Конспект обследования в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Кудинкина Юлия Михайловна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно - развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи логопедического обследования:

-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, песочная терапия, литотерапия.

Ход логопедического обследования:

Учитель – логопед: Посмотри, сколько у нас гостей! Поздоровайся с гостями. Сегодня у нас очень интересная встреча. Мы отправимся в увлекательное путешествие.

Но сначала я задам тебе несколько вопросов.

(Общее развитие ребёнка: кругозор, уровень связного высказывания)

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

У нас тобой получилось настоящее интервью. Спасибо.

Скажи, как называется профессия человека, который берет интервью и делает репортажи?

Ответ ребенка.

У журналистов очень интересная профессия.

Журналисты занимаются поиском важных событий, которые происходят в мире.

Журналист должен хорошо говорить, быстро запоминать, конечно же, быть наблюдательным.

Я предлагаю тебе роль журналиста.

Ты готова к путешествиям?

Ответ ребенка.

Ведь журналист может оказаться в любой точке нашей планеты.

И мы проводим первый репортаж с морского побережья.

1.Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата.

Обследование общей моторики, сенсорного и слухового внимания.

(Звучит музыка и морской прибой).

Инструкция: Мы осуществим погружение в морскую глубину. Проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой.

3.Обследование дыхания. Общей моторики. Чувства ритма.

Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.

Инструкция: Вдох носиком. Выдох - через рот. (Повтори).

Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно следим глазами вправо- влево за морским ежом.

Снаряжение в порядке, погружаемся. Вокруг нас прозрачная, голубая вода.

Представим, что мы волны, качаемся.

Инструкция: Перепрыгни через ракушку.

Подбрось и поймай морского ежа (Колючий мяч).

Повтори за мной, постучи камешками так, как я.

Мы наблюдаем за многообразием разноцветного подводного мира.

4.Лексика.

Употребление обобщающих слов. Обследование зрительной ориентации.

Посмотри на экран и назови, что изображено. (Тени морских обитателей).

(Акула, дельфин, медуза, морской конек, морская звезда.)

Назови все изображения, которые ты видишь экране одним словом.

(Это морские обитатели).

Для репортажа нам нужна фотография подводного мира, но она не целая, а из частей, рыба- пила ее распилила.

5. Психические процессы

Обследование уровня мышления.

Инструкция: Предлагается ребенку собрать фото из 8 частей.

Молодец! Фото в порядке.

Подойди к контейнеру песком. Помоги мне навести порядок в подводном царстве, чтоб мы могли подготовить интересный репортаж.

Обследование пространственных представлений.

Инструкция: Положи предметы туда, куда я тебя попрошу.

- положи в середину песочницы голубую акулу;

- справа от акулы - ракушку;

-слева от акулы - жемчужину;

- в правый верхний угол положи золотого дельфина;

-в левый верхний угол положи морского ежа;

- в нижний левый угол песочницы положи камешек;

- в нижний правый угол положи кита.

6 . Определение ведущей руки.

Начался шторм, волны разбушевались!

Инструкция: Изобрази на песке, как выглядят морские волны во время шторма.

Ребенок рисует волны (Волны все выше и выше).

Волны успокаиваются. Море спокойно.

После шторма на берегу камни и ракушки.

Посмотри, какая красивая ракушка!

Выбери камень, понравившийся тебе.

Понимание и употребление предлогов.

-положи камешек в ракушку;

-положи камешек перед ракушкой;

-положи камешек за ракушку;

-положи камешек на ракушку;

-вынь камешек из ракушки;

-положи камешек под ракушку;

- из-за камней выползает морской еж;

-достань из-под ракушек жемчужину.

Давай рассмотрим камни, все они такие разные.

  1. Лексика. Употребление слов - антонимов.

Посмотри, на камни, скажи наоборот.

большой и маленький;

(Звучит шум дождя. Видео). У меня камешек сухой, а у тебя? (после дождя) – мокрый.

Фонематические представления.

После шторма на берегу оказались не только камни и ракушка. Посмотри, что это?

Это- кувшин! Посмотрим, что в нем? Открываем и там…

Инструкция: послушай, это звуки- (р) ,(а),( к).

- сколько ты услышала звуков?

-составь из звуков слово;

-найди первый (последний) звук в слове;

В кувшине еще есть задание.

-парусник, баржа, лайнер, лодка, катер, корабль.

10.Обследование фонематической стороны речи.

Обследование фонематического слуха(повторение слогов с оппозиционными звуками).

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной:

11.Состояние звукопроизношения.

Инструкция: назови картинки на экране - ракушка, корабль, кальмар.

Произношение слов со сложной слоговой структурой.

Инструкция: повтори за мной.

  1. Согласование прилагательных с существительными. (Лексика)

Инструкция: Посмотри на экран и назови, что изображено?

  1. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. (Грамматический строй речи)

Инструкция: посчитай морских обитателей.

- 1 голубая акула, 2 голубых акулы, 5 голубых акул.

- 1 красный краб, 2 красных краба, 5 красных крабов.

Ты умница! Отлично справилась! Очень интересный репортаж!

Следующий репортаж мы проводим с опушки леса.

( Звучат голоса птиц).

  1. Обследование состояния связной речи. Описательный рассказ.

Инструкция: журналист должен не только много знать, но и уметь правильно и понятно для слушателя рассказать.

Скажи, какое время года сейчас?

Сейчас очень красивое время года. Осень.

Какие краски художник использовал больше всего?

Ответ ребенка: желтые, золотые, оранжевые.

Какое настроение создает картина?

Ответ ребенка. Картина солнечная, поэтому радостно.

К слову радость подбери слово наоборот?

Ответ ребенка: грусть.

Очень интересные чувства вызывает репродукция картины. Вместе с радостью, в тоже время можно испытать и грусть, от того, что лето прошло.

Какие деревья ты видишь?

Деревья нарядные, желтые, золотые, они сверкают и горят под лучами осеннего солнца.

На что похожи листья березы?

На летящих бабочек.

Посмотри на небо?

Небо голубое, светлое, с облаками - они воздушные, легкие.

Видно ли солнце на картине?

Солнце не видно, но день ясный, солнечный. Осеннее солнце уже не так греет как летом.

Какое ощущение создает вода в реке?

Вода холодная, темная, спокойная, прозрачная. Вода в реке как зеркало. В воде отражаются облака.

Хочется вдохнуть свежий воздух золотой осени.

Ты очень хорошо описала осень!

Состояние ручной моторики.

Методика обследования игрушки - гусь с целью ее изображения в рисовании, лепке, аппликации.

Игрушка выполнена из папье-маше, поэтому в ней можно прочувствовать рельефные особенности гуся, также она очень яркая.

Цель обследования – устранение затруднений при изображении плавных линий, овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм .

ВложениеРазмер
metodika_obsledovaniya_predmeta.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Проверил: старший преподаватель

Конакова Татьяна Александровна

Выполнено студентом факультета

группа ДОЗС-13-1 В.В Шаминой

Методика обследования игрушки - гусь с целью ее изображения в рисовании, лепке, аппликации.

Игрушка выполнена из папье-маше, поэтому в ней можно прочувствовать рельефные особенности гуся, также она очень яркая.


Цель обследования – устранение затруднений при изображении плавных линий, овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм.

1) целостное эмоциональное восприятие предмета через определённый выразительный признак

Дети рассматривают игрушку, воспитатель при этом делает акцент на деталях игрушки в виде беседы:

- В зависимости от условий жизни и способа добывания пищи у разнообразных птиц по-разному развиты отдельные части тела.

И вот мы видим птицу, которую необходимо нам с вами сегодня рассмотреть получше. Это гусь. Гусь - водоплавающая птица. У него на лапках, как у утки, перепонки. Гусь легко гребёт ими и быстро плавает, опуская голову на длинной шее под воду, так гусь добывает себе корм. А ещё он очень любит щипать траву.

При объяснении воспитатель указывает на называемые части.

- Какого цвета наш важный гордый гусь?

- А может он быть другого цвета?

- А какого цвета у него клюв?

- а зачем ему такие большие крылья?

Воспитатель медленно читает стихотворение и показывает на игрушке:

Это кто такой двуногий

След оставил на дороге?

Голова на длинной шее

Выбирает, где вкуснее!

Он, наверно, очень сильный!

У него большие крылья!

Громко-громко он гогочет,

Ущипнуть меня он хочет!

Мама, я его боюсь!

- Ты не бойся, это гусь.

2) последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета

Беседа воспитателя с детьми и рассмотрение гуся сопровождается демонстрацией, воспитатель указывает на те части о которых говорит.

- Ребята давайте определим какая часть у гуся самая крупная – туловище.

- Какую оно имеет форму – овальную.

- Как вы думаете, почему она именно овальная – условия жизни такие, гусь спит лежа на брюшке, и чтобы ему было проще летать.

- Какую часть вы видите следующую – шея.

- Какая шея – длинная.

- Какого она цвета – белая.

- Мы видим с вами голову, что есть у гуся на голове: клюв –красный, длинный, мощный, глазки –черные

- Клюв такой большой, чтобы можно было легко щипать травку.

- А сколько крыльев у гуся – два.

-Какого цвета крылья – серые

- Крылья нужны чтобы летать, хотя гусь летает очень редко и невысоко.

- У что еще есть у гуся? – лапки

- Сколько у него лапок – два

- Где они располагаются - под туловищем.

- Смотрите, лапки у гуся имеют перепонки, чтобы он смог плавать на воде, ведь гусь водоплавающая птица.

Далее используется обследовательский жест, воспитателя и детей, который помогает вычленять форму, ее особенности. Сначала воспитатель показывает как нужно потрогать игрушку. Затем берет руку ребенка и совместно с ним выполняет движения. Если ребенок сам может правильно выполнить данные действия, воспитатель только подсказывает словом.

Обследование сопровождается словом:

- Грудка у гуся круглая, шея длинная, клюв мощный и сильный, хвостик маленький.

Держа пальчик ребенка в руках провести линию от хвостика к голове, чтобы показать плавные переход от туловища к шее. Также сделать и с грудкой. Можно сопроводить речью:

- Пальчик бежит, нигде не останавливается и карандашик (кисточка) побежит, также нигде не остановится

При обследовании гуся для лепки:

- Выделяем формы основных частей: туловище овальное, хвостик как конус, шея длинная, изогнутая, как трубка (цилиндр).

- Выделяем специфические формы: лапки с перепонками, как лепешки, голова круглая.

-Выделить размеры частей: самое большое туловище, хвостик самый маленький.

- Определяем рельефную особенность: крылья с впадинами, как перья, клюв гладкий, хвостик с бороздками углублениями.

3) целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Цель: диагностика познавательных процессов; уровня развития мелкой моторики рук.

листок с заданием на мелкую моторику рук – штриховка.

Ход диагностики:

Посмотри на эти фигурки на кого или на что они похожи. Дорисуй так, чтобы получились предметы. (методика на воображение, восприятие)

Сейчас я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори сколько запомнишь. Ребенок повторяет, а исследователь фиксирует. Слова повторяются до 5 раз, пока он их не запомнит.

Слова: ДОМ, ЛЕС, КОТ, ИГЛА, БРАТ, НОЧЬ, МОСТ, ОКНО, КОНЬ, СТОЛ.

Заштрихуй фигурки, в том направлении в каком показывает стрелочка.

В конце диагностики необходимо похвалить ребенка сказав, что он молодец, очень постарался, все сделано правильно и аккуратно.

Карта обследования речи детей 6–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения ___ Дата обследования.

Конспект психологического тренинга для мам Субъект: мамы воспитанников. Цели тренинга: формирование позитивных взаимоотношений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование.

Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО Основной важной задачей при поступлении ребенка младшего дошкольного возраста в ДОО является его готовность. Готовность ребенка младшего.

Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) МАДОУ № __ Дата ___ Возраст ___ Название группы.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно – развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Содержимое публикации

Конспект логопедического обследования детей

старшего дошкольного возраста

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно – развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи логопедического обследования:

-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Ход логопедического обследования:

Учитель – логопед: Здравствуйте!

(Обращается к ребенку)

В этом теремке живут все самые разные герои сказок и мультфильмов.

А сейчас тебя хочет поприветствовать Каркуша.

Каркуша приветствует ребенка:- Здравствуйте! Я сорока и зовут меня Каркуша. Я очень любопытная и всё про всех знаю! А вот про тебя совсем ничего не знаю…

Учитель-логопед: Вот огорчение. Расскажи, пожалуйста, Каркуше о себе.

Обследование. Общее развитие ребёнка - кругозор, уровень связного высказывания

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Учитель-логопед: Молодец! Каркуша много узнал о тебе!

2.Обследование дыхания. Чувство ритма. Артикуляционная гимнастика.

Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.

Инструкция: Вдох носом. Выдох - через рот. (Повтори).

-Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно водим глазами вправо- влево .

-Повтори за мной, постучи ладошками так, как я.

Учитель-логопед: Как же весело стало Каркуше, ей уже не терпится с тобой поиграть.

3. Лексика. Классификация и обобщающие слова.

Внимательно слушай ее и выполняй задания! Инструкция Сороки.

-Посмотри на экран и назови все предметы.

-Что просила сорока? (фрукты, овощи, инструменты, колющие предметы, бьющиеся предметы, бумажные, металлические)

-Найди эти предметы и отправь Каркуше в гнездо!

4. Обследование звукопроизношения.

Инструкция: Посмотри и назови картинки .

5. Обследование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными единственного и множественного числа.

Учитель-логопед: Каркуша увидел на прилавке одно ведро, два ведра, пять вёдер, много вёдер. А что ты увидел в магазине?

(Дерево, ведро, гараж, окно)

Учитель-логопед: Как здорово получилось ! Мне очень понравились игры с Каркушей! А тебе? (Ответ ребенка)

Но Каркуша приболела и попросила сходить с ней вместе к доктору.

А ты знаешь, как зовут доктора, который лечит всех зверей? Молодец! Конечно, это доктор Айболит.

Употребление предлогов ЗА, ПЕРЕД.

Учитель-логопед: - Надо занять очередь для Каркуши. Кто за кем стоит? За кем Каркуша? Кто перед Каркушей стоит.

- Вот и вылечил доктор Айболит Каркушу!

6. Обследование состояния связной речи, логического мышления.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок из трех частей.

-Каркуша пожаловалась, что ветер растрепал её любимую книгу и перепутал все картинки. Помоги найти, где первая картинка, вторая и третья и рассказать, что было вначале, что произошло потом и чем закончилось.

- Отлично! Умница! Ты справился(лась).

7. Обследование мелкой моторики

Учитель-логопед: Каркуша приглашает нас в настоящий замок, в котором живут добрые волшебники, принцы и принцессы! Скорее познакомимся с ними!

-Молодец! Очень хорошо получается!

-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному миру. Спасибо Каркуше, что показала нам его! Тебе понравилось? А какие игры или упражнения тебе понравились больше всего? Хочешь ли ты еще прийти поиграть в Теремок?

-Очень хорошо! Мы с Каркушей будем рады новой встрече с тобой! До свидания.

Тема занятия: Диагностика уровня развития познавательных процессов дошкольника.

Дата проведения:25 мая 2018 г.

Тип занятия: занятие-диагностика.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов у учащегося старшего дошкольного возраста.

Изучить готовность у учащегося старшего дошкольного возраста к школе;

Выявить проблемы готовности у учащегося старшего дошкольного возраста к школе;

Расширить представления родителей учащегося о готовности старшего дошкольника к школе и методах развития его познавательных процессов.

Форма занятия: индивидуальная.

Материалы и оборудование: карандаши, лист А4, бланки заданий, карточки к заданиям.

План занятия

Организационный момент (1минута)

1. Мобилизация внимания учащегося, готовность педагога и дошкольника к занятию.

II. Основная часть (26 минут)

III. Заключительная часть (1-3 минуты)

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(формы работы)

Планируемые результаты

I этап.

2. Объяснение темы занятия.

3. Постановка цели занятия.

1. Дошкольник усаживается за стол;

2. Приветствие педагога;

3. Ответы на вопросы.

Принятие целей и задач занятия.

II этап.

Основная часть.

Тестовая беседа на определение степени психосоциальной зрелости (авт. С.Л. Бланков).

Читайте также: