Конспект наблюдения за кроликом в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН

Конспект НОД

по экологическому воспитанию

в средней группе

Воспитатель: Ахметьянова Ф.С.

Основная образовательная область: область познавательного развития .

Интеграция образовательных областей : области художественно-эстетического, речевого, физического развития.

Цель: Расширять представления детей о домашних животных.

Образовательная : Познакомить детей с новым объектом — домашним животным – кроликом, учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика, уточнить знания детей о назначении домашних животных и их пользе для человека.

Развивающая: Развивать речевую активность детей. Способствовать развитию наблюдательности, коммуникативные навыки: умение договариваться друг с другом

Воспитывающая: Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к домашним животным, желание ухаживать за ними.

Материал и оборудование для занятия: Живой объект: кролик в клетке, корм (морковка, капуста, сено, сладости) .

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел заяц из леса и хочет с вами поиграть и позаниматься. Давайте поздороваемся с ним.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите, на зайчика и скажите, какие части тела можно у него выделить.

Дети: Туловище, голова, лапы, уши и хвост. на мордочке есть глаза, нос, рот и усы. Тело зайчика покрыто мягкой шерсткой.

По мере ответа все детали тела выставляются на доске.

Воспитатель: А сейчас мы с ним поиграем.

Воспитатель: Но у нас есть еще один гость сегодня. Давайте мы нашего игрушечного зайку посадим на стульчик и посмотрим, кто же к нам еще пришел.

Воспитатель заносит клетку с кроликом.

Воспитатель: Ребята, кто мне подскажет, кто же это сидит в клетке. (Кролик).

Воспитатель: Чем же кролик отличается от зайца. (Заяц живет в лесу, а кролик дома во дворе. Заяц – это дикое животное, а кролик – домашнее.

Воспитатель: Мы сейчас рассмотрим кролика поближе и понаблюдаем, что он будет делать.

- Кролик прыгает, нюхает воздух, шевелит носиком и усами, вытягивает шею, задние лапы у кролика длиннее передних.

1. Какие у него уши? –

4. Какой, короткий или длинный?

5. Какая у него шерстка?

Дети отвечают, а воспитатель уточняет.

(ответы детей, выставляться модели кролика: 4 ноги, тело покрыто шерсткой, длинные уши, есть пасть, домик- домашние животные.)

Кролик скачет скок да скок

На зеленый, на лужок

Травку щиплет, кушает

И тихонько слушает:

Не идет ли волк.

Воспитатель: А как нужно ухаживать за кроликом?

Ответы детей: (Нужно кормить, поить, чистить клетку и делать прививки.)

Воспитатель: А кто мне скажет, что ест кролик, чем его можно покормить?

Ответы детей: (Морковка, свекла, сено, овес, листики одуванчиков, лопухи)

Воспитатель: Правильно дети, у кролика есть очень крепкие передние зубы, которыми он грызет твердую пищу. (Морковку, свеклу)

Ребята, животных которые, которые грызут твердую пищу, называют грызунами. Попросить повторить нескольких детей, затем повторить хором.

Воспитатель: А вы знаете ребята, что пушистых кроликов расчесывают и получают пух, затем пух прядут и получают нитки, а уже из ниток вяжут варежки и теплые носки. (Показать детям вязаные изделия)

1. Ребята, скажите какая шерстка у кролика?

2. Как вы думаете, чем можно кормить кролика?

3. Как называют животных, которые грызут твердую пищу?

4. Что делают из пуха, который вычесывают у кроликов?

5. А как ухаживать за кроликом?

6. Что ест кролик?

В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушечный зайчик сидит на месте. Подводит к пониманию того, что настоящий кролик живой и отличается от игрушечного зайчика: он прыгает, дышит, слышит, ест, нюхает, смотрит и т.д.

Ответы детей, воспитатель дополняет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались, отвечали на все вопросы.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте скажем нашей гостье спасибо и до свидания.

Коррекционно - развивающие цели.

Развивать речевое дыхание, диалогическую речь, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формировать навыки доброжелательности, инициативности, сотрудничества,

Ответственности, формировать интерес к занятиям. Воспитывать заботливое отношение к

домашнему животному - кролику.

Оборудование: клетка, игрушка – кролик, кролик, корм - морковь, капустные листья, силуэт кролика.

Ход занятия:

- Дети, кто знает, кто оставил нам эти следы? (ответы детей).

- Я думаю, что вы догадаетесь после нашего занятия.

- Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Хотите узнать, кто сидит в этой клетке? (Да).

- Тогда попробуйте отгадать загадку:

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку. Кролик)

- Я сейчас уберу салфетку, и мы посмотрим, правильно вы отгадали или нет? (дети видят игрушечного кролика).

- Молодцы, отгадали правильно. Но почему-то этот кролик не двигается, не ест.

- А ты как думаешь, Рома?

- Конечно же, этот кролик игрушечный, не живой.

- А вы хотели бы увидеть вместо игрушечного кролика, настоящего?

- И я бы хотела увидеть здесь настоящего живого кролика.

- Ребята, вы все, наверное, хотя бы раз, ходили с родителями в цирк? В цирке всегда выступает фокусник. Он показывает разные фокусы и

произносит волшебные слова.

Давайте и мы сейчас с вами попробуем произнести волшебные слова и, может быть, у нас произойдёт чудо.

- Давайте повторим их все вместе. (Дети повторяют вместе с воспитателем).

- А теперь нужно произнести эти слова и повернуться вокруг себя три раза с закрытыми глазами. (Дети вместе с воспитателем произносят слова, закрыв глаза, поворачиваются вокруг себя), а воспитатель считает. В это время воспитатель меняет клетки. Ставит клетку с живым кроликом.

- Дети, смотрите, у нас получилось. Произошло чудо. В клетке появился живой кролик. (Дети 1 минуту рассматривают кролика).

- Кто это? Как называется это животное?

- Полина, это кто? Маша, кто это?

- Кролик маленький или большой? (скажи Артём)

- Что есть у кролика на голове? (Саша? Маша. а ещё Даша?)

- А ушки большие или маленькие? (Большие).

- Чем покрыто тело кролика? (Шёрсткой).

- Какого цвета шёрстка у кролика? (Серого).

- Давайте я достану кролика из клетки, и мы потрогаем его шёрстку. (Воспитатель проносит кролика, дети его гладят).

- Какая шёрстка у кролика на ощупь? (Мягкая)

- Ещё какая? (Пушистая, тёплая).

- Что ещё есть у кролика? (Показ, на лапы).

- Одинаковые лапки? Как вы думаете, почему лапки разные?

- С помощью таких лап он передвигается. Как, бегает или прыгает?

- А ещё у кролика есть, что. (Хвост).

- Он большой или маленький? (Маленький).

Физ. минутка.

- А сейчас давайте мы с вами ненадолго побудим маленькими кроликами и поиграем.

Скок- поскок, скок- поскок.

Кролик прыгнул на пенек.

В бара6ан он громко бьёт

На разминку всех зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок- скок- скок.

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

(Дети имитируют движения кролика).

- Дети, кролик домашнее или дикое животное? (Артём)

- Если кролик домашнее животное, значит, он живёт рядом с человеком и человек. что делает? (Ухаживает за ним).

- Как ухаживают за кроликом? (Кормят его, чистят клетку, моют, лечат, вычесывают пух).

- Чем питается кролик? (Морковью, капустными листьями, травкой).

- Давайте покормим его и посмотрим, как он будет есть? (Наблюдают).

- Дети, кто знает какую пользу, приносят кролики людям? (Из вычесанного пуха вяжут носки, рукавицы, шапки. ).

- Вам понравился кролик? А чем?

- Что вы узнали сегодня нового о кролике? (Кролик домашнее животное; шерстка теплая, мягкая, пушистая, лапки разные: передние - короткие, задние - длинные; ушки – большие, хвост - маленький; питается травой, капустой, морковью, приносит людям пользу (из вычесанного пуха, вяжут носки, варежки, шапки. ).

- Я думаю, что вы расскажите своим родителям о кролике.

- Теперь-то я знаю, что вы догадываетесь, кто оставил на полу свои следы?

- Давайте оставим пока кролика у себя и понаблюдаем за ним. А в подарок он вам принёс силуэты своих друзей, вам нужно взять карандаши и дорисовать их.

Назначение: Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Цель: Дополнить знания детей о кролике.

Задачи:
Закрепить знания детей о внешнем виде и повадках кролика. Подвести детей к выводу о зависимости строения его ног и способа передвижения. Дать знания детей о пользе кроликов. Укреплять интерес к наблюдению за животным. Учить детей бережно обращаться с кроликом, заботиться о нём.

Активизация словаря:
пух, шерсть, грызет, прыгает, торчащие уши, длинноухий, косой, длинный, короткий, крольчата, ветеринар

Дети: Длинноухий.
Воспитатель: Правильно. Что он делает ушами?
Дети: Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.
Воспитатель: Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас?
Дети: Он смотрит на нас глазками.
Воспитатель: Какие у него глаза?
Дети: Глаза маленькие, черные.
Воспитатель: Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым.
Что еще вы заметили на мордочке у кролика?
Дети: На мордочке у кролика ещё есть носик, рот, усы.
Воспитатель: Верно. А какие у него усы?
Дети: Усы у него длинные.
Воспитатель: Сейчас он у меня на руках. А когда я его опущу на пол, что он будет делать?
Дети: Кролик прыгает.
Воспитатель: Ребята, что помогает ему прыгать?
Дети: Ему помогают прыгать ноги.
Воспитатель: Верно, посмотрите на его ноги. Что вы можете рассказать о них.
Дети: У кролика четыре ноги. Передние ноги короче задних.
Воспитатель: Правильно. Передние ноги короче задних.
Вспомните и назовите животных которые умеют только прыгать.
Дети: Это белка, кенгуру, лягушки.
Воспитатель: Животные, у которых передние ноги короче задних умеют прыгать.
Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?
Дети: Это у кролика хвостик и находится он на спинке.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Хвост у кролика маленький.
Воспитатель: Правильно. Чем покрыто тело кролика?
Дети: Тело кролика покрыто шерстью.
Воспитатель: Какого цвета шерсть?
Дети:Кролик черного цвета.
Воспитатель: А сейчас я к каждому подойду, и у вас будет возможность погладить кролика. Вы ребятки сидите на стульчиках, я к вам подойду.
Воспитатель берёт зверька в руки, гладит его и предлагает каждому ребенку погладить, при этом показывает, как правильно надо делать.


Затем предлагает салфеточку, чтобы вытереть руки.
Воспитатель: Мы с Вами что то засиделись. Давайте поиграем. А кролик отдохнет.

Цель. Познакомить детей с внешним видом и особенностями по­ведения кролика (зверек с белой или серой пушистой, мягкой шерстью, длинными ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост корот­кий; задние ноги длиннее передних; передвигается прыжками; грызет овощи, ветки). Дать знания о способах ухода за животным (кормить два раза в день, чистить клетку).

Подвести к пониманию, что кролик — домашнее животное: живет возле людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут теплые шарфики, шапки, варежки.

Учить детей наблюдать за животным, пользоваться словами, обо­значающими признаки и действия животного. Развивать дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Организация занятия. Детей посадить полукругом. Пригото­вить корм для кролика: капусту, морковь, свеклу, ветки осины. Огоро­дить пространство, чтобы дать возможность кролику передвигаться.

Ход занятия. Загадать детям загадку о кролике или предложить посмотреть, что лежит на подносе: для кого приготовлено угощение? Как догадались? Внести кролика. Дать ему возможность подвигаться. Спросить детей: что делает кролик?

Взять кролика на руки или посадить в мелкую корзинку. Предло­жить ребятам погладить животное и сказать, какая у него шерстка. Пока дети гладят кролика, спросить каждого: кого гладишь? Какая шерстка у кролика?

Снова выпустить животное на пол. Предложить детям посмотреть, что будет делать кролик, если кто-то из них хлопнет в ладоши. Спро­сить: что сделал кролик? Какие у него уши? Предложить воспитанни­кам покормить животное: разложить корм на некотором расстоянии (1—1,5 м). Спросить: что делает кролик? Как он ест? Какие у него зубы? Что он больше всего любит?

Поместить животное в корзинку и прикрыть. Показать детям пу­ховую шапочку, шарфик, варежки. Дать потрогать вещи. Объяснить, что они сделаны из пуха кролика.

В конце занятия спросить, как дети будут ухаживать за кроликом.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объ­ектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкрет­ных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раз­даточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание ин­дивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бе­режному отношению к ней.

Цель. Познакомить детей с внешним видом и особенностями по­ведения кролика (зверек с белой или серой пушистой, мягкой шерстью, длинными ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост корот­кий; задние ноги длиннее передних; передвигается прыжками; грызет овощи, ветки). Дать знания о способах ухода за животным (кормить два раза в день, чистить клетку).

Подвести к пониманию, что кролик — домашнее животное: живет возле людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут теплые шарфики, шапки, варежки.

Учить детей наблюдать за животным, пользоваться словами, обо­значающими признаки и действия животного. Развивать дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Организация занятия. Детей посадить полукругом. Пригото­вить корм для кролика: капусту, морковь, свеклу, ветки осины. Огоро­дить пространство, чтобы дать возможность кролику передвигаться.

Ход занятия. Загадать детям загадку о кролике или предложить посмотреть, что лежит на подносе: для кого приготовлено угощение? Как догадались? Внести кролика. Дать ему возможность подвигаться. Спросить детей: что делает кролик?

Взять кролика на руки или посадить в мелкую корзинку. Предло­жить ребятам погладить животное и сказать, какая у него шерстка. Пока дети гладят кролика, спросить каждого: кого гладишь? Какая шерстка у кролика?




Снова выпустить животное на пол. Предложить детям посмотреть, что будет делать кролик, если кто-то из них хлопнет в ладоши. Спро­сить: что сделал кролик? Какие у него уши? Предложить воспитанни­кам покормить животное: разложить корм на некотором расстоянии (1—1,5 м). Спросить: что делает кролик? Как он ест? Какие у него зубы? Что он больше всего любит?

Поместить животное в корзинку и прикрыть. Показать детям пу­ховую шапочку, шарфик, варежки. Дать потрогать вещи. Объяснить, что они сделаны из пуха кролика.

В конце занятия спросить, как дети будут ухаживать за кроликом.

Наблюдение с использованием раздаточного материала.Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объ­ектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкрет­ных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раз­даточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание ин­дивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бе­режному отношению к ней.

Читайте также: