Конспект овощи средняя группа

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия (3-4 лет)

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

- закреплять и уточнять знания детей об осени, овощах, огороде и сборе урожая;

- расширять и активизировать словарь;

-совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

- развивать координацию движений с речью;

- развивать пассивный и активный словарь;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

- картинки с изображением овощей и фруктов;

Ход занятия

Организационный момент.

Дети встают в круг.

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед: – .Ребята, к нам в гости опять пришел зайчик. Всё лето он трудился на огороде. А вот что у него выросло он принес в волшебном мешочке. Достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой.

– Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

– Как собирают овощи?

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

А давайте вспомним, что на прошлом занятии мы говорили об осени.

( Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.)

– Что делают люди? Какие овощи они собирают?

Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на магнитную доску), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

А как назвать все это одним словом? (Овощи)

– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

Логопед: –Зайка хочет поиграть с нами в прятки. Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

3. Логоритмика

Логопед: – Ребята, а чтобы наши овощи выросли такими большими и вкусными, что нужно было делать летом с грядками? (поливать, удобрять и т.д.)

Правильно! Давайте вспомним, наш танец про капельки.

( (Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


Артикуляционная разминка

Логопед. Сколько у зайчика выросло овощей? Губки вытянем, ручки разводим в стороны, произносим: у-у-у.

Пальчиковая разминка

Логопед. А теперь может зайчику капусту посолить?

Мы капусту рубим, рубим, рубим.

Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, трем.

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту солим, солим, солим.

Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.

Детям предлагается разложить в разные корзинки фрукты и овощи.

Логопед: ребята посмотрите, кто-то сложил фрукты и овощи в одну корзину, давайте сложим их правильно.

У меня помидор, это овощ.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

Логопед: Ребята, зайка проголодался, давайте его покормим.

Дети кормят по очереди зайку после того, как логопед назовет нужный овощ.

Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

Зайка говорит вам спасибо! Ему было очень вкусно!

Игра на развитие мелкой моторики

Логопед: Зайка просит сделать нас открытку для его мамы. Давайте поможем.

(раскраска моркови, пластилин, горох)

4. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Всем спасибо и до свидания.

hello_html_m1488ec2c.jpg

hello_html_m56938bb6.jpg

Рекомендации родителям

Задания по теме Овощи

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

• Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей

Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .
а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…
б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

Игра “Назови цвет” (устно)
Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

Игра “Один – много”
Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Цель: учить различать овощи, учить подбирать прилагательные к названию овощей.

1) Закреплять знания детей об овощах. где они растут, какие они, для чего их выращивают;

2) Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику рук.

3) Воспитывать интерес к выращиванию овощей, желание помогать взрослым на огороде.

Оборудование: иллюстрация Незнайки. корзина, плоскостные изображения овощей.

Словарная работа: овощи.

Ход занятия:

1. Организационный момент (создание мотивации к деятельности).

Воспитатель вносит в группу игрушку Незнайку и привлекает к ней внимание детей.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто пришел к вам в гости, давайте поздороваемся.

Незнайка: Ребята, я вчера ходил в магазин и купил большую корзину овощей. Только вот в чем беда: как они называются я не знаю, как их употреблять в пищу я не знаю. Что же мне теперь делать? (дети предлагают помочь). Вы мне правда все расскажите и покажите (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям и Незнайке присесть на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года?

Воспитатель: А как вы это узнали,что наступила осень?

Дети: Листья пожелтели, опадают, люди стали носить теплые одежды.

Воспитатель: Ребята, а люди что делают в огороде?

Дети: Собирают овощи.

Воспитатель: На огороде, в саду осенью поспевают овощи. Люди собирают урожай овощей. Ребята, а вы любите фрукты? (да)

Воспитатель: Ребята, какие фрукты вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, я Вам предлагаю отгадать загадки про овощи.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я…

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Сто одежек — Все без застежек.

Это вовсе не игрушка — Ароматная…

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных.

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Кругла да гладка,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

В огороде хоть росла,

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…

Воспитатель: Ребята, я предлагаю всем встать и поиграть

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили : (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

Повторить 2 раза

Воспитатель: Дети, а где растут овощи? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в пальчиковую игру.

Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем, трем, трем,

Мы капусту солим, солим, солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем, мнем, мнем.

Незнайка: Ребята, я очень рад,что разобрался в своей корзинке с овощами.

Хочу вас поблагодарить, за ваши ответы и игры. Мне было очень интересно,а

сейчас пойду и что- нибудь приготовлю из овощей.

Дети: До свидания Незнайка.

(Незнайка уходит)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Во что мы играли сегодня? Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Все у нас хорошо занимались. Давайте, погладим наши головки! Молодцы, ребята! До свидания!


Воспитатель: Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).
Воспитатель: Как всё это назвать одним словом?
Воспитатель: Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
Воспитатель: Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи.
(Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).
Воспитатель: Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.
(Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).
Воспитатель: Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.
Воспитатель: А кто выращивает овощи? Человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель: Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Воспитатель:
• Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
• Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
• Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
• Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
• Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
Воспитатель: Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.

Воспитатель: А сейчас, дети, посмотрите на экран .
Где растут овощи?
Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами?
Для чего человеку нужны овощи?
В каком виде едят овощи?
Кто, кроме человека помогает овощам?
(Дети рассказывают об овощах по цепочке)

Воспитатель: А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа.

Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.

Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.


Программные задачи:
1. Закреплять и уточнять знания детей об овощах;
2. Продолжать формировать умение отгадывать загадки;
3. Развивать речевую активность, внимание;
4. Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;
5. Упражнять в подборе прилагательных;
6. Воспитывать старательность при выполнении заданий.

Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие я начну с загадок. Для того, чтобы их отгадать, вам нужно их внимательно прослушать. Вы готовы?
Дети: Да

Загадки
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
- капуста -

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь –
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
- лук –

В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква –

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
помидоры

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки…
Огурцы

Если хочешь винегрет -
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
Свекла

Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.
Перец

Беседа
Воспитатель: А кто из вас знает, чем отличаются овощи от фруктов?
Ответы детей
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядке, в огороде
Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи?
Дети: Овощевод
Воспитатель: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы употреблять их в пищу
Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?
Дети: Салат, борщ, щи, пожарить, есть сырыми и т.д.

На столе лежат овощи (или муляжи)

Воспитатель: Молодцы! А кто из вас любит кушать овощи?
Ответы детей
Воспитат ель: Ребята, овощи очень полезны, в них много витаминов. Их обязательно нужно есть. Но прежде чем их съесть необходимо сделать очень важное дело. Какое?
Дети: Помыть их
Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Хорошо, вы справились с заданием. Как вы уже заметили, овощи бывают разными на вкус, цвет, ощупь. Подберите подходящее описание для каждого овоща.

Воспитатель: Теперь вы все знаете об овощах их вкусе, цвете и форме. Предлагаю присесть за столы и раскрасить картинки.

Читайте также: