Конспект пальчиковой игры в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,
Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают,
Два – поймаем (приседают, ловят,
Три – уроним (встают, роняют,
И…сломаем (встают, роняют, топают).

Пальчик прячется в ладошку.
(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.

Оценить 4742 0

КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики ,

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком) .

Раз – подбросим (подбрасывают,

Два – поймаем (приседают, ловят,

Три – уроним (встают, роняют,

И…сломаем (встают, роняют, топают) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,

Кати по снегу свой снежок (катят) .

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика) .

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают) .

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, руки в сторону.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку .

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли . (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук ,

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят ).

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём. ( Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой , похлопывая друг друга кончиками.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

И головки убирали. ( Усложнение : поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках .)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик в лес пошёл ,

Этот пальчик гриб нашёл ,

Этот пальчик чистить стал ,

Этот пальчик жарить стал ,

Этот пальчик всё доел ,

Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать : (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять :

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые ,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы , изображая крышу дома.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

Сладкий тортик испечём,

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

А верхушку сладким кремом.

Мы присыплем торт немножко,

В гости друга приглашай.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик – дедушка , (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка , (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка , (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка , (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я . (загните мизинец)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Выгляни в окошко,

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

Пришла весна ясная.

Людям спать не дают.

В поле летят. (помашите кистями рук)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались )

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, ( пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка , переверните его руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

Пышки, (загните средний палец)

Ватрушки, (загните безымянный палец)

Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали . (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать. (делают массирующие движения) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)

Наши пальчики устали .

Наши пальчики встряхнём , (встряхивают кистями.)

Рисовать опять начнём.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

У меня пропали руки, (прячем руки за спину)

Может быть они от скуки

Убежали в зоосад?

Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)

Они с джемом были в банке.

Мои ручки просто клад.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков , начиная с большого пальца .)

Вышли пальчики гулять ,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом) .

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть игрушки у меня : (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)

Как узнать? Помогите сосчитать.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

А пока лепил и пёк,

Не из снега – из муки.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)

Другой рукой я тоже рву (правой)

Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)

Вот сколько пальцев у меня . (Показываем.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)

Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)

Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)

Дворник думал : (Руками берутся за голову.)

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

- Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев .)

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)

Тряпкой вытру стол.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Маленькие пальчики .

Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук , начиная с большого, затем соединяем пальчики , начиная с мизинца.)

Пять, четыре, три, два, один.

Цель : развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)

А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирской области Убинского района

Конспект открытого занятия

по развитию мелкой моторики рук и ног

Автор: воспитатель дошкольного образования

Кузьмина Татьяна Васильевна

Цели и задачи

Воспитатель:

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.

Воспитатель:

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Воспитатель:

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив друг друга. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

Оборудование: Шишки, корзинка, салфетки влажные, гуашь коричневого, оранжевого и черного цвета.

Соц. педагог: А сейчас, я Вам хочу предложить немного проявить творчества, нарисовать нашу белочку, а рисовать мы с Вами будем пальчиками.
Для того, чтобы рисовать пальчиками, можно взять специальные краски. Но можно добавить в медовую гуашь детскую пену для ванны, и тогда консистенция красок получится похожей на краски пальчиковые, смыть их будет легко.
Соц. педагог: Намазываем оранжевой краской большие пальчики (кончики пальцев), рисуем тело белочки – сначала 2 комочка – один побольше, другой поменьше, раскрашиваем их. Затем берем коричневую краску и рисуем ушки, лапки и хвост нашей белочки – раскрашиваем. Берем черную краску и рисуем ротик, носик и глазки нашей белочке. Вытираем пальчик влажной салфеткой.
Соц. педагог: Молодцы, посмотрите друг у друга какие замечательные, красивые и интересные, у нас получились картины! А мне остаётся только поблагодарить Вас, за внимание, мне было приятно с вами работать.

Четыре ручки, разрисованные под смайлики

Освоение мира маленьким человечком происходит постепенно, от простого к сложному: от умения держать голову до формирования навыков рисования и письма. На всех этапах развития взрослые должны помогать малышу, поддерживать его и направлять. В детском саду большое внимание уделяется физическому развитию ребят. И не последнюю роль в этом играют упражнения зарядки, в том числе для пальцев рук. Остановимся подробнее на комплексах упражнений пальчиковой гимнастики для старшей группы.

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

  • виды мышления (образное, критическое, логическое);
  • речь;
  • внимание;
  • зрительно-пространственное восприятие;
  • воображение;
  • наблюдательность;
  • память (не только зрительную, но и двигательную).

Девочка пишет в тетради карандашом, от сосредоточенности высунула язык

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Это интересно. Впервые важность и значимость влияния движений руками на деятельность мозга отметили китайцы ещё во II в. до н. э.

Воспитательница с детьми, сидящими на коврике, проводит пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

Карандаш между ладошками ребенка

Пальчиковая гимнастика не требует применения специальных средств, можно использовать то, что есть под рукой

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся. И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

Пальчиковые куклы надеты на пальцы

Постановки пальчикового театра — это квинтэссенция работы по развитию мелкой моторики

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

Воспитательница и дети барабанят пальчиками по прямоугольной выпуклой детали

Барабанить пальчиками можно не только по столу, но и по выпуклым частям деталей конструктора или игрушек

Организация и проведение пальчиковой гимнастики

В старшей группе особое внимание уделяется упражнениям на развитие координации движений за счёт перекатывания массажного мячика или отбивания ритмов пальчиками на твёрдой поверхности. Что касается содержательной стороны, то, как уже было сказано, сюжет задания должен совпадать с тематикой занятия, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одного приёма уходит около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.

Читайте также: