Конспект нод по развитию речи в старшей группе рассказывание по картине поздняя осень

Обновлено: 07.07.2024

Ход занятия:

— Ребята, отгадайте загадку

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не боюсь я сосен

И ёлочек… я — … (Осень)

— Ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши.

— Сентябрь, капель, метель, слякоть, дождь, снегопад, листопад, ненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.

— Слова, которые вы пригласили, останутся у нас на занятии.

— У осени есть три сына. Что это за сыновья?

— Второй осенний месяц назовите так, как будем писать.

— Как вы считаете, матушка Осенина выбрала бы себе это слово?

— Что происходит в природе в конце осени?

— Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

— Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

— Как вы догадались?

— Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

— Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

— Какие краски использовал художник в своей картине?

— Что вы видите на переднем плане?

— Широкая, длинная, грязная.

— Что вы видите на дороге?

— На дороге широкая грязная лужа и маленькие лужицы.

— Кого художник изобразил дальше, на дороге?

— Дальше, на дороге, художник изобразил школьников. Они идут в школу.

— Посмотрите влево, кого вы видите слева, на обочине дороги?

— Слева, на обочине дороги четыре вороны.

— Что изображено справа от дороги?

— Справа, от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны.

— Что вы видите вдали на картине?

— Деревья, а за ними деревня, а за деревней густой лес.

— Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

— Нет, на картине пасмурный, ненастный, хмурый день.

— Как вы это определили?

— Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое. По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.

— Вдали лежит длиннохвостая, белобокая сорока. Высоко в небе кружится стая птиц. На ветке сидит сорока.

— Дети, а как птицы предвещают непогоду, ненастье?

— Вороны собираются в стаи, летают высоко и низко, громко каркают, а сороки трещат.

— Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались на этом пригорке, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

— Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

— Вдохните глубоко. Какой воздух?

— Холодный, сырой, свежий.

— Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

— Где находятся листочки?

— А как они держатся за ветку?

— Черешком – как будто это рука.

— Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул… ветер дует сильнее… сильный ветер подул…

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

— Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета.

— Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

— Землю, дома, речку.

— Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

— Я был осиновым листочком и рос на осине.

— Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? На доске выставлены схемы составления рассказа.

— Помогите правильно составить первое предложение: Наступить поздняя осень.

Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

Был осенний хмурый пасмурный день.

Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

По низкому небу плыли тёмные дождевые тучи.

Недавно прошёл сильный дождь.

На дороге образовались большие лужи и маленькие лужицы.

Вдали по грязной дороге идут школьники.

Деревья стоят голые.

На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

Зимующие птицы собираются в стаи, летают высоко и низко, ищут себе корм.

— Закончим наш рассказ стихотворением.

Везде большие лужи

Холодный ветер кружит.

— Какие ещё стихотворения вы знаете о поздней осени?

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками, культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие, интерес к пейзажной живописи

Методы и приемы:

Организационный момент, образец рассказывания, вспомогательные вопросы, анализ образца рассказа, приветствие, сюрпризный момент, худ. слово, физ. минутка, дид. игры, поощрение, индивидуальный подход, повторение, слушанье музыки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, психогимнастика, рефлексия.

Ход ООД:

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая.

И скажу вам, не тая:

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей

Мотивация деятельности детей:

Вас это заинтересовало? Хотели бы вы посмотреть выставку картин?

- В какой город ближе нам отправится на выставку.

-В Оренбургский музей изобразительных искусств.

Актуализация ранее приобретенных знаний:

- Для того, чтобы отправится на выставку я предлагаю Вам ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши и оно появится.

- Дождь, капель, метель, лужи, снегопад, листопад, ненастье, стаи, сугроб, одуванчик, земляника, ветер, жара.

- Слова, которые вы пригласили, останутся у нас в гостях.

- У осени есть три сына. Что это за сыновья?

- Второй осенний месяц.

- Мы произнесли первые звуки каждого месяца осени. Посмотрите что получилось. Картинка к слову Сон.

- Как вы считаете, матушка Осень выбрала бы себе это слово?

- Что происходит в природе в конце осени?

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (дети приседают)

Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (дети приседают)

Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (дети кружатся)

И на землю тихо сели (дети приседают)

(Воспитатель принимает на себя роль экскурсовода).

-Ребята посмотрите, как художники изобразили осень на своих картинах

- Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

- Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

- Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Воспитатель: Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

- Посидеть, поспать.

- Ребята как Вы думаете, о каком времени года это произведение.

-это осень.

Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

- Конец осени.

- Как вы догадались?

- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

- Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- Какие краски использовал художник в своей картине?

- Что вы видите на переднем плане?

- Широкая, длинная, грязная.

- На дороге маленькие лужицы.

- Какие деревья на переднем плане?

- Посмотрите влево, что вы видите слева?

- Слева от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны

- Что вы видите вдали на картине?

- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

- Как вы это определили?

- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое.

-Что вы видите ещё на картине?

- Высоко в небе пролетает стая птиц

- Вдали виднеются крыши домов.

- Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались в этом лесу, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

- Вдохните глубоко. Какой воздух?

- Холодный, сырой, свежий.

Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?

- Составлять рассказ.

- Помогите мне составить рассказ :

Наступила поздняя осень.

(Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

-Был осенний хмурый вечер.

-Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

-Недавно прошёл сильный дождь.

-На дороге образовались лужи.

- Деревья стоят голые.

-На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

- Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

-Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

- Где находятся листочки?

- А как они держатся за ветку?

- Черешком – как будто это рука.

- Крепко держатся листочки за веточку.

Ветерок подул. ветер дует сильнее. сильный ветер подул.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания:

(Предлагаю самостоятельно составить рассказ)

Составляют 4-5 человек, в конце ребенок с наиболее яркой речью.

Анализ и самоанализ деятельности детей

Осеннний этюд Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?

- Составлять рассказ.

- Помогите мне составить рассказ :

Наступить поздняя осень.

(Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

-Был осенний хмурый вечер.

-Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

-Недавно прошёл сильный дождь.

-На дороге образовались лужи.

- Деревья стоят голые.

-На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

- Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

-Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Предлагаю вам расслабиться, я читаю стихотворение, а вы ребята превращаетесь в листья

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

- Все листочки слетели, ветер утих.

Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета.

- Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

- Землю, дома, дорогу.

- Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

-(Я был осиновым листочком и рос на осине.)

- Мы опять с вами в своей группе.

О каком времени года мы сегодня составили рассказ?

Что нового узнали сегодня?

Чей рассказ вам больше всего понравился?

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме: “Поздняя осень”. Развивать монологическую речь детей.

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память координацию движений;
  • развивать интерес к выполнению заданий.
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности.

1. Звучит музыка П.И. Чайковского из серии “Времена года” “Осень”.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Это последний месяц осени – ноябрь.)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень.)

Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Дни становятся короче, а ночи длиннее?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать - куртки, шапки надевать.

Воспитатель: Вы все бы внимательны.

1

– А сейчас мы с вами поиграем в игру “Скажи правильно”. Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):

Солнце осенью – осеннее.

Ветер осенью – осенний.

Туча осенью – осенняя.

Дождь осенью – осенний.

Аллея осенью – осенняя.

Пальто осенью – осеннее.

Сапоги осенью – осенние.

Одежда осенью – осенняя.

День осенью – осенний.

Утро осенью – осеннее.

Парк осенью – осенний.

Небо осенью – осеннее.

Воспитатель. Хорошо, приятно слышать как правильно вы образовывали слова и четко, громко проговаривали окончания.

2

Воспитатель – У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь- ранняя осень, октябрь- золотая осень, ноябрь- поздняя осень.)

А сейчас вспомните и назовите признаки поздней осени. Дети называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).

Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени. А теперь давайте немного отдохнём.

Туман повис клоками

в саду и во дворе,

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял… и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове.

Но поутру остались лишь капли на траве…

Дети присели на корточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

К утреннику мы с вами учили стихи о поздней осени. Кто вспомнил? (2-3 ребёнка читают стихи о поздней осени.)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню зиму.

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали стихи, не забывали называть автора, мне очень понравилось, что вы следили за произношением звуков и выразительностью речи. А сейчас пальчиковая гимнастика.

Солнышко греет уже еле- еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(руки сжать в замок) –

Поздняя осень стоит на дворе

(разводим руками перед собой).

Воспитатель. Кто хочет рассказать? Сейчас нам Максим расскажет. А вы ребята слушайте внимательно, если рассказ Максима будет неполным, вы добавите. (Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным. серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелетные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.

Воспитатель. Прекрасно! Максим порадовал меня, придумал замечательный рассказ, почти как настоящий писатель.

Воспитатель. Ребята. Кто хочет ещё рассказать?

Заслушиваются рассказы 5 детей.

Воспитатель. Хорошо, остальных детей мы послушаем в группе.

Воспитатель. Ребята, подходит к концу наше путешествие.

- О каком времени года мы с вами говорили? Ответы детей.

- Что Вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей.

- О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить? Ответы детей.

Воспитатель. Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года - какое? Дети - зима. (Дети прощаются с гостями.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ-ПЕЙЗАЖУ.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.

Целевые ориентиры дошкольного образования : знает характерные признаки каждого времени года; составляет небольшой рассказ и ответы на вопросы педагога об особенностях явлений природы осенью; определяет общее настроение и характер музыкального произведения; пересказывает содержание стихотворений об осени, используя в речи соответствующую лексику.

Материалы и оборудование : репродукции картин А. Саврасова; цветные восковые мелки, простой графитный карандаш, акварель, гуашь разных цветов.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Послушайте стихотворение Н. Некрасова:

– Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какая бывает она? Какай период осени наступил? (Период поздней осени.) Какая она, поздняя осень, что вы можете сказать о ней? Вам нравится поздняя осень? Почему? Какую осень любите вы?

– Вы любите погоду, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий? В это время чувствуешь себя очень спокойно, умиротворённо. Каждый по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.

– Давайте послушаем музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень. Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами? Какая музыка отражает жизнь природы? Вот такой позднюю осень видел композитор П. И. Чайковский.

Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер, и мертва

К земле припавшая трава.

И. С. Никитин

Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики.

– Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?

Сад тих, деревья почернели,

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты…

Дождик так и льётся,

Мокнет под окном,

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё сердце просит

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

– Мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Что характерно для поздней осени? (Идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи.) Расскажите, какой осенний пейзаж вы хотите нарисовать. Какие цвета будете использовать? Как правильно расположить рисунок на листе бумаги?

Дети по образцу выполняют рисунок.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Читайте также: