Смысловые группы наречий 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- продолжение работы по развитию речи (формирование умений использования наречий в речи, нахождение синонимов и антонимов).

Объявление темы и задач урока.

а) Работа с текстом.

- как доказать, что это текст?

- определите тип текста, свой ответ докажите

- один ученик вставляет на место пропусков наречия (посмотрим, как изменится текст)

Был полдень, ------ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ----двигалась с запада на восток.

----- подул ветер. Молодая березка ----- затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ------ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, ----- заметались птицы.

СЛОВА ДЛЯ ВСТАВКИ:

НЕВЫНОСИМО, БЕСПОЩАДНО, МЕДЛЕННО, НЕТОРОПЛИВО, ВНЕЗАПНО, ПРЕРЫВИСТО, БЕСПОМОЩНО, ИСПУГАННО, ГЛУХО, БЕСПОРЯДОЧНО, ТРЕВОЖНО.

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает?

- С какими частями речи может быть связано?

- Каким членом предложения является? (примеры)

в) индивидуальные задания (раздаются в начале урока)

* ВЫПИШИ ПАРАМИ НАРЕЧИЯ – СИНОНИМЫ:

ВЕЛИЧАВО, ПОСТЕПЕННО, ЦАРСТВЕННО, УВЛЕЧЕННО, ИСКУСНО, МАЛО-ПОМАЛУ, ВДОХНОВЕННО, МАСТЕРСКИ, ЗАБОТЛИВО, БЕРЕЖНО.

* ПОДБЕРИ К ГЛАГОЛУ ПЕТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ НАРЕЧИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВОПРОС КАК?

* СОСТАВЬ ТЕКСТ НОВОГОДНЕЙ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ ДЛЯ СВОЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ НАРЕЧИЙ:

ИСКРЕННЕ, СЕРДЕЧНО, ГЛУБОКО, ПО-НАСТОЯЩЕМУ, РАДОСТНО, ГОРЯЧО, ВСЕГДА, НИКОГДА, УДИВИТЕЛЬНО, ПРАЗДНИЧНО, СВЕТЛО.

* ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К НАРЕЧИЯМ лаконично, неизменно.

Для справок : всегда, кратко, сжато, постоянно, немногословно, вечно, всечасно.

* ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К НАРЕЧИЯМ небрежно, мастерски.

Для справок: искусно, умело, кое-как, неумело.

г) проверка работы с текстом.

ВЫВОД: наречие служит для передачи и уточнения различных смысловых оттенков действия, делая текст эмоционально-окрашенным.

д) Молодая березка испуганно 2 затрепетала. 4 простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

е) Еще один способ сделать нашу речь яркой – умелое использование в ней синонимов и антонимов.

- Что обозначают эти понятия?

- Проверка индивидуальных заданий с синонимами.

- устно (хором) подберите антонимы:

жарко – холодно, вверх – вниз, быстро – медленно, шагом – бегом, темно – светло, мало – много, хорошо – плохо, рано – поздно.

ж) Мы знаем, что наречия, относящиеся к глаголу, делятся на смысловые группы – назовите их.

- Как мы определяем смысловые группы?

гулять дотемна (до каких пор?) – времени

отмыть дочиста (в какой степени?) – меры

взглянул удивленно (как? каким образом?) – образа действия

ушел куда-то - неопределенное

3. Самостоятельная работа. (карточки)

БОЛТАТЬ БЕЗ УМОЛКУ

Итоги урока. Выставление отметок.

Домашнее задание. § 32, 33; упражнение 207 (подчеркнуть все наречия, определить смысловые группы).

Похожие документы:

Уроки русского языка в 7 классе

. материал по теме см.: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь. Русский язык. 7 класс.— М., 2001.—ч. 1.— С. 7—9. 8 См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе— М., 2002 .

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

. уроков русского языка в 6 классе Урок 1. Родной язык (§1). Цели урока . русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему . отымённое наречие, . группы делятся части речи в русском языке .

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (2)

. . Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.; Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд .

Планирование уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику вф грекова и др.) 1час в неделю

. уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику ВФ Грекова и др.) 1час в неделю Урок 1. Принципы русской . Собрание началось организова. о. Группа сильна и организова . или наречия, составляя с ним смысловое целое, . до 11 класса (тема: «Обособленные .

Планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику с. и. львовой, в. в. львова (м.: мнемозина, 2008) 204 ч

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Смысловые группы наречий. 7 класс

Тип урока : Урок-исследование.

Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.

Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.

Воспитывающие : воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

формирование представлений о смысловых группах наречий;

знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.

Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при проверке заданий; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.

Актуализация знаний.

Работа с текстом

- Я предлагаю вам прочитать небольшой отрывок, в котором несколько слов пропущено.

(карточки с текстом находятся у учащихся)

Гроза надв..галась. (. ) огромная л..ловая туча (…) поднималась из(за) леса; надо мною и мне (…) н..слись дли(н,нн)ые серые облака; ракиты (…) ш..в..лились и тр..п..тали. Душный жар (…) см..нился влажным холодом; тени (…) густели.

Слова для справок: навстречу, медленно, впереди, быстро, внезапно, тревожно.

- Давайте попробуем отредактировать текст, вместо пропусков вставляя нужные слова.

Работаем в парах, помогая друг другу (Проверка)

- Определите тему текста? ( Начало грозы).

- Обратите внимание, каких предложений больше в тексте – простых или сложных? (Сложных)

- Что это за такие загадочные слова, которые мы вставили в отрывок? (Наречия)

2. Повторение сведений о наречии.

1)Что вы знаете о наречиях?

а)обозначают признак действия,

б)отвечают на вопросы: Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? По какой причине? и др.

в)не изменяются,

г)в предложении чаще всего бывают обстоятельствами,

д)присоединяются чаще всего к глаголам, причастиям, деепричастиям, но могут сочетаться с существительными, прилагательными, другими наречиями).

2) А какова роль наречий в тексте? (Они делают речь точной, красочной, выразительной)

3. Постановка проблемы.

- Таким образом, наречия важны в нашей речи, но нам пока известны о наречии лишь первоначальные сведения. Давайте проведём исследование.

- А знаете ли вы как проводить исследование?

Во-первых, надо определить объект исследования.

1) Подошел вплотную, повернуть направо, совсем легко, прилетел осенью, пришел ночью, слегка дерзкий, пойти налево, переписать набело.

- Итак, прочитайте словосочетания. Найдите в них общее. ( В состав каждого словосочетания входит наречие.)

- Запишите словосочетания, запоминая написание наречий. Выделите главное слово в словосочетании и поставьте вопрос к каждому наречию. Разделите данные словосочетания на четыре группы — в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

Учащиеся выполняют задание в группах и проверяют их.

- Назовите первую группу словосочетаний. Обоснуйте свой ответ.

(В первую группу можно включить словосочетания подошел вплотную, переписать набело . В них наречия отвечают на вопрос как ?)

- Какие слова можно отнести во вторую группу?

(Во вторую группу можно включить словосочетания повернуть направо, пойти налево . Наречия в них отвечают на вопрос куда ?)

- Что можете сказать о третьей группе?

(В третью группу можно включить словосочетания пришел ночью, прилетел осенью. Наречия в них отвечают на вопpoc когда ?)

-Дайте характеристику последней группы.

(К четвертой группе можно отнести словосочетания совсем легко и слегка дерзкий. Наречия отвечают на вопрос в какой степени ?)

4. Формулирование учащимися темы и цели урока

- Прочитайте составленные группы словосочетаний. Найдите еще один признак, по которому в них объединены наречия.

(Наречия в группах объединены по смыслу.)

- Учитывая последний названный вами признак, скажите, о каких группах наречий будет идти речь на сегодняшнем уроке, и сформулируйте его тему.

(Тема сегодняшнего урока: Смысловые группы наречий)

Тему урока учитель записывает на доске.

- Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать цель урока.

(Цель урока: познакомиться со смысловыми группами наречий, учиться их отличать и находить в устной и письменной речи.)

Изучение нового материала.

- Итак, объект исследования установили. Перейдём к следующему этапу исследования. Это наблюдение. Перед вами смысловые группы наречий.

hello_html_27f64b1a.jpg

- Ребята, на ваших столах лежат карточки.

А)прочитайте первую группу словосочетаний, задайте вопросы к наречиям.

Б)подумайте, какое название подойдет к каждой группе.

Учащиеся подбирают название, пишут вопросы, прикрепляют соответствующую карточку.

гулять дотемна, вернулся поздно

остался здесь, находился внутри

взглянул удивлённо, весело скользит

обидел сгоряча, наткнуться сослепу

сказать назло, сломал нарочно

крайне беспечно, слишком ценный, увеличил вдвое

- Внимательно проанализируйте состав словосочетаний.

- Обобщите свои наблюдения:

1. Какие смысловые группы образуют наречия? Назовите их вместе с вопросами.

Школьники обобщают изученное.

Ребята! Мы с вами проделали большую работу.

- Ребята, чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.

Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Продолжаем урок свой.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их и определите разряд.

- Дружно, энергично, тихонько. Образа действия.

7.Закрепление материала.

- Молодцы. Итак, по значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?

( обстоятельственные и определительные) .

1) Поработаем с упр. 227. Задание: 1 вариант выписывает из упр. 3 с/с с обстоятельственными наречиями, 2 вариант – 3 с определительными. ( наречия должны относиться к разным группам.)

2) Самостоятельная работа.

- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

- Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

Но однажды поутру прискакала кенгуру.

Невдалеке тускло блестела река.

На берегу реки теперь стало совсем темно.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло !

Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением.

Однажды поутру - время

Тускло- образа действия

Теперь-время

совсем - степень

Неохотно и несмело – образа действия

назло - цели

Подведение итогов.

1.Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

- Что мы изучали сегодня?

- Назовите смысловые группы наречий.

- Что для вас было наиболее интересным на нашем уроке? Какое задание вы выполняли с удовольствием?

- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об удивительной части речи – наречии.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, таблица, раздаточный материал, презентация.

Здравствуйте, ребята! Давайте , поприветствуем друг друга и подарим свои у лыбки. Каждый из вас,

улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, переда л частичку своей доброй энергии окр у жающим и

тем самым сделал этот мир чуточку добрее , а в любом деле главное - это доброе начало

5. Первая мягкая шипящая бу ква в р у сском алфавите – Ч

- Какое слово у вас полу чилось? Правильно, на речие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой

- Наречие относится к самостоятельным частям речи? ( да )

- Наречие отвечает на вопросы? Где? Куда? Откуда? Почему? Как? (да)

- Неизменяемость - главный морфологический признак? ( да )

Как вы думаете, почему эти п редложения записаны попарно?

В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум.

В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился .

Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов ? Выпишите

словосочетания с наречиями. На какие вопросы отвечают эти наречия?

4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

По значению наречия делятся на определённые гру ппы, а на какие именно, вы сейчас попробу ете

( Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям,

представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду

Учитель. Ребята, сегодня мы работаем на распечатанных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку. (см. Приложение)

II. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос)

  1. По каким признакам вы определили, что это наречия?
  2. Дать определение наречию как части речи.
  3. Синтаксическая роль наречия в предложении?
  4. На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?
  5. В свою очередь обстоятельственные делятся на.
  6. А определительные на.

– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.

III. Тестирование “Наречие-это. ”

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.
  2. Наречие – служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие – изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
  9. Наречие имеет форму слова.
  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы .На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. (см. Рис. 1)

IV. Комплексная работа с текстом

  1. А почему он затрагивает вопрос о поэзии?
  2. Что такое поэзия? Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом.

Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.

(Чтение текста учителем.)

Одуванчик

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр. глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд. ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

    Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  1. Что такое текст?
  2. Сформулируйте тему данного текста.
  3. Выделить микротемы текста.
  4. К какому типу вы отнесете этот текст?
  5. К какому стилю речи он относится? Почему ?
  6. Найти художественные средства, используемые автором?

(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )

Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца. (см. Рис. 2)

    В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
  1. Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
  2. В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
  3. В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
  4. Какие это обороты? Выделить их графически.
  5. Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

. По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).

– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

V. Работа по развитию речи

А) Теперь давайте с вами попробуем сами опоэтизировать на первый взгляд неприметные предметы. Например, осенние листья. Обратите внимание на предложение, написанное в ваших распечатках.

Листья падают с дерева.

– Можно ли по этому предложению представить, какие это листья, как они падают, какого они цвета? Конечно, нет. Наша задача состоит в том, чтобы красиво и наглядно описать этот процесс, а также более красочно представить тот предмет, о котором мы говорим.

– Что же мы для этого должны сделать?

Давайте попробуем добавить эпитеты, распространить действия, добавив деепричастия или деепричастные обороты, употребить наречия, которые также украсят наше предложение.

(По ходу продумывания предложения на доске учитель записывает наречия, которые можно употребить, например, плавно, медленно, тихо, бесшумно, красиво, печально).

– Записываем полученное предложение .

Разноцветные листья плавно кружились в воздухе, оторвавшись от ветки.

– Вот теперь вы можете себе представить картину падающих листьев?

Б) Теперь посмотрите на фотографию. Здесь фотограф уже нашел и запечатлел кленовые листья, упавшие на мокрую скамейку.(см. Рис. 3)

Давайте еще немного пофантазируем и придумаем продолжение к уже написанному нами предложению, но оно должно соответствовать данной фотографии. Не забудьте употребить наречия в данном предложении.

Они бесшумно упали на мокрую скамейку, печально ожидая своей дальнейшей участи.

Не забудьте определить синтаксическую роль наречия и смысловую группу.

В) А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность.

Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе.

Осенний лист

Последний лист кружится в воздухе, летает,
Гонимый ветром вдаль по мостовой,
О чем он думает, о чем мечтает?
Кто унесет его, поманит за собой?

Быть может, он прилепится к окошку
И будет там ждать участи своей,
А может ляжет на промокшую дорожку
И затеряется среди дождей.

А может в парке, средь листвы опавшей,
Он вспомнит о вчерашнем дне
И загрустит о том, что он однажды
Сорвался с дерева, попал в небытие.

Но что поделать, коль назначено природой
Весной рождаться, летом зеленеть,
А поздней осенью с ветвей срываться
И в путь неведомый лететь.

VI. Итог урока

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.

VII. Домашнее задание

Учитель. По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то.

Читайте также: