Конспект нод по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе
Обновлено: 30.06.2024
Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.
Образовательные:
-Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком.
Развивающие:
-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
- Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к животным.
- Воспитывать желание быть вежливым.
Оборудование. Игрушка ежик, медведь, лиса, заяц, угощения для ежика в мешочке, запись звуков леса.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на на лесную поляну.
(Звучит музыка, дети идут за воспитателем)
Воспитатель:
Хорошо в пути –дороге
Птицы весело поют
По дорожке, по дорожке
Дети весело идут.
Вот мы и пришли на лесную полянку.
Как вы думаете, кто живет в лесу? (Звери, птицы)
Сейчас, я загадаю вам загадки про диких животных, будьте внимательны.
(Воспитатель загадывает загадки про белку, медведя, зайца).
1. Лапку кто зимой сосет?
2. Хитрая плутовка
А зовут ее …..( Лиса)
А еще он любит мед
Может громко зареветь
А зовут его …( медведь)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёж)
Комочек пуха-длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку
Воспитатель: Конечно, это ежик, (Показывает ежика детям)
он тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем нашему ежику сказку?
Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
(язычок выглядывает и прячется в домике; по команде (посмотрел – спрятался) все дети выполняют упражнение)
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: какая сегодня погода? Гуляют ли дети на улице?
(язычок смотрит направо – налево, а дети выполняют задания по команде (налево – направо…))
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. (встает около домика). Захотелось Язычку побегать и поиграть на улице вместе с детьми (быстрые и четкие движения вправо и влево). Устал язычок и прилег отдохнуть (язык на нижней губе). Вернулся Язычок домой и закрыл дверью.
Ежику очень понравилась наша сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте Ф – Ф – Ф. Давайте вместе споем.
Физкультминутка:
По тропике мы идем- Ф_Ф_Ф
Громко песенку поем- Ф_Ф_Ф
Лучше нас лесных ежей Ф_Ф_Ф
Нет на свете сторожей-Ф_Ф_Ф
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу , Как хорошо мы провели время, нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания ежику.
3. Учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних животных и их детёнышей. Продолжать учить внятно произносить звуки.
Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.
Развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность речи. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение правильно держать карандаш. Учить аккуратно закрашивать предметы.
(Художественно- эстетическое развитие)
5. Развивать интерес к физминуткам. Развивать общую моторику. Учить бросать и ловить мяч двумя руками. (Физическое развитие).
Методы и приё мы:
- практические: дидактические игры, игра с мячом, физминутка
- словесные: художественное слово, вопросы, загадки, чтение стихотворения.
Материал и оборудован ие:
• Макет подворья: фигурки домашних животных, загон.
• Картинки домашних животных и их детёнышей.
• Картинки с изображением пищи для животных
• Листы бумаги с контурным изображением животных
Словарная рабо та: подворье, жеребёнок, телёнок, поросёнок, щенок.
Предварительная работ а:
• Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход занят ия:
Встали утром малыши
В детский сад они пришли
Рады мы вам как всегда.
Гости здесь у нас с утра
Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие. А куда мы с вами придём, вы мне расскажите сами.
(Дети повторяют слова)
Путешествуем не зря
Посмотрите - ка друзья
Здесь дорожка впереди
Надо нам её пройти.
(какая дорожка – узкая)
По узкой дорожке мы шагаем
Выше ноги поднимаем
Топ - топ, топ-топ.
А теперь все дружно
(лужа, какая? – широкая)
(звучат голоса животных – аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли?
(Дети подходят к макету подворья, где расположены домашние животные – игрушки)
Дети: на подворье.
Воспитатель: ребята, а что такое подворье?
Дети: это место, где живут домашние животные.
Воспитатель: а почему этих животных называют домашними?
Дети: потому что за ними ухаживает человек, и они живут рядом с человеком, человек их кормит.
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижём,
Их ласково гладим, всегда бережём,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Присядьте, пожалуйста, на стульчики.
Загадала загадку – дети сказали отгадку и произносим чистоговорку
1. Дремлют на подушке
Коготки – царапки (Кошка)
Та- та-та – хвост пушистый у кота
2. Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается. (Собака)
Лю-лю-лю – собаку я люблю
3. Голодна мычит, сыта жует
Малым деткам молочка даёт. (Корова)
Му –му –му – молока кому
4. Идёт, идёт бородкой трясет,
Травки просит, Ме-ме-ме!
Давайте по вкуснее мне! (Коза).
Га-га-га – у козы рога
5. Хвост - крючком,
Посередине - спинка, на спинке – щетинка. (Поросенок)
6. У меня большая грива,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?. (Лошадка).
Чу-чу-чу – на коне скачу
Травку щипет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … (овечка)
Бе – бе- бе – я иду к тебе
Всех животных вы отгадали правильно.
Воспитатель: Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.
На доске расположены животные.
Дети подходят к столу, на котором расположены плоскостные фигурки детёнышей. Выбирают нужные картинки и прикрепляют к магнитной доске
А как называют детеныша у коровы? (Телёнок.)
Воспитатель: ребята, а как кошка позовёт своего котёнка?
Дети: мяу –мяу, мяу –мяу.
Воспитатель: а котёнок как ей ответит?
Воспитатель: котёнок убежал от мамы –кошки, как тогда его мама будет звать?
А как ласково его позовёт мама?
И так последовательно: кошка с котенком, собака со щеночком, коза с козленком, лошадь с жеребенком.
Воспитатель: ребята, пока мы помогали животным и их детёнышам найти друг друга, они проголодались, давайте покормим наших животных.
(дети находят картинки с кормом и объясняют свой выбор)
Воспитатель: ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами увидели домашних животных, помогли мамам найти своих детёнышей, накормили всех животных и даже с ними поиграли.
На подворье побывали
Всех животных увидали
В группу нам сейчас пора
Вы согласны, детвора?
В группе снова очутились!
Воспитатель: ребята, где мы с вами побывали?
- кого там увидели?
- каких домашних животных мы встретили?
А, чтобы вы хорошо запомнили домашних животных и рассказали родителям и своим друзьям о путешествии, я предлагаю вам выбрать фигурки животных и закрасить их.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа : Учим детей разговаривать между собой ласково, тихо.
Дидактическая игра "Не ошибись"
Программное содержание. Образовательные задачи
- упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах);
-активизировать в речи детей обобщающие слова;
-упражнять детей в четкой артикуляции звука;
-отрабатывать плавный выдох;
-побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию)
Воспитательные задачи:
-воспитывать желание трудиться;
-вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
-упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков.
- учить высказывать свои впечатления о проделанной работе;
-активизировать в речи детей обобщающие слова,
-воспитывать чувство коллективизма и уважения к сверстникам.
-совершенствовать умение детей пользоваться звуками а, у;
-продолжать учить четко и правильно отвечать на вопросы воспитателя .
-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
-Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,
Оборудование и материалы: Демонстрационные: кукла Аленушка, картины с изображением леса.
Раздаточные: карточки с рисунками (грибы, ягоды).
Место проведения: групповая(на ковре ,на стульчиках и за столами).
Ход занятия.
1. Введение в учебно-игровую ситуацию(3 мин).
Воспитатель говорит , дети делают движения:
Всю в порядке, отдохните.
Вместе руки поднимите!
Разогнитесь! Встаньте прямо!
2 .Основная часть.(Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний( уа , ау)).
-Ребята, вы тоже попробуйте выпустить язычок из домика и спрятать его. (дети повторяют 3-4 раза)
-А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показываю детям куклу в ползунках).
-Ребятки, а как поет Аленушка?(Дети поют песню Аленушки 3-4 раза поочередно)
Физкультминутка (Стоя своих стульчиков, смотрят на птицу, говорят слова и показывают движения.):
Жил на свете попугай. руки в стороны, влево, вправо
Крылья шире расправляй.
Он любил летать всех выше, махи руками
Выше пальм, жирафов выше. Потянуться на носках, руки вверх
В гости к деткам прилетал, делать приседания
Вместе с ними отдыхал, наклоны головы вперед
Прыгал, кланялся, шалил, прыжки на месте, наклон вперёд
С малышами говорил.
-Ребята, пока мы разговаривали с птичкой, Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала
_Ребятки, эти фразы нужно произносить тихо и ласково.
3.Заключительная часть.
Дети садятся за столы.
-А теперь, ребята, открываем свои тетради и смотрим на первую картинку.
-Что за красивая белая птица там нарисована? (Аист)
-На чем сидит аист? (на арбузе)
-он что пытается поднять (Ананас)
-Вслушайтесь в слав: аист, арбуз, ананас - во всех словах есть звук а. А вот в слове лимон звука а нет. Давайте зачеркнем лимон, чтобы на картинке остались только слова со звуком а.
-Ребята, Аленушка проснулась, но ей пора домой. Дети прощаются с Аленушкой.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
2.Ушакова О.С. Занятие по развитию речи. Москва 2010г
Самоанализ занятия
1. Цели: формировать умения звукоподражания, развивать артикуляционный аппарат. Активизировать словарный запас. Воспитание интереса к сказочным персонажам.
2. Оборудование: игрушка (кукла), серия картинок или иллюстраций к рассказ (лес).
3. Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой.
4. Содержание занятий имеет научную основу, так как все этапы подчинены определенным литературным правилам. Повествование доступно пониманию детей.
5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, анализ рассказа и работы детей.
При помощи сюрпризного момента, создала сказочную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Плавный переход осуществила предложив послушать звуки, организовав обсуждение, демонстрация серии картинок, подбор к каждой фразе. Физ. минутка. Повторение детьми. Поведение итогов.
6. Дети активно участвовали в беседе, повторяли за педагогом, производили звукоподражание с опорой на серию картинок.
Автор: Семёнова Елена Викторовна
Населенный пункт: с. Дубовское
Цель: Обучение детей правильному произношению звуков т, п, к.
Задачи:
- Закреплять произношение звука т, п, к в словах и фразовой речи;
- учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к;
- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, речевое дыхание.
Ход занятия
1.Знакомство с гостем
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок – кто это?
Дети. Петушок.
Воспитатель. Верно.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу – петушка – и далее говорит за него).
Петушок. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.
Воспитатель. И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, ребята? Давайте поздороваемся с петушком.
Петушок. Я сегодня пришел к вам, чтобы рассказать сказку. Вы ведь любите сказки? Да только я так спешил, что совсем ее позабыл. Вы поможете мне вспомнить сказку?
Воспитатель. Конечно же, мы поможем тебе.
2. Артикуляционные упражнения
Петушок. Тогда приготовьте свои язычки и ротики. Есть у меня домок, из трубы идет дымок. Каждое утро я открываю дверь в своем домике.
Давайте покажем, как (Открываем ротик-дом).
Чтобы ко мне не забрался хитрый зверь, есть у меня забор (Строим заборчик)
Когда я чиню что-то в своем домике, стучу молотком так Т-Т-Т
Когда заболею, кашляю К-К-К
А когда кашу варю, каша в кастрюле кипит и пыхтит П-П-П
Молодцы ребята, у вас отлично получается. Вышел Петя петушок во двор, давайте и мы с вами поиграем с петушком.
Ход игры: Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Молодцы, ребята, все убежали от Петушка.
(Далее идет показ презентации)
Петушок. Как-то раз около своего домика нашел Петя … колосок.
Обрадовался – испеку плюшки. Буду гостей ждать.
Топ-топ-топ это кто идет?
Дети. Кот.
Петушок. Увидел котик домик, стал стучать. Давайте вместе постучим.
- Тук, тук, тук, кто в домике живет?
Не слышит Петушок. Давайте громче постучим. Постучи, Армен. Надя, Никитка. Услышал Петя, ответил.
- Я Петя-петушок! А ты кто?
- Я Котик-коток. Пусти меня к себе жить, буду я с тобой дружить.
А я к тебе с подарками. Они у меня находятся в мешочке.
Ребята, хотите узнать, что у Котика в мешочке? Тогда ко мне подойдет тот, кого я назову, достанет предмет и скажет детям, как он называется, а потом скажет, как назвать его ласково.
(дети достают предметы посуды)
Молодцы, ребята! А как назвать все эти предметы одним словом?
Дети. Посуда.
Воспитатель. Правильно.
- Вот Петушок и Котик вдвоем живут, чай пьют, прянички жуют.
Та-та-та, опять кто-то торопится, пыхтит. Кто это?
Дети. Уточка
Правильно, это уточка Та-та
Увидела уточка домик, постучала. Давайте вместе постучим.
- Тук, тук, тук, кто в домике живет? Егорка, помоги уточке постучать, Семён, Артём.
Я Петя-петушок, я Котик-коток! А ты кто?
-А я уточка Та-та. Пустите меня к себе жить, буду с вами я дружить.
Уточка вошла и гостинцы принесла. Посмотрите, что у уточки в корзинке?
(Воспитатель выкладывает, фрукты со звуками п, к, т: капуста, помидор, картошка, перец, клубника, тыква, кукуруза)
Давайте поиграем с уточкой. Внимательно посмотрите на овощи, которые принесла уточка, запомните их. А теперь закройте глаза. Я спрячу один овощ, а вы откроете глаза и скажете, чего не стало. (Проводится игра)
Молодцы, ребятки! Вы очень внимательны!
А друзья в домике вместе живут, не тужат, между собою дружат.
Тут подул ветер-ветерок, давайте покажем, как он подул на травку, сначала ветерок дул потихоньку, губы трубочкой выставил, щеки не надувал, а потом сильный ветер подул, налетел на домик, дом и развалился. Плачет Петя, плачет Котик, плачет Уточка.
- Давайте успокоим друзей. Скажите, не плачь Петя, не плачь Котик, не плачь Уточка. Мы поможем вам домик починить.
Читайте также: