высоту.

Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя. Дальнейшая оборона уже не представляла смысла, хотя иные позиции всё ещё оставались за русскими войсками.

Руководивший обороной Севастополя Горчаков принял решение увести оставшиеся войска на северную сторону города.

При этом всё оставшееся вооружение было уничтожено, укрепления взорваны, а флот затоплен. Союзники, опасаясь того, что город заминирован, вступили в него только через 3 дня. Они не добились капитуляции Севастополя. Война в Крыму вступила в фазу затишья.

3. Учитель: Урегулировать военный конфликт удалось через полгода, в марте 1856 г., когда в Париже был подписан Мирный договор. (работа с учебником – стр. 99. – итоги войны и записываем их в схему).

- А теперь вернёмся к нашему главному вопросу урока: Почему, выстояв в войне с Наполеоном, Российская империя потерпела поражение в Крымской войне? (ответы учащихся: - отсталая военная техника, вооружение, - отсутствие парового флота, - отсутствие железных дорог, - просчёты в оценке международной ситуации ).

На своих листочках – схемах учащиеся записывают вывод. (О необходимости реформ)

Рефлексия. Урок подходит к концу. Давайте подведём некоторые итоги:

1. Сегодня я узнал(а)…

3. Я научился(лась)…

5. Мне интересно узнать….

6. Мне захотелось…..

1. Привлекая дополнительную литературу, узнать больше о рядовых защитниках города и составить небольшой рассказ о ком-то из них; (для слабых учеников)

2. Описать вооружение времён Крымской войны; (по выбору)

3. Найти через интернет памятники и музеи Севастополя, посвящённые первой обороне города (для сильных учеников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - познакомиться с важным историческим моментом эпохи правления Николая I, изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

Выяснить причины и предпосылки Крымской ( Восточной) войны;

Определить хронологию событий;

Показать, что отсталость крепостнической России явилась причиной поражения царской России в войне;

Показать необходимость реформирования всех сторон российской жизни.

Обобщить и систематизировать знания и умения, учащихся по истории;

Совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории;

Развить аналитическое мышление, логическое мышление, устную монологическую речь.

Воспитать чувство патриотизма и любви к родной истории;

Развить у учащихся положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.

Основные понятия:

Основные даты:

октябрь 1853 г. — начало войны;

18 ноября 1853 г. — Синопское сражение;

март 1854 г. — вступление в войну с Россией Англии и Франции;

сентябрь 1854 г. — август 1855 г. — оборона Севастополя;

1856 г. — Парижский мир.

Персоналии: П. С. Нахимов; А. С. Меньшиков; В. А. Корнилов; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, сравнение, частично-поисковый, интерактивные.

Тип урока: комбинированный

Обострение Восточного вопроса

Причины начала войны

Ход военных действий

Начальный этап войны

Вступление в войну Англии и Франции

Героическая оборона Севастополя

Причины поражения России

Организационный момент

Мы продолжаем изучение темы История России в период правления Николая I. На прошлом уроке мы говорили о общественных движениях в годы правления Николая I. , сегодня мы продолжим путешествовать по николаевской России, и сегодня познакомимся с Крымской ( или Восточной) войной. Крымская война оставила глубокий след в истории России. Данная тема, ее

итоги и последствия актуальны и сегодня. Попытаемся не только дать оценку событию, но и извлечь из него уроки. Но для начала необходимо вспомнить, в каком направление развивалось общественное движение в годы правления НиколаяI.

У каждой подгруппы на столе лежит материал для проверки домашнего задания: кроссворд по данной теме, карточка и вопрос на который необходимо ответить. (Приложение 1). На эту работу вам дается 10 минут.

Изучение нового материала

Задание на урок:

по ходу объяснения нового материала выделить причины поражения

России в Крымской войне.

1. Причины начала войны:

Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. ( Запишите в тетрадь слайд 5.)

Задание учащимся: Ознакомиться с целями участников войны и сформулируйте причину войны. ( Ответ: борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке).

Цели стран-участниц войны:

Распространение влияния на Ближнем Востоке, достижение выгодного режима Черноморских проливов, расширение Черноморской торговли.

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья.

Франция и Англия

Ослабление России, распространение экономического и политического влияния на Ближнем Востоке

Задание учащимся: Прочитайте 1 пункт параграфа 14 с94 -95. И ответьте на вопросы.

Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?

Какие страны составляли конкуренцию России в решение Восточного вопроса?

Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к изоляции на кануне войны?

Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.

В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.

Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.

Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.

Задание учащимся: посмотрите на сайд 8 и оцените соотношение готовности стран участников войны.

2. Начальный этап войны – октябрь 1853 – апрель 1854 гг. Основной противник Турция. Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах. Самым значимым из них была победа русского флота 18 ноября 1853 года в Синопском сражении. Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.

18 ноября 1853г. – Синопский бой.

Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

В нач. марта 1854 г. Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении Дунайских княжеств и, не получив ответа, объявили войну России.

Австрия со своей стороны подписала с Османской империей договор о занятии Дунайских княжеств и придвинула к их границам 300-тыс. армию, угрожая России войной. Требование Австрии поддержала Пруссия.

Сначала Николай 1 ответил отказом, но в сложившейся обстановке вынужден был распорядиться о выводе русских войск из Дунайских княжеств, которые вскоре были оккупированы австрийскими войсками.

С момента объявления войны Англия и Франция стремились расширить коалицию против России. В результате дипломатических интриг удалось склонить лишь Сардинию.

В ходе Крымской войны военные действия велись и на Дунае, и в Закавказье. Английские и французские суда обстреливали Одессу, Николаев, Новороссийск, города Приазовья.

Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты.

Но все же судьба войны решалась в Крыму.

8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим рус. войсками в Крыму.

Путь на Севастополь был открыт.

В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся

11 месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855)

Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели в самом начале осады- П.С. Нахимов.

р дыму"в крыму з фильма "ов войны.остокесформуливерки домашнего задания: кросворд ижение.

осле смерти 00000000000000000000000000

3. 17 октября 1854г. началась осада Севастополя.

Город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам.

6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника.

28 июня во время интенсивного обстрела был ранен смертельно

5 августа – пятая бомбардировка города.

27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.

После этого русским войскам пришлось оставить город.

Успешно велись действия русских войск в Закавказье. Осенью 1853г. было приостановлено движение османской армии на Тбилиси.

Летом 1855г. рус. армия под командованием Н.Н. Муравьева начала осаду крупной турецкой крепости Карс, который пал 15 ноября 1855г.

Несмотря на успешные действия в Закавказье, падение Севастополя предрешило исход войны.

5. Мирные переговоры начались в сентябре 1855г.

18 марта 1856г. был подписан Парижский мирный договор.

По условиям Парижского договора.

- Россия лишалась юж. Части Бессарабии с устьем Дуная,

- России возвращались взятые в ходе военных действий союзниками

Севастополь, Евпатория и др. портовые города в Крыму в обмен на Карс

и его область, занятые русскими войсками.

- России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море

военный флот, а также на его берегах военные крепости и арсеналы.

- Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех

стран на время мира.

- Устанавливалась свобода плавания судов всех стран по Дунаю.

Задание: Назовите причины поражения России в Крымской войне.

(Зачитать причины поражения).

- слабость военной промышленности,

- плохое обеспечение армии,

- плохое состояние дорог,

- ошибки в разработке стратегических планов.

Итоги Крымской войны:

- в результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от

западных стран в военном, экономическом, социальном отношении,

- значительно ослаб авторитет России на международном уровне, который

отныне приходилось завоевывать заново.

Война имела одно положительное последствие для России:

стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

В силу этого самодержавие должно было приступить к проведению

крестьянской и других реформ - в сфере суда, финансов, местного управления, просвещения и печати, в военном деле.

Закрепление изученного материала

Тест ( Приложение 4)

Домашнее задание: § 14, вопросы и задания к нему; документы и задания к ним после параграфа. Рабочая тетрадь: задания к § 14. Атлас: показать основные события войны. Контурные карты: отметить важнейшие события войны.

В итоге, общими усилиями, объединенная коалиция смогла одержать победу в этой войне. Россия подписала Парижский мир и потеряла всех европейских "друзей".

Вывод из этой войны может быть таким: Не имей сто друзей за границей, а одного у себя дома - сильную армию.

Читайте также: