Конспект нод по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе

Обновлено: 30.06.2024

Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Образовательные:

-Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Развивающие:

-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

- Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к животным.

- Воспитывать желание быть вежливым.

Оборудование. Игрушка ежик, медведь, лиса, заяц, угощения для ежика в мешочке, запись звуков леса.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на на лесную поляну.

(Звучит музыка, дети идут за воспитателем)

Воспитатель:

Хорошо в пути –дороге

Птицы весело поют

По дорожке, по дорожке

Дети весело идут.

Вот мы и пришли на лесную полянку.

Как вы думаете, кто живет в лесу? (Звери, птицы)

Сейчас, я загадаю вам загадки про диких животных, будьте внимательны.

(Воспитатель загадывает загадки про белку, медведя, зайца).

1. Лапку кто зимой сосет?

2. Хитрая плутовка

А зовут ее …..( Лиса)

А еще он любит мед

Может громко зареветь

А зовут его …( медведь)

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёж)

Комочек пуха-длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку

Воспитатель: Конечно, это ежик, (Показывает ежика детям)

он тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем нашему ежику сказку?

Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

(язычок выглядывает и прячется в домике; по команде (посмотрел – спрятался) все дети выполняют упражнение)

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: какая сегодня погода? Гуляют ли дети на улице?

(язычок смотрит направо – налево, а дети выполняют задания по команде (налево – направо…))

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. (встает около домика). Захотелось Язычку побегать и поиграть на улице вместе с детьми (быстрые и четкие движения вправо и влево). Устал язычок и прилег отдохнуть (язык на нижней губе). Вернулся Язычок домой и закрыл дверью.

Ежику очень понравилась наша сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте Ф – Ф – Ф. Давайте вместе споем.

Физкультминутка:

По тропике мы идем- Ф_Ф_Ф

Громко песенку поем- Ф_Ф_Ф

Лучше нас лесных ежей Ф_Ф_Ф

Нет на свете сторожей-Ф_Ф_Ф

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу , Как хорошо мы провели время, нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания ежику.

3. Учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних животных и их детёнышей. Продолжать учить внятно произносить звуки.

Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.

Развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность речи. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Формировать умение правильно держать карандаш. Учить аккуратно закрашивать предметы.

(Художественно- эстетическое развитие)

5. Развивать интерес к физминуткам. Развивать общую моторику. Учить бросать и ловить мяч двумя руками. (Физическое развитие).

Методы и приё мы:

- практические: дидактические игры, игра с мячом, физминутка

- словесные: художественное слово, вопросы, загадки, чтение стихотворения.

Материал и оборудован ие:

• Макет подворья: фигурки домашних животных, загон.

• Картинки домашних животных и их детёнышей.

• Картинки с изображением пищи для животных

• Листы бумаги с контурным изображением животных

Словарная рабо та: подворье, жеребёнок, телёнок, поросёнок, щенок.

Предварительная работ а:

• Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занят ия:

Встали утром малыши

В детский сад они пришли

Рады мы вам как всегда.

Гости здесь у нас с утра

Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие. А куда мы с вами придём, вы мне расскажите сами.

(Дети повторяют слова)

Путешествуем не зря

Посмотрите - ка друзья

Здесь дорожка впереди

Надо нам её пройти.

(какая дорожка – узкая)

По узкой дорожке мы шагаем

Выше ноги поднимаем

Топ - топ, топ-топ.

А теперь все дружно

(лужа, какая? – широкая)

(звучат голоса животных – аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли?

(Дети подходят к макету подворья, где расположены домашние животные – игрушки)

Дети: на подворье.

Воспитатель: ребята, а что такое подворье?

Дети: это место, где живут домашние животные.

Воспитатель: а почему этих животных называют домашними?

Дети: потому что за ними ухаживает человек, и они живут рядом с человеком, человек их кормит.

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо – стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Загадала загадку – дети сказали отгадку и произносим чистоговорку

1. Дремлют на подушке

Коготки – царапки (Кошка)

Та- та-та – хвост пушистый у кота

2. Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается. (Собака)

Лю-лю-лю – собаку я люблю

3. Голодна мычит, сыта жует

Малым деткам молочка даёт. (Корова)

Му –му –му – молока кому

4. Идёт, идёт бородкой трясет,

Травки просит, Ме-ме-ме!

Давайте по вкуснее мне! (Коза).

Га-га-га – у козы рога

5. Хвост - крючком,

Посередине - спинка, на спинке – щетинка. (Поросенок)

6. У меня большая грива,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка).

Чу-чу-чу – на коне скачу

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка)

Бе – бе- бе – я иду к тебе

Всех животных вы отгадали правильно.

Воспитатель: Ребята, пока мы отгадывали загадки, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.

На доске расположены животные.

Дети подходят к столу, на котором расположены плоскостные фигурки детёнышей. Выбирают нужные картинки и прикрепляют к магнитной доске

А как называют детеныша у коровы? (Телёнок.)

Воспитатель: ребята, а как кошка позовёт своего котёнка?

Дети: мяу –мяу, мяу –мяу.

Воспитатель: а котёнок как ей ответит?

Воспитатель: котёнок убежал от мамы –кошки, как тогда его мама будет звать?

А как ласково его позовёт мама?

И так последовательно: кошка с котенком, собака со щеночком, коза с козленком, лошадь с жеребенком.

Воспитатель: ребята, пока мы помогали животным и их детёнышам найти друг друга, они проголодались, давайте покормим наших животных.

(дети находят картинки с кормом и объясняют свой выбор)

Воспитатель: ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами увидели домашних животных, помогли мамам найти своих детёнышей, накормили всех животных и даже с ними поиграли.

На подворье побывали

Всех животных увидали

В группу нам сейчас пора

Вы согласны, детвора?

В группе снова очутились!

Воспитатель: ребята, где мы с вами побывали?

- кого там увидели?

- каких домашних животных мы встретили?

А, чтобы вы хорошо запомнили домашних животных и рассказали родителям и своим друзьям о путешествии, я предлагаю вам выбрать фигурки животных и закрасить их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа : Учим детей разговаривать между собой ласково, тихо.

Дидактическая игра "Не ошибись"

Программное содержание. Образовательные задачи

- упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах);

-активизировать в речи детей обобщающие слова;

-упражнять детей в четкой артикуляции звука;

-отрабатывать плавный выдох;

-побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию)

Воспитательные задачи:

-воспитывать желание трудиться;

-вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.

-упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков.

- учить высказывать свои впечатления о проделанной работе;

-активизировать в речи детей обобщающие слова,

-воспитывать чувство коллективизма и уважения к сверстникам.

-совершенствовать умение детей пользоваться звуками а, у;

-продолжать учить четко и правильно отвечать на вопросы воспитателя .

-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

-Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.

Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,

Оборудование и материалы: Демонстрационные: кукла Аленушка, картины с изображением леса.

Раздаточные: карточки с рисунками (грибы, ягоды).

Место проведения: групповая(на ковре ,на стульчиках и за столами).

Ход занятия.

1. Введение в учебно-игровую ситуацию(3 мин).

Воспитатель говорит , дети делают движения:

Всю в порядке, отдохните.

Вместе руки поднимите!

Разогнитесь! Встаньте прямо!

2 .Основная часть.(Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний( уа , ау)).

-Ребята, вы тоже попробуйте выпустить язычок из домика и спрятать его. (дети повторяют 3-4 раза)

-А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показываю детям куклу в ползунках).

-Ребятки, а как поет Аленушка?(Дети поют песню Аленушки 3-4 раза поочередно)

Физкультминутка (Стоя своих стульчиков, смотрят на птицу, говорят слова и показывают движения.):

Жил на свете попугай. руки в стороны, влево, вправо
Крылья шире расправляй.
Он любил летать всех выше, махи руками
Выше пальм, жирафов выше. Потянуться на носках, руки вверх
В гости к деткам прилетал, делать приседания
Вместе с ними отдыхал, наклоны головы вперед
Прыгал, кланялся, шалил, прыжки на месте, наклон вперёд
С малышами говорил.

-Ребята, пока мы разговаривали с птичкой, Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала

_Ребятки, эти фразы нужно произносить тихо и ласково.

3.Заключительная часть.

Дети садятся за столы.

-А теперь, ребята, открываем свои тетради и смотрим на первую картинку.

-Что за красивая белая птица там нарисована? (Аист)

-На чем сидит аист? (на арбузе)

-он что пытается поднять (Ананас)

-Вслушайтесь в слав: аист, арбуз, ананас - во всех словах есть звук а. А вот в слове лимон звука а нет. Давайте зачеркнем лимон, чтобы на картинке остались только слова со звуком а.

-Ребята, Аленушка проснулась, но ей пора домой. Дети прощаются с Аленушкой.

Список литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).

2.Ушакова О.С. Занятие по развитию речи. Москва 2010г

Самоанализ занятия

1. Цели: формировать умения звукоподражания, развивать артикуляционный аппарат. Активизировать словарный запас. Воспитание интереса к сказочным персонажам.

2. Оборудование: игрушка (кукла), серия картинок или иллюстраций к рассказ (лес).

3. Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой.

4. Содержание занятий имеет научную основу, так как все этапы подчинены определенным литературным правилам. Повествование доступно пониманию детей.

5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, анализ рассказа и работы детей.

При помощи сюрпризного момента, создала сказочную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Плавный переход осуществила предложив послушать звуки, организовав обсуждение, демонстрация серии картинок, подбор к каждой фразе. Физ. минутка. Повторение детьми. Поведение итогов.

6. Дети активно участвовали в беседе, повторяли за педагогом, производили звукоподражание с опорой на серию картинок.

Автор: Семёнова Елена Викторовна

Населенный пункт: с. Дубовское

Цель: Обучение детей правильному произношению звуков т, п, к.

Задачи:

- Закреплять произношение звука т, п, к в словах и фразовой речи;

- учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к;

- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, речевое дыхание.

Ход занятия

1.Знакомство с гостем

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок – кто это?

Дети. Петушок.

Воспитатель. Верно.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу – петушка – и далее говорит за него).

Петушок. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.

Воспитатель. И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, ребята? Давайте поздороваемся с петушком.

Петушок. Я сегодня пришел к вам, чтобы рассказать сказку. Вы ведь любите сказки? Да только я так спешил, что совсем ее позабыл. Вы поможете мне вспомнить сказку?

Воспитатель. Конечно же, мы поможем тебе.

2. Артикуляционные упражнения

Петушок. Тогда приготовьте свои язычки и ротики. Есть у меня домок, из трубы идет дымок. Каждое утро я открываю дверь в своем домике.

Давайте покажем, как (Открываем ротик-дом).

Чтобы ко мне не забрался хитрый зверь, есть у меня забор (Строим заборчик)

Когда я чиню что-то в своем домике, стучу молотком так Т-Т-Т

Когда заболею, кашляю К-К-К

А когда кашу варю, каша в кастрюле кипит и пыхтит П-П-П

Молодцы ребята, у вас отлично получается. Вышел Петя петушок во двор, давайте и мы с вами поиграем с петушком.

Ход игры: Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Молодцы, ребята, все убежали от Петушка.

(Далее идет показ презентации)

Петушок. Как-то раз около своего домика нашел Петя … колосок.

Обрадовался – испеку плюшки. Буду гостей ждать.

Топ-топ-топ это кто идет?

Дети. Кот.

Петушок. Увидел котик домик, стал стучать. Давайте вместе постучим.

- Тук, тук, тук, кто в домике живет?

Не слышит Петушок. Давайте громче постучим. Постучи, Армен. Надя, Никитка. Услышал Петя, ответил.

- Я Петя-петушок! А ты кто?

- Я Котик-коток. Пусти меня к себе жить, буду я с тобой дружить.

А я к тебе с подарками. Они у меня находятся в мешочке.

Ребята, хотите узнать, что у Котика в мешочке? Тогда ко мне подойдет тот, кого я назову, достанет предмет и скажет детям, как он называется, а потом скажет, как назвать его ласково.

(дети достают предметы посуды)

Молодцы, ребята! А как назвать все эти предметы одним словом?

Дети. Посуда.

Воспитатель. Правильно.

- Вот Петушок и Котик вдвоем живут, чай пьют, прянички жуют.

Та-та-та, опять кто-то торопится, пыхтит. Кто это?

Дети. Уточка

Правильно, это уточка Та-та

Увидела уточка домик, постучала. Давайте вместе постучим.

- Тук, тук, тук, кто в домике живет? Егорка, помоги уточке постучать, Семён, Артём.

Я Петя-петушок, я Котик-коток! А ты кто?

-А я уточка Та-та. Пустите меня к себе жить, буду с вами я дружить.

Уточка вошла и гостинцы принесла. Посмотрите, что у уточки в корзинке?

(Воспитатель выкладывает, фрукты со звуками п, к, т: капуста, помидор, картошка, перец, клубника, тыква, кукуруза)

Давайте поиграем с уточкой. Внимательно посмотрите на овощи, которые принесла уточка, запомните их. А теперь закройте глаза. Я спрячу один овощ, а вы откроете глаза и скажете, чего не стало. (Проводится игра)

Молодцы, ребятки! Вы очень внимательны!

А друзья в домике вместе живут, не тужат, между собою дружат.

Тут подул ветер-ветерок, давайте покажем, как он подул на травку, сначала ветерок дул потихоньку, губы трубочкой выставил, щеки не надувал, а потом сильный ветер подул, налетел на домик, дом и развалился. Плачет Петя, плачет Котик, плачет Уточка.

- Давайте успокоим друзей. Скажите, не плачь Петя, не плачь Котик, не плачь Уточка. Мы поможем вам домик починить.

Читайте также: