Ритмоформулы такт размер 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Развитие воображения учащихся через музыкально-образное восприятие музыки.

Задачи:

  • Выражать творческое начало в зрительных, сенсорно-моторных, речевых
  • Создавать собственные музыкальные композиции, драматизации.
  • Накапливать впечатления о музыкальном размере; связь с математикой.

Планируемые результаты:

Личностные:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметные:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Тип урока – комбинированный.

Виды деятельности:

слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, творческая работа

Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные:

Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.

Воспитание интереса к исполнительской деятельности.

Образовательные:

Развивающие:

Развивать музыкальное мышление детей;

Развивать интерес к исполнительской деятельности;

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока 4мин.

1. Приветствие 1 мин.

2. Проверка готовности 1 мин

3. Мотивация к учебной деятельности: 2 мин

Актуализация знаний: 8 мин.

Открытие новых знаний: 28 мин.

1. Вступительное слово учителя 5 мин.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа 5 мин.

3. Исполнительство – разучивание песни 10 мин.

4. Творчество - 5 мин.

Рефлексия: 6 мин.

Итоги урока: 3 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Ребята, здравствуйте. Зовут меня Алина Николаевна, и урок музыки сегодня у Вас проведу я. Работа предстоит серьезная и непростая. Мы с Вами окунемся в удивительных мир красоты и волшебных звуков.

2. Проверка готовности

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!

3. Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний:

У: Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке?

Д: О нотах и их обозначениях.

У: Ребята, а что такое нота?

Д: Нота-это графическое обозначение звука в музыкальном произведении.

У: Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия (Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке)

У: Какое количество нот у нас получилось?

У: Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке. (Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке).

У: Теперь, ребята, мы попробуем назвать слова, в которых есть названия нот.

Д: Доска, река, лягушка, фантик, миска, синица.

У: Ребята, когда ноты выстраиваются в ряд, как можно назвать такое положение нот? Ребята, если мы с Вами поем ( до-ре-ми-фа-соль-ля-си), то как это называется?

У: Давайте пропоем все вместе. Далее исполнение звукоряда по рядам.

У: Ребята, а знаете ли Вы из каких частей состоит нота?

У: Давайте с Вами повторим эти части.

Д: Дети выходят к доске и подписывают части ноты: 1. головка; 2. штиль; 3. флажок.

У: Ребята, но ноты бывают разные: ноты с одежкой, но без штиля, с с одежкой и штилем, без одежки со штилем. Посмотрите внимательно на доску.

У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

II. Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком

У: А теперь обратимся к понятию такт. Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. (продолжить рассказ про тактовую черту).

У: Ребята, обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Так обозначают музыкальный размер.

Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 4), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)


Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.

У: Запомните основные музыкальные размеры:

1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

5. Размер C эквивалентен 4/4;


6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

У: Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей. А как вы думаете - почему?

Д: Музыку так легко услышать.

У: Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

У: Ну а сейчас ребята познакомимся с новыми понятиями!

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа.

–Можно прослушать собачий вальс!

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

Какой танец затеяли звери.

У: А что такое вальс? Как его надо танцевать?

Д: Вальс это - плавный кружащийся танец, который исполняется парами.

А почему у зверей не получилось.

А вы знаете какие бывают вальсы?

Д: Вальсы бывают:

У: Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит!

2 Слушание всех вальсов ( праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс)

Д: 1- праздничный

3. Беседа после слушания

У: Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс

У: Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4

У: А что такое народные танцы, как вы думаете?

Д: Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.

Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.

У: Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос на который вы ответите после прослушивания!

Какое настроение у мелодии?

Д: Весело, быстрое, хочется танцевать.

. Полька - старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4

У: А какой характер у польки?

Д: веселый, праздничный.

Физ. Минутка (игра):

1. Все ребята дружно встали( Выпрямится.)

И на месте зашагали. ( Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

2. А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

3. Исполнительство – разучивание песни.

Беседа по содержанию песни

Д: Музыкальный размер.

У: Песенку будем учить по частям. Я буду говорить Вам слова, а Вы повторять за мной.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

У: А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова.

У: Молодцы, ребята!

4. Творчество

У: Просмотр рисунков детей.

У: А теперь положите свои рисунки на край парты и вспомним что прошли на уроке.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Д: О музыкальном размере

У: Как называлась тема нашего урока?

Так для чего же нужен музыкальный размер?

У: С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Д: Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька

У: А что такое доля?

Д: Это один, как бы, удар невидимого метронома — метр

У: Какую песню мы сегодня разучили?

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок?

V. Домашнее задание:

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

План-конспект урока музыки;

4. Дидактический материал: чистые листы с нотным станом и скрипичным ключом для творческой работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Участники (класс): 2 класс

Целевой компонент урока:

Воспитательные:

Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Формирование интереса к изучению творчеству композитора и эстетическому формированию личности;

Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.

Воспитание интереса к исполнительской деятельности.

Образовательные:

Развивающие:

Развивать музыкальное мышление детей;

Развивать интерес к исполнительской деятельности;

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведения Л. Бетховена;

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока – 4 мин.

Приветствие – 1 мин.

Проверка готовности – 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

Повторение предыдущей темы: 5 мин.

Актуализация знаний: 5 мин.

Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Вступительное слово учителя 3 мин.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа 1 мин.

3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.

4. Творчество - 3 мин.

Рефлексия: 10 мин.

Итоги урока: 2 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока :

1. Приветствие:

У: Ребята, здравствуйте. Зовут меня Алина Николаевна, и урок музыки сегодня у Вас проведу я. Сегодня мы продолжим знакомится с музыкальной грамотой.

2. Проверка готовности

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!

3. Мотивация к учебной деятельности

Новый урок — значит новые знания и новые открытия и, что важно, интересные. Но сначала давайте повторим то, что вы проходили на прошлом уроке и закрепим ваши знания.

Актуализация знаний:

У: Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке?

Д: О длительности нот.

У: Ребята, а сколько всего нот?

У: Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия (Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке)

У: Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке. (Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке).

У: Теперь, ребята, давайте вспомним, каким образом нотами обозначаются длительности звуков. Я буду записывать ноту, а вы, по поднятию руки, будете мне говорить, как она называется.

— Называется целая нота. Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.

— Называется половинная нота. Её длительность вдвое короче длительности целой ноты ().

— Называется четвертнáя нота. Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.

— Называется восьмая нота. Длительность в 2 раза короче четвертнóй и в 8 раз короче целой ноты.

— Называется шестнадцатая нота. В 2 раза короче восьмой и в 16 раз короче целой ноты.

— Называется тридцатьвторая нота. В 2 раза короче шестнадцатой и в 32 раза короче целой ноты.

— Называется шестьдесятчетвёртая. В 2 раза короче тридцатьвторой и в 64 раза короче целой ноты.

У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

II. Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком >

У: А теперь обратимся к понятию такт.

Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. А черта, которая находится между двумя сильными долями, разделяющая их, называется тактовая черта, она отмеряет тактовый размер.

У: Ребята, а теперь обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Таким образом отмеряют тактовый размер.

Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 3), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)

Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.

У: Давайте запишем в тетрадку основные музыкальные размеры:
2/4 — в таком размере звучит польки и пляски.
3/4 — это вальсы.
4/4 — марши.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа.

Мишка, Трезор, и Полкан, и Амишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

У: Какой танец затеяли звери?

Д: Звери затеяли вальс.
У: А что такое вальс? Как его надо танцевать?

Д: Вальс это — плавный кружащийся танец, который исполняется парами.

У: А почему у зверей не получилось станцевать вальс?

А вы знаете какие бывают вальсы?

Д: Вальсы бывают:

У: Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит!

2 Слушание всех вальсов ( праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс)

Д: 1- праздничный

3. Беседа после слушания

У: Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс

У: Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4

У: А что такое народные танцы, как вы думаете?

Д: Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.

Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.

У: Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос, на который вы ответите после прослушивания!

Какое настроение у мелодии?

Д : Весело, быстрое, хочется танцевать.

А теперь давайте познакомимся с танцем Полька. Полька — старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4

У: А какой характер у польки?

Д: веселый, праздничный.


3. Исполнительство – разучивание песни.

Я стараюсь, я стараюсь!

Почему мне не везет?

Ха, ха, ха. компот!

Я стараюсь что есть силы,

Почему мне не везет?

на щеках моих чернила

даже ластик не берёт.

Ха, ха, ха. не берет.

Я стараюсь, так стараюсь!

Почему мне не везет?

Я лепила попугая,

А сказали — бегемот.

Ха, ха, ха. бегемот.


Шутке мы смеемся дружно,

Очень весело у нас.
У: Молодцы, ребята!

Беседа по содержанию песни

Д: Музыкальный размер.

4. Творчество

У: А теперь вы разукрасите рисунки, такими цветами, как вам представляется это танец. А потом мы посмотрим ваши рисунки.

У: А теперь положите свои рисунки на край парты и вспомним, что прошли на уроке.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Д: О музыкальном размере

У: Как называлась тема нашего урока?

Так для чего же нужен музыкальный размер?

Музыкальный размер нужен для того, чтобы передать характер произведения, чтобы передать характер музыкального жанра. Ведь марш и вальс звучат абсолютно по-разному, и благодаря музыкальному размеру мы может их легко различить.

У: А почему у зверей не получилось станцевать вальс?

Д: Потому что звери не знали, что такое музыкальный размер.
У: С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Д: Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька

У: А что такое Полька?

Д: Полька — старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И имеет размер 2/4.

У: Какую песню мы сегодня разучили?

IV . Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок?

V . Домашнее задание:

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

План-конспект урока музыки;

4. Дидактический материал: чистые листы с нотным станом и листы для творческой работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конструкт пробного урока музыке

УМК: Школа России

Тема урока: Ритмоформулы

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают социальную роль обучающегося; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД: (опираются на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе слушания музыкального произведения; проявляют саморегуляцию: проявляют способны к мобилизации сил и энергии, самоконтролю); познавательные УУД: (умеют устанавливать причинно-следственные связи; усваивать элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов); коммуникативные УУД : (умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке);

Результат коррекционно-развивающей работы: умение воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой), умение анализировать и обобщать.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знаний о нотах и их длительностях, чтение простейших ритмических рисунков. Слушание музыки: определяют характер музыкального произведения. Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдают при пении певческую установку, использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

Воспитательные: воспитывать интерес к уроку музыки, имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают социальную роль обучающегося; демонстрируют понимание важности музыки в жизни общества и человека; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения.

Коррекционно-развивающие: формировать регулятивные УУД: (опираются на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе слушания музыкального произведения; проявляют саморегуляцию: проявляют способны к мобилизации сил и энергии, самоконтролю); познавательные УУД: (умеют устанавливать причинно-следственные связи; усваивать элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов); коммуникативные УУД : (умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке);

Коррекционно-развивающие: учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой), умение анализировать и обобщать.

Образовательные: формировать простейшие элементарные представления о нотах и их длительностях, чтение простейших ритмических рисунков. Слушание музыки: учить определять характер музыкального произведения. Хоровое пение: обучать грамотному и выразительному исполнению песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.

- Новый урок – значит новые задания и новые открытия и, что важно, интересные. Но сначала давайте повторим то, что вы проходили на прошлом уроке и закрепим ваши знания.

-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (о длительностях и паузах)

- Верно. А кто помнит, сколько всего нот? (семь)

- Внизу изображены ноты. Кто помнит, как они называются?


До ре ми фа соль ля си до

- Теперь, давайте вспомним, каким образом нотами обозначаются длительности звуков.


Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.


Её длительность вдвое короче длительности целой ноты.


Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.


Длительность в 2 раза короче четвертной и в 8 раз короче целой ноты.

- Мы с вами вспомнили ноты и их длительность.

- Сегодня мы продолжим делать новые и интересные открытия. Я зашифровала тему урока, она написана задом наперед. Давайте прочитаем справа налево и узнаем тем нашего урока.

- Итак, какая тема получилась? (ритмоформулы)

- Ребята, кто может предположить, что такое ритмоформулы?

- Ритмоформулы по-другому называют ритмическим рисунком.

- Ритмический рисунок - в музыке - это последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком)

- Например, все музыкальные композиции состоят из нот, которые образуют разные ритмические рисунки, ритмоформулы.

Маленькой ёлочке холодно зимой. Из лесу ёлочку взяли мы с собой.

-Попробуйте спеть ,называя просто предложенные слоги.

_-Назовите, какие ноты вы встретили?


Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком >

- Теперь обратимся к понятию такт.

Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. А черта, которая находится между двумя сильными долями, разделяющая их, называется тактовая черта,она отмеряет тактовый размер.

- Ребята, а теперь обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Таким образом отмеряют тактовый размер.

Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 3), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)


Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.

Запомните основные музыкальные размеры:
2/4 — в таком размере звучит польки и пляски.
3/4 — это вальсы.
4/4 — марши.

Мишка, Трезор, и Полкан, и Амишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

- Какой танец затеяли звери?

- Звери затеяли вальс.
- А что такое вальс? Как его надо танцевать?

- Вальс это — плавный кружащийся танец, который исполняется парами.

- А почему у зверей не получилось станцевать вальс?

А вы знаете какие бывают вальсы?

- торжественные- праздничные- благодарные

-Так же существуют народные танцы, в котором музыкальный размер 2/4

- А что такое народные танцы, как вы думаете?

- Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.

Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.

А теперь давайте познакомимся с танцем Полька. Полька — старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4

Характер у польки веселый, праздничный.

Итог урока

- Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? (О музыкальном размере)

-Так для чего же нужен музыкальный размер?

(Музыкальный размер нужен для того, чтобы передать характер произведения, чтобы передать характер музыкального жанра. Ведь марш и вальс звучат абсолютно по-разному, и благодаря музыкальному размеру мы может их легко различить.)

- Ребята, спасибо, урок окончен!

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Читайте также: